СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие способности звукового анализа слов

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.).

Просмотр содержимого документа
«Развитие способности звукового анализа слов»

Развитие звукового анализа слов


Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);

г) слова без стечения согласных:

- односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)

- двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);

д) слова со стечением согласных:

- двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);

- односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, флаг и т. д.);

- односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст, шарф, кость и т. д.);

- двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, цветы и т. д.);

- двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);

- трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.)

В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков


Упражнение «Глухой – звонкий»

Цель: научить различать глухие и звонкие согласные, предупреждение нарушений письма.

Оборудование: карточки.

Ход: Предварительно разобрать, что глухие согласные отличаются от звонких тем, что при произнесении последних используют голос.

Подготовить карточки с изображением уха (тихие - глухие) и барабана (громкие - звонкие) и карточки с изображением соответствующих букв (б - п, в - ф, г - к, д - т, ж - ш, з - с).

Произносится ряд звуков: б б б п п б п б п б б п п п п б п...... - ребёнок должен соотнести услышанный звук с соответствующей буквой.


Упражнение «Поймай звук»

Цель: развитие речевого звукоразличения.

Оборудование: не требуется.

Ход: Попросите ребёнка запомнить звук, который вы произнесёте. Затем произнесите несколько звуков подряд. Когда ребёнок слышит заданный звук он должен подать знак: поднять руку, хлопнуть в ладоши, топнуть ногой.... Затем предлагайте на слух слова, он должен услышать заданный звук и подать знак.


Упражнение «Найди звук»

Цель: учить детей слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда.

Оборудование: не требуется.

Ход: Прослушайте слова. Назовите согласный, который звучит мягко. Догадайтесь, какие буквы обозначали мягкость согласных.

а) Терка, рев, тетка, телка, семга;

б) клюв, глюкоза, сюда, рюшка, плюшка;

в) мел, сел, кеды, лес, левый, нежный, ветер;

г) мир, тир, тигр, сито, вико, винт, синий.

Примечание: «Вспомните, какие гласные влияли на смягчение согласных (я, ё, ю, е, и), спрашивает логопед. Как мы называем эти гласные? (Гласные второго ряда.) Когда согласный звучит мягко? (Если после согласного стоит мягкий знак или гласный дорого ряда.)»


Упражнение «Найди звук»

Цель: учить выделять заданный звук.

Оборудование: не требуется.

Ход: Послушайте и повторите ряды слогов. Найдите одинаковые звуки в слогах каждого ряда.

та - то - ту ка - ко - ку

па - по - пу ла - ло - лу

са - со - су ра - ро - ру

мо - то - по мы - ты - пы

ит - от - ут ак - ок - ук

ап - oп - уп ал- ол - ул

ас - ос - ус ар - ор - ур

ас - ап - ам ус - уп - ут

ос - oп - от ис - ип - ит


2. Выделить слог с определенным звуком


Упражнение «Хлопки»

Цель: учить выделять слог с определенным звуком.

Оборудование: не требуется.

Ход: Детям предлагается отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.


Упражнение «Угадай звук»

Цель: учить выделять звук на фоне слога.

Оборудование: фишки зеленого и синего цвета.

Ход:

Задание 1: Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют звук [c]).

Задание 2: Если услышите звук [р], поднимите синий кружок, если [р’] – зеленый. (Произносятся слоги ра, ри, ру, ро, рю, ре и др.).


Упражнение «Разноцветные мячики»

Цель: учить выделять звук на фоне слога.

Оборудование: мячики зеленого и синего цвета.

Ход: Логопед называет слоги ма, ла, са, ва, га, мя, ля, ся, вя, гя. Услышав мягкий вариант, дети бросают друг другу зеленые мячики, а услышав твердый – синие.

Упражнение «Наоборот»

Цель: учить выделять звук на фоне слога.

Оборудование: мячики зеленого и синего цвета.

