СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие русской архитектуры X-XVII веков.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит информацию для обобщающего повторения. Можно использовать для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по истории.

Просмотр содержимого документа
«Развитие русской архитектуры X-XVII веков.»

 Учебное занятие по истории России с использованием модульной технологии Разработала учитель истории и обществознания МАОУ «МЛ №1» г. Магнитогорска Озерова Е.Г.

Учебное занятие по истории России с использованием модульной технологии

Разработала учитель истории и

обществознания МАОУ «МЛ №1» г. Магнитогорска

Озерова Е.Г.

Архитектура – это душа народа, воплощенная в камне.

Архитектура –

это душа народа, воплощенная в камне.

Особенности русской архитектуры : Русь долгие годы была страной деревянной, и ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В деревне русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Архитектура каменная связана с христианской Русью. Переход от деревянной к каменной архитектуре – особенность архитектуры России. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет и до настоящей поры. Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образцу крестово-купольного храма греков. Квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест.

Особенности русской архитектуры :

Русь долгие годы была страной деревянной, и ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В деревне русский человек выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой.

Архитектура каменная связана с христианской Русью.

Переход от деревянной к каменной архитектуре – особенность архитектуры России.

Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет и до настоящей поры.

Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русь восприняла сооружение церквей по образцу крестово-купольного храма греков.

Квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест.

 X век

X век

Десятинная церковь Пресвятой Богородицы.  X в.   Десятинная церковь построена князем Владимиром после принятия христианства на Руси, в Киеве. Десятинная потому, что Владимир отдавал на ее содержание 1/10 часть своих доходов. Церковь построена по строгому соответствию греческим канонам. Стиль – крестово-купольный византийский храмовый. Церковь разрушена монголо-татарами при нашествии.

Десятинная церковь Пресвятой Богородицы. X в.

Десятинная церковь построена князем Владимиром после принятия христианства на Руси, в Киеве.

Десятинная потому, что Владимир отдавал на ее содержание 1/10 часть своих доходов.

Церковь построена по строгому соответствию греческим канонам.

Стиль – крестово-купольный византийский храмовый.

Церковь разрушена монголо-татарами при нашествии.

XI век

XI век

Замок в Любече. XI в.  В конце XI в. князь Владимир Мономах построил в городе Любече замок.  В 1147 г. во время усобиц замок сгорел. Именно в 1147 г. впервые упоминается Москва, которая была тогда таким же феодальным замком.

Замок в Любече. XI в. В конце XI в. князь Владимир Мономах построил в городе Любече замок. В 1147 г. во время усобиц замок сгорел. Именно в 1147 г. впервые упоминается Москва, которая была тогда таким же феодальным замком.

Софийский собор в Киеве. XI век. Церковь Святой Софии (мудрости Божией) в Киеве построена князем Ярославом Мудрым в 1036 г.в честь победы над печенегами. «…Она вызывает удивление и восхищение во всех странах, лежащих окрест, ибо не найдется подобной ей во всех полунощных землях от востока и до запада!» В строительстве храма было использовано сочетание славянских и византийских традиций. На основу крестово-купольного было поставлено 13 глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества. Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство - это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне, - константинопольскому Софийскому собору. В настоящее время собор сильно перестроен. От штукатурки очищены сохранившиеся древние части.

Софийский собор в Киеве. XI век.

Церковь Святой Софии (мудрости Божией) в Киеве построена князем Ярославом Мудрым в 1036 г.в честь победы над печенегами.

«…Она вызывает удивление и восхищение во всех странах, лежащих окрест, ибо не найдется подобной ей во всех полунощных землях от востока и до запада!»

В строительстве храма было использовано сочетание славянских и византийских традиций. На основу крестово-купольного было поставлено 13 глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.

Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство - это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне, - константинопольскому Софийскому собору.

В настоящее время собор сильно перестроен. От штукатурки очищены сохранившиеся древние части.

Святая София в Константинополе

Святая София в Константинополе

Софийский собор в Новгороде. XI в. В XI веке выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси. По всей Руси были построены многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами – свидетельства мощи и красоты.

Софийский собор в Новгороде. XI в.

В XI веке выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси.

По всей Руси были построены многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами – свидетельства мощи и красоты.

 Сравнить Софийские соборы в Киеве (1.) и  Новгороде (2.) Найти общие и различные черты. 2. 1.

Сравнить Софийские соборы в Киеве (1.) и Новгороде (2.) Найти общие и различные черты.

2.

1.

Золотые ворота в Киеве. XI в.  (Обратить внимание на толщину крепостной стены!)

