СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческого мышления на уроках истории (презентация)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к работе "Развитие творческого мышления на уроках истории"

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого мышления на уроках истории (презентация)»

МОУ основная общеобразовательная школа № 15 городского округа Шуя Ивановской области Развитие творческого мышления  на уроках истории Работу выполнила: Марченко Ирина Григорьевна, учитель истории

МОУ основная общеобразовательная школа № 15 городского округа Шуя Ивановской области

Развитие творческого мышления на уроках истории

Работу выполнила:

Марченко Ирина Григорьевна,

учитель истории

Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.  А.П.Чехов

Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.

А.П.Чехов

Требования времени  к современному человеку подвижность, гибкость мышления, быстрота ориентации  и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению больших и малых проблем.

Требования времени к современному человеку

  • подвижность,
  • гибкость мышления,
  • быстрота ориентации
  • и адаптация к новым условиям,
  • творческий подход к решению больших и малых проблем.
Использование метода проблемного обучения на уроках истории Актуальность выбранной темы: Во-первых,  творчество как вид человеческой деятельности характеризуется наличием  противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи , во-вторых , многие задания части «В» и «С» в ЕГЭ по истории, по сути, являются проблемными.

Использование метода проблемного обучения на уроках истории

Актуальность выбранной темы:

  • Во-первых, творчество как вид человеческой деятельности характеризуется наличием противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи ,
  • во-вторых , многие задания части «В» и «С» в ЕГЭ по истории, по сути, являются проблемными.
Классификация по способу решения проблемных задач:  - проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее), совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися), исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно), творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение),

Классификация по способу решения проблемных задач:

  • - проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее),
  • совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися),
  • исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно),
  • творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение),
Классификация в зависимости от способа представления учебного материала метод монологического изложения, рассуждающий метод изложения,  диалогический метод изложения,  эвристический метод обучения, исследовательский метод; метод программированных заданий и другие.

Классификация в зависимости от способа представления учебного материала

  • метод монологического изложения,
  • рассуждающий метод изложения,
  • диалогический метод изложения,
  • эвристический метод обучения,
  • исследовательский метод;
  • метод программированных заданий
  • и другие.
Правила создания проблемных ситуаций  Должны содержать посильное познавательное затруднение.  Должна благоприятствовать мотивации учащихся и повышению творческого потенциала.  Должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.

Правила создания проблемных ситуаций

  • Должны содержать посильное познавательное затруднение.
  • Должна благоприятствовать мотивации учащихся и повышению творческого потенциала.
  • Должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
Этапы проблемного обучения постановка проблемного вопроса (фаза восприятия материала и его предварительного анализа); перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию (осознание сущности затруднения и формулировка проблемной задачи), поиск способа решения проблемной задачи путем интеграции догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования ; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблемной задачи.

Этапы проблемного обучения

  • постановка проблемного вопроса (фаза восприятия материала и его предварительного анализа);
  • перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию (осознание сущности затруднения и формулировка проблемной задачи),
  • поиск способа решения проблемной задачи путем интеграции догадок, гипотез и т.п. с попыткой соответствующего обоснования ;
  • доказательство гипотезы;
  • проверка правильности решения проблемной задачи.
Уровни полноты  проблемного обучения проблемы ставятся и решаются с помощью преподавателя, самостоятельность учащихся невысока; преподаватель формулирует проблемную ситуацию, остальные этапы раскрытия проблемы совершаются совместно с учащимися; учащиеся формулируют проблемные ситуации по аналогии и решают их совместно с преподавателем; все этапы разрешения проблемной ситуации проводятся самими учащимися

Уровни полноты проблемного обучения

  • проблемы ставятся и решаются с помощью преподавателя, самостоятельность учащихся невысока;
  • преподаватель формулирует проблемную ситуацию, остальные этапы раскрытия проблемы совершаются совместно с учащимися;
  • учащиеся формулируют проблемные ситуации по аналогии и решают их совместно с преподавателем;
  • все этапы разрешения проблемной ситуации проводятся самими учащимися
Условия эффективности  проблемного обучения обеспечение достаточной мотивации учащихся; обеспечение посильности предлагаемых учащимся проблемных ситуаций; значимость для учащихся информации, получаемой при разрешении проблемных ситуаций; необходимость доброжелательного общения педагога с учащимися,

Условия эффективности проблемного обучения

  • обеспечение достаточной мотивации учащихся;
  • обеспечение посильности предлагаемых учащимся проблемных ситуаций;
  • значимость для учащихся информации, получаемой при разрешении проблемных ситуаций;
  • необходимость доброжелательного общения педагога с учащимися,
Формы решения  проблемных ситуаций проблемные задачи и задания,  проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.

