СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого потенциала школьников

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для подготовки выступления на МО учителей технологии.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциала школьников»

Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Развитие творческого потенциала является одной из основных линий развития такой личности. Его развитие идет в процессе обучения и индивидуальной жизни. Уроки технологии позволяют развивать творческий потенциал особенно эффективно.

Творческая деятельность рассматривается как "деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности": умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. “Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста”, - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н. Школа и всесторонне развитие детей).

Что же можно предпринять для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала? Над этим вопросом я работаю всю свою школьную жизнь.

Прежде всего скажу о принципах, которыми я руководствуюсь:

• идти в объяснении материала от простого к сложному;

• следить за последовательностью своих действий, а также действий обучающихся;

• использовать наглядность;

• всегда доводить изготовление учебного продукта до логического конца;

• полученный результат осмыслить и применить в реальной практической деятельности

В конце концов я пришла к выводу, что повысить творческий потенциал обучающихся на уроках технологии мне помогают активные методы обучения.

В первую очередь это разнообразные игры.

Виды обучающих игр, применяемые мной на уроках технологии:

• Организационно-деятельностные игры, предусматривающие организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий). В свое время я разработала и проводила игры интеллектуальные по типу телевизионных передач «Своя игра», «Слабое звено», «Кто хочет стать отличником», «Поле чудес» и т.д.

• Ролевые игры, характеризующиеся наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами:

1. Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.

2. Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец, повар и посетитель ресторана и т.д.);

3. Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями;

4. Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;

5. Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.

• Деловые игры представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.).

• В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания.

Для меня важно при проведении игры:

• побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации;

• увидеть согласование действий участников игры, потому что в отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом.

• акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.

Особое внимание хотелось бы уделить развитию такого вида творческой деятельности, как проектная деятельность.

Проектный метод обучения, суть которого состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений и конструированию новых процессов. Данный метод созвучен с принципами современной прогрессивной школы - стимуляция интересов учащихся через творческие задания, требующие работы воображения и умением учащихся не просто озвучивать информацию, а интерпретировать и применять её.

Я считаю проектную деятельность интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Она способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, умению задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

Первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставлю проблему, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность я согласую с возрастными особенностями учеников и с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого провожу консультации, собеседования.

В организации проектной деятельности очень важен первый этап- выбор будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.

Для повышения мотивации к выполнению проектов, я создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах:

• благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;

• творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества;

• постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие чрезмерной опеки;

Для активизации творческой деятельности учащихся рекомендую, прежде всего, определить значимость создаваемого продукта. Для этого использую приемы:

• прием одобрения – эмоционально заряжает учащихся;

• использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении;

• рекомендации лучших работ на конкурс;

Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими возможностями и интересами. За время работы в гимназии и в школе считаю самыми удачными проекты «Песочное печенье апельсиновое», «Салфетка с цветочками», «О вкусах не спорят», «Платье для Золушки», «Вышивка крестом «Всадница» и др.

Проектная деятельность организую в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии…

Формы продуктов проектной деятельности:

• мультимедийный продукт и др.

• альбом

• плакаты

• фоторепортаж

• видео материал

• изделие

• брошюра с видами тканей и переплетений

• экскурсия по модным течениям, по народным ремеслам

• Отчет исследовательской экспедиции.

• Реклама

Считаю, что проектная деятельность обеспечивает развитие следующих познавательных навыков и умений:

• самостоятельно конструировать свои знания;

• ориентироваться в информационном пространстве;

• планировать свою деятельность;

• приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;

• способствует практической реализации деятельности ребёнка;

• развивает его индивидуальные интересы.

На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученик может раскрыть свое творческое начало, попробовать себя в роли исследователя. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Умение представить работу,защитить её покажет ребенка с самой неожиданной стороны, ещё больше раскроет его различные творческие возможности.

