СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческой, проектной деятельности на уроках эстетического цикла через формирование функциональной грамотности школьника

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач образования является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о  них, умению пользоваться  полученными практическими  навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной).

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой, проектной деятельности на уроках эстетического цикла через формирование функциональной грамотности школьника»

Развитие творческой, проектной деятельности на уроках эстетического цикла через формирование функциональной грамотности школьника

Архипова Марина Владимировна

учитель изобразительного искусства и технологии

МБУ «Школа № 2» г.о. Тольятти


В Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивается, что система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие молодежи, ее творческих способностей, умений самореализации.

Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет учебный предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной).

Преподавание изобразительного искусства в школе основано на системно - деятельностном и дифференцированном подходе. Осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи. В результате изучения данного учебного предмета у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

Школьный курс не ставит своей целью сделать всех профессиональными художниками, чертежниками и технологами. Изучение данных дисциплин призвано сформировать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем, иными словами формировать индивидуальность ребёнка.

Каждый учитель четко понимает важность и необходимость своего предмета в школе, на вопрос «где пригодятся знания, умения, полученные на уроках?» часто оставляем открытым. Разговоры же о том, что «каждый образованный человек должен быть гармонично развит, обязан знать не только искусство своей страны, но и культурное мировое наследие; уметь со вкусом украсить интерьер своего дома; изготовить своими руками сувенир, открытку для своих друзей», - зачастую для учеников не являются убедительными. Поэтому встаёт вопрос: как заинтересовать ребёнка, как сделать обучение в школе изобразительному искусству, технологии увлекательным?

Для того чтобы поднять престиж данных предметов применяются различные художественные техники и материалы прикладной деятельности. Основой преподавания предметов эстетического цикла является деятельностное освоение предмета через творческую деятельность.

Например, применение метода поэтапных открытий – позволяет постепенно входить, вживаться в тему.

Метод индивидуальной и коллективной поисковой работы – активизирует деятельность ребенка, повышает его мотивацию.

Метод проектов позволяет переориентировать усилия личности от пассивной к активной, позволяет выходить за рамки программного обучения: искать, исследовать, отбирать, анализировать, разрабатывать, применять, достигать создавать определенный эмоциональный настрой, вселять уверенность, желание творить, созидать.


«Архитектурные памятники нашего города» Перед изучением данной темы дети получают творческое задание на тему «История создания города Тольятти», «Старинные постройки нашего города» и т. д. На ориентировочно – поисковом этапе вхождения в тему делают сообщения, показывают фотографии, работают над эскизами, выполняют чертежи, просто рассказывают о том, что удалось узнать. Итогом может быть выполнение макета, разработка определенного объекта.


«Пейзаж» - совместный межпредметный проект учащиеся выполняют не только изображения, коллажи. В рамках проекта учащиеся собирают дополнительный материал, который выходит за рамки предметного содержания: подбирают материал, изучают основы перспективы, разрабатывают творческий проект.


«Удивительная ляпочиха»

В ходе занятий у обучающихся происходит знакомство с историей лоскутного шитья, развитие творческого воображения, формирование интереса к декоративно-прикладному творчеству. Проект ориентирован на формирование навыков работы с лоскутным ткачеством. Способствует развитию познавательного интереса к эстетическим предметам. Предлагаемый проект учебной деятельности направлен на формирование навыков:

  1. Создание эскиза

  2. Овладение основными приемами работы;

  3. Изучение истории «пэчворк», «квилт», «текстильная мозаика», «аппликация» лоскутного шитья и других видов обработки текстиля;

  4. Замысел, выбор материала изучение способов изготовления;

  5. Корректировка цветового решение;

  6. Подбор необходимых инструментов и приспособлений;

  7. Творческо-исследовательская деятельность в разработке проекта.

Привлекательность проектного метода в том, что в процессе работы над проектом у учащихся развиваются организаторские и рефлексивные способности, приобретаются коммуникативные умения и навыки, расширяются и углубляются знания по предметам. Конечно самое ценное в методе проектов то, что школьники научатся самостоятельно приобретать знания, и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; научатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к предмету и улучшает результаты обучения, развивает функциональную грамотность.


Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати-двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.

Необходимо построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Следует выделить традиционные и нетрадиционные методы обучения изобразительному искусству. К традиционным методам мы относим наглядные, словесные и практические методы обучения. Нетрадиционными методами являются использование на уроках изобразительного искусства, введение коллективных заданий, отказ от традиционной работы с предварительным карандашным наброском, нанесение краски на мокрый лист, замена кисточки палочкой, зубной щёткой, свечой; применение таких методов как: пальцевая живопись, кляксография, фотокопия, приём «штамповки» рисунков и т. д.

Несмотря на то, какие методы будут применяться на уроке изобразительного искусства, учитель должен как можно образнее представить материал учащимся. Важно помнить, что главными достижениями следует считать увлечённость детей и их желание рисовать, удовольствие, получаемое ими от работы, и гордость, с которой они будут показывать свои произведения.

Именно в этом случае, будет достигнут положительный результат и достигнута главная цель изобразительного искусства: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, обладание национальным культурным наследием.

Игра «Что здесь изображено?» На листе бумаги (или мелом на классной доске) нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Учитель может предложить детям рассмотреть их и ответить на вопрос: «Что здесь изображено?». Педагогу необходимо фиксировать ответы, для этого можно просто проговаривать их вслух или записывать на доске. При правильной организации игры ответов будет много. Отмечая неожиданные, оригинальные и интересные ответы, следует хвалить детей, это придаст им уверенности, поможет в дальнейшем смелее высказывать самые разные идеи. Когда ответов накопится много, нужно подвести итог, задать детям вопрос: "Кто же был прав?". Учителю следует помочь детям прийти к заключению, что каждый ответ можно считать правильным – «правы были все, но каждый по-своему».


Эстетическое воспитание охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Оно формирует характер человека, развивает такие стороны личности, без которых невозможна ни творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, научной, хозяйственной, технической, культурной, педагогической.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!