СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей детей через обучение игре на свирели на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей детей через обучение игре на свирели на уроках музыки в общеобразовательной школе.»

Кочемасова Елена Геннадьевна учитель музыки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 30"



Развитие творческих способностей детей через обучение игре на свирели на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Многие дети кроме желания петь хотят учиться играть на каком – нибудь муз. инструменте. В рамках общеобразовательной школы и сегодняшних реалий воплотить эту мечту в жизнь очень сложно. Стоимость муз. инструментов высока, а количество часов - ограничено, при этом коллективная, а не индивидуальная форм работы невозможна для результативного обучения на муз. инструменте. Поэтому педагоги ищут и находят новые формы работы.



Свирель – это русский народный инструмент флейтового типа, название которого существовало испокон веков у русского, украинского и белорусского народов. Ученые находили древние изображения музыкантов-флейтистов еще на фресках и рельефах Древнего Египта. Первое упоминание о свирели в русской литературе относится к XII веку. В России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу XIX - началу XX веков.

Обучение игре на свирели я начинаю не ранее 3 четвери 1 класса.

Работаю по УМК «Музыка» автора Дмитрия Анатольевича Рытова Начальная инновационная школа издательство «Русское слово». В течении нескольких лет наша школа была инновационной площадкой, сейчас учебник вошел в Федеральный перечень учебников. Музицирование по программе Рытова выделено в отдельный раздел, и для него предлагаются интересные и разнообразные произведений

Музицированию на уроке я уделяю 10 – 15 минут, включая в него элементы вокально – хоровой работы.



Игра на свирели способствует оздоровлению организма, развитию музыкальных задатков, воспитывает интерес и любовь к музыкальному искусству.



Свирель – народный инструмент, представленный игрушкой из сертифицированного пищевого пластика.

Проблема самоидентификации человека со своей страной, со своей культурой – одна из самых существенных на сегодняшний день, поэтому для работы со свирелью предлагается максимальное привлечение русского национального материала: песен, скороговорок, потешек и т.п. 

Методика, выстроенная первоначально для донотного периода обучения, поэтому осваивается детьми легко и быстро, по исконно народному способу – в ее основе лежит отсчет звуков от самого высокого. В середине 1980-х годов на возможности такого способа обратила внимание московский педагог-новатор Эдельвена Яковлевна Смелова. В 1992 году она обратилась в ректорат Курского государственного университета с предложением разработать систему обучения. Буквально за несколько лет родились первые научные и учебно-методические публикации-брошюры. С 1994 года начались семинары в Санкт-Петербургском Институте развития образования, слушатели которых продолжили начатое в Курске дело.

Главные установки.

После приобретения свирели дети должны хорошо усвоить правила санитарии и хранения инструмента. Свирель – индивидуальный музыкальный инструмент, ни под каким видом нельзя его передавать из уст в уста. После занятий инструмент разбирается, моется отдельно мундштук и ствол, сушится и прячется в собственный пакет. Каждую свирель необходимо пометить, это могут быть переводные картинки, наклейки и др.

Во время игры положение тела должно быть естественным, ненапряженным; заниматься можно как стоя, так и сидя. Нельзя закидывать назад или опускать вниз голову.

Отверстия следует закрывать полностью подушечками пальцев: верхние три – указательным, средним и безымянным пальцами левой руки, а нижние три – пальцами правой руки. Такое положение рук не потребует переучивания при переходе в обучении на поперечную флейту.

Для плотного закрывания отверстий можно предложить использовать прием ощупывания отверстий, то, что Монтессори называет упражнением «видеть без глаз». Давать задание детям: не глядя на свирель закрыть 1, 2, 3 отверстия и т. д. Во время игры на свирели используется певческое дыхание: пропели – сыграли – еще точнее и чище пропели.

На занятиях не используются ноты, дети играют по цифрам, которым соответствуют отверстия: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6. А остальные пальцы в это время подняты. Каждому пальцу соответствует своя цифра. Их всего 7 как и 7 основных нот. 0 – это открытый звук, когда все пальцы подняты.

