СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие самостоятельной деятельности школьников на уроках английского языка через компетентностно — ориентированные технологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексный проект модернизации образования  ставит перед современным  образованием новые задачи, направленные на воспитание  нового поколения, способного к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Языковое образование как процесс направленно на приобщение школьников к новому для них средству общения, на познание ими чужой культуры и осмысление своей культуры, привитие им готовности к диалогу и толерантности по отношению к иным языкам и культурам.

 

Просмотр содержимого документа
««Развитие самостоятельной деятельности школьников на уроках английского языка через компетентностно — ориентированные технологии»»

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя

"Средняя общеобразовательная школа №54 имени Ю.А. Гагарина"

















«Развитие самостоятельной деятельности школьников на уроках английского языка через компетентностно — ориентированные технологии»
















Автор: Фир Т.М.











2020




Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения, Закон «Об образовании», комплексный проект модернизации образования ставит перед современным образованием новые задачи, направленные на воспитание нового поколения, способного к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Языковое образование как процесс направленно на приобщение школьников к новому для них средству общения, на познание ими чужой культуры и осмысление своей культуры, привитие им готовности к диалогу и толерантности по отношению к иным языкам и культурам.

Начиная с первых дней работы в школе, я стремлюсь к постоянному поиску эффективных методик, приемов и технологий, которые бы максимально решали образовательные и воспитательные задачи. Повышение квалификации на научно-методических семинарах, конференциях, курсах, знание возрастной психологии, корректировка образовательных и воспитательных целей способствовали осознанию важности совершенствования образовательного процесса, переориентации моего педагогического опыта на развитие познавательной самостоятельности школьников средствами урочной и внеурочной деятельности.

Цель методической системы: Построение образовательного пространства, направленного на развитие самостоятельной познавательной деятельности школьника на основе компетентностного подхода

Задачи:

  • Развивать самостоятельность школьников через интеграцию образовательных технологий

  • Развивать оценочные компетентности школьников, повышать мотивацию

  • Формировать личностные, метапредметные, предметные результаты через урочную и внеурочную деятельность

  • Способствовать успешной социализации школьников

В современной педагогике и методике давно существует понятие «образовательная среда», впервые это понятие было введено в 90-е годы И. Фруминым и Б. Элькониным, основоположниками развивающего обучения. В. В. Рубцов разработал коммуникативно-ориентированную модель образовательной среды. Образовательная среда рассматривается им как форма коммуникативного взаимодействия субъектов этой среды. Исходным основанием такого подхода является участие обучающихся в совместной деятельности с другими участниками образовательного процесса. Я рассматриваю образовательную среду как условие, при которых строится коммуникативно и компетентностно- направленная деятельность и происходит развитие личности ребенка и её качественные изменения. Самостоятельная познавательная деятельность ученика выступает как средство самореализации, самосовершенствования и самообучения.

Для осуществления поставленных задач и реализации цели методической системы администрацией школы, социальными партнерами, родителями и учителем созданы условия, в которых развивается самостоятельная познавательная деятельность школьников.

  1. Материально-технические. Наличие в кабинете английского языка интерактивной доски SMART BOARD, магнитофона, учебно- методических комплектов, контрольно-измерительного, дидактического материала, словарей, художественной литературы

  2. Информационно-цифровые. Программное обеспечение к учебникам, аудиоматериал по всем классам, презентационно-иллюстративный, тестирующий материал по тематике каждого курса

  3. К адровый потенциал педагога. Наличие высшего образования, системы повышения квалификации, система распространения педагогического опыта.











Как видно из данной схемы, методическая система состоит из нескольких блоков, которые пронизывают весь образовательный процесс и направлены на реализацию поставленной цели и задач. Методическая система направлена на достижения обучающихся предметных, метапредметных и личностных результатов при изучении английского языка:

Личностные

  • Формирование мотивации изучения и стремления к самосовершенствованию

  • Развитие таких качеств личности как самостоятельность, ответственность, инициативность, креативность

  • Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации

Метапредметные

  • Планирование речевого действия

  • Развитие исследовательских учебных действий

  • Развитие навыков смыслового чтения

  • Осуществление регулятивных действий самооценки, самоконтроля в процессе коммуникативной деятельности на английском языке

Предметные

  • Освоение программы в коммуникативной, познавательной, ценностно-ориентационной сферах

В содержание методической системы входит:

  • государственный стандарт образования, как основной документ образования

  • учебный план образовательного учреждения, программа развития ОУ

  • программа по английскому языку, учебно-методический комплекты с 5-11 классы

  • дополнительные учебные пособия (Английский язык. Подготовка к экзаменам, авт. Е. Н. Соловова, издательство «Лонгман», «Тесты, тексты, темы для экзамена по английскому языку» авт. Ю. Б. Кузьменкова, издательство «Титул» и др.)

