СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого мышления на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлено направление использования метода проблемного обучения на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого мышления на уроках истории»

Марченко И.Г.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 15, г.Шуя


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ


Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.

А.П.Чехов

Большинство людей уже начинают понимать, что творчество является важной составной частью счастья и профессионального успеха. Творческие люди идут вперёд и определяют своё будущее сами, заряжая энергией других.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Но в наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о познавательных творческих способностях и т.д.

Существует огромное количество форм, методов и приемов развития навыков познавательно творческой деятельности у учащихся. Однако в данной работе представлено лишь одно направление: использование метода проблемного обучения на уроках истории. Выбор не случаен. Во-первых, творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков, один из которых–наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи, а во-вторых, использование методов проблемного обучения в настоящее время особенно актуально и потому, что многие задания части «В» и «С» в ЕГЭ по истории, по сути, являются проблемными.

Цель работы - показать практическое использование методики проблемного обучения на уроках истории.

В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются по различным критериям:

-по способу решения проблемных задач: проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее), совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися), исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно), творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение),

-в зависимости от способа представления учебного материала: метод монологического изложения, рассуждающий метод изложения, диалогический метод изложения, эвристический метод обучения, исследовательский метод; метод программированных заданий и другие.

Проблемные ситуации можно создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Правила создания проблемных ситуаций

Во-первых, проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение.

Во-вторых, проблемная ситуация изначально способствует развитию творческих способностей учащихся, а значит благоприятствует мотивации учащихся и повышению творческого потенциала.

И в-третьих, проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.

Этапы проблемного обучения

  • постановка проблемного вопроса (фаза восприятия материала и его предварительного анализа);

  • перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию (осознание сущности затруднения и формулировка проблемной задачи),

  • поиск способа решения проблемной задачи путем интеграции догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования;

  • доказательство гипотезы;

  • проверка правильности решения проблемной задачи.

В зависимости от уровня самостоятельности учащихся в процессе создания и разрешения проблемных ситуаций выделяют четыре уровня полноты проблемного обучения: проблемы ставятся и решаются с помощью преподавателя, самостоятельность учащихся невысока; преподаватель формулирует проблемную ситуацию, остальные этапы раскрытия проблемы совершаются совместно с учащимися; учащиеся формулируют проблемные ситуации по аналогии и решают их совместно с преподавателем; все этапы разрешения проблемной ситуации проводятся самими учащимися, самостоятельность и познавательная активность учащихся наивысшая.

Главные условия эффективности проблемного обучения:

  • обеспечение достаточной мотивации учащихся, способной вызывать и поддерживать интерес к содержанию проблем в процессе обучения;

  • обеспечение посильности предлагаемых учащимся проблемных ситуаций, рациональное соотношение известного и неизвестного;

  • значимость для учащихся информации, получаемой при разрешении проблемных ситуаций;

  • необходимость «диалогического доброжелательного общения педагога с учащимися, когда со вниманием и поощрением относятся ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися».


Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.

1.В качестве проблемных заданий могут служить: учебные задачи, вопросы, практические задания и т.п.

2.Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, поражающие своей неожиданностью.

Например: Говорят, что в Ледовом побоище никто не кричал “Ура!”, а в Куликовской битве “Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему?

3. Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.

Например: Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?

4. Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.

Например: В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться?

5 . Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.

Например



6. Проблемные задач: Окончательно ли преодолел Петр I отсталость России? Аргументировать свое мнение.

7.Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков:

Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?

Иван IV – тиран или реформатор?

Триумф и трагедия победителей. (1945–1953 гг.)

8. Можно после раскрытия темы учителем самим учащимся предложить сформулировать главную проблему урока и составить вопросы к теме проблемного характера.

9.Задания на подведение к противоречию и нахождению способа разрешения.

10.Задания на рассмотрение явления с различных позиций

«Что можно было посоветовать А. Невскому в плане подготовки к сражению?».

«Встаньте на минуту рыцарями тевтонского ордена. Что бы вы посоветовали великому магистру Герману фон Зальцу? Были ли у рыцарей шансы на победу?»

11.Задания на изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос: «Кто же победил в Бородинском сражении?»

12.Проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными.

13.Создание проблемных ситуаций на уроке с использованием электронных ресурсов (например, образовательного комплекса 1С: Образование).



Приёмы творческого мышления, которым можно учить ребёнка.

-умение находить противоположности,

-приём переформулировки,

-метод перекомбинирования (объединить несколько предметов таким образом, чтобы получить что-то принципиально новое)

-метод аналогий, суть которого в том, что обобщаются некоторые свойства и признаки в одних предметах, а затем подобное ищется и в других.

-метод ассоциации (установление связи между разными понятиями или идеями).

-метод разворота заключается в том, что бы перевернуть ситуацию на 180° и начать решать абсолютно противоположную данной ситуацию.

-метод матрёшки учит, что нужно искать более широкий принцип, по отношению к которому твоя проблема лишь частный случай.

-метод «около» состоит в том, что штудирование проблемы происходит не в лоб, а окольными путями. Занимаясь побочными задачами, надеяться на то, что «крепость» окажется уязвимой, или на то, что основная задача решается подобным образом.

Как видим, практических приёмов творческого решения проблем довольно таки много, и далеко не все они были раскрыты в данной работе. Я уверена, что существует большое поле для творческой деятельности каждого учителя в решении данной проблемы


Литература

  1. Вяземский Е.Е. «Методика преподавания истории в школе». Практическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2001г.

  2. Кудрявцев П.О. Проблемное обучение: Истоки и сущность. – М.: Знание, 1991.

  3. Корнева Т.А. «Нетрадиционные уроки по истории России XXвека», Волгоград, 2002г.

  4. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.

  5. Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,1998.

  6. Сухов В.В., Морозов А.Ю. История России XIX в.М.:Дрофа,2003г.

  7. Федорчук И.А. История. Интеллектуальные игры для школьников. – Ярославль, Академия развития, 1998г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!