Ход: если логопед бросает синий мячик, ребенок должен назвать твердый вариант слога и бросить логопеду или товарищу зеленый мячик, а тот называет мягкий вариант слога.


3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком

В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Известно, что ударные гласные узнаются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или из середины. Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, воспринимаются лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки легче выделяются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки — наоборот, из конца слова.

С большим трудом дети определяют наличие в слове гласного и выделяют его в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного звука.

Что касается согласных звуков, то исследователи указывают на то, что щелевые согласные, в том числе шипящие и сонорные, выделяются легче других согласных. Однако выделение шипящих и сонорных р и л часто затруднено вследствие их дефектного произношения детьми. Поэтому работу по выделению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых звуков (м, н, х, в и др.).

Прежде всего, необходимо уточнить артикуляцию согласного. Затем определяется наличие или отсутствие звука в слогах, предъявленных на слух.

Далее логопед предлагает детям определить наличие или отсутствие звука в словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Заданный звук должен находиться в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных).

Сначала наличие звука определяется на слух, и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухо - произносительным представлениям, т.е. в умственном плане.


Упражнение «Выдели слово»

Цель: развитие фонематического слуха.

Оборудование: не требуется.

Ход: Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.


Упражнение «Утки и окуни»

Цель: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети – «окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а «утки» - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.


Упражнение «Дружные звуки»

Цель: научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед создаёт игровую ситуацию следующим рассказом: Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам - словам. И вместо одного звука А появилось много таких же звуков А. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые. Чтобы легче вам было искать друзей, я буду их произносить протяжно, громко. Сначала нужно сказать, какой звук я называю громко в первом слове, а потом - во втором слове. После этого мы сравним звуки и обрадуемся, если они одинаковые, хлопнем в ладоши. Примерный речевой материал: ААА-ня - ААА-лла, УУУ-ля - ИИ-ра....


Упражнение «Куклы заблудились»

Цель: научить выделять в слове звук, произносимый с утрированной интонацией.

Оборудование: изображение кукол.

Ход: У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля. Куклы пошли в лес и заблудились.

Какой звук попросим пойти искать Аню? Каждый ребёнок должен найти свою куклу, то есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой (выделяются голосом ударные гласные).


Упражнение «Сколько слов со звуком Ш?»

Цель: научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Оборудование: стихи.

Ход: Ведущий читает стихотворение, в тексте которого много слов со звуком Ш. Дети получают задание слушать текст, находить слова с данным звуком и запоминать их. После прочтения ведущий спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.

Речевой материал к игре:

В тишине лесной глуши, Вот девочка Марина,

Шёпот к шороху спешит, А вот её машина,

Шёпот к шороху спешит, На, машина, чашку,

Шёпот по лесу шуршит. Ешь, машина, кашку.


Наша Маша рано встала: кукол всех пересчитала:

2 Матрёшки на окошке, 2 Танюшки на подушке,

2 Иринки на перинке, а Петрушка в колпачке, на дубовом сундучке.


Мы в магазин ходили, и шар себе купили,

Будем шар мы надувать, будем шариком играть,

Раздувайся наш шар, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся.


Упражнение «Магазин»

Цель: учить выделять звук на фоне слова.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].


Упражнение «Поймай звук»

Цель: учить выделять звук на фоне слова.

Оборудование: не требуется.

Ход: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”.


Упражнение «Кто больше?»

Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картине.

Оборудование: сюжетная картина, на которой изображены предметы с опреде­ленным звуком.

Ход: Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлага­ет рассказать, что собирают дети, на огоро­де. Затем перед детьми ставится задача ска­зать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается кар­тонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.


4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец)

Вычленение первого ударного гласного из слова.

Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков.

Дети часто затрудняются в определении временной последовательности звуков (раньше – позже), так как длительность звучания каждого отдельного звука в потоке речи очень кратковременна.