  • Компьютерные обучающие программы к УМК

  • Дидактический материал (лексико-грамматические тестирующие материалы, страноведческие тесты, задания для парной и групповой работы, задания для проектно-исследовательской работы, кейс-материалы по проблемным темам для автономного изучения и т. д.)

  1. Основная форма организации обучения - урок. В своей методической копилке имею несколько типов уроков:

  • нестандартные уроки, наиболее распространенные из них-уроки- погружения «В стране неправильных глаголов», уроки соревнования «Что я знаю и умею», путешествия «Знаешь ли ты Великобританию», «Англоговорящие страны», концерты «Рождество в России и Великобритании», презентации «Школьное образование в России», экскурсии «Музей восковых фигур в Лондоне», «Третьяковская галерея» и т. д.

  • интегрированные уроки, объединенные единой темой или проблемой с географией, экологией, историей, литературой, русским языком, психологией: «Знакомство с нашей планетой», «Мировые памятники культуры», «Праздники и народные приметы России и англоговорящих стран», «Путешествие как способ познания мира», «Проблемы загрязнения окружающей среды», «Проблемы современного подростка», «Конфликты между родителями и детьми» и др.

  • комбинированные уроки, способствующие системному восприятию учебного материала, развитию самостоятельной деятельности. В старших классах я практикую лекционно-практические занятия при введении и первичном закреплении грамматики. На самообучение и развитие самостоятельности направлены обучающие уроки-тестирования, когда обучающие расширяют свои знания путем самостоятельного изучения и выполнения тестовых корректирующих упражнений с использованием разных источников информации: грамматические справочники, таблицы-схемы, словари, записи в тетрадях. Цель таких комбинированных занятий- учить стратегиям учения, т.е. развитие УУД.

  • проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества, культуры умственного, продуктивного, творческого труда и развитие культуры проектной деятельности. Главное в проектном уроке умение управлять своей самостоятельной деятельностью, т.е. самостоятельно намечать цели, выбирать партнеров, планировать действия, реализовывать свой план на практике, представлять результаты совместного труда и оценивать самого себя. Оценке и самооценке на уроках уделяется особое место, в связи с этим разработаны оценочные листы для оценивания самостоятельной, автономной деятельности, групповой работы, проектной деятельности.

  • уроки сравнительного страноведения, на которых изучается материал, недостаточно освещенный в учебной программе. Цель таких уроков не только познакомиться и изучить страноведческий материал по определенной стране, но и сравнить со своей страной, найти сходства, различия, выделить особенности каждой страны и культуры. Привлекается дополнительный материал в виде учебных фильмов и презентаций, созданных обучающимися, кейсы для самостоятельного изучения и презентации результатов, которые включают в себя текстовой аутентичный материал, разработанную систему упражнений для достижения предметных результатов, задания исследовательского и проектного характера, творческие задания интегрированного характера, направленные на развитие метапредметных результатов.

  • дистанционное обучение, в дни карантина я применяю эту форму организации обучения, высылаю своим ученикам по электронной почте конспекты, планы разработанных дистанционных уроков и задания к ним. После самостоятельного изучения и выполнения заданий, обучающиеся высылают мне материалы для проверки. В свою очередь, я проверяю работы, делаю комментарии и оцениваю их. Таким образом, формируются и развиваются универсальные учебные действия- способность обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем присвоения новых знаний и умений, включая организацию познавательного процесса.

  • фронтальную форму работы на уроке использую с целью погружения в языковую среду, «разогрева» обучающихся, первичной проверки усвоения и закреплении материала.

  • индивидуальную форму применяю при организации творческих, практических, самостоятельных работ, при выполнении индивидуального исследования, мини-проекта.

