СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Сочинение-описание по картине И Грабаря "Февральская лазурь"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Сочинение-описание по картине И Грабаря "Февральская лазурь"»

5. Технологическая карта урока (матрица)

ФИОучителя_МирзоянНинаАрамаисовна ________________________________________________________________________________________________

Класс ______5_______________ Дата _________________________

Предмет __русский язык_______________________________________________

Тема урока: РР Сочинение-описание по картине И.Грабаря «Февральская лазурь ______________________________________________________________________________________________________

Номер урока в разделе (теме) _________________ Тип урока _Урок развития речи___________________________________________________________


Цель урока

Образовательные: систематизировать знания об описании как типе речи. Развивающие: развивать интерес к произведениям живописи; навыки монологической речи. Воспитательные: воспитывать любовь к природе и к прекрасному

___________________________________________________________________________________________________________________

Прогнозируемые результаты_ научить учащихся строить устное и письменное высказывание;

конструировать текст сочинения-описания, редактировать написанное; научить словесно передавать свои эстетические впечатления.______________________________________________________________________________________________________Используемая педагогическая технология_Технология развития критического мышления___________________________________________________________________________

Дидактические средства: для учителя __ мультимедийная установка, презентация . Репродукции картин И.Грабаря, Изображение русского пейзажаДля учащихся____ раздаточный материал, папки с методическими материалами по работе ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Характеристика этапов урока

Этапы

урока

Дидактически задачи

этапа урока

Виды работ, педагогические формы, методы, приемы


Содержание педагогического взаимодействия


Показатели решения дидактических задач (результаты)

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

I.Организационный момент. Актуализация изученного

Мотивация.


Организация повторения теории написания сочинения-описания путем самовосстановления учащимися предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем.

Подготовка учащихся к сочинению-описанию.

Вступительное слово учителя.

Фронтальная



Эпиграф: Любовь к природе – один из вернейших признаков любви к своей Родине (К. Паустовский)..
Даёт установку учащимся на позитивный настрой и продуктивную деятельность на уроке.

Слайд № 1

Что объединяет увиденное и услышанное? Пейзаж. Природа.

О чём заставляют задуматься эти произведения? Об отношении человека к природе.


Cлушают песню группы «Земляне». Рассматривают репродукции картинИ Грабаря, И.Шишкина, О. Айвазовского с изображением русского пейзажа.

Какое счастье – слиться воедино

С землёй, травой и небом голубым...

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию.


Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности; - составлять план действий, работать по плану.


2. Целеполагание. Сообщение темы, цели и задач урока.


Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока.


Работа в группах.

фронтальная

Озвучивает тему и цель урока.

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями.


Работают в группах:

1группа Слайд №2

читают стихотворения о берёзе, подбирают эпиграф.

Владимира Солоухина Всеволода Рождественского, Лидии Слуцкой

Сергея Городецкого...

Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
Рождённая, сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.

Белые красавицы
Вышли на показ.
Не волнуйтесь, нравится
Каждая из вас.



Развивающие: развивать интерес к произведениям живописи; навыки монологической речи.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе и к прекрасному

3. Словарная работа.

Повторение изученных орфограмм, правописных правил; сбор лингвистических материалов к сочинению; обучение детей грамотному письму; развитие орфографической зоркости.

Работа со словарём. Фронтальная Наблюдение над языком



Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения.

На доске записаны слова: Слайд №7

Живопись, репродукция,

лазурь , сапфир,

сапфировый, эпиграф

синквейн.



Ученики работают с толковыи словарями. Определяют значения слов: Лазурь (др. русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.Синонимы:

Лазурный = лазоревый = голубой.

Коралловый (цвет) - (перен.) ярко-красный.

Сапфировый (цвет) - (перен.) синий или зелёный, цвета сапфира

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Построение проекта выхода из затруднения

Цель: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа в парах.

Учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Какое задание мы должны были выполнить? Какова же цель нашей работы на уроке? Какой тип речи необходимо использовать? Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели?

Учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают способ и средства. 

Написать сочинение-описание.

Описывают картину с использованием рабочего материала, ключевых слов и словосочетаний.

Регулятивные:

- планирование,

-прогнозирование результатов своей деятельности

Познавательные:

-умение создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

-умение составить план сочинения,

Коммуникативные:

- умение формулировать собственное мнение, точно отвечать на вопросы.

4 Реализация построенного проекта

Работа по картине.


Создание условий доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; развитие любознательности, мотивов познания и творчества.