Золотые ворота в Киеве. XI в. (Обратить внимание на толщину крепостной стены!)

XII век

XII век

Владимиро-Суздальская архитектурная школа XII в.

Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского. С его именем связаны постройки Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, Золотых ворот во Владимире, церковь Покрова на Нерли.

Брат Андрея Всеволод продолжал строительную деятельность. Его мастера оставили потомству замечательный Дмитровский собор во Владимире – величественный и одновременно скромный.

Характерной чертой русской архитектуры стала украшающая сооружения резьба по камню. Другой чертой было органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом.

Во Владимиро-Сузальской земле строили из ослепительно белого известняка, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами. Купола храмов напоминали «луковицы» - луковичные купола.

Владимиро-Суздальский стиль заимствован раннемосковской архитектурой.

Владимир. Успенский собор.  1158-1160, 1185-1189. В 1158 г. по велению князя Андрея Боголюбского в стольном городе Владимире был заложен Успенский собор. На его сооружение князь выделил десятую часть своих доходов. Имена зодчих неизвестны, но летопись сообщает, что для его строительства «Бог привел мастеров со всех земель». Честолюбивый князь приказал строить храм выше Софии Киевской. Успенский собор оказался самой высокой (32 м) постройкой на Руси XII в.

Владимир. Успенский собор. 1158-1160, 1185-1189.

В 1158 г. по велению князя Андрея Боголюбского в стольном городе Владимире был заложен Успенский собор.

На его сооружение князь выделил десятую часть своих доходов.

Имена зодчих неизвестны, но летопись сообщает, что для его строительства «Бог привел мастеров со всех земель».

Честолюбивый князь приказал строить храм выше Софии Киевской. Успенский собор оказался самой высокой (32 м) постройкой на Руси XII в.

Золотые ворота во Владимире. XII век. В середине XII в. город был окружен деревянной крепостной стеной с несколькими каменными воротами. Одни из них, Золотые, сохранились до наших дней. Створки ворот обиты листами начищенной, сверкающей меди. Отсюда и название ворот – Золотые.  1237 г. Золотые ворота приняли главный удар монголо-татар. Враги не смогли прорваться через ворота и вынуждены были проламывать крепостные стены.

Золотые ворота во Владимире. XII век.

В середине XII в. город был окружен деревянной крепостной стеной с несколькими каменными воротами. Одни из них, Золотые, сохранились до наших дней. Створки ворот обиты листами начищенной, сверкающей меди. Отсюда и название ворот – Золотые.

1237 г. Золотые ворота приняли главный удар монголо-татар. Враги не смогли прорваться через ворота и вынуждены были проламывать крепостные стены.

Сравнить Золотые ворота в Киеве (1.) и Владимире (2.) Найти общие и различные черты. 1. 2.

Сравнить Золотые ворота в Киеве (1.) и Владимире (2.) Найти общие и различные черты.

1.

2.

Церковь Покрова на Нерли Князь Андрей Боголюбский построил церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий. В Византии не было праздника Покрова Богоматери. Он появился на Руси в память о чудесном явлении Богоматери в храме Константинополя во время осады города арабами.

Церковь Покрова на Нерли

Князь Андрей Боголюбский построил церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава.

Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.

В Византии не было праздника Покрова Богоматери. Он появился на Руси в память о чудесном явлении Богоматери в храме Константинополя во время осады города арабами.

Церковь  Покрова на Нерли  XII в. Археологические исследования XX века показали, что первоначально храм окружала открытая галерея с аркадой. Холм, на котором стоит церковь, был облицован белокаменными плитами. От храма к причалу реки спускалась широкая каменная лестница.

Церковь Покрова на Нерли XII в.

Археологические исследования XX века показали, что первоначально храм окружала открытая галерея с аркадой.

Холм, на котором стоит церковь, был облицован белокаменными плитами.

От храма к причалу реки спускалась широкая каменная лестница.

Замок Андрея Боголюбского в Боголюбове. XII в. В 1158 г. В девяти километрах от Владимира князь Андрей Боголюбский заложил загородный замок-резеденцию. По преданию, место для него выбрала икона «Владимирской Богоматери» - отсюда название – Боголюбово, «место Богом любимое».

Замок Андрея Боголюбского в Боголюбове. XII в.

В 1158 г. В девяти километрах от Владимира князь Андрей Боголюбский заложил загородный замок-резеденцию.

По преданию, место для него выбрала икона «Владимирской Богоматери» - отсюда название – Боголюбово, «место Богом любимое».