  • Основной формой организации самостоятельной деятельности считаю парную и групповую работу, которые применяю для изучения и закрепления нового материала, выполнения проектных заданий, проведения игровых уроков, уроков - обобщения изученного материала, применения знаний в новой ситуации. Для этого организую, пары и группы переменного состава, для того, чтобы ученик мог реализовать себя в разных ролях, ситуациях. Целью группового обучения считаю создание условий для продуктивной коммуникации, при которой учитывается языковой опыт, возрастные и психологические особенности. Такой вид организации познавательной деятельности использую при учебном исследовании, проектировании, моделировании ситуаций, самостоятельном изучении нового материала. Результат группового взаимодействия-это всегда продукт, который презентуется классу. Большое внимание уделяю развитию оценочной компетентности-умение проанализировать собственную деятельность, сравнить различные способы действия между собой, проверить и оценить собственные действия и действия товарищей.

Данные формы организации нахожу наиболее продуктивными в своей деятельности, так как наблюдаю поэтапное развитие и повышение уровня самостоятельности школьников, стабильность предметных результатов и высокий уровень метапредметных результатов.

При выборе методов обучения делаю акцент на степень самостоятельности в приобретении знаний, поэтому применяю классификацию, разработанную Никишиной И. В., кандидатом педагогических наук и описанных в методических рекомендациях «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного процесса в школе» и методы, направленные на развитие исследовательских умений.

  • Системно-деятельностный, позволяющий сделать английский язык личностно-значимым для каждого участника образовательного процесса

  • Частично-поисковый (метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности- умение увидеть проблемы, сформулировать идею, найти способы решения проблемы и т. д. )

  • Поисковый (направлен на поиск оптимальных способов решения проблемы или учебной ситуации)

  • Коммуникативный (мозговой штурм, снежный ком, беседа, проектные задания, диалог, парная и групповая работа)

  • Творческий (любое творческое задание преследует коммуникативную цель, развивает навыки работать с разными информационными источниками, публичной защиты и самооценки своей деятельности)

  • Интерактивный (упражнения и учебные задания направлены на продуктивное взаимодействие участников процесса, активизирующее практическое применение языка)

  • Методы стимулирования самостоятельной познавательной деятельности (эмоциональные, познавательные, волевые, социальные)

  • Нетрадиционные методы оценивания (самооценка, самоконтроль, карты успеха, эмоциональные способы оценивания)

Постоянный анализ своей педагогической деятельности, корректировка цели обучения английскому языку, влияют на выбор методов и приемов обучения, которые в первую очередь направлены на развитие самостоятельной познавательной деятельности и на формирование иноязычной коммуникативной компетентности. Применяемые методы помогают мне обеспечить эффективность образовательного и воспитательного процесса, учить школьника работать во всем познавательном цикле:поиск проблемы-ранжирование проблем по степени важности-анализ-определение цели и задач-выбор вариантов решения проблемы-просчитывание условий и ресурсов-составление плана или программы.

Развитие самостоятельной деятельности через компетентностно- ориентированные технологии. Выбор в пользу компетентностно-ориентированного образования сделан в моей практике не случайно. Педагогические технологии, используемые мной для развития самостоятельной деятельности направленны на изменение содержания образования, повышения его качества и степени самостоятельной деятельности школьников.

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность и готовность общаться на английском языке в пределах, определенных стандартом по иностранным языкам». Цель, задачи, содержание образования, формы организации учебного процесса и формы учебных занятий, выбор образовательных технологий в УМК согласуются с моей методической системой, опытом реализации компетентностного подхода и обосновывает выбор педагогических технологий, которые направлены на:

  • резкое увеличение доли самостоятельной деятельности обучающихся на уроке и вне урока

  • организация самостоятельной деятельности без вмешательства педагога

  • адаптация к индивидуальным особенностям обучающихся при работе в разных режимах работы

  • сбалансированность загруженности обучающихся домашней самостоятельной работой

  • воспитательное воздействия доверия и уважения к личности обучающегося при интерактивном общении

  • насыщение образовательного пространства информационными средствами, технологиями

Анализ педагогической деятельности, требования программы, ФГОС и социальный заказ общества позволили мне сделать выбор в пользу следующих технологий:

  • Обучение в сотрудничестве

  • Проектно-исследовательская деятельность

  • Разноуровневое обучение

  • Применение ИКТ

  • Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо

  • Здоровьесберегающие технологии

  • Технология сопровождения образовательных инициатив

Образовательная технология

% применения

Обучение в сотрудничестве

65%

Проектно-исследовательская деятельность

80%

Разноуровневое обучение

62%

Технология развития критического мышления

65%

Применение ИКТ

70%

Элементы здоровьесберегающей технологии

55%

Технология сопровождения образовательных инициатив

40%

Как видно из таблицы, при активном использовании традиционных и инновационных технологий меняется технологическая составляющая урока и внеклассных мероприятий. В основе выбора данных технологий лежит степень самостоятельности учащегося в приобретении знаний. Промежуточные результаты эффективности применения данных технологий показывают, что их внедрение повысило качество обучения, мотивацию к предмету и качество выполнения проектно-исследовательских работ. Эффективность использования инновационных технологии отслеживается через входные, промежуточные и итоговые контрольные срезы, целью которых является определение степени усвоения учебного материала и наблюдение за образовательными результатами школьников и их влияния на высокие результаты образовательной и внеурочной деятельности.

Опыт внедрения компетентностно-ориентированных технологий был обобщен и систематизирован школьным методическим объединением учителей иностранного языка в педагогическом проекте «Развитие самостоятельной деятельности через проектно-исследовательскую деятельность школьников», мною разрабатывалась система мониторинга применения проектно-исследовательской технологии и мониторинг компетентностных результатов. Развитие самостоятельной деятельности через внеурочную деятельность

«Подход, при котором воспитание, которое сведено к проведению мероприятий фактически отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, приводит к нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, снижению мотивациии, росту неуверенности в собственных силах». (Из Примерной программы воспитания и социализации обучающихся www.edu.standart.ru).

«Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную и внеурочную деятельность» (Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования). При организации внеурочной деятельности я решаю следующие задачи:

  • развивать познавательный интерес через совместную деятельность и изменение качества образовательного пространства

  • развивать внутренние мотивы обучающихся

  • повышать качественную успеваемость по предмету через вовлечение во внеурочную деятельность

  • развивать навыки самостоятельной деятельности

  • развивать коммуникативную и ключевые компетентности

  • создать благоприятный психологический климат

Организовывая внеурочную деятельность, предлагаю обучающимся разные формы работы: индивидуальную, парную, групповую и массовую. Как видно на схеме, система внеурочной деятельности включает в себя интеллектуальное, научно-исследовательское и культурно-страноведческое направления. Выбор данных направлений обусловлен программой развития школы, требованиям образовательного стандарта и методической системы, направленной на развитие самостоятельной деятельности школьников. Формы и направления внеурочной деятельности направлены также на успешную социализацию школьников.


















Одной из задач методической системы является создание условий для социализации через вовлечение в совместную деятельность. Это происходит через участие учеников в олимпиадном школьном движении, участии в работе школьного научного общества, участие в интеллектуальных и творческих конкурсах разных уровней. Главным показателем успешной социализации и высоком уровне метапредметных результатов являются результаты внеурочной деятельности.

Высокие результаты внеурочной деятельности станут возможными благодаря созданию эффективного образовательного пространства, акценту на самостоятельную познавательную деятельность школьников и сложившейся системе внеурочной деятельности.

III. Методическая система включает работу с одаренными детьми, чьи способности, возможности и потребности отличаются от таковых у их сверстников. Способствовать развитию детской одаренности для меня значит создать на уроке и во внеурочной деятельности условия, увидеть самые малые ростки необычных способностей и предоставить возможность их развития. Одним из эффективных способов является индивидуальный и дифференцированный подход к таким детям. Такой подход ориентирован не на усвоение обучающимися суммы знаний, а на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей. Кроме этого, я применяю технологию сопровождения образовательных инициатив при организации работы с одаренными. В моей педагогической деятельности она осуществляется через простраивание индивидуальной траектории образования и развития или образовательного маршрута. При создании такой траектории я учитываю психологические и возрастные особенности ребенка, его потребности, его языковые, коммуникативные способности, уровень мотивации, личностные качества.. С целью отслеживания промежуточных результатов я разработала оценочные листы, который позволяет наблюдать за развитием самостоятельной деятельности, оценочной компетентности.

Оценочный лист индивидуальной образовательной траектории обучения

Вид контроля

Дата

Самооценка

Оценка учителя

Комментарий учителя

Знание лексики по теме





Тест «Герундий и инфинитив»





Проект-исследование «Мой микрорайон»





Эссе «Мой любимый фильм»





Информ. проект «Английские традиции»





Совместно с учениками в начале года составляем перспективный план участия во внеурочной деятельности. Данный план соответствует потребностям обучающихся в самообучении и самовыражении.