Беседа по содержанию. Эвристический метод

Подводит учащихся к рассказу о творчестве живописца. Знакомит с жизнью и творчеством художника И. Э. Грабаря.

Слайд №3

Учитель организует рассматривание картины. Первичное восприятие картины

Предлагает ученикам рассмотреть репродукцию картины.

Предлагает задания на понимание смысла картины, на способы собирания материала. Составление плана.


Учащиеся выступают с сообщениями.

2 группа

Слово о художнике.

Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа и натюрморта. Его кисти принадлежат картины: "Сентябрьский снег", "Мартовский снег", "Лучезарное утро", "Зимний пейзаж"и др.

Репин был чителем Грабаря.

3группа

История создания картины -«Февральская лазурь» - самый известный пейзаж И.Э.Грабаря


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и от-

вечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точкузрения.В сотрудничестве с учителем и одноклассниками (работают в парах и группах)

5 Самостоятельная работа.

Описание картины.

Создать условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы.

Формировать у учащихся умение самостоятельно добывать знания;

- совершенствовать коммуникативные навыки (навыки письменного и устного общения).

Индивидуаль

ная и групповая

работа.

Метод синквейна

Творческая работа

.

Слайд№ 4

Организует исопровождает совместную деятельность обучающихся.

Беседа по содержанию картины.

Слайд №5

Что вы видите на картине? Какой цвет преобладает?

Почему центральный художественный образ – береза, а название «Февральская лазурь»? Объясните название картины ? как выглядит берёза на переднем плане картины? Слайд №6

Рабочий материал: Морозный, безоблачное голубое небо, –

солнечный день,отблески солнца, кружево ветвей, белоствольные берёзы.

Какова основная мысль этого пейзажа? (Красота, величие, монументальность русской зимы)

Какое настроение вызывает эта картина?

Что такое синквейн?

Берёза.

Стройная, застенчивая.

Радует, вдохновляет, поднимает настроение.

Берёза-символ России. Красавица.

Учащиеся, отвечая на вопросы, пытаются описать картину.

Художник выбрал берёзу, так как

это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево.

Берёза – символ нашей родины, символ русской зимы.

О берёзе сложено много песен и стихов. И.Э. Грабарь мечтал «передать хотя бы десятую долю красоты зимнего пейзажа». Его мечта осуществилась. «Февральская лазурь» завораживает: на неё хочется смотреть и смотреть. Зимний пейзаж прекрасен.

Февраль- последний месяц зимы. Февральское солнце- предвестник весны- начинает постепенно оживлять природу.

Картина так названа, потому что в яркий солнечный день при легком морозе безоблачное небо разливает свои голубые краски повсюду.
Составление синквейна.

Коммуникативные УУД: - уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать различные точки зрения: - высказывать и отстаивать свою точку зрения.

6. Работа над планом сочинения.


Цель:

структурировать будущее сочинение, учитывая композиционные части.

Составление простого плана

Оказывает помощь обучающимся в выборе правильной последовательности описания картины; Побуждает к высказыванию своего мнения.

Слайд №8

Подводит к обсуждению каждой части. Создаёт условия для составления устного рассказа по картине. Выявление лучшего рассказа.

Ученики составляют план сочинения.

1 История создания картина.

2Февральское утро.

3. Гимн берёзам.

4.Ажурные тени на снегу.

5.Какое впечатление оставила картина?

Составляют небольшие тексты из 3-4 предложений на заданную тему с опорой на языковой материал. Составляют устное сочинение по картине опираясь на план, проговаривают устное описание в группах по плану.

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания

и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Рефлексия

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности


Организует рефлексию. 

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.


Анализировать собственные мыслительные операции. Продолжают предложенные учителем предложения:(на выбор)

Я понял, что...

Я узнал...

Теперь я могу...

Я научился...


Личностные УУД: выражать положительное, осознанное отношение к учению; -оценивать собственную учебную деятельность.


Домашнее задание



Объясняет домашнее задание.

Советует поработать с орфографическим словарём.

Записывают задание в дневник.

Hаписать сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»































Приложение к уроку

Карточка № 1

Работа с толковым словарём.

Живопись, репродукция,

лазурь , сапфир,

сапфировый, эпиграф, пейзажист,

синквейн.

Карточка № 2

Вставить пропущенные орфограммы. Индивидуальная работа.

Художник-пейзажист заставляет нас сосредоточит...ся ,

уд...вительный месяц, наряды р...скошны,

потр...сающий , ствол сл...ка изогнут ,

ра...пол...жились ее подруги, св...тящийся белый цвет,

прич...дливый узор, листва, уц...левшая на макушках бере...,

небо св...тлеет, впеч...тление праз...ника,

заглядевшись на березу, бе...подобно.

