СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая работа ученика требует самостоятельности,активности.учит осмысливать и проявлять интерес к словесному творчеству. Наше общество нуждается в личностях,которые умеют креативно мыслить,творить,принимать решение.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения.»

Тема опыта: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе»

     1.2 Актуальность опыта

 С сожалением хочу отметить,  что в  настоящее время читающих детей становится все меньше. Даже невооруженным взглядом виден спад читательского интереса. Главная причина -  отсутствие традиций семейного чтения. Чтобы изменить ситуацию, чтобы развивать  творческие способности  учащихся,  я  использую нестандартные  подходы  при организации и проведении уроков литературного чтения. Считаю,  что они наиболее благоприятны для развития творческого потенциала каждого ребенка. Творческая работа требует самостоятельности ученика, активности, увлеченности, способствует становлению его личности. Познавая через литературу окружающий мир, дети учатся осмысливать особенности  словесного искусства и проявляют интерес к словесному творчеству. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека и его индивидуальность, оживляют познавательный процесс. С уверенностью могу сказать, что  формирование творческой личности приобретает сегодня не только творческий, но и практический смысл. Наше современное общество нуждается в ярких неординарных личностях, которые   ответственны, способны креативно мыслить, творить, принимать решения. Это значит, что особое внимание на уроках литературного чтения  следует уделять развитию творческих способностей учащихся.  

1.3 Цель опыта: создание оптимальных условий для развития  творческой личности в каждом учащемся,  способной испытывать  удовлетворение от процесса мышления, творчества, решения нестандартных задач;
         1.4 Задачи опыта:

- выявление возможностей развития творческих способностей младших школьников через использование системы творческих заданий на уроках литературного чтения;

-  применение эффективных методов и приемов обучения, направленных на развитие творческих способностей учащихся.


-  формирование  объективности  в оценке результатов собственного творчества, (рефлексии).

  1. Продолжительность работы

1 этап – подготовительный (2014/2015 уч. г.). Был изучен и систематизирован теоретический материал по данной теме.

2 этап – практический (2015/2017 уч. гг.). Подбирались и опробывались активные методы и приемы формирования и развития творческих способностейучащихся.Разработаныи проведены уроки с применением активных методови приемов развития творчества учащихся на уроках литературного чтения .

3 этап – этап обобщения (2017/2018 уч. г.). Проведён анализ и обобщение полученных результатов, определены условияразвития творчества учащихся.

2. Описание технологии опыта

2.1 Ведущая идея опыта:

 Через использование системы различных видов творческих работ на уроках литературного чтения происходит процесс развития творческих способностей младших школьников. Если в системе применять эффективные методы и приемы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить детское воображение, восприятие, мышление. Включение детей в творческую деятельность – основной путь их развития. Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества, оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания.

 Поэтому перед собой  ставлю определенные  задачи:

- замечать любые творческие проявления учеников;

- развивать творческое мышление детей и способность к решению проблем;

- формировать инициативную позицию;

- поддерживать и улучшать самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества; 

- развивать любознательность, самостоятельность.

2.2Описание сути опыта

       Проблемой творчества занимались многие исследователи, среди них Л.С. Выготский, который утверждал, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке» [2, c. 3]. Л. С. Выготский возражал против того, что творчеством могут заниматься лишь избранные, одаренные особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [2, c. 32]. Из этого можно сделать вывод, что творческой деятельностью могут заниматься все дети. Творческая деятельность и творческие способности взаимосвязаны друг с другом, так как способности развиваются и формируются только в процессе деятельности. Творческое воображение и мышление являются высшими и необходимыми способностями человека в процессе учебной деятельности.[10, с. 15] Следовательно, творческую деятельность школьников составляют следующие компоненты: творческое мышление; творческое воображение; применение методов организации творческой деятельности.

Одним из основных требований к организации образовательного процесса является создание условий для развития творческих способностей обучающихся[11, с. 99]. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, – значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

Эффективной организации творческой работы на уроках литературного чтения способствуют по моему мнению:

- изменение роли ученика на уроке, согласно которой он должен стать активным участником познания, имеющим возможность выбирать, удовлетворять свои интересы и потребности, реализовывать свой потенциал;    - - создание комфортной психологической обстановки, благоприятствующей развитию способностей.