На 1 уроке дети играют в голоса птиц и животных, потом - маленькие ритмические попевки со стишками на 1 звуке, далее - количество звуков увеличивается, и можно приступать к мелодически простым русским народным песням: «Василек» (поступенное движение пальцев в диапазоне от 0 – 3), «Я на горку шла», «Со вьюном я хожу», «Как у наших у ворот», «Ах, вы сени, мои сени». Аккомпанемент должен быть выстроен так, чтобы мелодия оставалась постоянной, а вариации были различными. Такой подход помогает подтолкнуть ребенка к желанию импровизировать. Для разнообразия возможно включать инструменты детского шумового оркестра: трещотки, бубны, треугольники и др.

В дальнейшем возможна работа над двухголосьем и канонами.

Хочу подчеркнуть, что сама я начала заниматься с детьми на свирели впервые только год назад и имею достаточно скромный опыт.

Чтобы начать работать, я познакомилась с материалами, почитала методику, посмотрела видео уроки, изучила программу, попробовала купить инструменты через интернет, навела контакты и … все получилось. Свою работу я начала с кружка «Свирелька». Набрала группу детей, занималась с ними и достигла некоторых результатов. Дети выступили на многих конкурсах разного уровня и вернулись с победами. В ноябре 2021 года я начала включать игру на свирели в урок музыки на параллели 1 классов. Родители и администрация меня поддержали, приобрели инструменты, мы начали заниматься с детьми. Я записала фрагмент урока в 1 классе. Срок обучения – 2 месяца, 1 раз в неделю по 10 минут. Хочу представить его вашему вниманию.

Список литературы:

  1. https://kursksu.ru/people/view/141

  2. https://svirel.biz/stati/V-festival_start

  3. https://svirel.biz/media/Main/Methods/2018-05-03/nauchno-metodicheskoe-rukovodstvo-igry-na-svireli.pdf





Программа обучения игре на свирели.



Данная программа кружка «Весёлая свирель» составлена на основе программы Э.Я.Смеловой (Научно-методическое руководство игры на свирели) – Курск: Изд-во КГПИ, 1994.

Приложил к губам я трубку,
Разнеслась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется свирель.

1. Пояснительная записка.

Свирелью называется инструмент типа продольной флейты, состоящий из двух не скрепленных между собой деревянных трубок разной длины. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы. Н.И.Привалов закрепил название “свирель” за парной флейтой, так называли этот инструмент на Смоленщине. В первые годы ХХ века В.Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой. В наше время два коллектива используют свирель в своем составе: оркестр народных инструментов под управлением Андреева и оркестр хора имени Пятницкого.

Свирель – это русский народный инструмент флейтового типа. Флейты же, как известно, относятся к разряду простейших музыкальных инструментов и одними из первых появляются у каждого народа. Ученые находили очень древние изображения музыкантов-флейтистов, об этом говорят фрески и рельефы Древнего Египта. Свирель – это название, которое существовало испокон веков у русского, украинского и белорусского народов, обозначая музыкальный инструмент типа флейты по звукообразованию. Первое упоминание о свирели в русской литературе относится к XII веку. В России возрождение интереса к этому инструменту относится к концу XIX - началу XX веков.

В нашей школе мы используем пластмассовый инструмент с шестью отверстиями и отдельным мундштуком, такой инструмент идентичен продольной флейте по звукообразованию и строю.

Приобщение детей к игре на этом инструменте благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир никогда не поздно в любом возрасте, однако, результативнее, как показывает опыт, проводить обучение в младшем школьном возрасте, в возрасте 6-12 лет.

Цель занятий:

Развивать музыкальную культуру школьников, их творческие способности;

Задачи:

- овладевать навыками игры на свирели;

- постигать музыкальную культуру путем погружения в нее через практическое музицирование;

- формировать музыкальный вкус;

- развивать музыкальный слух;

- вовлекать в активную творческую деятельность учащихся



2. Общая характеристика программы.

Занятия с детьми этого возраста предполагают развитие творческих способностей детей через обучение на русском народном музыкальном инструменте. Научиться играть на свирели самому, погрузиться в мир звуков, познать этот неведомый и прекрасный мир музыки возможно на уроках музыки и во внеурочное время в обычной общеобразовательной школе.

Через обучение игре на этом инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.

