СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие внимания у младших школьников с помощью игровых технологий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие внимания у младших школьников с помощью игровых технологий»

Развитие внимания у младших школьников с ЗПР

с помощью игровых технологий

Внимание – это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечение от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой–нибудь интересной книге, на занятии каким – либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой.

Распределение внимания – его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания – это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохранятся в сфере повышенного внимания человека.

У учащихся с ЗПР недостаточный уровень внимания — одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Учащиеся на занятиях крайне рассеяны, часто отвлекаются, не могут долго настроиться на начало урока, способны продуктивно работать не более 5—15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3 — 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из деятельности, занимаясь посторонними делами.

Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить внимание ребенка.

1. Упражнение на развитие концентрации внимания

Для проведения занятия необходимо подготовить 2 пары кар­тинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунок с нелепым содержанием; несколько наполо­вину раскрашенных картинок.

В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предло­женной паре и назвать все их различия (рис. 1).

Рассмотри верхнюю и нижнюю картинки. Чем они отличаются?

Обведи овалом на верхней картинке предметы, которые отлича­ются от таких же предметов на нижней.

Во втором задании ребенку показывают последовательно не­оконченные картинки и просят назвать, что недорисовано, или же показывают картинки нелепого содержания и просят найти несоот­ветствия (рис. 2).

В третьем задании нужно раскрасить вторую половинку кар­тинки точно так же, как раскрашена первая половина (подберите картинку).

П о всем трем заданиям оценивается результативность - число правильно названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно раскра­шенных.

2. Упражнение на развитие произвольного внимания

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завер­шена, ребенка предупреждают о необходимости быть вниматель­ным, т. к. инструкция произносится только один раз: «Будь внима­тельным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девя­тый треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как понял.

Если ребенок справился с первым заданием, можно предложить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

3. Упражнение на развитие объема внимания

Для проведения этого упражнения необходимы два рисунка (рис. 3, 4).


12 3 4

На рисунке 3 в 8 квадратах определенным образом расставлены точки. Ребенка просят посмотреть на первый квадрат (остальные 7 квадратов закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребенку рис. 4 с пустыми квадратами). Последовательность обозначена цифрами. Время показа одной карточки 1-2 секунды, на воспроизведение точек ребенку отводится не более 15 секунд.

Объем внимания ребенка определяется числом точек, которые он смог правильно воспроизвести на любой из картинок (выбирает­ся из них та, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

4. «Составь слово».

Цель: развитие произвольного внимания.

Инструкция: Дети в своих тетрадях должны составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов.

Вариант 1: а, к,  с, о, и, м, р, т.

Вариант 2: м, ш, а, н, и, ы, г, р.

5. «Корректурные упражнения».

Цель: развитие концентрации и самоконтроля при выполнении письменных работ.

Материал: тексты в рабочих тетрадях или печатные (буквенные) тексты, ручки и карандаши.

Вар.1. Зачеркнуть все встретившиеся (или обвести в кружок) буквы «А»: и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора;

Вар.2. «И» подчеркнуть, «Л» вычеркнуть;

Вар.3.»Е» обвести в кружок, «Д» вычеркнуть;

Вар.4. «О» подчеркнуть, «К» вычеркнуть;

Вар.5. На одной стороне буквы обводятся кружком, на второй отмечаются галочкой и т.п.

Проверка выполнения задания проводится самими учениками друг у друга (ищут ошибки, исправляют их).

6. Игра «Перевёрнутые слова».

Цель: формирование у детей умения сосредотачиваться.

Инструкция:  предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо, восстановить нормальны порядок слов.

Пример: МАИЗ- ЗИМА, НЯНААВ- ВАННАЯ.

а) ШИАМНА-                        б) ЛАБОСАК-               в) СЫУБ-

ТЕЕВР-                                    ДАУМ-                           ЛОХДО-

ФЕКРИ-                                   ТРКО-                             ЛОРЬ-

ЕЗЕЖОЛ-                                РМЕО-                            МЕТА-

АКША-                                     НАЛЕП-                        ВОРЬК-

7. «Исправь ошибки в тексте».

Цель: установить уровень устойчивости внимания учащихся при выполнении и проверке письменных работ; тренировка распределения внимания.

Инструкция: «На листе записан текст. Внимательно прочитайте. Найдите допущенные ошибки.

По круто тропинке горной

Шёл домой барашек чёрны

И на мостик горбатом

Повстречался с белым брато

Помотал один рогом,

Упёрся друго  ногами…

Как рогам не крути,

А вдвоём нельз пройти.

8. «Соединить половинки слов».

Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.

Инструкция: Слова делят на две части. Затем, первые половинки записывают в разнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Нужно соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Вариант 1.                                             Вариант 2.

САМО    ЛЯР                                        РОД      РАСТ

БУК         ВЕРТ                                     ПРИ      ЕЗДКА

ФУТ        ВАРЬ                                     ВОЗ       ИНА

БАЛ         ВАР                                       РАЗ       ГОРОК

КАП        КОН                                       ПО        ОЧКА

КОН        НАЛ                                       СОР      БОР

ВА           КА                                          ПАР      ВОЗ

КА           ГОН                                        ВОДО  ФОР

ГОН         КАН                                       СЕМА  ТА


Список рекомендованной литературы:


1.Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР / Л.Н. Блинова. – М., 2002

2. Евгения Бахурова. Развиваем внимание и логику. М.-2018

3. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей.— Ярославль: Академия развития, 1996.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!