Для творчества нужны воля, умение преодолевать  трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, воображение. Предпосылки творческой деятельности своих учеников формирую на уроках литературного чтения путем использования различных языковых игр (Приложение 1), игр на развитие творческого воображения (Приложение 2), психологических игр (Приложение 3), литературных игр (Приложение 4). Такие задания ставят детей в активную позицию, пробуждают интерес, развивают воображение и фантазию, способствуют эмоциональной отзывчивости. Они направлены на пробуждение творческой активности, позволяют в игровой, занимательной форме многому научиться [9, с. 31].

Считаю для себя обязательным использование  исследовательской деятельности учащихся в познавательном процессе, а также их коллективную  работу, совместное выполнение поставленных задач.

Следует уделить внимание и  самовыражению индивидуальности, личности ученика через творчество. Исполнительская деятельность может подняться до уровня искусства, до самовыражения: в драматизации сказки ученик входит в роль сказочного героя. То же можно сказать и об иллюстрировании, когда дети рисуют сюжетную картинку, отражающую момент действия в рассказе, на основе воображения и знания жизни, они вносят что-то свое, что-то от своей личности, от своего видения жизни, от своего понимания героя или события – это самовыражение. (Приложение 6).  

Предлагаю своим учащимся  также интеллектуально-творческие задания. Подобные упражнения развивают артистизм, являясь своеобразной школой театрального и игрового искусства. Изображая явления природы, растения, животных и т. п., дети высвобождают лишнюю энергию, развивается их образное мышление и фантазия. (Приложение 5).  В своей практике я применяю: творческие пересказы; работу с иллюстрациями; словесное и графическое рисование; драматизацию; создание диафильмов; стихосложение; устные рассказы и сказки.

 Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления [12, с. 42]. Использую на уроках литературного чтения следующие варианты творческих пересказов:

- пересказ с изменением лица рассказчика (чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица);

- пересказ от лица одного из персонажей: для успешного выполнения этого задания ученик должен войти в роль персонажа, понять его характер, взглянуть на события его глазами, дать оценку герою с позиции его возраста и социального положения;

- пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями: с вымышленными эпизодами, деталями; описаниями пейзажа, внешности людей, места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста;

 - продолжение рассказа о судьбе героя; изменение последовательности событий. Дополнять текст можно сопоставлениями с фактами, аналогичными описанным, но взятыми из жизни или других источников. Творческие дополнения могут быть точными лишь в том случае, если школьники поняли содержание произведения и достоверно знают все обстоятельства, в которых протекает действие. Детей особенно привлекают дополнения, в которых предугадывается дальнейшая судьба их любимых героев.(Приложение 7)

На уроках литературного чтения детям предлагаю следующие задания по творческому пересказу произведений:

1. Перескажите сказку от своего имени.

2. Перескажите легенду от первого лица.

 3. Перескажите данную историю от имени писателя.

4. Правильно ли поступил герой произведения? Продолжите рассказ.

 5. Перескажите рассказ, заменяя слово «я» словами «он», «писатель».

 6. Чем бы вам хотелось дополнить рассказ?

Важное значение при выполнении заданий имеет и целевая установка: ученик должен рассказывать так, чтобы поняли его мысль, представили описываемую им картину, почувствовали его отношение к высказанному. Считаю, что  творческие пересказы развивают воображение школьников, повышают интерес к художественным произведениям, способствуют формированию ораторского мастерства.

На уроках литературного чтения использую прием словесного  рисования.  У учеников начальных классов необходимо целенаправленно  развивать  умения воплощать в слове продукты фантазии и творчества, использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, устно словесно описывать предмет. В своей работе на уроках литературного чтения использую систему заданий по словесному рисованию (Приложение 8). При обучении своих учеников словесному рисованию придерживаюсь следующей последовательности:

1 Выделяем эпизод для словесного иллюстрирования.

2 «Рисуем  место, где происходит событие.