Дмитровский собор во Владимире. XII в.  Собор был назван в честь святого Дмитрия Солунского. Его заказчик, князь Всеволод III , при крещении был наречен Дмитрием, а строился собор на месте княжеского двора. Стены, закомары, барабан главы нового храма сплошь покрывала каменная резьба. Исследователи насчитали более пятисот скульптурных изображений – фигуры людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений, орнаменты. Около тысячи резных камней!

Дмитровский собор во Владимире. XII в. Собор был назван в честь святого Дмитрия Солунского. Его заказчик, князь Всеволод III , при крещении был наречен Дмитрием, а строился собор на месте княжеского двора. Стены, закомары, барабан главы нового храма сплошь покрывала каменная резьба. Исследователи насчитали более пятисот скульптурных изображений – фигуры людей, птиц, зверей, фантастических существ, неведомых растений, орнаменты. Около тысячи резных камней!

 Сравнить Покрова на Нерли (1.) и Дмитровский собор во Владимире (2.) XII в. 1. 2.

Сравнить Покрова на Нерли (1.) и

Дмитровский собор во Владимире (2.) XII в.

1.

2.

Основные понятия

Основные понятия

НОВГОРОД / ПСКОВ «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтесанного… но себе на уме… В его зодчестве такие же, как он сам простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца – сила, и красота его – красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно. Величественно, покоряюще». И.Э.Грабарь

НОВГОРОД / ПСКОВ

«Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень обтесанного… но себе на уме…

В его зодчестве такие же, как он сам простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы.

Идеал новгородца – сила, и красота его – красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно. Величественно, покоряюще».

И.Э.Грабарь

Особенности новгородской архитектурной школы XII в. После строительства Софийского собора новгородская архитектура начинает приобретать свое неповторимое лицо – скупость декора, строгость и монументальность форм, выразительная пластичность, живописная фактура стен. Новгородские каменщики не пытались придать стенам храмов идеально ровную поверхность. Наоборот, валуны, из которых они были сложен, то выпирали наружу, то западали вглубь. Часто мастера обводили их контуры цветным раствором. Стена, словно органическая материя, имела впадины и выступы, особенно заметные в косых лучах солнечного света. Позже новгородцы стали белить свои постройки. Но своеобразная фактура сохранилась. Новгородской храмовой архитектуре характерны шлемовидные купола.

Особенности новгородской архитектурной школы XII в.

После строительства Софийского собора новгородская архитектура начинает приобретать свое неповторимое лицо – скупость декора, строгость и монументальность форм, выразительная пластичность, живописная фактура стен.

Новгородские каменщики не пытались придать стенам храмов идеально ровную поверхность. Наоборот, валуны, из которых они были сложен, то выпирали наружу, то западали вглубь.

Часто мастера обводили их контуры цветным раствором. Стена, словно органическая материя, имела впадины и выступы, особенно заметные в косых лучах солнечного света.

Позже новгородцы стали белить свои постройки. Но своеобразная фактура сохранилась.

Новгородской храмовой архитектуре характерны шлемовидные купола.

Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом (1.) Архитектор Петр. XII в.  Николо-Дворищевский собор в Новгороде (2.) XII в. 1. 2.

Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом (1.) Архитектор Петр. XII в. Николо-Дворищевский собор в Новгороде (2.) XII в.

1.

2.

Церковь Иоанна Предтечи в Пскове. XII – начало XIII века.

Церковь Иоанна Предтечи в Пскове. XII – начало XIII века.

Поставь соответствие :   А – владимиро-суздальский стиль ;   Б – новгородский стиль. 1. 2. 3. 6. 4. 5.

Поставь соответствие : А – владимиро-суздальский стиль ; Б – новгородский стиль.

1.

2.

3.

6.

4.

5.

XIII – XIV вв.

XIII XIV вв.

Владимир . Успенский монастырь (княгигин). Основан в 1200 г. Успенский собор XV-XVI вв.

Владимир . Успенский монастырь (княгигин). Основан в 1200 г. Успенский собор XV-XVI вв.

Церковь Параскевы Пятницы в Новгороде. XIII в.

Церковь Параскевы Пятницы в Новгороде. XIII в.

Кремль при Дмитрии Донском. XIV в.  (Москва белокаменная).

Кремль при Дмитрии Донском. XIV в. (Москва белокаменная).

XV – XVI вв.

XV – XVI вв.