Формы решения проблемных ситуаций

  • проблемные задачи и задания,
  • проблемная лекция,
  • задачи исследовательского характера,
  • дискуссии,
  • работа с историческими документами.
Использование на уроках проблемных творческих заданий Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, поражающие своей неожиданностью.  Говорят, что в Ледовом побоище никто не кричал “Ура!”, а в Куликовской битве “Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему?

Использование на уроках проблемных творческих заданий

  • Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, поражающие своей неожиданностью.
  • Говорят, что в Ледовом побоище никто не кричал “Ура!”, а в Куликовской битве “Ура!” раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему?
Использование на уроках проблемных творческих заданий Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.  Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?

Использование на уроках проблемных творческих заданий

  • Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.
  • Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?
Использование на уроках проблемных творческих заданий Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.    В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться?

Использование на уроках проблемных творческих заданий

  • Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.

  • В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться?
Использование на уроках проблемных творческих заданий Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.

Использование на уроках проблемных творческих заданий

  • Можно создать ситуацию выбора, когда учащимся предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, наиболее на их взгляд убедительный.
Использование на уроках проблемных творческих заданий Создание проблемных задач:  Окончательно ли преодолел Петр I отсталость России? Аргументировать свое мнение.

Использование на уроках проблемных творческих заданий

  • Создание проблемных задач:
  • Окончательно ли преодолел Петр I отсталость России? Аргументировать свое мнение.
Использование на уроках проблемных творческих заданий Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков:  Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси? Триумф и трагедия победителей. (1945–1953 гг.) Иван IV – тиран или реформатор?

Использование на уроках проблемных творческих заданий

  • Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков:
  • Была ли неизбежной феодальная раздробленность на Руси?
  • Триумф и трагедия победителей. (1945–1953 гг.)
  • Иван IV – тиран или реформатор?
Использование на уроках проблемных творческих заданий Можно после раскрытия темы учителем самим учащимся предложить сформулировать главную проблему урока и составить вопросы к теме проблемного характера.  Задания на подведение к противоречию и нахождению способа разрешения.

Использование на уроках проблемных творческих заданий

  • Можно после раскрытия темы учителем самим учащимся предложить сформулировать главную проблему урока и составить вопросы к теме проблемного характера.
  • Задания на подведение к противоречию и нахождению способа разрешения.
Использование на уроках проблемных творческих заданий Задания на рассмотрение явления с различных позиций  «Что можно было посоветовать А. Невскому в плане подготовки к сражению?».   «Встаньте на минуту рыцарями Тевтонского ордена. Что бы вы посоветовали великому магистру Герману фон Зальцу? Были ли у рыцарей шансы на победу?»

Использование на уроках проблемных творческих заданий

  • Задания на рассмотрение явления с различных позиций
  • «Что можно было посоветовать А. Невскому в плане подготовки к сражению?».
  • «Встаньте на минуту рыцарями Тевтонского ордена. Что бы вы посоветовали великому магистру Герману фон Зальцу? Были ли у рыцарей шансы на победу?»
Использование на уроках проблемных творческих заданий Задания на изложение различных точек зрения на один и тот же  вопрос: «Кто же победил в Бородинском сражении?» ?

Использование на уроках проблемных творческих заданий

  • Задания на изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос:
  • «Кто же победил в Бородинском сражении?»

?

Использование на уроках проблемных творческих заданий Проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Создание проблемных ситуаций на уроке с использованием электронных ресурсов ( например, образовательного комплекса 1С: Образование).

Использование на уроках проблемных творческих заданий

  • Проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными.
  • Создание проблемных ситуаций на уроке с использованием электронных ресурсов ( например, образовательного комплекса 1С: Образование).
Приёмы творческого мышления -умение находить противоположности, -приём переформулировки, -метод перекомбинирования, -метод аналогий, -метод ассоциации, -метод разворота (перевернуть ситуацию на 180° ), -метод матрёшки, -метод «около».

Приёмы творческого мышления

  • -умение находить противоположности,
  • -приём переформулировки,
  • -метод перекомбинирования,
  • -метод аналогий,
  • -метод ассоциации,
  • -метод разворота (перевернуть ситуацию на 180° ),
  • -метод матрёшки,
  • -метод «около».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!