Основная цель работы по приобщению детей к исполнению музыки – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Трудно не согласиться со словами Карла Эрнста о том, что “наша цивилизация… украла у человека радость целостно воспринимать мир всеми чувствами. Дети захвачены чувствами. Они рождаются с желанием изучать их. Обучая музыке маленьких детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний”.

Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения. Всего этого можно достичь, используя в работе методику, разработанную Э.Я. Смеловой. Она выделяет три задачи, которые возможно решать, работая с детьми по развитию навыков игры на свирели: оздоровление, общение, познание.



3. Ценностные ориентиры содержания программы.

Эти занятия способствуют сплочению детей в коллективе, созданию обстановки доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи среди детей. Ребята становятся увереннее в себе не только на занятиях кружка, но и на уроках. В целом, все дети, занимающиеся в кружке, стали гораздо чище интонировать, повышается мотивация к предмету, благодаря этим занятиям успешно реализуется важная культурологическая задача – развитие творческих способностей ребенка. Благодаря занятиям устанавливаются прочные отношения творческого сотрудничества между учителем и учениками. Возможности использования занятий свирелью на уроках очень велики. Ученики могут проиграть мелодии тех песен, которые разучиваются на уроке. Ребята смогут самостоятельно исполнить фрагменты тех музыкальных произведений, которые звучали на уроке, а значит “пропустив” через себя, смогут лучше прочувствовать музыку и глубже ее понять и запомнить. Например, мои ученики с радостью сами исполняют фрагменты из “Утра” Э. Грига, “Песни Сольвейг”, вдохновенно исполняют мелодию 9 симфонии Л.Бетховена и фрагменты эстрадных произведений.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

Распахнуть перед детьми мир музыки, дать почувствовать себя в нём не в гостях, а создателем и творцом – это ли не радость для педагога! Благодаря свирели, расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что далеко выходит за рамки простого исполнительства, ведь проблема значительного преобладания потребителей над творцами – одна из острейших проблем особенно в наше время. Известно, что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.



4. Содержание программы

Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на простых мелодиях, затем на материале большей сложности и далее на материале повышенной сложности.

Возможно обучение детей в течение 2 лет, один раз в неделю, наиболее эффективны занятия с детьми 6-12 лет. Основной принцип прохождения материала: от простого - к более сложному, с использованием закрепления и повторения пройденного. От простых мелодий до 2-х и 3-х голосных произведений; от лёгких пьес, до сложных концертных произведений. Занятия могут включать в себя кроме непосредственной работы со свирелью, вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как всё это пригодится для развития навыков игры. Возможным разделом занятий (особенно первого года обучения) могут быть сведения о нотной грамоте (лад, размер, ритм, фразы, мотивы и т.д.). Это необходимо для развития музыкальной памяти, слуха, а так же для осмысленного исполнения произведений. Это не только усвоение необходимого теоретического материала, но и музыкально-ритмические игры, упражнения, слуховые диктанты. Наряду с групповой (основной) формой занятий могут быть использованы приемы индивидуальной работы, игровые упражнения, предполагаются разные типы заданий для учащихся: самостоятельный разбор мелодий, ритмическое озвучивание, сольфеджирование, пропевание по цифровкам, самостоятельное сочинение мелодий к заданному ритму, умение импровизировать (как тип самостоятельных творческих занятий) и т.д.

Знакомство с инструментом, организация занятий включает в себя: знакомство с правилами обращения со свирелью, гигиенический уход за инструментом, правильную постановку рук и положение рта, а так же постановка целей и задач обучения. Вокально-хоровая работа: включает вокальную работу над каждым произведением, пропевание трудных интонаций, выработка чистой вокальной интонации. Работа над дыханием: включает объяснение правильного дыхания, развитие правильного исполнительского дыхания, работу над освоением приема “передувания”. Ритмическое развитие предполагает работу над ритмической грамотностью, знакомство с длительностями, отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для развития чувства ритма. Слуховой анализ подразумевает анализ мелодий, узнавание мелодий на слух, работа над чистой интонацией, над унисоном и 2-голосьем. Музыкальная грамота включает нотную грамоту. Одновременно необходимо проводить работу по усвоению средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, темп, ритм, длительность, размер и т.д.) Работа над развитием музыкальной памяти включает упражнения для развития музыкальной памяти, приемы быстрого запоминания.