3 Изображаем действующие лица.

4 Добавляем необходимые детали.

5 «Разукрашиваем» контурный рисунок. Учащиеся  при работе пользуются памяткой  (Приложение 9).

Использование словесного и графического рисования на уроках помогают мне интереснее организовать учебную деятельность школьников и стимулировать их творческое развитие. Мои ученики выполняют разнообразные задания: описывают своего любимого сказочного героя, создают  рисунки к сказке в последовательности ее изложения, делают иллюстрации самого смешного эпизода, делают рисунки к стихотворению.

На уроках литературного чтения обязательно знакомлю  детей с драматизацией. Начинаю эту работу  с чтения текстов по ролям и с заданной интонацией. Например: прочти грустно, весело, равнодушно, строго, с мольбой, с презрением, досадой, с возмущением, с насмешкой, удивленно, с интонацией страха, сожаления, торжества, таинственности, растерянности, неуверенности, раздражения, осуждения, сочувствия и т.д. Перевоплощаясь в героев художественных произведений, создавая воображаемую ситуацию,  мои ученики  верят в правду вымысла. Они могут быть и актерами и зрителями.    Считаю необходимым воспитывать у детей отношение к драматизации как к искусству переживания.  В процессе драматизации выступаю не столько в роли обучающего, сколько в роли организатора детской деятельности. Формы драматизаций, которые я использую на уроках литературного чтения очень разнообразны: костюмированные представления по известным сказкам и рассказам; музыкальные инсценировки сказок и рассказов; спектакли по собственным сценариям, и др.

Следует остановиться и на работе с иллюстрациями. Рассматривание книжных иллюстраций важно при изучении литературных произведений. Оно может быть организовано перед чтением, по ходу и по окончанию чтения.  При работе над портретом героя задаю детям вопросы: - Какие черты характера героя отразились в портрете? Почему вы так решили? - Как вы думаете, что чувствует изображенный здесь герой произведения? Как вы догадались? - Как передал художник черты характера героя? - Как относится художник к персонажам своей картины? Как вы это определили?

Не стоит забывать и о создании диафильмов. Считаю, что диафильм – это коллективная творческая работа, в процессе выполнения которой учащиеся сотрудничают в разных направлениях: сообща определяют кадры, подбирают подписи к ним.

На уроках ученикам предлагаю различные задания:

- Какие картинки можно нарисовать к сказке? Нарисуйте их и подпишите словами из сказки.

 - Создайте к рассказу рисунки в такой последовательности, чтобы получился диафильм. К кадрам диафильма подберите слова из текста.

- Устно опишите рисунки к стихотворению. Найдите в нем строчки, которыми можно подписать ваши рисунки.

Создавая диафильмы, дети упражняются в умении отбирать материал и строить рассказ, пусть и графический, в определенной композиционной форме; учатся обдумывать одновременно несколько мини-сюжетов и располагать их в соответствующей произведению последовательности.

Устные рассказы и сказки также использую в своей работе. При сочинении рассказов и сказок у детей формирую  умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно, образно. Сочинение устных рассказов и сказок по опорным словам и словосочетаниям, по предложенному плану, серии картинок, иллюстрациям, на основе прочитанного – один из путей развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. (Приложение 10)

Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения использую приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников» (Приложение 7), а также предлагаю детям в помощь памятку «Я сочиняю сказку» (Приложение 9).

При знакомстве детей с новым произведением считаю очень важным  первый этап–этап восприятия, который сопровождается первыми эмоциями, вопросами детей, недоумением. Перед восприятием текста я использую  приемы «творческого введения» в тему: фантазирование, притча, сказка, метафора, высказывания известных людей, афоризмы, проблемный вопрос, творческая разминка, творческая головоломка, прием ассоциации. Предупредить возможные ошибки в ходе первичного чтения текста, развить у школьников свой взгляд на повседневные вещи и привычные задачи, расширить кругозор мне помогает использование приема «Чтение с пометками». В процессе чтения ученики не просто осмысливают содержание текста, но и выделяют то, что является для них новым и интересным. Для этого используются условные обозначения: «+» – я это знал; «–» – это новое для меня; « ! » – я удивлен. Прежде чем поставить тот или иной значок, ученик задумывается, перечитывает текст, решает, какой знак в данном случае уместен. Это задание максимально стимулирует умственное развитие моих учеников, обеспечивает процесс познания, развивает рефлексивные способности. На уроках литературного чтения дети учатся устанавливать смысловые связи между событиями, понимать мотивы поступков героев, давать личную оценку поведению персонажей прочитанных произведений.