Особенности архитектуры XV - XVI вв. Объединение русских земель не могло не отразиться на состоянии культуры. Чувства общности дальнейших судеб страны, гордости за достигнутую долгой борьбой независимость от векового иноземного владычества нашли яркое воплощение и в зодчестве XV – XVI вв. Небывалый размах приобрело строительство в Москве при Иване III . Наряду с русскими мастерами, среди которых выделялись Василий Ермолин, Федор Конь трудились приглашенные из Италии архитекторы Аристотель Фиораванти, Алоиз (Алевиз) Новый, Петрок Малый, Пьетро Солари, Марко Руффо. Архитекторы использовали как традиции древнерусского, прежде всего владимиро-суздальского, зодчества, так и приемы итальянской культуры эпохи Ренессанса. В церковном зодчестве получает распространение храм шатрового типа, по образцу деревянных церквей.

Особенности архитектуры XV - XVI вв.

Объединение русских земель не могло не отразиться на состоянии культуры. Чувства общности дальнейших судеб страны, гордости за достигнутую долгой борьбой независимость от векового иноземного владычества нашли яркое воплощение и в зодчестве XV – XVI вв.

Небывалый размах приобрело строительство в Москве при Иване III . Наряду с русскими мастерами, среди которых выделялись Василий Ермолин, Федор Конь трудились приглашенные из Италии архитекторы Аристотель Фиораванти, Алоиз (Алевиз) Новый, Петрок Малый, Пьетро Солари, Марко Руффо.

Архитекторы использовали как традиции древнерусского, прежде всего владимиро-суздальского, зодчества, так и приемы итальянской культуры эпохи Ренессанса.

В церковном зодчестве получает распространение храм шатрового типа, по образцу деревянных церквей.

XV в.

XV в.

Грановитая палата Московского Кремля (XV в.),  где происходили приемы иностранных послов, заседали земские соборы Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, например, Алмазный дворец в Ферраре.

Грановитая палата Московского Кремля (XV в.), где происходили приемы иностранных послов, заседали земские соборы

Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, например, Алмазный дворец в Ферраре.

Грановитая палата Московского Кремля (XV в.)

Грановитая палата Московского Кремля (XV в.)

Грановитая палата Московского Кремля (XV в.) «В Московском Кремле». Акварель А. Васнецова.

Грановитая палата Московского Кремля (XV в.)

«В Московском Кремле». Акварель А. Васнецова.

Успенский собор Московского Кремля. XV в. Иван III поручил Аристотелю Фиораванти выстроить в Московском Кремле собор Успения Богородицы. Архитектор побывал во Владимире, осмотрел там Успенский собор XII в. и использовал опыт древнерусских мастеров. Московский Успенский собор стал главным храмом России. Здесь венчали государей, проходили почитаемые церковные праздники. Блистал изящно выполненный иконостас.

Успенский собор Московского Кремля. XV в.

Иван III поручил Аристотелю Фиораванти выстроить в Московском Кремле собор Успения Богородицы. Архитектор побывал во Владимире, осмотрел там Успенский собор XII в. и использовал опыт древнерусских мастеров.

Московский Успенский собор стал главным храмом России. Здесь венчали государей, проходили почитаемые церковные праздники. Блистал изящно выполненный иконостас.

Сравнить Успенский собор Владимира XII в. (1.) и  Успенский собор Московского Кремля XV в. (2.) 2. 1.

Сравнить Успенский собор Владимира XII в. (1.) и Успенский собор Московского Кремля XV в. (2.)

2.

1.

XVI век

XVI век

Архангельский собор Московского Кремля. XVI в.  (1505 - 1508) В 1333 году, за лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года. Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном.

Архангельский собор Московского Кремля. XVI в. (1505 - 1508)

  • В 1333 году, за лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью.
  • Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года.
  • Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном.
Благовещенский собор – усыпальница первых лиц православной церкви.   Благове́щенский собо́р — православный храм в честь Благовещения Богородицы, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном подклете конца XIV — начала XV веков (оставшегося от старого собора) и изначально был трёхкупольным. Собор очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского. Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком.

Благовещенский собор – усыпальница первых лиц православной церкви.

