СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие УУД младших школьников через интеграцию урочной и внеурочной работы на примере урока литературного чтения во втором классе: Образ ночи в поэзии и живописи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Парадигму нового стандарта (ФГОС НОО) можно сформулировать так: общее развитие (личностное, социальное, познавательное, коммуникативное) учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Т.е характерной особенностью нового стандарта становится направленность на достижение планируемого результата и, значит, деятельностная форма образования, которая создаёт условия для формирования УУД.

Тема урока, на примере которого мы рассматриваем возможность интеграции урочной и внеурочной деятельности «Образ ночи в поэзии и живописи». Именно на этом предмете, «Литературное чтение», мы считаем целесообразным интегрировать урочную и внеурочную работу, что создаёт благоприятные условия для решения задач формирования УУД

Просмотр содержимого документа
««Развитие УУД младших школьников через интеграцию урочной и внеурочной работы на примере урока литературного чтения во втором классе: Образ ночи в поэзии и живописи»»

Катаева О.Ю., учитель начальных классов МКОУ СОШ № 7 с углублённым изучением музыки и изобразительного искусства.

Статья. «Развитие УУД младших школьников через интеграцию урочной и внеурочной работы на примере урока литературного чтения во втором классе: Образ ночи в поэзии и живописи».

Парадигму нового стандарта (ФГОС НОО) можно сформулировать так: общее развитие (личностное, социальное, познавательное, коммуникативное) учащихся. Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Т.е характерной особенностью нового стандарта становится направленность на достижение планируемого результата и, значит, деятельностная форма образования, которая создаёт условия для формирования УУД.

Тема урока, на примере которого мы рассматриваем возможность интеграции урочной и внеурочной деятельности «Образ ночи в поэзии и живописи». Именно на этом предмете, «Литературное чтение», мы считаем целесообразным интегрировать урочную и внеурочную работу, что создаёт благоприятные условия для решения задач формирования УУД.

Фасилитарная технология, которая применяется в курсе предмета «Образ и мысль», позволяет выстроить технологию работы с картиной на уроках литературы в деятельностной парадигме, а литературоведческая линия курса В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение» опирается на принцип самоценности искусства и дополняет понимание литературы и живописи, как сопричастных искусств. Понимание искусства - одна из важнейших составляющих личностных умений. Кроме того, инструментарий предмета «Образ и мысль» помогает учителю выстроить систему вопросов при работе с литературным произведением:

Например (фрагмент урока): (Литературное чтение 2 класс. Свиридова В.Ю.)

Тема. Пейзаж. Образ ночи в литературе и живописи. С. 24, 27.

1. Мотивация, получение информации (подведение под тему). Работа с иллюстрацией.

С. 27.

- Что вы видите?

- Что вы видите такого, чтобы подтвердить свою мысль?

- Что здесь происходит?

- Что вы видите такого, как художнику удалось это?

- Когда это происходит? Где это происходит?

- Что вы видите такого, докажите? (учитель обобщает ответы детей).

«Литературное чтение» и «Образ и мысль», несомненно, формируют предметные и метапредметные универсальные учебные действия, которые отличают эти два курса. Что же в этих предметах позволяет интегрировать урочную и внеурочную работу, какие личностные и коммуникативные УУД формируются на этих уроках? Рассмотрим некоторые возможности каждого предмета.

2. Определение темы урока. Работа с текстом.

- Попробуйте определить тему сегодняшнего урока?

- Что подсказало вам сформулировать тему урока именно так?

С. 24.

- Чтение учителем.

- Пауза. Высказывания детей.

- О чём это стихотворение?

- Что помогло вам определить это?

- Что происходит?

- Что в стихотворении позволяет понять это?

- Выберите слово (на доске: натюрморт, портрет, пейзаж), которое объединит все наши высказывания?

- Соотнесите то, о чём мы говорили, с темой урока?

- Попробуйте сформулировать тему урока ещё раз?

Рассмотрим возможности урочной и внеурочной деятельности и выделим то общее, что позволяет их интегрировать и применять на уроке:

Урочная деятельность. Предметные умения:

- Осознание значимости чтения; осознанное восприятие и оценка содержания

- Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения

- Первичное представление о различии литературы, живописи, прозы и поэзии в литературе

- Умение характеризовать книгу (учебник): анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации)

- Создание устного сочинения по иллюстрации. Озаглавливание иллюстрации

- Осознанное восприятие и оценка содержания текста , участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом (различение устаревших слов), использование словаря

- Восприятие на слух художественного произведения в исполнении учителя

- Умение отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

- Умение характеризовать особенности прослушанного произведения. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

- Распознавание особенностей поэтического текста. Первичное представление о рифме, поэзии

- Участие в обсуждении учебной проблемы с выдвижением своей идеи, аргументированным доказательством высказываемой точки зрения и проявлением внимания и уважения к чужой точке зрения.

- Рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определенный период учебного времени.

- Сравнивать произведения: проза или поэзия, общее настроение.