Завершающим этапом после создания проекта является оценка и самооценка, рефлексия. Это ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Ребята отвечают на такие вопросы взрослых и одноклассников:

• что дал тебе проект для жизни;

• что у тебя лучше всего получилось;

• какие изменения произошли в знаниях по предметам;

• с какими источниками научился самостоятельно работать;

• научился ли работать в группе;

• стал ли увереннее в общении со сверстниками.

К активным методам я отношу и занятия внеурочной деятельностью.

Мною реализовывается программа дополнительного образования «Сотвори сама» в рамках ФГОС для 5 класса (эстетической направленности).

Форма внеурочной деятельности привлекательна и для детей, и для педагогов.

Эти занятия вызывают интерес учащихся к предмету, они также способствуют развитию кругозора и творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Каждый ребенок может выбрать себе занятие по душе, он более раскрепощен, свободен. В совместной деятельности рождаются открытия, участники лучше узнают друг дуга.

Но мне кажется, самое главное - это то, что у ребенка развиваются его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление.

Работая над развитием творческих способностей детей, я заметила, как у них появляется устойчивый интерес к технологическому творчеству, повышается уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся. У детей раскрываются способности, о наличии которых я даже и не подозревала, они успешно начинают управляться с тем, что было недоступно им ранее. Для учащихся становится нормой мотив: «Если я могу это, значит, я смогу сделать и что –то другое».

И ещё: с усилением стремления к творческой активности постепенно увеличивается объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.

Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Используемая литература:

1.Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Л.Н. Морозова и др. – 2-е изд., - Волгоград: Учитель, 2008.

2.Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся/ авт.-сост. Н.А. Пономарёва. – Волгоград: Учитель, 2008.

Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

Развитие творческого потенциала является одной из основных линий развития такой личности. Его развитие идет в процессе обучения и индивидуальной жизни. Уроки технологии позволяют развивать творческий потенциал особенно эффективно.

Творческая деятельность рассматривается как "деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности": умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. “Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста”, - пишет М.Н. Скаткин (Скаткин М.Н. Школа и всесторонне развитие детей).

Что же можно предпринять для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала? Над этим вопросом я работаю всю свою школьную жизнь.

Прежде всего скажу о принципах, которыми я руководствуюсь:

  • идти в объяснении материала от простого к сложному;

  • следить за последовательностью своих действий, а также действий обучающихся;

  • использовать наглядность;

  • всегда доводить изготовление учебного продукта до логического конца;

  • полученный результат осмыслить и применить в реальной практической деятельности

В конце концов я пришла к выводу, что повысить творческий потенциал обучающихся на уроках технологии мне помогают активные методы обучения.

В первую очередь это разнообразные игры.

Виды обучающих игр, применяемые мной на уроках технологии:

  • Организационно-деятельностные игры, предусматривающие организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий). В свое время я разработала и проводила игры интеллектуальные по типу телевизионных передач «Своя игра», «Слабое звено», «Кто хочет стать отличником», «Поле чудес» и т.д.

  • Ролевые игры, характеризующиеся наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами:

  1. Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.

  2. Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец, повар и посетитель ресторана и т.д.);

  3. Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями;

  4. Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.;

  5. Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.

  • Деловые игры представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.).

  • В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания.

Для меня важно при проведении игры:

  • побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации;

  • увидеть согласование действий участников игры, потому что в отдельных эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом.

  • акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.

Особое внимание хотелось бы уделить развитию такого вида творческой деятельности, как проектная деятельность.

Проектный метод обучения, суть которого состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений и конструированию новых процессов. Данный метод созвучен с принципами современной прогрессивной школы - стимуляция интересов учащихся через творческие задания, требующие работы воображения и умением учащихся не просто озвучивать информацию, а интерпретировать и применять её.

Я считаю проектную деятельность интересной, привлекательной, но вместе с тем и сложной для учащихся. Она способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, умению задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.

Первоначально, в процессе учебной работы перед учащимися ставлю проблему, решая которую они приобретают новые знания или умения. Выбор самой проблемы и ее сложность я согласую с возрастными особенностями учеников и с индивидуальными мотивами и потребностями. Для этого провожу консультации, собеседования.

