СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развития мелкой моторики рук в театрализованной деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развития мелкой моторики рук в театрализованной деятельности».»

«Развития мелкой моторики рук в театрализованной деятельности».

Меня всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, и правильно подготовить его к школе. Познакомившись с результатами психологического обследования первоклассников на готовность к школьному обучению, я сделала вывод о том, что у детей недостаточно развита зрительно-моторная координация и мелкая моторика рук. А ведь уровень развития мелкой моторики рук детей тесно связан с развитием речи, общим развитием детей и является одним из основных показателей готовности детей к школе. Много лет проработав с детьми по развитию мелкой моторики рук, обобщив опыт по данному направлению я поняла, что можно найти новые методы в развитии детей. В дошкольном возрасте дети принимают активное участие в театрализованной деятельности. Обыгрывают потешки, сказки, стихи, а для этого необходимо участие не только речи, но и общая координация и движения кисти рук. В ходе игры в театр детям часто приходится управлять куклами, делать декорации и реквизит для спектаклей, а для этого необходимо развивать ловкость и координацию своих пальцев. Я поставила перед собой цель: развивать мелкую моторику рук детей через театрализованную деятельность. Для реализации данной цели поставила следующие задачи: 1. Создать в группе развивающую среду по театрализованной деятельности. 2. Организовать работу с детьми направленную на развитие координации, точности движений пальцев рук в театрализованной деятельности. 3. Развивать у детей навыки кукловождения, использования разных видов театра в совместных и самостоятельных видах деятельности. 4. Активизировать участие родителей в воспитательно- образовательном процессе. В работе по данному направлению я опиралась на теоретические и практические труды Болотиной Р.П., Комаровой Т.С., Венгер Л.А., Мухиной В.С., Губановой Н.Ф., Сорокиной Н.Ф., и др. Свою работу с детьми я строю на основе основных принципов дидактики: систематичности, последовательности, учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка. Для соблюдения возрастного принципа последовательности в работе я опираюсь на тематический план, который разработала на основе собственного педагогического опыта: Свою работу разделила на 3 этапа. I. Подготовительный. II. Основной. III. Заключительный. На подготовительном этапе для выявления уровня развития мелкой моторики рук в начале моей работы совместно с психологом мы провели диагностические исследования по методикам: 1. Методика Л.А. Венгера «Дорожки» (на определение точности движения). 2. Методика Н.И. Гуткиной «Кораблик» (на развитие произвольности психических процессов, зрительно-моторной координации). Результаты диагностики показали, что у детей низкий уровень сформированности мелкой моторики рук, низкая координация движений кисти рук, слабость мышечной мускулатуры. Изучив литературу по направлению деятельности, я разработала перспективный план работы с детьми и родителями. Создала насыщенную предметно-развивающую среду, в которую входит: театральный уголок с элементами костюмов, шапочки-маски, атрибуты для театрализаций, разнообразные виды театров, ширма, экран для теневого театра, фланелеграф. Подбор и изготовление разных видов театра я проводила в соответствии с возрастом детей. Так, например, в младшем возрасте, когда низкий уровень развития руки еще физиологически обусловлен был создан театр «Топотушки», который требовал работы всей кисти рук и отдельных пальцев, а в более старшем возрасте – театр Би-ба-бо, требующий сложной координации. Любое театрализованное представление включает в себя подготовку спектакля и показ. Поэтому я выделяю в работе на 2 подэтапа: организационный и практический. В ходе организационного, в зависимости от навыков детей, их творческих способностей, двигательных умений, вместе с детьми мы делали реквизит, рисовали декорации к театру, изготавливали своими руками разные виды театров, проводили пальчиковые игры для укрепления рук. А в ходе практического - показывали театрализованное представление: кукольный спектакль, драматизацию сказки или театрализованное представление. Работу с детьми я проводила в основном в процессе совместной деятельности и на занятиях продуктивными видами деятельности, ознакомлению с художественной литературой, ознакомлению с окружающим. Каждая форма организации преследовала решение конкретных задач. Занятие - показать ребенку образец действий с различными видами театров «подготовить декорации, реквизит для будущей постановки», научить его выполнять разнообразные движения их. Совместная деятельность - упражнять и закреплять умения, навыки, которые формировали на занятиях. Самостоятельная деятельность - предоставить ребенку возможность самостоятельно и творчески применять полученные знания и умения. В ходе совместной деятельности я мотивировала детей заниматься театрализованной деятельностью, выступать перед родителями и сверстниками. Для этого показывала различные театрализованные постановки, знакомила детей с разными театральными куклами. На занятиях рисованием, лепкой и аппликацией мы рисовали декорации, украшали детали костюмов, лепили кукол из пластилинового театра, на конструировании изготавливали из бумаги атрибуты и реквизит, необходимым героям. Начинаю любую подготовительную работу с детьми с пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр, так как они