В ходе первого этапа работы по овладению навыками игры на свирели дети узнают, как надо правильно пользоваться инструментом, как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения. Ученики знакомятся с правилами певческого дыхания и учатся им грамотно пользоваться. Они овладевают цифровой и нотной записью мелодий, учатся исполнять красивым и напевным звуком. Следующий уровень предполагает, что дети научатся понимать принцип исполнения мелодий “каноном”, овладеют более сложными приемами звукоизвлечения, освоят навык кантиленной игры, научатся объяснять элементарные понятия теории музыки, научаться умению играть “в ансамбле”, обогатят свой духовный мир произведениями классической, народной, джазовой и популярной музыки. Дальнейшая работа предполагает обучение детей умению исполнять 2 и 3 - голосные произведения, овладение навыком исполнения “каноном”, формирование умения подобрать знакомую мелодию и умение самостоятельно импровизировать.



5. Результативность.

Удивительна область применения результатов этих занятий во внеурочной деятельности. Во внеклассной работе наши достижения по освоению свирели очень востребованы. Выступления учеников украшают не только школьные мероприятия, но и концерты, конкурсы, фестивали городского, областного и российского уровня.

Несомненно, что вся работа по освоению этих инструментов и развития навыков игры на них направлена на развитие личности ребенка, формированию его музыкальной культуры. Удивительно, что дети, используя все то, чему научились на занятиях, начинают проявлять творческую самостоятельность: они на слух подбирают любимые произведения, перенимают друг от друга музыкальный материал, с удовольствием учатся импровизировать.

В программу нашего ансамбля входят произведения разных жанров. Ребята с большим удовольствием занимаются этим увлекательным делом и своими выступлениями дарят радость другим людям.

Деятельность по освоению игры на свирели во внеурочное время в общеобразовательной школе – это непростая задача, требующая от учителя системной, творческой и кропотливой работы.



6. Практическая часть.

Чтобы ускорить практическую часть на первом, донотном периоде мы играем по цифровым обозначениям, уделяя большее внимание работе над ритмом, знакомимся с размером и длительностями. Цифры на нотах в приведенных примерах обозначают количество закрытых отверстий на свирели. Дети очень быстро осваивают этот способ прочтения мелодии. На уроках мы также знакомимся с правилами обращения со свирелью, работаем над правильной постановкой рук и положением рта.

Основной принцип прохождения материала: от простого - к более сложному, с использованием закрепления и повторения пройденного. От простых мелодий до 2-х и 3-х голосных произведений; от лёгких пьес, до сложных концертных произведений. Занятия могут включать в себя кроме непосредственной работы со свирелью, вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как всё это пригодится для развития навыков игры. В начале обучения основу репертуара составляют русские народные и детские пени. Постепенно добавляем в репертуар все больше классических произведений. В конце 4-го класса дети любят исполнять джазовые и рок-н-рольные мелодии, подбирать по слуху.

Дети проявляют огромный интерес к инструменту, поэтому иногда приходится стараться по возможности включать игру на свирели в уроки музыки, этот вид деятельности стал для нас таким же важным как вокально-хоровая работа, слушание и анализ музыкальных произведений. Приведу примеры использования свирели на уроках музыки.

Тема урока: КОЛЫБЕЛЬНЫЕ.

Участники кружка на уроке музыки исполняют колыбельную “Спят усталые игрушки” А. Островского, сл. З. Петровой. Слушание и исполнение вместе с детьми знакомой песни. Возможно исполнение мелодии песни учителем на свирели.

“Колыбельная” Неизвестный автор. Исполнение под фонограмму.

“Колыбельная медведицы” Е. Крылатов, сл. Ю.Яковлева Разучивание песни, исполнение мелодии песни на свирели  

Тема урока: ГОДЫ СТРАНСТВИЙ. М.И.Глинка.

М.И.Глинка “Венецианская ночь”. Слушание, разбор музыкального произведения. Рассказ об Италии, М.И.Глинке. Определение жанра “баркарола”. Исполнение группой учеников.

