СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие восприятия цвета у детей с ТМНР.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие восприятия цвета у детей с ТМНР.»

Развитие восприятия цвета у обучающихся с ТМНР через игры и упражнения в условиях реализации ФГОС.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путём проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой.

Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путём приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребёнок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. При этом он может ещё и не владеть восприятием цвета, не видеть, что оба предмета красные или один из них красный, а другой жёлтый, но увидит, что цвета одинаковые или разные. Умственно отсталые дети часто не видят даже такого сходства или различия, и приходится довольно длительно работать над этим.

Когда ребёнок научится определять цвета при их непосредственном контакте, т.е. путём наложения и приложения, можно переходить к выбору по образцу, к настоящему восприятию цвета, а затем и к усвоению названий цветов.

На основе восприятия цвета формируются и представления о цвете. А благодаря этому дети смогут не только применять его в своей деятельности (изобразительной, трудовой), в игре, но использовать цвет как сигнал к действию в быту (например, понимать сигналы светофора).

Рассмотрим примерные задания на различение цветов. Эта группа заданий основана на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении, т.е. примеривании. Сближение позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада между двумя цветами. Он может быть резким (например, между красным и жёлтым цветами) или близким (между желтым и оранжевым цветами). Поэтому первые игры и упражнения должны проводиться с предметами, резко различными по цвету, и осуществлять выбор по образцу. Постепенно цветовой перепад будет всё меньшим, и уже на расстоянии производиться составление цветов.

Педагог должен побуждать детей к самостоятельности при выполнении задания, постоянно менять предметы по цвету, чтобы они ориентировались не на их форму, а на цвет.

Пластмассовый цветной конструктор.

Цель. Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию.

Оборудование. Конструктор: по четыре каждого цвета (красные, желтые, синие, белые, зелёные).

Ход игры (проводится индивидуально с каждым ребёнком). Взрослый расставляет перед собой и ребёнком детали конструктора, обращая внимание на их одинаковость: «Тебе такой, мне такой, тебе такой, мне такой…» Затем предлагает построить красивые одноцветные башни, показывает, как это делать. Момент постройки обыгрывает: берёт сначала свою красную деталь, ставит на жёлтый и тут же выражает недовольство («не такой»), переставляет на красный, проводит рукой сверху вниз, подчеркивая их однородность. Таким образом устанавливает другие детали конструктора. Затем просит ребёнка сделать то же самое. При необходимости помогает. Ребёнок строит башни 2-3 раза.

В ходе этой игры происходит восприятие цвета.

Для формирования восприятия цвета можно провести следующую игру

Найди цветок для бабочки.

Цель. Та же, познакомить с названиями некоторых цветов (красный, синий, жёлтый, белый).

Оборудование. Четыре крупных, выполненных из картона цветка (красный, синий, желтый, белый); 4 фигурки бабочек такой же окраски; по числу детей конверты (в них вкладывается весь раздаточный материал).

Ход игры. Учитель показывает на наборном полотне 4 цветка и 4 бабочки объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой же цветок, чтобы их было не видно и никто не смог поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Педагог показывает. Затем дети выполняют на парте. В начале может быть по две пары объектов. В дальнейшем количество пар увеличивается.

В конце занятия педагог подводит итог называет цвета и показывает их: «Желтая бабочка села на жёлтый цветок и т. д. Они спрятались, их не видно».

Привяжи ленточки к шарикам.

Продолжить знакомить с названиями цветов.

Зрительное соотнесение цветов происходит не только тогда, когда предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения лежит не просто различение, а восприятие цвета. В то же время можно сказать, что и восприятие цвета, и различие не всегда связаны со знанием названий цвета. Таким образом в задания можно включать любые цвета и оттенки.

Действуя с цветом, дети начинают запоминать и сами цвета, и их названия. Однако бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от другого. Поэтому игры и упражнения строятся так, чтобы ребёнок сначала вычленил цвет как значимый признак и выполнил задание. Только после этого нужно назвать цвет. Сначала даются названия основных цветов: жёлтый, красный, зелёный, синий, а также белый и чёрный, а затем дополнительных цветов и оттенков.

Упражнение по цветовому сигналу.

У учителя 4 цвета квадратов и у детей. Учитель поднимает красный и дети поднимают. Учитель поднимает 2 цвета и дети – 2. Какой это цвет?

Так постепенно у детей формируются представления о цвете, которые закрепляются в слове-названии. Важно научить ребёнка пользоваться представлениями о цвете в повседневной жизни, научить оперировать этими представлениями не только в реальных действиях, но и мысленно.

Что бывает такого цвета

Цель. Соединить представление о цвете с представлением о реальных предметах; дать понять, что цвет – одно из свойств предмета и некоторым из них присущи определённые цвета.

На столе у педагога овощи и фрукты. Дети рассматривают предметы и называют их цвет. Потом педагог закрывает их салфеткой. Достаёт цветовые карточки и просит вспомнить и назвать предметы красного цвета.

Работа с предметными картинками.

Вот так постепенно формируется развитие восприятия цвета у обучающихся с ТМНР через игры и упражнения.


Скачать

© 2021 548 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!