  • Благове́щенский собо́р — православный храм в честь Благовещения Богородицы, расположенный на Соборной площади Московского Кремля.
  • Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами на белокаменном подклете конца XIV — начала XV веков (оставшегося от старого собора) и изначально был трёхкупольным. Собор очень сильно пострадал при пожаре 1547 года и восстановлен в 1564 году, с надстройкой двух глав с западной стороны. В 1572 году к собору было пристроено крыльцо, впоследствии получившее название Грозненского.
  • Частично сохранилась роспись, сделанная в 1508 году художником Феодосием, сыном Дионисия, «с братиею». Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные в 1405 году Андреем Рублёвым и Феофаном Греком.
Благовещенский собор На паперти Благовещенского собора (впервые расписана в 1564, затем заново в 1648 и частично в 1667 гг.) изображены греческие мудрецы: Аристотель (со свитком, на котором написано: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»), Гомер, Плутарх, Менандр, Анаксагор, Птолемей и апостол Епафродит. На северных На паперти Благовещенского собора (впервые расписана в 1564, затем заново в 1648 и частично вратах можно видеть изображения древнеримских пророчиц Сивилл. Уникален пол собора: он набран из яшмы нежно-медового цвета. С 1582 года до смерти в 1607 (?) году священником собора был крупнейший композитор XVI века Фёдор Крестьянин. До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей; его протопопы одновременно были духовниками царей. В петербургский период придворный статус протопресвитеров собора сохранился.

Благовещенский собор

  • На паперти Благовещенского собора (впервые расписана в 1564, затем заново в 1648 и частично в 1667 гг.) изображены греческие мудрецы: Аристотель (со свитком, на котором написано: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»), Гомер, Плутарх, Менандр, Анаксагор, Птолемей и апостол Епафродит. На северных На паперти Благовещенского собора (впервые расписана в 1564, затем заново в 1648 и частично вратах можно видеть изображения древнеримских пророчиц Сивилл. Уникален пол собора: он набран из яшмы нежно-медового цвета.
  • С 1582 года до смерти в 1607 (?) году священником собора был крупнейший композитор XVI века Фёдор Крестьянин.
  • До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей; его протопопы одновременно были духовниками царей. В петербургский период придворный статус протопресвитеров собора сохранился.
 Колокольня Ивана Великого Московского Кремля. XVI –начало XVII вв. Успенский собор Архангельский собор

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля. XVI –начало XVII вв.

Успенский собор

Архангельский собор

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля. XVI –начало XVII вв.  Колокольня построена на месте древней церкви Ивана Лествичника, поэтому и получила название Ивановской. Великой ее прозвали за необыкновенную высоту -более 80 метров. Колокольня долгое время считалась самым высоким зданием на Руси. Заложили колокольню в начале XVI века одновременно с Архангельским собором, а достроили только в 1600 году при Борисе Годунове.

Колокольня Ивана Великого Московского Кремля. XVI –начало XVII вв.

Колокольня построена на месте древней церкви Ивана Лествичника, поэтому и получила название Ивановской.

Великой ее прозвали за необыкновенную высоту -более 80 метров. Колокольня долгое время считалась самым высоким зданием на Руси.

Заложили колокольню в начале XVI века одновременно с Архангельским собором, а достроили только в 1600 году при Борисе Годунове.

Новодевичий монастырь под Москвой XVI в. Новоде́вичий Богородице-Смоленский монасты́рь — православный женский монастырь в Москве, на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы). Основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году.

Новодевичий монастырь под Москвой XVI в.

Новоде́вичий Богородице-Смоленский монасты́рь — православный женский монастырь в Москве, на Девичьем поле в излучине Москвы-реки, близ Лужников, в самом конце исторической Пречистенки (в настоящее время Большой Пироговской улицы).

Основан великим князем Василием III в 1524 году — в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» — главной святыни Смоленска, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году.

Новодевичий монастырь

  • В 1449 году между великим князем Казимиром и московским великим князем Василием Темным был заключен договор, по которому Москва отказывалась на вечные года от Смоленска и Смоленской земли. В 1508 году Смоленск становится центром Смоленского воеводства Великого княжества Литовского. Однако, при Великом князе Василии III спор за западнорусские земли возобновился. В 1510 году к Москве был присоединён Псков, а с 1512 года, после того как началась очередная русско-литовская война, начали предприниматься, вначале безуспешные, попытки присоединить Смоленск.
  • В 1514 году, стоя под стенами Смоленска Василий III дал обет:

«Коли Божиею волею достану свою отчину, град Смоленск и земли Смоленския, тогда

поставлю в Москве на посаде девичь монастырь, а в нём храм во имя Пречистыя…»