В связи с этим важно обратить внимание на различение самих понятий раньше - позже, первый - последний. Различение этих понятий уточняется с опорой на зрительное восприятие звуков, поскольку артикуляция звуков уже предварительно уточнена. Так, с помощью зеркала и непосредственного зрительного восприятия артикуляции звуков ребенок определяет, что, например, в сочетании иу первый звук и (губы сначала растягиваются), а последний звук у (губы вытягиваются в трубочку).

Вычленение первого согласного из слова. Вычленить первый согласный звук из слова гораздо труднее, чем выделить соглас­ный на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове шапка, он вместо ш называет "ша", а первым звуком в слове муха называет слог "му". Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Поэтому сам процесс произношения как бы препятствует фонематическому анализу. И чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для фонематического ана­лиза, для вычленения изолированного согласного и гласного, определения их последовательности в слове.

Определение конечного согласного в слове. Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах, таких, например, как ум, ам, ух, ах, ус. Это умение воспитывается последовательно и опирается на ранее сформированное действие по определению наличия звука, находящегося в конце слога или слова. Предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ам - сам, ом - сом, ук - сук. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове.

В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом) на слух, при самостоятельном произношении, по слухопроизносительным представлениям. Действие считается закрепленным, если ученик, не называя слова, научается определять конечную согласную. Например, логопед предлагает ребенку отобрать картинки, в названии которых последним является указанный звук.

При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.

Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Уточняют, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине.

В начале предлагается определить место ударной гласной в односложных - двусложных словах, в дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.


Упражнение «Имена»

Цель: учить выделять первый ударный гласный из слова.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед просит ребенка назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Эля, Игорь, Осип, Ада, Инга.


Упражнение «Ушки на макушке»

Цель: учить выделять первый ударный гласный из слова.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети прослушивают слова, называют звук, который слышится в начале слова. Например: осень, астра, уши, имя, армия, озеро, искра, улица, эхо.


Упражнение «Найди и определи»

Цель: учить выделять первый ударный гласный из слова.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети рассматривают картинки, называют их и определяют, с какого звука начинается их название. Например: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.


Упражнение «Отбери картинки»

Цель: учить выделять первый ударный гласный из слова.

Оборудование: не требуется.

Ход: Детям необходимо отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (ударного [о, и., у, а]).


Упражнение «Выделяй»

Цель: учить определять конечный согласный в слове.

Оборудование: не требуется.

Ход: Детям предлагается определить конечный согласный вначале на обратных слогах.

Примерные задания:

Звуковой анализ обратных слогов: ок, ук, ак

а) выделение первого гласного

б) выделение последнего согласного

в) полный анализ слога

Упражнение «Послушай и назови»

Цель: учить определять конечный согласный звук в слове.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед называет слова и просит ребенка назвать последний звук: кот, дым, мак, суп, нос, жук, бык и т.д.


Упражнение «Чудесный мешочек»

Цель: учить определять конечный согласный звук в слове.

Оборудование: не требуется.

Ход: Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет последний звук в слове.


Упражнение «Подумай, не торопись»

Цель: учить определять конечный согласный звук в слове.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед предлагает ребенку выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова.


Упражнение «Четвертый лишний»

Цель: научить вычленять первый согласный из слова.

Оборудование: не требуется.

Ход: Из четырех слов, четко произнесенных логопедом ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных. Объяснить свой выбор.

ком – том – ком – ком

мак – мак – рак – мак

винт – винт – бинт – винт

дудка – будка – будка – будка

бочка – бочка – бочка – почка


Упражнение «Цепочка»

Цель: научить вычленять первый согласный из слова.

Оборудование: не требуется.

Ход: Ведущий называет слово (например, лес), а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука и т.д. составляется цепочка слов.

Упражнение «Покажи на светофоре»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: полоски и фишки.

Ход: Логопед уточняет, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска «светофор», разделенная на три части: левая часть – начало слова, средняя часть – середина слова, правая часть полоски – конец слова.

