СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие России накануне и в эпоху глобального финансово-экономического кризиса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие России накануне и в эпоху глобального финансово-экономического кризиса»

Задание: составить конспект

Тема: «Развитие России накануне и в эпоху глобального финансово-экономического кризиса».

Цель: разобрать мировой кризис 2008-2009 гг. и его влияние на Россию.

Мировой финансовый кризис (именуемый также как «великая рецессия») -- это первый со времен Великой депрессии глобальный кризис, проявившийся в начале 2008 года в развитых странах и распространившийся в дальнейшем на весь мир.

Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Летом 2007 года постепенно кризис из ипотечного начал трансформироваться в финансовый и затронул не только США. Начались банкротства крупных банков, спасение банков со стороны национальных правительств. Котировки на фондовых рынках резко снизились в течение 2008 года и в начале 2009 года. Для компаний существенно сократились возможности получения капиталов при размещении ценных бумаг. В 2008 году кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.

Самым ощутимым изменением в экономике явилось изменение цен на нефть. В январе 2008 года цены на нефть превысили $100 за баррель. 11 июля 2008 года цена нефти марки WTI достигла рекордных за всю историю $147,27 за баррель; после чего началось снижение -- до $61 24 октября того же года и до $51 в ноябре. Так же было замечено такое явление как агфляция - процесс опережающего увеличения цены продовольствия и технических культур сельскохозяйственного происхождения по сравнению с общим ростом цен или с ростом цен в несельскохозяйственной сфере.

На этом фоне способствовали наступлению кризиса и микроэкономические факторы -- развитие новых финансовых инструментов (прежде всего структурированных производных облигаций). Считалось, что они позволяют снизить риски, распределяя их среди инвесторов и обеспечивая правильную оценку. На самом деле использование производных инструментов фактически привело к маскировке рисков, связанных с низким качеством субстандартных ипотечных кредитов, и к их непрозрачному распределению среди широкого круга инвесторов. Наконец, в числе институциональных причин отметим недостаточный уровень оценки рисков, как регуляторами, так и рейтинговыми агентствами.

Накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007 г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Но, несмотря на это, в мировом экономическом сообществе Россия представлялась как «тихая гавань», устойчивая к внешним колебаниям, в связи с чем к концу 2007 года наблюдался рекордно высокий приток иностранного капитала. Весной 2008 года МВФ выразил свои опасения по поводу «перегрева» российской экономики. Снижение цен на нефть с мая 2008 года и ограничение заимствований на внешнем рынке вызвали существенное ослабление платежного баланса во втором полугодии 2008 г. (приложение № 1).

В России кризис протекал в три этапа (приложение №2). В момент, когда фондовый рынок достиг своих максимальных отметок, стартовал первый этап. На 19 мая 2008 года индекс РТС имел значение 2498,10 пункта. В дальнейшем индекс начал снижаться в связи падением общего уровня инвестирования во всем мире. К концу первого этапа коэффициент корреляции между ценами на нефть и индексом фондового рынка достиг близкого к идеальному значения - 0,973. Таким образом, на 12 сентября 2008 года наблюдалось снижение индекса РТС на 38%.

События второго этапа связаны главным образом с банкротством крупного американского инвестиционного банка Lehman Brothers, являвшегося крупным финансовым агломератом. В период с 15 по 19 сентября прекратилась работа межбанковского рынка, наблюдался резкий скачок процентных ставок по межбанковским кредитам на 100 пунктов, что так же отразилось на функционировании денежного рынка. Несмотря на то, что общая ликвидность системы не достигла критического уровня и фактически начала повышаться в конце сентября, передача ликвидности от нескольких крупных банков банкам второго и третьего эшелонов затормозилась -- частично из-за опасений эскалации риска невыполнения обязательств контрагентами. По Третий этап характеризуется принятием скорейших антикризисных мер. Первый план был предложен 17 сентября и задавался целью увеличения ликвидности финансовых рынков. На практике эти меры не давали желаемого эффекта, поэтому ситуация оставалась по-прежнему напряженной. Второй пакет мер, направленный на разрешение проблем, связанных с системными рисками банков, был объявлен 29 сентября. Он предусматривал вливание капитала в сумме 5 млрд. долл., а так же для укрепления доверия к российским банкам, сумма страхования вкладов увеличилась до 700 тыс. руб. государственные банки получили долгосрочное финансирование. Объявленные монетарные, бюджетные и квазибюджетные меры позволяют российским властям влиять на краткосрочные и долгосрочные процентные ставки. Воздействие второго пакета антикризисных мер на фондовые рынки оказалось ограниченным. В период с 29 сентября по 13 ноября индекс РТС упал еще на 48%, а цена на нефть -- на 43%.

