Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр»
Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития и умственной отсталости, через овладения технологий изготовления в технике «канзаши»
Черных Инна Владимировна
МБУДО «ДЮЦ»
Педагог дополнительного образования
Аннотация
Статья посвящена проблеме развития творческих способностей у детей с задержкой психического развития и умственной отсталости, через овладения технологий изготовления изделий в технике «канзаши». Это обстоятельство требует создания условий для максимально возможной коррекции нарушений развития детей, их образования, профессионального обучения, социализации и интеграции в обществе. В результате использования различных методов корригируются психические функции, такие как внимание, память, пространственное и зрительное восприятие, речь, мышление, что ведет к развитию творческих способностей.
Ключевые слова: развитие творческих способностей, задержка психического развития, умственная отсталость, техника, «канзаши», общение, социализация
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач современного образования, включая дополнительное. Неуклонный рост числа инвалидов, детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью предопределяет важность коррекционной образовательной деятельности. Дети с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только вследствие отклонений или недостатков развития, но и неприспособленности окружения к их специальным потребностям, предосудительного отношения к ним. Дополнительное образование позволяет состояться Человеку. Состояться — значит реализовать свою собственную природную программу, т.е. состояться как личность.
Целью адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по декоративно-прикладному искусству «Волшебная ленточка» - является создание благоприятных условий для последовательного развития детей с задержкой психического развития, направленных на коррекцию развития психики, развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии путем организации деятельности по созданию изделий в технике «канзаши».
В современное время «канзаши» - это и заколки, и шпильки, и гребни незабываемой красоты, а также различные предметы одежды и интерьера. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами.
Среди известных видов рукоделия «канзаши» занимает особое место. Рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоционального развития, что особенно ценно для формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Личная заинтересованность, неравнодушие, увлечённость художественным трудом побудила меня организовать досуг детей школьного возраста в форме кружка «Волшебная ленточка».
Мною была разработана программа кружка «Волшебная ленточка». В этом программе отражены занятия по изготовлению изделий из лент в нетрадиционные техники «Канзаши». Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они напоминают игру и открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом.
Достоинство техники «канзаши» в том, что с её помощью довольно легко придумать и создать множество красивых и необычных украшений. Дети с интересом занимаются эти видом творчества, осваивают новые приемы работы, создают оригинальные изделия, банты, композиции, сувениры, подарки для своих близких. «Канзаши» - доступен всем потому, что атласные ленты, клей, картон, бусины и стразы можно приобрести в магазине.
Канзаши:
- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точное движение пальцев,
- происходит развитие глазомера,
- работа с бумагой способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
«Канзаши» имеет огромное значение:
- в развитии конструктивного мышления детей их творческого воображения, художественного вкуса,
- она стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания,
- знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами,
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка, возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словами и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий,
- она совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Образовательные (программные) результаты обучения:
учащиеся понимают:
простейшие приемы, используемые для различных видов рукоделия;
технику безопасности на занятиях;
технологический процесс изготовления поделок;
основные базовые элементы в разных видах деятельности;
особенности и способы обработки различных материалов (бумага, фетр, природный, бросовый материал, солёное тесто, пластилин).
умеют:
соблюдать правила безопасного труда при работе с различными инструментами ручного труда, соблюдая правила техники безопасности;
переводить шаблоны на различный материал;
изготавливать и оформлять несложные поделки;
осуществлять декоративную работу при изготовлении изделия;
подбирать гармоничные цвета и оттенки;
добросовестно относиться к выполнению работы, к инструментам и материалам;
изготавливать изделия декоративно-прикладного творчества по схеме, образцу.
владеют:
навыками изготовления несложных изделий;
основными приемами и техникой изготовления несложных изделий;
навыками разметки по шаблонам с помощью педагога;
правилами безопасности труда с колющими и режущими инструментами.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки воспитанника является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, ставить и достигать разные цели, упорно добиваться нужного результата. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.