  • Осада Смоленска началась 29 июля 1514 года, а уже на следующий день литовский гарнизон сдался, 31 июля смоляне были приведены к присяге Московскому князю и 1 августа, на праздник происхождения древ Честнаго и Животворящаго Креста, Великий Князь въехал в «свою отчину». Навстречу князю вышли, возглавляемые епископом Варсонофием, жители Смоленска и вынесли чудотворную Смоленскую икону.
  • Великий князь Василий III не забыл свой обет и через десять лет — 13 мая (23 мая) 1524 года, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году, им была основана Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы.
Новодевичий монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе с греческого означает — «Путеводительница», «Наставница». Так назывался древний образ Богоматери, по преданию написанный евангелистом Лукой и хранившейся в храме Одигон (монастырь Панагии Одигитрии). Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году ), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. В начале XII века (по другим данным, в 1097 году) князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. С тех пор икона стала называться Смоленской, Смоленск — градом Пресвятой Богородицы, а собор — Домом Ея. Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия Батыя.
  • Новодевичий монастырь посвящён Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе с греческого означает — «Путеводительница», «Наставница». Так назывался древний образ Богоматери, по преданию написанный евангелистом Лукой и хранившейся в храме Одигон (монастырь Панагии Одигитрии).
  • Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году ), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь — царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси.
  • В начале XII века (по другим данным, в 1097 году) князь Владимир Мономах перенёс икону в Смоленск где заложил храм Успения Богоматери, в котором впоследствии и разместили христианскую святыню. С тех пор икона стала называться Смоленской, Смоленск — градом Пресвятой Богородицы, а собор — Домом Ея.
  • Церковное предание приписывает иконе помощь в спасении города в 1239 году от нашествия Батыя.
Преп. София Суздальская. Икона XVII века из Покровского собора, Суздаль 4 сентября 1505 года Василий Иоаннович женился на Соломонии Сабуровой. Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны (по образцу смотрин невест для византийских императоров). После двадцати лет брака, Соломония так и не родила. Боясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. В 1523 году Василий Иоаннович добился разрешения на второй брак, а в ноябре 1525 года великую княгиню постригли в Рождественском монастыре с именем София.

Преп. София Суздальская. Икона XVII века из Покровского собора, Суздаль

  • 4 сентября 1505 года Василий Иоаннович женился на Соломонии Сабуровой.
  • Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных ко двору для этой цели со всей страны (по образцу смотрин невест для византийских императоров).
  • После двадцати лет брака, Соломония так и не родила. Боясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын.
  • В 1523 году Василий Иоаннович добился разрешения на второй брак, а в ноябре 1525 года великую княгиню постригли в Рождественском монастыре с именем София.
Первые царственные инокини Ирина Фёдоровна Годунова (реконструкция по черепу). Евдокия Лопухина

Первые царственные инокини

  • Ирина Фёдоровна Годунова (реконструкция по черепу).
  • Евдокия Лопухина
 Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой. XVI в.    В 1532 г. на живописном месте у Москвы-реки в селе Коломенском вознесся к небу 60-метровый шатер церкви Вознесения, о которой современник восхищенно писал : «Весьма чудна высотою и светлостью. Такова не бывала прежде сего на Руси». Церковь была построена в ознаменование появления на свет Ивана IV ( Грозного) Храм – образец шатрового стиля. Возведена в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале, по русским летописям Петром Фрязином или Петром Малым). Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.

Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой. XVI в.

В 1532 г. на живописном месте у Москвы-реки в селе Коломенском вознесся к небу 60-метровый шатер церкви Вознесения, о которой современник восхищенно писал : «Весьма чудна высотою и светлостью. Такова не бывала прежде сего на Руси».

Церковь была построена в ознаменование появления на свет Ивана IV ( Грозного)

Храм – образец шатрового стиля.

Возведена в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале, по русским летописям Петром Фрязином или Петром Малым). Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.

Сравнить Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой – 1. ( XVI в.) и  церковь Преображения в селе Остров под Москвой – 2. ( XVII в.) 1. 2.

Сравнить Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой – 1. ( XVI в.) и церковь Преображения в селе Остров под Москвой – 2. ( XVII в.)

1.

2.

Храм Покрова на Рву. Москва. XVI в.  (Храм Василия Блаженного) Истинный шедевр архитектуры создали зодчие Барма и Постник. Храм представляет собой многоглавое чудо с высоким шатром посередине. Шатровый архитектурный стиль. Храм был построен по приказу Ивана IV в честь взятия Казани. Не прижилось официальное название собора – Покровский. На этом месте много лет жил прославленный юродивый Василий. Храм так и стали называть – Храм Василия Блаженного.

Храм Покрова на Рву. Москва. XVI в. (Храм Василия Блаженного)

Истинный шедевр архитектуры создали зодчие Барма и Постник. Храм представляет собой многоглавое чудо с высоким шатром посередине. Шатровый архитектурный стиль.

Храм был построен по приказу Ивана IV в честь взятия Казани.