Внеурочная деятельность. Предметные умения:

- потребность всматриваться, осознавать предлагаемые к рассматриванию

зрительные образы, вдумываться, осознавать и раскрывать их смысл

- навык визуальной грамотности

- самостоятельность, независимость, креативность мышления

- умение давать творческие ответы на восприятие произведений искусства

- спонтанное художественное воплощение впечатления от восприятия

-произведения искусства: рисование, сочинение художественных текстов

учащимися

- интерес начинающего зрителя к произведениям изобразительного искусства

- обнаружение детьми грандиозной разницы между репродукцией и

оригиналом;

- диалог с художником

- способность к глубокому, личностному восприятию художественных

ценностей, установлению собственной, естественной системы связей с

искусством

- точность речевых высказываний;

- уважение собственного и чужого мнения

Таким образом, общим в формировании предметных УУД на уроке и во внеурочной деятельности становится:

  • Осознание значимости чтения, всматривания в картину

  • Овладение навыками точно излагать свои мысли

  • Создание устного рассказа, художественных текстов

  • Умение характеризовать текст, картину

Рассмотрим, какие личностные и коммуникативные УУД формируются при организации урока и внеурочной деятельности:

Личностные УУД:

– доброжелательность, доверие, внимательность, готовность

к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

– осознание семейных традиций, традиций чтения в семье;

– основы для эмоционального переживания художественного текста;

– основы для развития творческого воображения;

– интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге;

– положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;

– интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;

– осознание своей семейной идентичности, стремление к взаимопониманию детей и

взрослых;

– способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении;

– позитивная самооценка;

– стремление к успешности в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– уважать мнение собеседников;

– преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;

– входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Таким образом, не только общие предметные задачи, но и формирование личностных и коммуникативных УУД позволяет интегрировать эти две предметные области, решить задачу общего развития каждого учащегося.

В частности, обращаю внимание на формирование коммуникативных умений. Для примера приведу результаты исследования уровня успешности общения (коммуникативные УУД) учениц 2 и 3 (гендерного) класса на предмете «Образ и мысль», которые мной проводилось в 2008 и 2009 гг:

Констатирующая диагностика уровня успешности общения девочек 2 класса показала следующие результаты: низкий уровень – 26% учениц, средний уровень – 63%; высокий уровень успешности общения – 11% учениц. Контрольная диагностика 3 класса позволила увидеть, что девочки повысили свой уровень успешности общения. На низком уровне осталось 10% девочек, средний уровень успешности общения показали 69% девочек, высокий уровень успешности общения показали 21% учениц.

Таким образом, приведённая выше диагностика показывает эффективность интеграции урочной и внеурочной деятельности.

В сентябре этого года (2012) мной был проведён урок литературного чтения «Пейзаж. Образ ночи в литературе и живописи», на котором использовались урочные и внеурочные формы работы. Ребята на уроке смогли сами сформулировать тему урока, аргументировать свой выбор, смогли обнаружить некоторые средства выразительности, которые применил художник и поэт (краски, слова, звуки). Проанализировать свою деятельность на уроке (рефлексию) помогло применение некоторых приёмов критического мышления (технология, которая так же используется в урочной и во внеурочной деятельности), ребята смогли определить своё настроение и настроение стихотворения и почитать это стихотворение выразительно:

Например (фрагмент урока):

3. Преобразование, применение и фиксация информации.

Самостоятельное чтение с. 24.

- Какую картину вы представили?

Чтение учителем ещё раз с. 24.

- Какие звуки вы услышали?

- Что они передают?

- Что помогает оживить картину?

- Какое настроение у стихотворения?

- Что в стихотворении создаёт это настроение?

- Определите своё настроение?

- Отметьте его смайликом?

- Поможет ли своё настроение прочитать стихотворение выразительно?

- Как нужно читать стихотворение?

- Кто попробует?

- С. 24 задание «под солнышком». Прочитайте, определите учебную задачу.

- Запишите короткие высказывания на тему «Ночь». Зачитайте.

В конце урока мальчики (гендерный класс) отметили, что они знали, что узнали нового на уроке, и у одного мальчика возник вопрос: «Что же такое пейзаж?» (что можно учесть в последующей работе при разработке проекта или в качестве домашнего задания), ребята раскрыли образ ночи на картине и в стихотворении.

4. Итог. Рефлексия.

- Вспомните тему сегодняшнего урока.

- У кого сформировалось понимание или мнение? Поделитесь с нами.

- Прочитаем вывод в учебнике с. 25.

- Что вы можете сказать об уроке?

- Определите, чему вы сегодня учились на уроке?

- Поставьте на полях знак: + – узнал новое, v – я это знал, - – не согласен, ? – заинтересовало, требует уточнения.

- Обобщим: какие знаки вы поставили?

- Что заинтересовало и требует уточнения? Сформулируйте вопросы?

Курс литературного чтения В.Ю. Свиридовой основан на принципе системно-деятельностного подхода, поэтому в течение всего года (2 класс) и в следующих классах автор будет возвращать учащихся к раскрытию образа ночи через живопись, поэзию и прозу. Каждый раз этот образ будет разным: задумчивым, тёплым, страшноватым, таинственным, холодным, одиноким, музыкальным. На каждом уроке будет расти личность ребёнка, осознающая себя частью искусства – искусства литературного и искусства художественного.

Таким образом, использование на уроке урочной и внеурочной деятельности позволяет решать задачи, которые определены новым ФГОС НОО, раскрыть больше возможностей для достижения цели – общее развитие личности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!