Интересно организовать работу с текстом мне позволяет также прием «Перепутанные логические цепочки». Предлагаю ученикам утверждения, среди которых есть правильные и неправильные. Ученики работают индивидуально, обозначают перепутанные цепочки, затем обсуждают в паре или группе. Этот прием хорошо использовать на этапе рефлексии. Использование пословиц на уроках чтения способствует индивидуально- творческому развитию детей, развитию творческого воображения, логического и нестандартного мышления, нравственных качеств. (Приложение 11).

Таким образом, интерес к познанию формируют упражнения творческого характера. Плюсом этих упражнений является то, что совсем не обязательно создавать специальные уроки развития, элементы таких упражнений должны присутствовать на каждом учебном занятии и методично переплетаться с программным материалом. На практике многие учителя редко используют творческие задания, опасаясь того, что не останется времени на прохождение нового материала. И напрасно. Развивающие упражнения творческого характера дают общую зарядку мыслительным процессам, мотивируют ребенка к учебному предмету [13, с.67].

Оптимальное сочетание творческих и обычных учебных заданий содержит богатые развивающие возможности, обеспечивает работу учителя в зоне ближайшего развития каждого из учащихся.  С уверенностью могу сказать, что очень важна последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников. Эпизодический характер творческих заданий не способствует активизации творческой деятельности учащихся, следовательно, недостаточно эффективно отражается на развитии творческих способностей детей.

2.3 Результативность и эффективность опыта

Работа по развитию творческих способностей детей на уроках литературного чтения проводилась мною на протяжении нескольких лет. Сравнивая результаты, можно сделать вывод о положительной динамике роста уровня творческих способностей у детей в третьем классе, в отличие от второго класса. Приемы обучения, используемые в работе, дают положительные результаты:

1) у многих учеников появилось положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера. Они начали проявлять более высокую степень самостоятельности, научились задавать вопросы и находить на них ответы, размышлять и сопереживать;

2) мои ученики научились понимать чужие мысли, заключенные в тексте; представлять картины, нарисованные автором, и видеть, какими языковыми средствами созданы эти картины; чувствовать настроение автора, находить для его передачи нужную интонацию;

3) при выполнении творческих работ, учащиеся овладели умениями: выбирать из текста произведения материал, необходимый для последующей творческой работы; представлять, воссоздавать в воображении прочитанное; словесно оформлять возникшее представление; читать реплику, выражать в ней особенности характера и настроения персонажа;

4) у детей изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе творческой деятельности: они стали восприниматься ими более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца. Более ярко стала проявляться способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации;

5) после использования на уроках литературного чтения творческих заданий у учащихся повысились: интерес к чтению, способность к творчеству, оригинальность.

Уроки литературного чтения стали для детей более информативными. Дети с удовольствием и с хорошим настроением работают на них. Повысился уровень познавательного интереса, значительно возросла техника чтения. Мои ученики любят петь, танцевать, рисовать, принимают активное участие в творческих конкурсах, во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Правильно подобранные методы и приемы обучения позволили не только повысить качество знаний, но и способствовали развитию творческого воображения и мышления детей.

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на  семинарах; заседаниях методического объединения учителей начальных классов, педсоветах.

3.Заключение

       Результатом  работы по теме опыта  стал повышенный интерес ребят к урокам литературного чтения, что не замедлило отразиться на качестве знаний.

Уже заметна непосредственная связь между самостоятельным творчеством моих учеников и их возросшим интересом, взыскательностью, самостоятельностью суждений в отношении подлинно профессиональной поэзии и прозы. И в этом я вижу наибольшую ценность творческих занятий моих детей.