В организации проектной деятельности очень важен первый этап- выбор будущей работы. Этот этап требует педагогического сопровождения, так как детей нужно ненавязчиво подвести к теме, которая будет им интересна и полезна, позволит обеспечить творческую деятельность. При этом на первый план выступает мотивация, в которой очень важен интерес ребенка.

Для повышения мотивации к выполнению проектов, я создаю необходимые условия, стимулирующие творческую деятельность в классных коллективах:

• благоприятный психологический климат, формирование совместных рабочих групп для делового сотрудничества;

• творческая атмосфера, поддержка учителем новых идей, поощрение инициативы и творчества;

• постоянное стимулирование изобретательности учащихся, отсутствие чрезмерной опеки;

Для активизации творческой деятельности учащихся рекомендую, прежде всего, определить значимость создаваемого продукта. Для этого использую приемы:

• прием одобрения – эмоционально заряжает учащихся;

• использование в качестве образца наиболее удачных работ и проектов для показа в обучении;

• рекомендации лучших работ на конкурс;

Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими возможностями и интересами. За время работы в гимназии и в школе считаю самыми удачными проекты «Песочное печенье апельсиновое», «Салфетка с цветочками», «О вкусах не спорят», «Платье для Золушки», «Вышивка крестом «Всадница» и др.

Проектная деятельность организую в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии…

Формы продуктов проектной деятельности:

  • мультимедийный продукт и др.

  • альбом

  • плакаты

  • фоторепортаж

  • видео материал

  • изделие

  • брошюра с видами тканей и переплетений

  • экскурсия по модным течениям, по народным ремеслам

  • Отчет исследовательской экспедиции.

  • Реклама

Считаю, что проектная деятельность обеспечивает развитие следующих познавательных навыков и умений:

• самостоятельно конструировать свои знания;

• ориентироваться в информационном пространстве;

• планировать свою деятельность;

• приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;

• способствует практической реализации деятельности ребёнка;

• развивает его индивидуальные интересы.

На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученик может раскрыть свое творческое начало, попробовать себя в роли исследователя. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Умение представить работу,защитить её покажет ребенка с самой неожиданной стороны, ещё больше раскроет его различные творческие возможности.

Завершающим этапом после создания проекта является оценка и самооценка, рефлексия. Это ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.

Ребята отвечают на такие вопросы взрослых и одноклассников:

  • что дал тебе проект для жизни;

  • что у тебя лучше всего получилось;

  • какие изменения произошли в знаниях по предметам;

  • с какими источниками научился самостоятельно работать;

  • научился ли работать в группе;

  • стал ли увереннее в общении со сверстниками.

К активным методам я отношу и занятия внеурочной деятельностью.

Мною реализовывается программа дополнительного образования «Сотвори сама» в рамках ФГОС для 5 класса (эстетической направленности).

Форма внеурочной деятельности привлекательна и для детей, и для педагогов.

Эти занятия вызывают интерес учащихся к предмету, они также способствуют развитию кругозора и творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Каждый ребенок может выбрать себе занятие по душе, он более раскрепощен, свободен. В совместной деятельности рождаются открытия, участники лучше узнают друг дуга.

Но мне кажется, самое главное - это то, что у ребенка развиваются его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление.

Работая над развитием творческих способностей детей, я заметила, как у них появляется устойчивый интерес к технологическому творчеству, повышается уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся. У детей раскрываются способности, о наличии которых я даже и не подозревала, они успешно начинают управляться с тем, что было недоступно им ранее. Для учащихся становится нормой мотив: «Если я могу это, значит, я смогу сделать и что –то другое».

И ещё: с усилением стремления к творческой активности постепенно увеличивается объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.

Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.

Используемая литература:

1.Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Л.Н. Морозова и др. – 2-е изд., - Волгоград: Учитель, 2008.

2.Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся/ авт.-сост. Н.А. Пономарёва. – Волгоград: Учитель, 2008.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!