Не прижилось официальное название собора – Покровский. На этом месте много лет жил прославленный юродивый Василий. Храм так и стали называть – Храм Василия Блаженного.

XVII в.

XVII в.

Особенности архитектуры XVII в.

Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры XVII века. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества, отличалось реализмом и функциональной целесообразностью.

Русские плотники и каменщики работали с большой изобретательностью и художественной выдумкой. Их постройки отличались прочностью и конструктивным совершенством.

Каменное зодчество, прерванное Смутой, возрождается с 20-х гг. XVII в.

В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинского (Нарышкинские палаты в Москве) или московского барокко. Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов). Используется башенный тип постройки, сочетание красного кирпича для основной кладки и белого камня для отделки.

Здания отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства. Эти черты постепенно нарастают и в культовом, и в гражданском зодчестве.

Нарышкинские палаты

Нарышкинские палаты

Нарышкинское или московское барокко Нарышкины — русский дворянский род, к которому принадлежала мать Петра I — Наталья Кирилловна. До её брака с Алексеем Михайловичем род рассматривался как мелкопоместный и высоких должностей не занимал. В петровское время Нарышкиным принадлежали на территории современной Москвы многочисленные имения, включая Фили, Кунцево, Свиблово, Братцево, Черкизово, Петровское и Троице-Лыково. Их усыпальницей служил Высокопетровский монастырь. Имя Нарышкиных сохранилось в названии архитектурного направления «нарышкинское барокко».

Нарышкинское или московское барокко

  • Нарышкины — русский дворянский род, к которому принадлежала мать Петра I — Наталья Кирилловна. До её брака с Алексеем Михайловичем род рассматривался как мелкопоместный и высоких должностей не занимал.
  • В петровское время Нарышкиным принадлежали на территории современной Москвы многочисленные имения, включая Фили, Кунцево, Свиблово, Братцево, Черкизово, Петровское и Троице-Лыково. Их усыпальницей служил Высокопетровский монастырь.
  • Имя Нарышкиных сохранилось в названии архитектурного направления «нарышкинское барокко».
Выявить общие черты архитектурных строений в XVII в. :  1. Казанский собор на Красной площади в Москве. XVII в.  2. Церковь Св. Георгия в Еднове. Москва. XVII в.  3. Церковь Св.Николы в Хамовниках. Москва. XVII в. 3. 2. 1.

Выявить общие черты архитектурных строений в XVII в. : 1. Казанский собор на Красной площади в Москве. XVII в. 2. Церковь Св. Георгия в Еднове. Москва. XVII в. 3. Церковь Св.Николы в Хамовниках. Москва. XVII в.

3.

2.

1.

1.Крутицкое подворье в Москве. XVII в.  2.Палаты Аверкия Кириллова в Москве. XVII в. 2. 1.

1.Крутицкое подворье в Москве. XVII в. 2.Палаты Аверкия Кириллова в Москве. XVII в.

2.

1.

Теремной дворец Московского Кремля. XVII в. В архитектуре шел постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций. Это проявлялось в стремлении к внешней нарядности, «дивному узорочью». В 1635-1636 годах для Михаила Федоровича архитекторами Б.Огурцовым, А.Константиновым, Т.Шарутиным, Л.Ушаковым был создан Теремной дворец Московского Кремля. Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами. Все это придавало ему сказочный вид.

Теремной дворец Московского Кремля. XVII в.

В архитектуре шел постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций. Это проявлялось в стремлении к внешней нарядности, «дивному узорочью».

В 1635-1636 годах для Михаила Федоровича архитекторами Б.Огурцовым, А.Константиновым, Т.Шарутиным, Л.Ушаковым был создан Теремной дворец Московского Кремля.

Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами. Все это придавало ему сказочный вид.

 Деревянный дворец в царской усадьбе Коломенское. XVII век.   Когда-то на территории царской усадьбы Коломенское стоял деревянный дворец, который изумлял современников своей красотой. Симеон Полоцкий, знаменитый русский писатель XVII века, называл его «восьмым чудом света».

Деревянный дворец в царской усадьбе Коломенское. XVII век. Когда-то на территории царской усадьбы Коломенское стоял деревянный дворец, который изумлял современников своей красотой. Симеон Полоцкий, знаменитый русский писатель XVII века, называл его «восьмым чудом света».

Деревянный дворец в царской усадьбе Коломенское. XVII век.