     Пусть мои ученики не станут поэтами и писателями, но такое тонкое восприятие окружающего мира, которое они получат в процессе развития, будет удерживать их от жестокости и бездушия.

   Занятия литературным творчеством послужили толчком к созданию сборников творческих работ учащихся. Так у нас в классе появились сборники сказок, рассказов  и стихов, которые дети сами же иллюстрируют. Со своим творчеством ребята выступают в классе, перед другими учащимися гимназии. Мои ученики отправляют свои стихи, рассказы  и сказки в районную газету, где их произведения печатают и с их творчеством могут познакомиться все жители нашего района.

      Мне очень нравятся слова  известного поэта и философа Ральфа Эмерсона: «…Если мы перестаем пытаться сделать что-то, кроме того, что уже умеем, мы перестаем двигаться вперед». Прогресс нашего общества зависит от творческих людей.

      В заключении хочется сказать, что детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Но следует помнить: оно нуждается в помощи чуткого, доброжелательного, тактичного, понимающего учителя. 

Я уверена, что человеку творческому в будущем будет легче адаптироваться в новых условиях, что жизнь его будет интереснее, он справится с любой сложной ситуацией и реализует себя как личность.


 

Литература

 1. Алешаева, Н. П. Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения / Н. П. Алешаева, Н. В. Тупалева // Начальная школа. – 2004. – № 11.

2. Ашевская, Л. А. Развитие творческих способностей учащихся / Л. А. Ашевская // Русский язык в школе. – 2001. – № 6.

3. Бронникова, Ю. О. Формирование культуры речи младших школьников / Ю. О. Бронникова // Начальная школа. – 2003. – № 10.

4. Былевская, В. Н. Развитие творческих возможностей младших школьников / В. Н. Былевская // Начальная школа. –1990. – № 5.

5. Воюшина, М. С. Анализ художественного произведения / М. С. Вьюшина // Начальная школа. – 1989. –№ 5.

6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк : Книга для учителя / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991.

 7. Граблева, В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении литературоведческих произведений / В. Н. Граблева // Начальная школа. – 2000. – № 11.

8.Грошенкова, В. А. Обучение школьников талантливому чтению на уроках литературы / В. А. Грошенкова // Начальная школа. – 2004. – № 8.

9. Загурская, Е. Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками / Е. Л. Загурская. – Мозырь, 2006.

10. Иванова, Л. И. Развитие творческих способностей школьников / Л. И. Иванова // Начальная школа. – 1994. – № 11.

11. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минс к: РИВШ, 2011. – 99 с.

12.Козырева, А. С. Виды работ над текстом на уроках чтения /А. С. Козырева // Начальная школа. – 1990. – № 3.

13. Никитина, А. В. Развитие творческих способностей учащихся / А. В. Никитина // Начальная школа. – 2001. – № 10.

14. Никонович, Е. В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения / Е. В. Никонович //Начальная школа. – 2005. – № 6. 16. Нестеренко, А. А. Проблемы развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий / А. А. Нестеренко. – М., 2004. 17. Романова, Л. И. Развивать у детей творчество / Л. И. Романова // Начальная школа. – 1985. – № 10.

Приложение 1

Игры со словами

1. «С каждой буквы». Придумать слова на каждую букву заданного слова. Например: «искорка» – игра, сила, красота, очарование, радость, конкурс, аккуратность.

2. Игра-аукцион в «весенние», «осенние», «летние», «зимние» слова. Выигрывает тот, кто скажет последнее слово, относящееся к определенному сезону.

3. «Составь словарик» печального (веселого, пластилинового, стеклянного, глиняного) человека. Можно предложить детям составить словарик мамы; папы, продавца, доктора, повара, сторожа и т. д.

4. «Хвосты». Подобрать слова к их «хвостам» (окончаниям слов). Например: ...чка – птичка, ...еть – лететь и т. д.

