Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого мышления на уроках истории (презентация)»
МОУ основная общеобразовательная школа № 15 городского округа Шуя Ивановской области
Развитие творческого мышления на уроках истории
Работу выполнила:
Марченко Ирина Григорьевна,
учитель истории
Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.
А.П.Чехов
Требования времени к современному человеку
- подвижность,
- гибкость мышления,
- быстрота ориентации
- и адаптация к новым условиям,
- творческий подход к решению больших и малых проблем.
Использование метода проблемного обучения на уроках истории
Актуальность выбранной темы:
- Во-первых, творчество как вид человеческой деятельности характеризуется наличием противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи ,
- во-вторых , многие задания части «В» и «С» в ЕГЭ по истории, по сути, являются проблемными.
Классификация по способу решения проблемных задач:
- - проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее),
- совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися),
- исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно),
- творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение),
Классификация в зависимости от способа представления учебного материала
- метод монологического изложения,
- рассуждающий метод изложения,
- диалогический метод изложения,
- эвристический метод обучения,
- исследовательский метод;
- метод программированных заданий
- и другие.
Правила создания проблемных ситуаций
- Должны содержать посильное познавательное затруднение.
- Должна благоприятствовать мотивации учащихся и повышению творческого потенциала.
- Должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
Этапы проблемного обучения
- постановка проблемного вопроса (фаза восприятия материала и его предварительного анализа);
- перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию (осознание сущности затруднения и формулировка проблемной задачи),
- поиск способа решения проблемной задачи путем интеграции догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования ;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблемной задачи.
Уровни полноты проблемного обучения
- проблемы ставятся и решаются с помощью преподавателя, самостоятельность учащихся невысока;
- преподаватель формулирует проблемную ситуацию, остальные этапы раскрытия проблемы совершаются совместно с учащимися;
- учащиеся формулируют проблемные ситуации по аналогии и решают их совместно с преподавателем;
- все этапы разрешения проблемной ситуации проводятся самими учащимися
Условия эффективности проблемного обучения
- обеспечение достаточной мотивации учащихся;
- обеспечение посильности предлагаемых учащимся проблемных ситуаций;
- значимость для учащихся информации, получаемой при разрешении проблемных ситуаций;
- необходимость доброжелательного общения педагога с учащимися,
Формы решения проблемных ситуаций
- проблемные задачи и задания,
- проблемная лекция,
- задачи исследовательского характера,
- дискуссии,
- работа с историческими документами.
Использование на уроках проблемных творческих заданий
- Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, поражающие своей неожиданностью.
- Говорят, что в Ледовом побоище никто не кричал “Ура!”, а в Куликовской битве “Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему?
Использование на уроках проблемных творческих заданий
- Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.
- Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?
Использование на уроках проблемных творческих заданий
- Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.
- В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться?
Использование на уроках проблемных творческих заданий
- Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.
Использование на уроках проблемных творческих заданий
- Создание проблемных задач:
- Окончательно ли преодолел Петр I отсталость России? Аргументировать свое мнение.
Использование на уроках проблемных творческих заданий
- Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков:
- Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?
- Триумф и трагедия победителей. (1945–1953 гг.)
- Иван IV – тиран или реформатор?
Использование на уроках проблемных творческих заданий
- Можно после раскрытия темы учителем самим учащимся предложить сформулировать главную проблему урока и составить вопросы к теме проблемного характера.
- Задания на подведение к противоречию и нахождению способа разрешения.
Использование на уроках проблемных творческих заданий
- Задания на рассмотрение явления с различных позиций
- «Что можно было посоветовать А. Невскому в плане подготовки к сражению?».
- «Встаньте на минуту рыцарями Тевтонского ордена. Что бы вы посоветовали великому магистру Герману фон Зальцу? Были ли у рыцарей шансы на победу?»
Использование на уроках проблемных творческих заданий
- Задания на изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос:
- «Кто же победил в Бородинском сражении?»
?
Использование на уроках проблемных творческих заданий
- Проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными.
- Создание проблемных ситуаций на уроке с использованием электронных ресурсов ( например, образовательного комплекса 1С: Образование).
Приёмы творческого мышления
- -умение находить противоположности,
- -приём переформулировки,
- -метод перекомбинирования,
- -метод аналогий,
- -метод ассоциации,
- -метод разворота (перевернуть ситуацию на 180° ),
- -метод матрёшки,
- -метод «около».