являются своего рода мини театральной постановкой. Кроме того, это помогает разогреть ручки малыша, настроить его на взаимодействие с взрослым. Формирование двигательных навыков начинается с вертикальных и горизонтальных движений, а потом круговых и более сложных по координации, и действий на развитие ловкости, точности движений рук. В течение всей работы по развитию мелкой моторики рук через театрализованную деятельность я старалась поддержать положительный эмоциональный настрой каждого ребенка, дружеские отношения и обеспечить радость, удовольствие и удовлетворение от проделанной работы. Детям младшей группы очень нравились игры с пальчиками. Поэтому театр «Топотушки», где задействована рука целиком, отдельные пальчики, ладошки был основным видом театра, которым овладели дети. Читая детям художественные произведения (потешки, стихи, сказки), рассматривая иллюстрации, альбомы, куклы мы с детьми играли с ручками, пальчиками, показывали мини спектакль. Я научила детей игровому самомассажу, который включала как отдельные пятиминутные занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях. Одновременно вместе с родителями стали репетировать сказку для показа детям, чтобы повысить интерес к театру. Постепенно я подводила детей к овладению элементарными действиями с куклой. Ведь это трудно и сложно управлять куклой для взрослых артистов, тем более для детей. Дети водят куклу стоя, во время кукловождения используются модули и ширмы, кукла должна выполнять разнообразные игровые действия. Первыми театрализованными постановками стали обыгрывание знакомых литературных произведений, которые дети показывали друг другу «Теремок», «Колобок», «Репка». В средней группе мы с детьми продолжали развивать пальчики; ловкость рук в разных направлениях (горизонтально, вертикально, по кругу), с помощью пальчиковых гимнастик, игр, упражнений. Продолжали знакомиться с русскими народными сказками, изготавливать на занятиях элементы реквизитов, помогали изготавливать театр стаканчиков, ложек. Вместе с родителями создали театр носка. Дети посещали театральные представления профессиональных артистов, детей других групп детского сада и продолжали драматизировать литературные произведения, играли в «Театр». Постепенно дети самостоятельно стали играть разными видами театра, которые находились в группе. С внесением новых видов театральных кукол, осваивали новые приемы кукловождения. В младшей и средней группе я обращала внимание и на развитие общей координации движений. Эту работу я проводила в тесном контакте с музыкальным руководителем, руководителем физвоспитания, особенно при подготовке и проведении спектаклей, которые не требуют использования кукол. Я обязательно напоминала детям названия действий, направление движений, что помогло ребенку сосредоточить свое внимание на собственном теле («Расскажи стихи руками», «Алфавит телодвижений»). Аналогичная работа проводилась в старшей и подготовительной группах. Однако возросли требования к качеству декораций, атрибутов, костюмов. Дети освоили более сложные виды театров. Например, театра раскрашенных ладоней, которые дети сами расписывали и потом использовали в игре, освоили вождение кукол би-ба-бо, кукол марионеток. На занятиях по аппликации самостоятельно вырезали элементы теневого театра, трафаретного театра и тоже использовали в театрализации. В старших группах я тесно сотрудничала с воспитателем изодеятельности, с ее помощью дети изготовили несколько пластилиновых театров. С детьми посетили с экскурсией ДК «Родина», побывали в гримерной, костюмерной, на сцене и т.д. В подготовительной группе мы тесно сотрудничали с театральным кружком школы №12 - посещали театральные постановки. Посетили с детьми детскую библиотеку, ознакомились с выставкой литературы о театре. Повторно сходили на экскурсию в ДК «Родина» на представления театра «Гистрион». Дети подготовили спектакли «Теремок» (1 место в конкурсе городской газеты «БН» «Юный творец»), «Белкин домик», «Как избушка стала дворцом» и показали для сверстников, родителей, педагогов детского сада и города. Итогом деятельности стал выпускной вечер в виде театрального представления с участием всех детей. Успехи детей в театрализованной деятельности я представляла для родителей в «Портфолио группы». Одним из важных направлений моей педагогической деятельности является работа с родителями. Для того, чтобы родители осознали и активно участвовали в жизни группы, я проводила консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, показывала открытые занятия в дни открытых дверей. Мной подготовлены презентация для родителей «Виды театра в детском саду». С моей помощью родители подготовили и показали детям спектакль «Заюшкина избушка» в младшей группе, шили костюмы, изготавливали реквизит к спектаклям, помогали в организации экскурсий в ДК «Родина». Родители и дети сделали перчаточные куклы из варежек, связанные и сшитые специально. Дети с родителями сочиняли сказки, истории о своих героях, которые потом инсценировали в театре. С помощью родителей был создан в группе великолепный мини-музей «Театр», который посетили дети других групп, родители, педагоги других детских садов. Работа по созданию мини-музея была совместным творческим проектом с детьми и родителями. Результаты диагностики показывают положительную динамику у детей в развитии мелкой моторики рук. Они обладают устойчивым интересом к продуктивным видам деятельности, у них сформированы художественно- творческие навыки, умеют доводить начатое дело до конца.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!