5. «Назови одним словом»

Чиж, сова, ласточка, стриж, грач;

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;

Шарф, варежки, пальто, кофта;

Телевизор, утюг, пылесос, холодильник; Картофель, свекла, лук, капуста;

Лошадь, корова, свинья, овца;

Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;

Липа, береза, ель, сосна;

Курица, гусь, утка, индейка;

Зеленый, синий, красный, желтый;

6. «Какое слово лишнее и почему»

Красивый, синий, красный, желтый;

Минута, время, час, секунда;

 Дорога, шоссе, тропинка, путь;

Молоко, сметана, простокваша, мясо;

Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;

Ель, сосна, кедр, осина;

Лук, огурец, морковь, яблоко;

Гриб, ландыш, ромашка, василек;

7. «Точка зрения». Рассказать, что видит расположившаяся на верхушке дерева гусеница.

8. «Чем похожи и чем отличаются?», например: слова: снег и снежинки; мороз и морозец, весельчак и веселый.

9. «Пары слов». Это первые шаги ребенка к стихосложению. Детям предлагается подобрать пары слов, у которых последние 2-3 буквы одинаковые. Например: роса – коса, трава – дрова, почки – кочки, ель – трель, врач – грач.

Приложение 2

Игры для развития творческого воображения

 1. «Камушки на берегу» – Пошел волшебник по берегу, увидев камушки, превратил их в ...

2. «На что это похоже?» Называются разные предметы, например: настольная лампа похожа на … (гриб); швейная машина – на .., капли дождя – на...

3. «Кто без кого не может быть?» Водитель – без …, учитель – без ...., врач – без ... и т. д.

4. «О чем думает?..» Старик, глядя из окна... Новорожденный на руках... Воробей зимой... Свинка в панаме...

5. «Чем похожи?» Сухость и сырость Блеск и тень Дерево у дороги и цветок 6. «Что общего и различного?» У лысины и коленки У беды и горя У лжи и ошибки

7. «Конкурс переводчиков» С литературного языка на «уличный» С «уличного», разговорного – на литературный С языка кошки (собаки) на человеческий язык

8. «Продолжи предложение» «Хорошая жизнь – это...» «Если бы я был волшебником, я бы...» «Когда я смотрю на себя в зеркало, то...» «Я знаю, что добро и зло...»

9. «Продолжи историю» – Однажды маленький мальчик (очень добрый) шел по дороге и смотрел под ноги, чтобы ничего не раздавить, и нашел монету волшебника. Если бы ты был этим мальчиком, что бы ты сделал, когда монета очутилась бы у тебя в кармане?

10. «Игра в слова» Дети называют как можно больше слов на разные темы: зимние, осенние, весенние, летние, ночные, праздничные, новогодние, грустные, веселые и т. д.

 Приложение 3

Психологические игры, развивающие внимание, наблюдательность, память на уроках литературного чтения

1. «Как в зеркале». Дети разбиваются на пары, играть можно сидя и стоя. Один играющий – «зеркало», другой – его «отражение», он копирует как можно точнее все движения партнера: хмурится, улыбается, подмигивает, удивляется, огорчается и т. п. Если кто-то ошибается или засмеется, получает штрафное очко.

2. «Пишущая машинка». Каждому играющему присваивается название какой-либо буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из 2-3 слов. По сигналу дети начинают «печать»: первая «буква» слова называет себя и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово «напечатано», все хлопают в ладоши 3 раза.

3. «Словесное путешествие». Это рассказ-фантазия или озвучивание мечты, которая может быть бесконечной, потому что сочиняется всеми по очереди. Путешествие может быть по своему городу, в горы, на море, за границу, на необитаемый остров, другую планету.

4. «Нарисуем портрет». (Например: счастья, любви, радости, веселья, грусти, печали и т.д., портреты могут быть детальными или схематичными.)

5. «Карнавал чувств». Если бы на карнавале встретились различные чувства и настроения, в какие костюмы вы бы их одели? (Костюмы можно нарисовать, раскрасить, сделать коллаж и др.)

6. «Нравится – не нравится». Скажите, что не нравится маме? Папе? Другу? Собаке? Кошке? Лесу? и т. д.

7. «Немое кино». Одна группа детей придумывает какой-либо сюжет без слов, другая – пытается его озвучить.