Тема урока: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

“Во поле береза стояла”, русская народная песня. Хороводные песни. Исполнение мелодии на свирели, работа над фразировкой и правильным дыханием.

“Во кузнице”, русская народная песня. Трудовые песни. Разучивание мелодии на свирели. Индивидуальное исполнение, работа в ансамбле. Исполнение отдельных фраз разными группами.

Игра на свирели оживляет не только уроки музыки, но и пробуждает детей к творчеству и развитию. Закладываются первые исполнительские навыки – это самое плодотворное время для развития музыкальных способностей детей.

Распределение часов в учебном плане:
Занятия кружка «Весёлая свирель» проводятся 1 раз в неделю, всего за год 32часа.



Тематическое планирование.

1-е полугодие (16 часов)

  1. Прослушивание детей для занятий в кружке «Весёлая свирель». Подбор музыкального репертуара.

  2. Вводное занятие. Знакомство с инструментом. Устройство свирели. Левая – правая рука.

  3. Знакомство с ритмической записью звуков. Долгие и короткие звуки.

  4. Отверстия 1-2-3. Способ извлечения звуков. Игра по ритмической записи. «Уж как шла лиса» р.н.п.

  5. Игра левой рукой. «Уж как шла лиса», «У кота – воркота», «Ходит зайка по саду» - р.н.п.

  6. Игра левой и правой рукой. «Цыплята» муз. А.Филиппенко. Отверстия 4-5-6 – игра по ритмической записи.

  7. Диапазон 6-0. Ритмическая запись песен в тетради. «Во саду ли, в огороде», «Со вьюном я хожу» - р.н.п.

  8. Диапазон 6-0. «Колыбельная медведицы» муз. Е.Крылатова. Закрепление репертуара.

  9. Исполнение музыкального репертуара. Мини концерт.

  10. Играем под фонограмму. «Баркарола» Ж.Оффенбах – работа над ритмом.

  11. «Рэгги вальс» - развитие чувства ритма, работа над пунктирным ритмом.

  12. «Love me tender» Э.Пресли – знакомство с композицией, разучивание по ритмической записи. Исполнение под фонограмму.

  13. «Баркарола» Ж.Оффенбах, «Рэгги вальс», «Love me tender» Э.Пресли – закрепление музыкального репертуара.

  14. Генеральная репетиция к концерту, повторение основных приёмов игры и репертуара. Техническая отработка музыкального репертуара.

  15. Заключительный концерт.

  16. Подбор репертуара на 2-е полугодие.





2-е полугодие (16 часов)

1. Многоголосие. Развитие навыка игры по своей партитуре. «Чарльстон» (американский танец) – знакомство, разучивание.

2. Многоголосие. Приём канона. «Пастушья песня» (французская нар-я песня) – разучивание каноном. «Чарльстон» - закрепление.

3.Знакомство со знаками альтерации. «Amazing grace» - разучивание. Запись партитуры в тетради.

4.Знакомство с приёмом «передувание». «Полянка» р.н.п. – разучивание. Закрепление навыка правильной атаки звука.

5. Закрепление чистоты многоголосия в произведении «Чарльстон».

6. Концертная деятельность. Генеральная репетиция к выступлению на 8-е марта. Участие в концерте РДК. Исполнение композиции «Love me tender» Э.Пресли.

7. Концертная деятельность. Фестиваль «Весенняя капель» исполнение композиции «Рэгги вальс».

8.Заключительный концерт. Выступление в группе продлённого дня.

9. «Катюша» М.Блантер – знакомство. Разучивание сольной партии. Игра в ансамбле с аккордеоном.

10.Закрепление песни «Катюша». Работа над приёмом «передувание» (f5, f6)

11. «Весенняя песенка» - разучивание. Работа над двухголосием.

12. «Утро» Э.Григ. Отработка плавности звуковедения. Работа над дыханием.

13. Синкопа. «Много пятёрок в дневнике» Роул – разучивание. Работа над синкопированным ритмом.

14. Отработка основных приёмов игры на свирели. Закрепление музыкального репертуара.

15. Обобщающее занятие. Закрепление пройденного.

16. Концерт для детей, посещающих группу продлённого дня.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!