Правительство России 7 ноября объявило о новом плане, содержащем широкий набор мер экономической политики для снижения влияния кризиса на реальный сектор экономики. План включает 55 задач, классифицированных по 10 блокам, охватывающим широкий спектр секторов экономики, в том числе сельское хозяйство, обрабатывающие производства и сектор недвижимости. Несмотря на то, что план включает примеры успешных мер экономической политики, в целом он является набором краткосрочных мер, которые четко не определены и потребуют дальнейшего ослабления денежно-кредитной и бюджетной политики. Кроме того, в плане содержится ряд протекционистских и административных мер, которые приведут к привилегированному положению отдельных участников рынка.

К началу 2009 года российская экономика вступила в промышленную рецессию, сопровождающуюся обесценением рубля, ростом безработицы и приостановкой инвестиционных программ. Возникший финансовый кризис повлёк за собой череду спадов в производстве. Таким образом, впервые российская экономика испытала полноценный экономический кризис, характерный для западных стран.

Даже спустя некоторое время после преодоления последствий кризиса, основным вопросом для экономистов остается составление плана эффективных антикризисных мер. В настоящее время выход из кризиса обусловлен инновациями, развитием технологий, или созданием кардинально нового способа организации производства. Но это не всегда возможно для России. Удельный вес инновационной продукции в российской экономике не более 3-4%, предприятия, ориентированные на инновационное производство, составляют 10% от общего количества. Государство должно стимулировать крупные проекты, способные в дальнейшем дать начало экономического роста.

Разумеется, такой способ выхода из кризиса не может быть реализован за короткое время. Инновационное развитие, приводящее к переходу на стадию подъёма, должно пройти через определенные этапы: блокирование кризиса, запуск экономического роста, инвестиционно-инновационный этап.

Первый этап характеризуется принятием мер для предотвращения «свободного падения» экономики. Помимо оказания финансовой поддержки, необходимо вводить административно-правовые меры, способствующие защите внутреннего рынка и препятствующие широкому вывозу капитала из страны.

Не менее важно усовершенствовать, дополнить и скорректировать элементы хозяйственного механизма, экономико-правовые инструменты и эффективно работающие институты развития. Создаваемые институты развития должны стать основой создания государственно-рыночного перевода финансовых накоплений в производственные инвестиции. И еще одним важным элементом в системе мер по восстановлению экономического роста должна стать разработка концепции развития с выдвижением долгосрочных целей, основных приоритетов и методов их достижения.

Оба этапа направлены на привлечение инвестиционных ресурсов, которые направлены на возникновение эффектов мультипликатора и акселератора.

Инвестиционно-инновационный этап предполагает разработку программы развития, рассчитанный на длительный период. С учетом сохранившегося научно-технического потенциала, а так же тенденций мирового хозяйства, в экономики России проводится структурно-институциональное реформирование. На данном этапе возникает «инновационный мультипликатор», выступающий в виде совокупности научных, технико-технологических и управленческих нововведений, способных обеспечить российской экономике конкурентные позиции на мировых рынках готовой и наукоемкой продукции.

Кризис может возникать по причине супердоходности определенных товаров или видов деятельности. Тогда в экономике наблюдается суперспекуляция, ведущая к росту цент при неизменной себестоимости. Такой рост продолжается, пока экономика не перегреется.

В борьбе со спекуляциями самыми эффективными являются антимонопольные меры. Таким образом, правительство должно контролировать уровень цен, а так же защищать и способствовать обеспечению конкуренции на рынке. Недостатком российского рынка является наличие большого числа секторов и с естественной, и с искусственной монополией.

Переход к более гибкой налоговой политике так же может способствовать сглаживанию кризисных явлений. Налоги в кризисный период должны носить стимулирующий характер, способствую расширению производства и созданию новых рабочих мест. Как правило, антикризисная политика направлена как на устранение следствий экономического спада, так и причин его возникновения.

Таким образом, государственная антициклическая политика будет эффективной в том случае, если предпринимать меры своевременно и в необходимых рынку пропорциях. Полностью от кризиса избавиться невозможно, так как это особая часть кризиса, но при грамотном контроле появляется возможность сглаживать все негативные последствия экономического спада.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!