У ребенка – полоска «светофор» и фишка. Ребенок кладет фишку на первую, вторую или третью часть полоски в зависимости от того, в начале, середине или конце слова находится звук [к]. Слова: акула, камбала, кальмар, скат, щука, пескарь, карп.


Упражнение «Подумай и разложи»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Логопед предлагает детям разложить картинки с заданным звуком (например, со звуком [с]) в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце слова, в третий – в середине.

Предметные картинки: сыр, сахар, стул, сапоги, стакан, нос, лес, троллейбус, ананас, абрикос, лиса, посуда, миска, редиска, носки.


Упражнение «Веселый поезд»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: изображение поезда и предметные картинки.

Ход: Перед детьми на магнитной доске поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок), каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук (например, звук [к]) находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце.


Упражнение «Разноцветные корзинки»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина).

Оборудование: две корзины и предметные картинки.

Ход: На наборном полотне перед детьми – коричневая и желтая корзинки и комплект картинок со звуком [д] в названиях: дом, дуб, дрова, удочка, дым, ведро, сковорода, медведь, дудочка, дверь.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и поместить в коричневую корзинку только те картинки, названия которых начинаются со звука [д], а в желтую корзинку – те картинки, в названиях которых звук [д] в середине. Дети молча раскладывают картинки. В заключение логопед подчеркивает, что звук [д] никогда не стоит в конце слова, потому что он звонкий, поэтому не было картинок, названия которых заканчивается звуком [д]. Обязательно подчеркнуть, что картинку с изображением дудочки можно положить и в ту, и в другую корзинку. Почему?


Упражнение «Где спрятался звук?»

Цель: Совершенствовать навык определения позиционного анализа звук а (начало, середина, конец слова)

Оборудование: карточки.

Ход: Ребенок выбирает карточку (Карточек 10 на каждый звук). Самостоятельно называет изображенные на ней предметы, определяет какой одинаковый звук встречается во всех этих словах. С помощью фишек определяет положение этого звука в данных словах. Как усложнение можно предложить придумать с каждым из слов предложение.

Примечание: Данная игра рассчитана на детей, которые уже знакомы с определением места звука в словах и служит пособием для закрепления данного навыка, а так же для автоматизации данного звука в словах.


Упражнение «Волшебное дерево»

Цели: совершенствование навыков звукового анализа и грамматического строя речи (употребление предлогов).

Оборудование: карточки с картинками, контурное изобра­жение большого дерева.

Ход: На столе перед детьми лежат картинки: ворона, дятел, утка, ёж, заяц, шмель, осы. Дети получают задание выбрать птицу, название ко­торой начинается со звука [в] (воро­на), и посадить ее на дерево, потом — посадить на ствол дерева птицу, название которой начинается со звука [д] (дятел), посадить под де­рево слева птицу, название которой начинается со звука [у] (утка), по­местить под дерево справа животное, название которого начинается со зву­ка [з] (заяц), закрепить над деревом насекомое, название которого начи­нается со звука [ш] (шмель).


Упражнение «Парочки»

Цели: совершенствование навыков звукового анализа, выделе­ния начальных и конечных согласных, составления и чтения слов.

Оборудование: карточки с буквами и картинками, картонные или пластиковые кружки синего, зеленого и красного цветов.

Ход: Педагог раскладывает на столе перед детьми предметные картинки аист, тапки, ирис слон, окунь, нерпа, рак, кот, шмель, лев, эльф, фламинго и предлагает рассмотреть и назвать их. После этого он объясняет детям, что картинки нужно объединить парами, выделив в названии одной картин­ки последний согласный, а в названии второй картинки — первый согласный. Этот согласный должен быть одинаковым. Например: аист — тапки. Для этого педагог выкладывает стол­бик из первых картинок: ирис, окунь, рак, шмель, эльф.

Дети составляют пары: ирис — слон, окунь — нерпа, рак — кот, шмель — лев, эльф — фламинго.

