СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей младших школьников»

Развитие творческих способностей младших школьников

Мамаева Галина Леонидовна, учитель начальных классов

МБОУ «Ильпанурская основная общеобразовательная школа»


В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.  Поэтому главной целью школы, как социального института в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.

Творчество  можно  охарактеризовать,  как  деятельность  ребенка,  в  результате  которой  создается  что-то  новое,  что  характеризует  своего  создателя  с  неожиданной  стороны,  а  также  позволяет  приобрести  новые  знания  и  применить  раннее  приобретенные. 

Некоторые  приходят  к  выводу,  что  творчество  и  творческие  способности  органически  присущи  детской  природе,  так  как  ребенок  «неизменно  стремится  к  творчеству,  пользуясь  всеми  доступными  ему  средствами».

Некоторые  другие  утверждают,  что  творческие  способности  детей  младших  классов  можно  развить  при  помощи  создания  проблемных  ситуаций,  в  процессе  выполнения  творческих  заданий,  а  также  развития  личностной  ориентации.

Несомненно, творческие  способности  необходимо  развивать,  предоставляя  полную  свободу  действий,  не  настаивая  на  обязательности  их  проявления.  Творческий  подход  к  решению  той  или  иной  задачи  должен  поощряться  и  всячески  поддерживаться.

В данный момент и в данное время наши дети много знают, но мало умеют, а если и умеют, то делают это на низком креативном уровне. Поэтому я и поставила следующие цели и задачи:

-развивать детскую фантазию, причинно - следственное мышление, языковое чутье, творческое воображение;

-развивать умение сочинять рассказы и сказки;

-решать сложные проблемные задания;

-формировать любознательность;

-стремление к познанию нового, неизведанного;

-формировать умение мыслить логически, нестандартно;

-развивать речь, логику мышление;

-повышать мотивацию к самосовершенствованию.

Я использую основные принципы творческого воспитания:

-индивидуальный подход;

-личный пример («делай, как я!»);

-формирование поисковой активности (интереса, тяги к новому,  к знаниям);

-не навязывать свое мнение и мнение других,  каким бы верным оно ни было.

Методы воспитания и обучения:

Активные (игры; самостоятельная деятельность под руководством взрослого; поисковые, исследовательские, практические, связанные с самостоятельным поиском и открытием школьниками тех или иных истин,  способствующие активизации познавательной и творческой активности).

Пассивные (собственный пример, беседы).

        Важно учитывать, что необходимо создавать условия успешного развития творческих способностей.

К ним относятся:

- раннее начало;

- создание обстановки, опережающей развитие детей;

- предоставление большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов работы;

- помощь со стороны взрослых (предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку).

Неспособных детей нет. Важно только научить их поверить в себя, раскрыть способности. Это задача каждого учителя.

Упражнение «Удивительный рассказ»

И для учителя - одного желания мало,  надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения, учитывать особенности детей. Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.

Продуманное оформление класса, дети, обеспеченные всем необходимым, наличие наглядных пособий, раздаточного материала - все это имеет большое значение для успешного развития ребёнка. Приветливый тон учителя, создающий доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе – повышает мотивацию творчества.

А это ведёт:

- к повышению качества знаний учащихся,

- приобретению навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,

- активизацию творческой и познавательной активности учащихся,

- формирование положительных личностных качеств ученика,

- формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни.

Свое выступление хотелось бы закончить словами В.А.Сухомлинского: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!».

Чем раньше разбудить эту птицу, тем раньше он научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее и чище он будет.



 Упражнение «Удивительный рассказ»
Цель: развитие письменной речи, творческих способностей и умения свободно оперировать словесным мышлением, осознание барьеров креативности.

Описание: Каждый из участников пишет в верхней части листа бумаги четыре буквы: Н Г О К. По сигналу тренера необходимо составить как можно больше предложений, в которых первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое – на К. Например, «Николай Говорит Очень Красиво». Время выполнения 3 минуты.
Через три минуты педагог предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.
Ведущий предлагает продолжить составление предложений еще в течение 3 минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.
Затем задание усложняется: каждый пишет рассказ о группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания дается 5 минут. (Можно не задавать тематику написания рассказа).
Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!