Наряду с развитием предметных умений, в план закладывается развитие и совершенствование метапредметных и личностных умений. Результатом реализации данного подхода ученики имеют высокие результаты учебной и внеурочной деятельности.


Для достижения цели и задач реализации системы имею в своем арсенале следующие средства обучения:

  • Книгопечатная литература (методическая, нормативная, УМК по классам, словари русско-английские, англо-русские, лингво-страноведческие, фразеологические, иллюстрированные, иностранных слов, дополнительные пособия для изучения грамматики, расширения лексики, подготовке к экзаменам в традиционной и новой формах)

  • Экранно-звуковые средства (аудиотека к УМК, дополнительным пособиям по подготовке к экзаменам, олимпиадам, видеотека по тематике УМК, материалы к ИД, разработки уроков с применением интерактивной среды SMART NOTEBOOK)

  • Демонстрационные пособия (грамматические таблицы, карты, флаги, гербы англо-говорящих стран, плакаты с достопримечательностями)

  • Дидактические материалы (Таблицы-схемы, тематические лексические плакаты по темам уроков, индивидуальный раздаточный материал, КИМы, входящие, промежуточные и итоговые тесты по всем разделам английской грамматики)

  • Информационно-коммуникационные средства 

  • При анализе результативности учебного процесса определяю три уровня сформированности самостоятельной коммуникативной и познавательной деятельности:

-нулевой уровень - несамостоятельная деятельность, выполняемая с «подсказкой», при сопровождении учителя или ученика-эксперта;

-первый уровень-частично самостоятельная деятельность, выполняемая по инструкции, памятке или по алгоритму, при сопровождении учителя, ученика-эксперта;

-второй уровень – самостоятельная деятельность, использование языка как инструмента общения при самостоятельной организации учебного процесса. Мониторинг предметных результатов осуществляется в соответствии с планом и в соответствии с системой входных, промежуточных, текущих, итоговых тестов.

Мониторинг результатов образовательной деятельности

Виды контроля

Подходы к контролю

Объекты контроля

Формы контроля

Входной

Диагностико – обучающий, информационно – констатирующий

Степень сформированности языковых умений и навыков

Диагностические тесты на определение уровня владения ИЯ

Текущий

Диагностико – обучающий, рефлексивный

По блокам развития и формирования речевых умений и навыков

Презентация проектов, тесты достижений (тесты самоконтроля и взаимоконтроля

Итоговый

Диагностико – обучающий, информационно – констатирующий

Уровень сформированности всех видов речевой деятельности

Комплексное тестирование (тесты достижений), ЕГЭ по выбору (11класс), экзамен(9класс)

Разная степень усвояемости учебного материала и уровень языковой и коммуникативной подготовки, требуют создания валидных тестов, целью которых является оценка предметных достижений в соответствии со способностями обучающихся, наблюдение за динамикой индивидуальных достижений. Применение разноуровневых тестов дает возможность ученикам оценить свои достижения в изучении языка не в сравнении с другими участниками процесса, а с личными достижениями, увидеть свой рост, продвигаться в собственном темпе.




Авторская составляющая методической системы

С целью стимулирования познавательной активности на уроке и вне урока я делаю акцент на поощрения и поддержку каждого ученика, предлагаю богатую палитру заданий и понятную систему оценивания достижений.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8).

Считаю, что компетентностный подход и новые образовательные стандарты требуют применения нестандартных методов оценивания. Целенаправленная работа направлена на развитие контрольно-оценочной компетентности. Поэтому второй год я ввожу в учебный процесс систему оценочных отношений, направленный на сотрудничество учителя и ученика в определении объектов оценивания, выработке критериев оценивания. В УМК, реализуемым мною, заложена определенная система оценивания. В конце изучения каждой темы обучающиеся выполняют тест и по предложенной шкале оценивания выставляют себе оценку в соответствии с набранными баллами. Мне эта система кажется несовершенной и недостаточной, поэтому возникла необходимость в создании других видов и форм содержательной оценки и самооценки. Оценка и

самооценка, применяемые на уроках, бывают индивидуальными и коллективными. Мною разработаны и применяются следующие формы оценивания:

1. Балльная система оценки и самооценки промежуточных и итоговых результатов. Лексический и грамматический материал, изучаемый на разных ступенях обучения, отличается объемностью и сложностью. Поэтому я разбила его на несколько блоков и разработала тесты, которые позволяют мне наблюдать за усвояемостью материала, корректировать программу и развивать оценочные навыки. Обучающиеся выполняют тест, проверяют его друг у друга по таблице ответов, переводят баллы в оценку. Результаты заносятся в сводную ведомость.