Далее можно предложить детям выполнить звуковой ана­лиз некоторых слов: рак (синий кружок, красный кружок, синий кружок), кот (синий кружок, красный кружок, синий кружок), аист (два красных кружочка, два синих), слон (два синих, красный, синий кружочки), ирис (красный, зеленый, красный, синий кружки).

Закончить игру можно составлением и чтением несложных слов: аист, ирис, слон, рак, кот.


Упражнение «Цепочка»

Цель: развитие умения слышать последний звук в слове и подбирать слова на определённую букву.

Оборудование: не требуется.

Ход: Взрослый называет слово и просит ребёнка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву, названного взрослым.

Усложнение: придумывать слова на предпоследнюю букву и т.д.

Примечание: Важно предварительно научить ребёнка выделять на слух последний звук (начинать с согласного - мост, танк, стакан....) и первый звук (начинать с изолированного - стол, кран, акула, имя...).


Упражнение «Определи место звука в слове»

Цель: научить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: не требуется.

Ход: Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.


5. Определить последовательность, количество и местоположение звука в слове по отношению к другим звукам

Логопедическая работа по формированию сложных форм фонематического анализа (определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам) проводится в тесной связи с обучением чтению и, письму.

Обучение письменной речи начинается со знакомства ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.

Работа проводится следующим образом. Ребенку предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.

По мере выделения звуков в слове ученик с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ребенка являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ребенку, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ребенок понимает, что он выполнил действие неправильно.


Упражнение «Отгадай, сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки»

Цель: научить определять последовательность и количество звуков.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети, артикулируя, произносят указанные звуки, например, [а, у] или [и, у, а], а затем определяют их количество и последовательность.

Анализ звукового ряда из двух гласных: ау уа аи иа; иу уи ао оа.

Анализ звукового ряда из трех гласных: ауу уау; аау ууа; ауа уаа.

а) назови первый звук;

б) назови последний звук;

в) сосчитай.


Упражнение «Звуковая линейка»

Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.


Упражнение «Цифровой ряд»

Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Оборудование: цифры.

Ход: Перед каждым ребенком ряд цифр (1 – 5). Услышав слово, дети ведут пальцем от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигают из ряда, говоря, например: «В этом слове 4 звука». Затем дети определяют место заданного звука, указывают предыдущий и последующий звуки.

Упражнение «Пирамида»

Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Оборудование: изображение пирамиды и предметные картинки.

Ход: Перед ребенком рисунок пирамиды. В основании пирамиды – пять квадратов, выше – четыре, потом – три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед раздает детям предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше – из четырех и, наконец, - из трех.

Предметные картинки: миска, носок, сумка, каска, слива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп.


Упражнение «Угадай-ка»

Цель: развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Оборудование: предметные картинки.

Ход:

а) Угадать какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сыр, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот)

б) Угадать какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом – сом; кенгуру, самолет, носок, игла – утка).


Упражнение «Волшебные слова»

Цели: совершенствование навыков звукового анализа, со­ставления и чтения слов.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, картон­ные или пластиковые кружки синего и красного цветов.

Ход: Педагог помещает на наборное полотно предмет­ные картинки морковь, аист, кот и предлагает детям рассмотреть и назвать их. Затем дети получают задание выделить первый звук в названии каждого из этих слов: [м], [а], [к] и составить из них слово, а потом обозначить каждый звук кружком соответствую­щего цвета: синий, красный, синий. И, наконец, можно предло­жить детям выложить полученное слово из букв и прочитать его. После этого каждый из детей может выполнить аналогичное ин­дивидуальное задание.

Возможные варианты:

Слон, окунь, кот (сок).

Носорог, осы, слон (нос).

Шмель, утка, морковь (шум).

Бабочка, автобус, кот (бак).

Ворона, аист, заяц, автобус (ваза).

Лев, ирис, слон, тапки (лист).

Заяц, окунь, носорог, тапки (зонт).

