СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие, социализация и воспитание личности»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развитие, социализация и воспитание личности»»

      Презентация  на тему : «Развитие, социализация и воспитание личности»

Презентация на тему : «Развитие, социализация и воспитание личности»

План  1. Развитие личности как педагогическая проблема  2. Сущность социализации и ее стадии  3. Воспитание и формирование личности  4. Факторы социализации и формирования личности  5. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности 

План 1. Развитие личности как педагогическая проблема 2. Сущность социализации и ее стадии 3. Воспитание и формирование личности 4. Факторы социализации и формирования личности 5. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности 

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски (ср. русское «личина»), которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме

Слово личность («personality») в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски (ср. русское «личина»), которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме

Понятие личности  в различных науках

Понятие личности в различных науках

Развитие личности как педагогическая проблема   В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное Представители биологического направления , считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влия­нию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Но современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социаль­ного. 

Развитие личности как педагогическая проблема

  В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное

  • Представители биологического направления , считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов
  • Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влия­нию на него тех социальных групп, с которыми он общается.
  • Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные.

Но современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социаль­ного. 

Что оказывает влияние на развитие личности? Развитие личности Социальные факторы : среда обитания, географические, политические Биологические факторы: генетика, наследственность, задатки, способности Педагогические факторы: образование , воспитание, обучение, самовоспитание

Что оказывает влияние на развитие личности?

Развитие личности

Социальные факторы :

среда обитания, географические, политические

Биологические факторы:

генетика, наследственность, задатки, способности

Педагогические факторы:

образование , воспитание,

обучение, самовоспитание

Сущность социализации и ее стадии   Социализация -это процесс взаимодействие человека с обществом . Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон). В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».  Адаптация -это приспособление живого организма к условиям среды. 

Сущность социализации и ее стадии 

Социализация -это процесс взаимодействие человека с обществом .

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т.Парсонс, Р.Мертон).

В традициях этой школы социализация раскрывается через понятие «адаптация».

Адаптация -это приспособление живого организма к условиям среды. 

Социализация Процесс усвоения индивидом, необходимых для функционирования в обществе Образцов поведения Социальных норм Ценностей

Социализация

Процесс усвоения индивидом, необходимых для функционирования в обществе

Образцов поведения

Социальных норм

Ценностей

Социализация это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы:    Дотрудовая , включающая весь период жизни человека до нача­ла трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяет­ся на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступле­ния его в школу; юношеская социализация, включающая обуче­ние в школе, техникуме, вузе и т.д. Трудовая , охватывающая период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека. Послетрудовая , наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности .

Социализация это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы: 

Дотрудовая , включающая весь период жизни человека до нача­ла трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяет­ся на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступле­ния его в школу; юношеская социализация, включающая обуче­ние в школе, техникуме, вузе и т.д.

Трудовая , охватывающая период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека.

Послетрудовая , наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности .

Воспитание и формирование личности Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность. создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.  А.В.Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные социально-культурные и социально-психологические . 

Воспитание и формирование личности

Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание).

Воспитанию присущи две основные функции:

  • упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность.
  • создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.

А.В.Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации:

  • естественно-культурные
  • социально-культурные и
  • социально-психологические . 

Воспитание, как ведущий фактор развития личности Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и узком смысле: Воспитание в широком смысле – это общественное явление, воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле – это специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Среди ученых и мыслителей существует 2 точки зрения по вопросу воспитания: 1. – воспитание ускоряет развитие личности, 2. – воспитание замедляет развитие личности. Сторонники 1 позиции считают, что спонтанно проходящие процессы развития личности не достаточны и необходимо с помощью интенсивных педагогических влияний их ускорять. Сторонники 2 позиции выступают за оберегание детства ребенка, а не за искусственное ускорение его развития, т. е. они стоят на том, что необходимо дать возможность созреть задатка ребенка, определяющих его индивидуальность.

Факторы социализации и формирования личности В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:  Макрофакторы (космос, страна, общество), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;  Мезофакторы  (мезо «средний, промежуточный») условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; по месту и типу поселения; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации. Микрофакторы к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществля­ется социальное воспитание, учебные, профессиональные, общественные и др.

Факторы социализации и формирования личности

В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы: А. В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

  • Макрофакторы (космос, страна, общество), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
  • Мезофакторы (мезо «средний, промежуточный») условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку; по месту и типу поселения; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации.
  • Микрофакторы к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществля­ется социальное воспитание, учебные, профессиональные, общественные и др.
Социализация = Воспитание Социализация процесс стихийный – хотим мы или нет, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере, не оставляют нас равнодушными, мы не можем «отгородится от них Главная характеристика процесса воспитания – это целенаправленный процесс Социализация процесс не прерывный Воспитание – дискертный (прерывный)процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении , общеобразовательной школе творческом коллективе и т.д. Социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения, даже с пренатального состояния и не прекращаясь в течении всей жизни Воспитание осуществляется здесь и сейчас с конкретными субъектами воспитания

Социализация = Воспитание

Социализация процесс стихийный – хотим мы или нет, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере, не оставляют нас равнодушными, мы не можем «отгородится от них

Главная характеристика процесса воспитания – это целенаправленный процесс

Социализация процесс не прерывный

Воспитание – дискертный (прерывный)процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении , общеобразовательной школе творческом коллективе и т.д.

Социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения, даже с пренатального состояния и не прекращаясь в течении всей жизни

Воспитание осуществляется здесь и сейчас с конкретными субъектами воспитания

Самовоспитание в структуре процесса формирования личности  Самовоспитание – это систематическая и сознательная дея­тельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.  Формы и методы самовоспитания: самокритика самовнушение самообязательство самопереключение эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека

Самовоспитание в структуре процесса формирования личности

Самовоспитание – это систематическая и сознательная дея­тельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.

Формы и методы самовоспитания:

  • самокритика
  • самовнушение
  • самообязательство
  • самопереключение
  • эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!