Список группы

1 дата

2 дата

3 дата

4 дата

Итоговый тест































Качество обучения %






Такой способ контроля и оценивания является открытым для учителя, родителей, ученика и администрации школы. Если ученик пропустил занятие, он в индивидуальном режиме изучает материал и сдает тест ученику-эксперту.

2.Таблицы с критериями для оценивания своей деятельности в чтении, говорении, аудировании и выполнении домашнего задания. Таблицы используются на каждом уроке, после каждого или нескольких этапов урока. У учеников появляется желание сделать задание качественно, чтобы получить хорошую оценку. В таблице есть графа с оцениванием домашнего задания. Мои наблюдения показывают, что с применением таблиц уменьшилось количество обучающихся, не выполняющих по разным причинам домашние задания. Качество выполнения заданий возросло.

Оценка

Аудирование

Чтение

Письмо

Говорение

Дом. задание

5


Я могу понять главную информацию, факты, и выполнить задание по аудированию правильно

Текст прочитан и понят, задания выполнены правильно, без ошибок

Я могу выразить свою мысль, раскрыть тему, употребить клише, в соответствии с объемом

Я могу выразить свое мнение, эмоционально без грубых ошибок, используя изученный материал, оценочные фразы

Задание выполнено все и правильно, ошибок нет

4

Я могу понять прослушанный текст, но не разобраться в деталях и сделать большую часть задания правильно

Текст прочитан, но понят частично. Более половины заданий выполнены правильно

Я могу раскрыть тему, но упустил важные детали, употребил клише

Я могу выразить свое мнение, эмоционально, есть некоторые ошибки, но они не мешают пониманию

Задание выполнено все, есть незначительные ошибки

3

Мне сложно понять о чем речь, не могу выделить гл. Информацию. Выполнена 1/3 задания по аудированию

Текст прочитан, но содержание понято частично. Выполнена 1/3 задания по чтению

Смог частично раскрыть тему, нарушена логика, частично использовал клише

Я могу частично выразить свое мнение, много ошибок, сложно использовать изученный материал в устной речи

Выполнена часть задания, много ошибок

2

Не понял текст, не смог справиться с заданиями по аудированию

Текст прочитан, не понят, не смог справиться с заданиями по тексту

Не смог выразить свою мысль, много грам. ошибок

Не могу выразить свое мнение, много ошибок

Дом. работа не выполнена

Таким образом, ученики имеют возможность адекватно оценить свою деятельность на уроке, увидеть свой прогресс или, наоборот, свои проблемы в разных видах речевой деятельности. Наблюдения показывают, что с применением нестандартных, инновационных способов оценивания повышается мотивация к изучению предмета и планомерно формируется оценочная компетентность. Совместно с учениками также разработаны таблицы оценивания групповой работы и таблицы оценивания проектной работы.

Критерии оценивания по 5 балльной системе (от 1до5)

Группа № 1

комментарии

Группа № 2

комментарии

Группа № 3

комментарии

Умение увидеть идею и актуальность проектов




Умение работать с разными информационными источниками




Умение оформлять полученные результаты




Умение работать в группе,




Умение презентовать продукт, оценивать результаты





Оценка

Работа в группах

5

Наша группа работала слаженно, быстро распределили роли, смогли найти в тексте все важные факты, оформить кластер и без ошибок презентовать его классу

4

Наша группа работала слаженно, долго распределяли роли, смогли найти в тексте некоторые важные факты, оформить кластер и презентовать его классу с незначительными ошибками

3

Наша группа работала разрозненно, долго распределяли роли, смогли найти в тексте несколько важных фактов, с трудом оформили кластер и презентовали его классу с ошибками

3.Оценка эмоционального, психологического состояния в начале и в конце урока. Для меня важно, как меняется эмоциональное состояние ученика на уроке, это ценная информация для корректировки моей деятельности.

Урок начинается и заканчивается высказываниями о своем состоянии и настроении. Для этого в классе есть специальная рефлексивно-оценочная зона, висят картинки с изображением разного настроения, есть стенд «Звездные ученики», куда мы приклеиваем звездочки с именами учеников, чья работа на уроке, защита проектного задания заслужила высокой оценки одноклассников.