Коломенское слыло любимой резиденцией царя Алексея Михайловича. Новый дворец был заложен здесь в мае 1667 года. Он состоял из семи хором : для царя, царицы, царевича и четырех царевен. К осени плотники закончили постройку, всего один год шли отделочные работы. Наконец, взору очевидцев предстало невиданное зрелище : трех- и четырехэтажные хоромы, увенчанные шатровыми, луковичными, бочкообразными кровлями. Один из шатров украшал флюгер в виде двуглавого орла. Галереи и переходы соединяли хоромы в живописную композицию. 3000 окон дворца обрамляли нарядные наличники. Каждый вход украшало резное крыльцо.

Еще богаче был оформлен дворец изнутри. А возглавляли строительство дворца «плотничий староста Сенька Петров и стрелец плотник Ивашка Михайлов».

Простояло «восьмое чудо света» ровно сто лет. К середине XVIII в. Деревянный дворец опустел, обветшал и нуждался в серьезном ремонте. Требовалась для этого немалая по тем временам сумма – 57 тыс. рублей. Екатерина II пожалела денег и дворец велела разобрать. К счастью, сохранились его обмеры и рисунки. По ним и была выполнена уникальная модель дворца в 1 : 40 его натуральной величины.

Московский Кремль Московский Кремль в XVII веке также пережил реконструк- цию.  В 1624 – 1625 годах на приземистой прежде Спасской башне Б.Огурцов надстроил еще один ярус и украсил его белокаменными узорами и статуями. Под руководством английского мастера Х.Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне. Вслед за Спасской башней архитектурные украшения были к концу века помещены и на других башнях Московского Кремля. Великолепие обновленной главной площади столицы отразилось в ее названии – она стала именоваться Красной (Красивой). С нее убрали торговые ряды. Долгое время Красная площадь называлась – Торг. Она была занята многочисленными лавками, которые составляли торговые ряды. Обилие и разнообразие товаров на московском Торгу поражало. Не случайно в народе добрым пожеланием было : «Что в Москве в торгу, чтобы у тебя в дому».

Московский Кремль

Московский Кремль в XVII веке также пережил реконструк-

цию.

В 1624 – 1625 годах на приземистой прежде Спасской башне Б.Огурцов надстроил еще один ярус и украсил его белокаменными узорами и статуями. Под руководством английского мастера Х.Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне.

Вслед за Спасской башней архитектурные украшения были к концу века помещены и на других башнях Московского Кремля.

Великолепие обновленной главной площади столицы отразилось в ее названии – она стала именоваться Красной (Красивой). С нее убрали торговые ряды.

Долгое время Красная площадь называлась – Торг. Она была занята многочисленными лавками, которые составляли торговые ряды. Обилие и разнообразие товаров на московском Торгу поражало. Не случайно в народе добрым пожеланием было : «Что в Москве в торгу, чтобы у тебя в дому».

1. Спасская Башня 2. Царская Башня 3. Набатная Башня 1. 2. 3.

1. Спасская Башня

2. Царская Башня

3. Набатная Башня

1.

2.

3.

Красная Площадь Вид на храм Василия Блаженного Вид от памятника К. Минину и  Д. Пожарскому

Красная Площадь

Вид на храм Василия Блаженного

Вид от памятника К. Минину и

Д. Пожарскому

Московский Кремль 21 6 3. 7. 3 1 7 10 10 . 6. 1. 21.

Московский Кремль

21

6

3.

7.

3

1

7

10

10 .

6.

1.

21.

Поганкины палаты. Псков. XVII век.  «Мой двор – моя крепость». Двор был основой владения любого горожанина, будь то ремесленник, купец или  боярин. Обнесенный частоколом из бревен, двор защищал хозяина и его имущество от «лихих людей» и завистливых глаз. Усадьба с прочной оградой могла выдержать настоящую осаду.  Самые знаменитые палаты сохранились в Пскове. В XVII веке их построили богатые местные купцы Поганкины. Огромные, эти палаты занимали целый квартал города и состояли из трех корпусов в один-три этажа.

Поганкины палаты. Псков. XVII век. «Мой двор – моя крепость».

Двор был основой владения любого горожанина, будь то ремесленник, купец или

боярин. Обнесенный частоколом из бревен, двор защищал хозяина и его имущество от «лихих людей» и завистливых глаз. Усадьба с прочной оградой могла выдержать настоящую осаду.

Самые знаменитые палаты сохранились в Пскове. В XVII веке их построили богатые местные купцы Поганкины. Огромные, эти палаты занимали целый квартал города и состояли из трех корпусов в один-три этажа.

Церковь Ильи Пророка в Ярославле. XVII в .

Церковь Ильи Пророка в Ярославле. XVII в .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!