СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого мышления на уроках русской литературы на уроках русской литературы 1 ступени общего среднего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описан опыт работы. Использование приёмов критического мышления на уроках русской литературы в начальных классах.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого мышления на уроках русской литературы на уроках русской литературы 1 ступени общего среднего образования»

Н.И.Крытыш,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

ГУО «Средняя школа № 16 г. Мозыря»


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫСШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА І СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


В образовательном стандарте предмета «Русская литература» на І ступени общего среднего образования определены следующие задачи: “развитие эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности учащихся” [1, с.1]. Успешная реализация этих задач зависит от умения учащимися задавать вопросы, что является одним из коммуникативных учебных навыков.

Современная жизнь требует от человека “креативной деятельности, умения эффективно и легко адаптироваться к быстро меняющимся особенностям экономики и социальной среды” [2, с. 168]. Поэтому учащимся важно не только получать определённый объем знаний, но и уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать, связывать свой жизненный опыт с новой полученной информацией, размышлять над смыслом прочитанного либо услышанного.

Учитывая всё это, я поставила перед собой задачи: развивать читательский интерес у учащихся, умение работать с литературным текстом различных жанров; развивать интеллектуальные и творческие способности. Для реализации этих задач я решила воспользоваться некоторыми приёмами критического мышления.

Приём «Дерево предсказаний» использую на всех этапах уроках русской литературы на І ступени общего среднего образования. По определённой теме (ствол дерева), учащиеся высказывают различные предположения: «возможно», «вероятно» (ветви дерева) и др. Но каждое высказывание подкрепляется аргументом, доказывающим выбор учащегося (это листья). Наблюдаем за развитием событий (цветы) и делаем выводы (плоды) и готовимся к выполнению творческих работ по тексту.

В ходе практической деятельности я внесла свои дополнения в этот приём. После первичного чтения учащиеся делились своими впечатлениями, полученными эмоциями и настроением, доказывая свой выбор чтением отрывков из произведения. На дереве или рядом с ним появлялась стрекоза определённого цвета: зелёная – покой, умиротворение; жёлтая – радость, удовольствие, счастье; красная – настороженность, беспокойство; синяя – грусть, печаль, горе. Естественно, цвет у каждого будет свой.

Для активизации внимания, включения всех учащихся в работу над новой темой помогают приёмы «Загадка», «Ассоциация». К примеру, при работе над произведением «Солнечный Луч в ноябре» Цакариаса Топелиуса сначала я использовала приём «Загадка», с помощью которого ребята определяли жанр произведения: «Она бывает авторской и народной. В ней не всегда счастливый конец, но она учит нас уму разуму». Затем из записи Zсfоlлsнrеyчqный лvуч dвz нjоgяfбwрvеn, прочитав только буквы кириллицы, учащиеся узнали название произведения. Это наш ствол дерева. После чего я плавно перехожу к приёму «Ассоциация». Он даёт возможность развивать воображение, интуицию. Учащиеся делятся ассоциациями, которые вызывает у них название. Рассуждают, почему именно так называется, какие предположительно будут описаны события, и как будет развиваться действие.

Я делаю несколько остановок, и учащиеся размышляют. Это ветви дерева. В ходе размышлений как будут развиваться события после встречи Луча с девочкой, учащиеся уже учитывают основные черты характера Луча: «Вероятно, Солнечный Луч поможет девочке, потому что он отзывчивый, добрый. Ему доставляет удовольствие помогать другим. Он счастлив, когда приносит пользу». После услышанных аргументов, на дереве появляются листочки, а после прочтения очередной части появляются цветочки. Так постепенно наше дерево «одевается». После первичного чтения учащиеся делятся, какие эмоции они испытывают, когда слушали сказку и вывешивают на дерево либо рядом стрекозу.

При организации работы в парах или во время работы над сюжетной линией произведений использую приём «Взаимоопрос». Учащиеся читают текст, останавливаются после каждой части, и задают друг другу вопросы по содержанию. Причём могут использовать любые вопросы по классификации. Учитывая, что учащимся проще отвечать на вопросы, чем задавать их, в помощь используется ромашка Блума [3, с.15] – один из приёмов технологии развития критического мышления. Проанализировав ромашку Блума с учётом специфики психолого-педагогических особенностей младших школьников, я внесла коррективы в структуру ромашки.

На лепестках я написала начала вопросов каждого вида:

1 лепесток «Простые вопросы»: Как звали главного героя? Где …? Когда…?

2 лепесток «Уточняющие вопросы»: Правда ли, что..?

3 лепесток «Объясняющие»: Почему…?

4 лепесток «Творческие вопросы»: Если…?

5 лепесток: «Оценочные вопросы»: Хорошо или плохо, чем отличаются?

6 лепесток: «Практические вопросы»: Как бы ты поступил…?

К примеру, изучая произведение «Штопальная игла» Г.Х. Андерсена, учащиеся разделились на шесть групп. Каждая группа выбрала вид вопроса. После подготовки каждая группа задавала свои вопросы, а одноклассники отвечали на них. Опрос можно провести в виде игры «Интервью». Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся должны не только дать правильный ответ, но и зачитать доказательства из произведения.

