СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие внимания в младшем школьном возрасте.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассмотрены вопросы формирования внимания в учебной деятельности младшего школьника.

Просмотр содержимого документа
«Развитие внимания в младшем школьном возрасте.»

Развитие внимания в младшем школьном возрасте


Основной вид деятельности ребенка после семи лет — это обучение в школе. Эта деятельность вносит существенные изменения в протекание всех психических процессов. Изменяется и внимание детей, к которому учебная деятельность предъявляет новые высокие требования. Не случайно отсутствие необходимой подго­товленности старших дошкольников к работе в классе, прежде всего, выражается в их неумении сосредоточиваться на содержа­нии урока, на требованиях учителя и на собственных действиях, что и вызывает наиболее частые и серьезные замечания педагога. Но качества внимания, необходимые для успешной работы в классе и дома, лишь частично могут быть развиты и подготов­лены в детском саду или в семье. Они формируются в самой учебной деятельности маленького школьника. Внимание первоклассника еще сохраняет черты, характерные для дошкольников. Оно ещё слабо организовано, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания.

На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объёму внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: - непроизвольное (пассивное) внимание, когда говорят о пассивном внимании к объекту, то подчёркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на сосредоточение. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот опыт характерен для познавательной деятельности дошкольников. Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя. Раздражителями может являться повышение или понижение темпа речи, смена интонации, предметы, создающие яркие эмоциональные тона (мелодичные звуки, приятные запахи), предметы, взвывающие удивление, восхищение, восторг и другие раздражители; - произвольное (активное) внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения, произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. Психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Включаясь в трудовую деятельность или учебу, человек независимо от его отношения к работе имеет цель, которую необходимо осуществлять. Произвольное внимание, как свойство личности, не может быть сформулировано независимо от самой личности. Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании параграфа, когда чтение сопровождается конспектированием; - послепроизвольное внимание, оно возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. В послепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизвольное внимание – сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности. По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенные различия. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. Также внимание характеризуется различными качественными проявлениями или свойствами внимания. К ним относят: устойчивость, переключение, распределение, концентрация и объём внимания. Различные качества внимания связаны друг с другом. И характеризуется сложной функциональной структурой.

Устойчивость внимания.

Устойчивость – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Устойчивость зависит от особенностей объектов сосредоточения и активности личности при направленном сосредоточении. Она повышается с увеличением сложности объекта. Сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем и связана длительность сосредоточения. Внимание может быть чрезвычайно устойчивым, когда человек осознаёт важность, значимость выполняемой работы. Поэтому формирование устойчивых интересов – одно из важных условий повышения внимательности учащихся на уроках, успешность учебного процесса.

Переключение внимания.

Переключение – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. В случаях, когда деятельность в продолжении длительного времени остаётся неизменной, а происходит лишь смена объектов, имеет место переключение внимания в рамках его устойчивости. Подобное переключение при продолжительной работе предотвращает утомление и тем самым повышает устойчивость внимания. Однако оно недолжно быть слишком частым – оно может иметь отрицательные последствия. Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой, для других подобный переход требует значительных усилий и времени. Необходимость переключения внимания учащимися обусловлена особенностями протекания самого учебного процесса: сменой различных школьных предметов в течение рабочего дня, последовательности этапов изучения материала на уроках. Наряду с переключением внимания выделяют его отвлеченность. Отвлечение – это непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для её успешного выполнения.

Объём внимания.

Объём – количество одновременно отчётливо воспринимаемых объектов. Объём внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. Для определения объёма внимания показывают группу объектов, цифр, отдельные предметы, в промежуток времени, равный 1/10 сек. Этого времени достаточно для того, чтобы сознательно отразить все предметы, попавшие в поле зрения. Испытуемый в условиях такого опыта называет лишь некоторые предметы, а об остальном говорит, что они были, но он не успел обратить на них внимание.

Распределение внимания.

Распределение – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время. Важное значение имеет распределение внимания в педагогической деятельности. Учитель, объясняющий материал на уроке, должен следить за содержанием своей речи, контролировать логику, последовательность изложения и в то же время наблюдать за тем, как воспринимается материал учащимися. Ему необходимо контролировать работу всего класса и каждого ученика в отдельности, реагировать на отвлечение учащихся, на нарушение или дисциплину. Распределение внимания необходимо учителю и при опросе учащихся, когда важно уметь слушать ответ одного ученика и одновременно держать в поле зрения весь класс. Способность распределять внимание воспитывается в деятельности и постепенно становится существенной чертой личности.

Концентрация внимания.

Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его на объекте. Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Концентрация внимания тесно связана субъектом внимания и распределением. Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределение внимания и тем больше возможности сильной концентрации. Состояние глубокой концентрации внимания – необходимая предпосылка точного, успешного выполнения деятельности.

Основной особенностью развития внимания младших школьников является слабость произвольного внимания. Возможности произвольного внимания в этом возрасте еще ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников без всяких усилий с их стороны. Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение разнообразных наглядных пособий - иллюстраций, рисунков, макетов, муляжей.

Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания младших школьников - следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекается. Внимание младшего школьника в большей степени, чем внимание детей старшего возраста, зависит от поставленной перед ним задачи. Обучение ребенка в школе, процесс приобретения знаний - все это способствует быстрому росту у младших школьников непроизвольного внимания, развивающегося у них главным образом на почве возникающих интересов, и в частности интереса к учебным занятиям. У младших школьников непроизвольное внимание в большей степени зависит от впечатляемости материала, от его наглядности и конкретности, от воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Однако, первые годы обучения в школе - это главный период формирования и произвольного волевого внимания.

Произвольное внимание, указывает Ф.Н. Гоноблин, «имеет большое значение в учебной работе младшего школьника, хотя умение управлять сосредоточенностью своего сознания у ребенка этого возраста еще недостаточно развито». Наличие многообразных ученических обязанностей, вся обстановка школьной жизни, способствует развитию произвольного внимания. В каждой учебной работе далеко не все представляет непосредственный интерес для ученика, и часто он принужден произвольно сосредотачиваться на предмете в силу опосредованного интереса к работе.

Необходимо отметить также и особенности произвольного внимания младших школьников с точки зрения той задачи, которой оно подчинено. Младший школьник может упорно и глубоко сосредоточиваться на трудной и неинтересной работе ради результата. Например, удовлетворить требования учителя, получить хорошую отметку. На уроке младший школьник внимателен не потому, что он сам побеждает себя, свою рассеянность и отвлечения, потому что на него влияет учитель, который стимулирует его работу, побуждает сосредоточиться.

Концентрация внимания, сила сосредоточенности на каком-либо особенно интересном предмете или занятии у младшего школьника может быть достаточно большой. В школе, слушая живой, яркий рассказ учителя, дети могут не обратить внимания на звонок, возвещающий об окончании урока. Но продолжительность такого состояния обычно бывает у младших школьников небольшой, меньшей, чем у подростков и старших учащихся. Поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем поддерживать его длительное время. Однообразный вид даже интересной деятельности утомляет внимание младших школьников.

Внимание детей младшего школьного возраста неустойчиво, оно часто переключается с одного объекта на другой в силу потребности ребенка в широкой ориентировке в окружающем, трудностью не смотреть на то, что можно видеть, не замечать того, что, так или иначе, доносится до слуха. Поэтому из поля внимания детей надо удалять все, что не имеет отношения к работе на уроке. Учителю иногда и не догадаться, что служит причиной рассеянности детей. Рассеянность младших школьников особенно часто возникает, если учебный материал кажется им неинтересным, скучным, не возбуждает у них эмоций. Сосредоточенность младших учащихся становится устойчивой, если им ясна задача, цель работы, которую они выполняют. Особенностью внимания младших школьников является то, что оно очень часто поддается внешним воздействиям, в большей степени зависит от условий, в которых идет работа учащихся. Часто то, что не влияет на внимание старших школьников, служит большим отвлекающим фактором для младших учащихся.

Интересные данные о развитии внимания в 1-3 классах получены в исследованиях Г.Н. Понарядовой, она изучила развитие таких характеристик внимания, как его устойчивость, распределение и переключение. Было выявлено, что у детей с различной успеваемостью внимание развивается по-разному. У средне и хорошо успевающих школьников внимание развито средне, у большинства неуспевающих школьников исходно низкий уровень внимания. Одной из причин невнимательности ребенка является общее слабое состояние его здоровья. Невнимательностью отличаются нервные, болезненные дети, страдающие малокровием и общим истощением нервной системы. Школьники бывают рассеянными на уроках также вследствие того, что они не досыпают, нерегулярно питаются, не соблюдают правильного режима дня.

Такова краткая характеристика свойств внимания младшего школьника, зависящих в большей степени от возраста. Однако учителю нужно учитывать и некоторые индивидуальные особенности внимания детей, которые в значительной степени обусловлены личностными факторами. Знание причин, обусловливающих индивидуальные особенности внимания младшего школьника, осуществление индивидуального подхода – это путь развития свойств внимания, а вместе с тем и формирования личности.

Внимание у младших школьников можно развивать с помощью различных заданий и игр. Развивая различные свойства внимания можно помочь ребенку успешно учиться в школе, осваивать информацию. Их систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!