В старших классах я применяю специальные приемы, при помощи которых ученики оценивают так же содержание учебного материала. А я, как учитель могу выяснить, как они осознали изученный материал. Для этого я использую прием незаконченных предложений: Сегодня на уроке я узнал, выяснил, понял и т. д. В группах с высоким уровнем развития коммуникативной компетентности часто оцениваем цель урока. Для этого в начале урока вместе формулируется цель и записывается на доске. В конце урока ученики по очереди оценивают достижение цели. В рефлексивно-оценочной зоне висят речевые клише, которые помогают логически и адекватно дать самостоятельную оценку: Теперь я знаю, как рассказать о… , объяснить проблему…, выразить свое мнение о…, найти необходимую информацию о… .Рассматриваю эти приемы не только как рефлексию содержания и цели урока, но и как коммуникативно направленное неподготовленное упражнение.

4.Разноуровневость оценки (узнавание языкового явления, репродуцирование, продуктивная деятельность, творческая деятельность) связана с поэтапностью формирования коммуникативной компетентности. На уровне введения языкового материала оцениваю, как ученик узнает его среди изученного и неизученного, например, находит изучаемые лексические единицы в тексте, соотносит её значение и форму. На уровне репродукции оцениванию подлежит знание ученика лексической единицы, применение её в устной и письменной речи. Продуктивная деятельность подразумевает самостоятельное использование лексической единицы в коммуникативной деятельности: ролевой игре, проведении мини-исследования, сообщении-описании и т.д.

4.Дифференцированность оценки (оценивание личностных результатов с учетом состояния здоровья, интеллектуальных возможностей, скорости и качества усвоения материала и т. д.)

Мониторинг оценивания компетентностных результатов

Ключевая компетентность

Цель

Инструмент оценивания

Речевая

Развитие коммуникативных умений в 4-х видах речевой деятельности(чтение, говорение, слушание, письмо)

Лексико-грамматические тесты в конце каждого раздела (темы),полугодия, года, экзамен по английскому языку в традиционной форме

Языковая

Овладение языковыми средствами (лексика, грамматика, фонетика)

Таблицы оценивания языковых результатов, текущие тесты, экзамен по английскому языку в традиционной форме

Социокультурная

Приобщение к традициям, культуре, реалиям

Лингво-страноведческие тесты, презентации проектов, исследований, рефератов

Компенсаторная

Развитие умений выходить из положения дефицита языка, использовать язык в различных ситуациях общения

Повседневные ситуации общения, создание проблемных ситуаций

Учебно-познавательная

Развитие УУД, самостоятельной деятельности

Наблюдение, таблицы самооценки, самоконтроль

Кроме перечисленных форм оценивания, мною разработаны инструмены оценивания компетентностных результатов. Как видно из таблицы, такими инструментами выступают разные виды тестов, защита исследовательских и проектных работ на уроке и во внеурочное время, экзамен по английскому языку, таблицы самооценивания в том числе.

Я могу сделать некоторые выводы: работа по формированию и развитию оценочной компетентности дает стабильные результаты учебной деятельности, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, развивает коммуникативную компетентность и самостоятельность школьников при оценке своего труда, является необходимым условием успешности обучения, дает полную педагогическую диагностику уровня обученности по предмету.


Таким образом, методическая система включает:

  • Дополнительные занятия по английскому языку

  • Подготовку к конкурсам, олимпиадам, проектам, исследованиям

  • Индивидуальные занятия с одаренными детьми

  • Индивидуальная работа с обучающимися, имеющими проблемы

  • Сотрудничество со школьным МО

  • Работу с Интернет ресурсами, сотрудничество с профессиональными Интернет-сообществами

  • Ведение личной страницы на школьном сайте

Авторская составляющая, направленная на развитие контрольно-оценочной самостоятельности школьников

Результаты реализации методической системы

  1. Стабильно высокие результаты учебной деятельности (среднее качество за три года составляет 70%).

  2. Высокие результаты внеурочной деятельности по предмету.

  3. Активное и результативное участие обучающихся в интернетолимпиадах.

  4. Результативность внедрения образовательных технологий в учебный процесс, отражающая на качестве образования и воспитания.

  5. Система обобщения и распространения педагогического опыта, повышения уровня профессионального мастерства.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!