К примеру, простые вопросы: «Что зашивала штопальной иглой кухарка?», «Что заколола штопальной иглой кухарка?». Простые вопросы, как правило, задаются после первичного чтения текста. Они помогают выяснить и проверить, как учащиеся усвоили сюжетную линию произведения.

Уточняющие вопросы вынуждают учащихся доказывать свою точку зрения, поскольку они могут, как подтверждать события и действия сюжета, так и опровергать их: «Правда ли, что штопальная игла мечтала о «белом платье»?», «Правда ли, что штопальная игла считала, что родилась от солнечного луча?». При ответе на данный вид вопроса учащиеся повторно возвращаются к чтению текста, которое будет уже более вдумчивым. Происходит более глубокое внедрение в сюжетную линию и подготовка к пересказу.

Объясняющие: «Почему штопальная игла с пренебрежением относилась к пальцам?», «Почему штопальная игла и бутылочный осколок нашли общий язык?». Работа над данными вопросами готовит учащихся к подробному анализу, а затем и синтезу. Важно на данном этапе подчеркнуть присутствие автора, его отношение к действующим лицам. Объясняющие вопросы помогают выяснить: почему автор использовал именно этот глагол, этот цвет, это выражение.

Творческие вопросы: «Если бы штопальная игла упала духом, какими были бы её рассуждения?», «Если бы телега не раздавила кораблик, каким бы было путешествие штопальной иглы?». Может быть вопрос-провокация, который заставит ребёнка рассуждать, отвечая на такой вопрос.

Оценочные вопросы: «Хорошо или плохо иметь такую самооценку, как у штопальной иглы?», «Хорошо ли зазнаваться как штопальная игла?». При работе с данным видом вопросов необходимо соотнести внешний вид действующего лица с его поступками. Данные вопросы дают начало характеристике действующего лица. Помогают учащимся выяснить, почему автор сделал героя именно таким, составить характеристику действующему лицу.

Практические вопросы: «Как бы поступили вы, будь на месте пальцев?», «А как бы поступили, будь на месте иглы?». Возможны рассуждения: если мы изменим какой-то поступок иглы, что бы могло произойти? (не меняя сюжетной линии). После работы над данными вопросами учащимся легче написать четверостишие, отзыв к произведению.

Умение задавать вопросы по сюжетной линии произведения помогает устанавливать смысловые связи между событиями, различать действующих лиц их поступки, определять чувства, состояние действия, отношения к ним писателя, давать свою оценку действующим лицам и событиям. Также развивает умение вступать в конструктивный диалог с учителем и одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого этикета; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах и сменных рабочих группах.

После проведения подробного анализа произведения учащиеся выполняют различные творческие задания. Их символизирует изображение бабочки. Мир бабочек многообразен, поэтому каждое творческое задания отображает определённый вид бабочки. Для удобства в работе я сделала следующую таблицу:

Махаон

Продолжи сюжет

Адмирал

Творческий пересказ

Павлиний глаз

драматизация

Лимонница

составление сказочного объявления, телеграммы, афиши

Бархатница

живые картинки

Перламутровка

характеристика действующих лиц

Кавалер

Составление различных видов плана

Голубянка

аннотация

Пестрянка

письмо учителю

Крапивница

Диафильм

Шашечница

Составление кроссвордов, викторин

На заключительном этапе урока предлагаю учащимся по желанию выбрать бабочку и выполнить творческую работу.

Эти приёмы помогают удерживать внимание учащихся на протяжении всего урока, мотивируют их познавательную деятельность, учат определять задумку автора, анализировать произведение, делать выводы, развивают творческую активность.

Используя высказанные мнения учащихся, сделанные выводы, учащиеся без затруднения ориентируются в сюжетной линии произведения, легко выполняют творческие задания, выбранные ими. Благодаря систематическому использованию данных приёмов, у учащихся вырабатывается стойкий интерес к чтению, улучшается навык чтения. Хочется отметить дифференцированную направленность таких уроков, позволяющую развивать коммуникативные способности учащихся.

Учащиеся охотно пишут стихи, прозаические произведения, им значительно легче писать работы по развитию речи, они легко выступают в межличностный диалог. А сказка «Приключение Максима и Аллы», написанная ученицей Александрой Дунчик, принимала участие в литературном конкурсе «Мои первые строки», где была отмечена дипломом ІІ ступени.


Литература

1. Образовательный стандарт учебного предмета «Русская литература» . – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://adu.by/wp-content/uploads/2014/normpravo/standarty_uchebnyh_predmetov/Obrazovat_standart_rus_lit.doc . – Дата доступа: 01.11.2017.

2. Профессионально-педагогическая культура современного педагога: материалы научно-практической конференции (26 марта 2014 г., г. Осиповичи) / Редкол.: Н.Д.Алексеев [и др.]. – Могилев: УО «МГОИРО», 2014. – 400 с.

3. Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и письма / авт.-сост.: З.В.Короткевич, Е.В.Маскевич. – Мозырь: Содействие, 2008. – 120 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!