8. «Разговор с самим собой». (Примерные темы: «Перед сном», «Разговор с кошкой, которую обидел ты немножко», «Разговор с дождевым червяком, на которого ты только что чуть не наступил (конечно, нечаянно)» и т. д.)

9. «Вредные советы». Дети дают вредные советы: как надо вести себя в гостях, на улице, за столом. Советы сочиняют для упрямого малыша, который все делает наоборот, (т. е. из вредных советов малыш делает полезные).

10. «Если бы я был волшебником...». Детям предлагается рассказать о своем самом большом желании.

Приложение 4

Литературные игры

«Небылица за 10 минут». Учитель пишет какую-нибудь фразу или несколько, затем загибает листок, чтобы не было видно, что написано, и передает ученику. Теперь на чистом листе ученик пишет свою фразу, тоже загибает лист и отдает другому. Писать разрешается все, что угодно, но есть одна тонкость: все эти фразы должны отвечать (по порядку) на такие вопросы: - Кто это был (была)? - Как выглядел? - Куда пошел? - Кого встретил? - Что ему (ей) сказал?  - Что он (она) ответил? - Что ему (ей) сделали? - Какова была его (ее) реакция? - Чем вся история закончилась? - Вывод или мораль. Когда записан ответ на последний вопрос, листок разворачивается и выразительно читается получившаяся небылица.

«Древо мудрости». Дети быстро, но внимательно читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задает вопрос по тексту и прикрепляют ее к дереву. Дерево часто «меняется», т.к. ученики по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Работа может быть организована в парах, четверках, по рядам. В конце определяются лучшие знатоки.

 Приложение 5

Интеллектуально-творческие задания «Необычная декламация». У вас есть любимое стихотворение? Попробуйте его прочитать так, словно вы сильно замерзли; выпили что-то горячее; вам очень хочется спать; у вас болит зуб; вы сильно напуганы.

«Памятник пословице». Вам очень нравится пословица и вы решили ее увековечить, соорудив памятник. Возьмите себе помощников. Соорудите «памятник» под названием: «В споре рождается истина», «Глаза боятся, а руки делают», «Сытый голодному не товарищ», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

 «Новое применение». Очень часто у нас под рукой нет нужной вещи. Как быть? Научиться использовать то, что мы имеем. Новое применение: когда, как или вместо чего можно использовать носовой платок, столовую ложку, бельевую прищепку, зубную щетку, пластмассовую бутылку, перегоревшую лампочку.

«Зеркало». Не у каждого человека получается изобразить мимикой и жестами что-либо, a вот повторить изображение гораздо легче. Игра в парах: один – «зеркало», второй – его «отражение», т. е. второй повторяет все то, что видит перед собой.

Приложение 6

Система заданий по словесному рисованию

1. Упражнения направлены на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное. С целью усиления эмоционального восприятия детям предлагается найти ответы на следующие вопросы:

- Какие чувства возникли в вашей душе при прочтении текста: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

- Обратите внимание на слова, которые автор выбирает для того, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты.

- Найдите в тексте слова, передающие настроение автора.

2. Упражнения направлены на пробуждение воображения и фантазии школьников.

- Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, зелень, землю и т. д.

- Подберите словесную иллюстрацию ко всему произведению или к  выбранному вами отрывку.

- Какие строки произведения подходят к вашей иллюстрации?

3. Упражнения направлены на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнениях, олицетворениях, метафорах.

- Подберите эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими.

- Найдите в стихотворении образные слова.

- Найдите эпитет и слово, которое его определяет.

4. Упражнения направлены на выражения личностного отношения.

- Какое настроение автора прослеживается в этом произведении?

 - Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном.

 - Выразите возникшие у вас чувства.

 - Расскажите о своем отношении к воображаемой ка

 Приложение 7

Сочинительство сказок .

 Задания, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».

1. Выделение опорных слов из сказки. - Чтобы расколдовать сказку, надо по этим словам вспомнить, как она называется, кто ее автор. - Коллективное выделение опорных слов из сказки. - Самостоятельный подбор опорных слов. На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь. - Сочинение сказки по опорным словам.