Слон, тапки, утка, лама (стул).


Упражнение «Подбери имена»

Цели: совершенствование навыка звукового анализа слов, подбора слов на заданный звук, составления и чтения слов.

Оборудование: карточки с картинками и буквами, картон­ные или пластиковые кружки синего и красного цветов, раз­ноцветные фишки.

Ход: Педагог помещает картинку с изображением кота на наборное полотно, просит детей рассмотреть и на­звать ее, а затем назвать по порядку звуки, из которых состоит это слово, и обозначить их кружками. Дети произносят по порядку звуки [к], [о], [т] и обозначают их кружками (синий, красный, синий). Затем педагог предлагает детям вспомнить имена, которые начинаются со звуков [к], [о], [т]. Эту часть игры можно провести как соревнование: победит тот, кто вспомнит больше имен на заданные звуки и получит больше фишек. [К] — Катя, Коля, Карина; [О] — Оля; [Т] — Таня, Тоня, Тамара, Толя.

Завершить игру можно составлением и чтением «ключево­го» слова кот.

Так же можно провести игру с «ключевыми» словами рак, эму, аист) лама.


Упражнение «Телеграфисты»

Цель: воспитание навыков последовательного звукового анализа по представлению, обучение звуковому синтезу слов.

Оборудование: не требуется.

Ход: Играют двое детей, они - телеграфисты, передающие и принимающие телеграммы. Содержание телеграммы задаётся ведущим, который скрытно от второго играющего показывает первому играющему картинку. Тот должен «передать содержание телеграммы»: произнести слова - название картинки по звукам. Второй играющий «принимает телеграмму» - называет слово слитно, то есть осуществляет операцию звукового синтеза. Затем играющие меняются ролями, и игра продолжается.


Упражнение «Поймай звук»

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Он произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, «сыр, второй звук». Ребёнок ловит мяч и отвечает: «Ы» - и возвращает мяч ведущему, который задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.


Упражнение «Волшебный домик»

Цель: развитие умения определять последовательность букв в слове.

Оборудование: плоский картонный домик с вырезанными окошками, буквы.

Ход: Логопед прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает на доске в произвольном порядке наборы букв. Дети должны ожидать, какие слова живут в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ребенок получает игровой жетон Примерный материал: Бусы : б, у, с, ы, р. (усы, бусы, сыр) : к, т, о, я, л (Коля, Толя, кто, кот) : м, а, ш, к, а, (каша, мак, Маша) : р, ы, б, а, к, (рыбак, бык, рыбак, рак, бак).


Упражнение «Слушай и определяй»

Цель: научить определять местоположение звука в слове.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед называет слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук [с], и предлагает детям определить местоположение этого звука в слове.


Упражнение «Звуковая птичка»

Цель: научить определять местоположение звука в словах.

Оборудование: не требуется.

Ход: В уголочке кто сидит? Тихо что-то говорит?

- Да это же гномик-Тихоня.

- Он предлагает вам поиграть со «звуковой птичкой», определить место звука в слове.

Слова: Береза, белка, рябина, грибок, барсук, боровик, бабочка, пушок.


Рекомендуемая литература

  1. Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.

  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.

  3. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

  4. Журова Е.Н. Методические рекомендации по подготовке к обучению грамоте детей 5-летнего возраста, Киев, 1988.

  5. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.

  6. Зуева Л.И., Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи. 4 альбома. М.: Артель, 2003.

  7. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: П, 1981.

  8. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

  9. Козырева Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. - Ярославль 2003.

  10. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000

  11. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000.

  12. Матвеева А.Н. Звуки и буквы. М.: рекорд, 1994.

  13. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

  14. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Совершенствование навыков звукового анализа». М.: ЭГСИ, 1999.

  15. Ткаченко Т.А. Логопедические упражнения.

  16. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: П, 1991.

  17. Фомичева М.Ф.. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. – М.: П., любой год издания.

18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!