2. Решение «сказочных задач», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки. - Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал? - Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось? - Что нужно сделать бабушке Красной Шапочки, чтобы ее не съел волк?

3. Переделка знакомой сказки (ввести нового героя и развить новый сюжет). - По опорным словам вспомнить сказку, найти лишние слова. На основе этих слов придумать новые интересные действия в известной сказке. - Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока. - Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой. - Емеля, щука, печка, вёдра, Золушка.

4. «Сказки наизнанку». - Составь сказку, используя сказочные слова и выражения, где бы: Белоснежка встретила в лесу семь великанов. 20 Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.

5. Сочинение сказки по началу, или по концу. Дети имеют героев сказки, начало или конец какой-то истории, им нужно придумать продолжение. Например, сказка по аналогии, сказка и музыка, сказка по начальной фразе, дописывание сказок и др.

6. Создание собственной оригинальной сказки. Самый трудный вид работы, т.к. все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет. Можно использовать такой прием работы: взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву под буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы. Используя эти слова, можно написать сказку, слова, которые будут не нужны, не использовать.

 7. Составление «сказочного словаря». Дети записывают зачины, концовки, сказочные выражения, средства передвижения, волшебные предметы.

8. «Свободное выступление». - Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).

Приложение 8

Памятка для детей «Словесное рисование»

1. Прочитай отрывок из рассказа.

2. Определи, сколько можно нарисовать картинок. (О чем каждая из них?)

3. Что и кто будут изображены на каждой картинке? Назови.

4. Какие слова в тексте помогут выполнить задание? Подчеркни их.

5. Представь свою картинку.

6. Расскажи о каждой картинке.

Приложение 9

Памятка для детей «Я сочиняю сказку»

1. Определите последовательность действий в работе над сказкой.

2. Подумайте: о чем будет сказка; чему она может научить.

3. Придумайте героя или героев вашей сказки.

4. Что с ними произойдет? Какие приключения их ждут?

5. Какие волшебные предметы будут в сказке?

6. Кто будет противостоять героям?

7. Как добро победит зло?

Приложение 10

Задание «Продолжите стихотворение сами»

Примеры начала стихотворной строки:

1. Очень мне обидно стало, … Что собака покусала…

2. А у нас телёнок есть, … Любит он траву поесть…

3. Как-то раз в конце субботы … В наши сельские края…

4. Однажды я из школы … С портфелем возвращался…

5. У пруда собаки … Навострили ушки…

Приложение 11

Работа с пословицами

«Собери пословицу».

Цель – развитие литературного вкуса и логического мышления.

 Берется достаточно узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами, задача детей – восстановить исходный текст. Например: Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами. Версии детей: - Не изба, а красна углами, красна пирогами. Похоже на загадку, правда? - Не пирогами изба красна, а углами. - Не красна изба углами, а красна пирогами. Исходная пословица.

Учитель.  - Что можно сказать о третьей версии? (Если стоят две одинаковые срубленные избы, то лучше из них та, где встретят тебя с лаской, добром да с румяными пирогами.) - Почему именно этот вариант остался в памяти народной?

«Картинка + рассказ + пословица».

Цель – развитие творческого воображения.

Каждому даются сюжетные картинки и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке так, чтобы он обязательно включил произвольную пословицу. Интересно получается и тогда, когда картинка одна, а пословицы у всех разные.

«Нарисуй пословицу».

Цель – развитие творческого воображения.

У каждого ребенка своя пословица, к которой ему необходимо сделать рисунок. Показывая рисунок, он называет пословицу. Остальные дети ее запоминают. На следующем занятии учитель показывает рисунки, а ребята стараются вспомнить пословицы к ним. Постепенно образуется банк рисованных пословиц.

«Изобрази пословицу схемой».

Цель – развитие творческого воображения.

Многие ребята пугаются того, что нужно что-то нарисовать, в этом случае выручают 22 схемы и пиктограммы. Изображение ножниц и расчески на улицах города сразу подскажет вам – здесь парикмахерская. Представьте, как может выглядеть пословица: «Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит».

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!