Карточка № 3

Работа в парах. Составление синквейна.


Правила составления синквейна.


1 строка

Одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

Берёза.


2 строка

Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

Стройная, застенчивая.


3 строка

Три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы.

Радует, вдохновляет, поднимает настроение.


4 строка

Фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме.

Берёза-символ России.

5 строка

Одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).


Красавица.









































Технологическая карта урока русского языка

ФИО учителя___Мирзоян Нина Арамаисовна ___________________________________________________________________________________________________

Класс ________11_____________ Дата _______________________Предмет __русский язык _______________________________________________

Тема урока __РР _ Сочинение – рассуждение по тексту. В. Солоухина «Кувшинки».

_____________________________________________________________________________________________________

Номер урока в разделе (теме) _________________ Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний_________________________________________________________


Цель урока: Совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся при написании сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ЕГЭ . Формирование познавательных, коммуникативных умений и навыков анализировать содержание и проблему текста, комментировать, аргументировать, делать выводы, последовательно и логически излагать мысли, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка.________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________

Прогнозируемые результаты________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________

Используемая педагогическая технология__ технология проблемного обучения, дифференцированное обучение,• исследовательские методы обучения __________________________________________________________________________

Дидактические средства: для учителя мультимедийная установка, презентация . Видеоролик песни группы «Земляне». Репродукции картин И.Шишкина, О. Айвазовского Изображение русского пейзажа

________________________________________________________________________________

Для учащихся____ раздаточный материал, папки с методическими материалами по работе с частью С __________________________________________________________________________________________________









Характеристика этапов урока

Этапы

урока

Дидактические задачи

этапа урока

Виды работ, педагогические формы, методы, приемы


Содержание педагогического взаимодействия


Показатели решения дидактических задач (результаты)

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности; - составлять план действий, работать по плану.


1Организационный момент. Актуализация изученного

Мотивация.

Организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путем самовосстановления учащимися предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем.

Подготовка учащихся к сочинению-рассуждению.

Вступительное слово учителя.



Озвучивает тему и цель урока.

Даёт установку учащимся на позитивный настрой и продуктивную деятельность на уроке.

Слайд № 1

Что объединяет увиденное и услышанное? Пейзаж. Природа.

О чём заставляют задуматься эти произведения? Об отношении человека к природе.


Cлушают песню группы «Земляне». Рассматривают репродукции картин И.Шишкина, О. Айвазовского с изображением русского пейзажа.

Какое счастье – слиться воедино

С землёй, травой и небом голубым...




2Работа над текстом. Чтение текста В. Солоухина «Кувшинки».


Цель данного метода – научить учащихся добывать и конструировать знания с помощью наблюдений.

Проанализировать текст, предложенный преподавателем;

познакомить с точкой зрения автора текста на поставленную им проблему;


Метод эвристического наблюдения Наблюдение, создание проблемной ситуации.

Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями.

Слайд № 2


1 Вспомните композиционные части сочинения.

2 Расположите в определённой последовательности :

Позиция автора. Аргументация. Комментарий проблемы.Формулировка пролемы. Вывод.


Учащимся предлагается поработать с текстом

Работа с опорными конспектами, схемами, составляют план сочинения:

- сформулировать проблему

-прокомментировать её

-выявить позицию автора

-выразить своё отношение к проблеме, аргументировать

Познавательные УУД .

 1  умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

2      поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

3   осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;


3 Сформулировать проблему

Подведение детей к формулировани ю проблемы .

Формирование умениея оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


Работа в группах

Слайд № 3

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулируются проблемы.

Назовите основную проблему. Назовите способы формулирования проблемы.

Слайд № 4

Помогает подобрать эпиграф:

Ищи хоть две тысячи лет,
Лети к самой дальней звезде,
И в немыслимой дали
Мы другой такой Земли
Не найдем никогда и нигде.
Земля то в траве, то в снегу.
Земля, где в пол-неба заря,
Каждый день и час любой
Мы в долгу перед тобой,
Неразумных детей ты прости, Земля.

Л. Дербенёв





Работа в группах:

1 Оценить объект проблемы (ответить на вопросы "Чья это проблема?", "Что это за проблема?") Проблема восприятия природы. ? 1 группа


2) определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения). Как человек воспринимает окружающую природу? Что производит на него впечатление? 2 группа.

Учащиеся записывают в тетрадь проблему текста В. Солоухина.


Коммуникативные УУД 

1 умение строить контекстное высказывание, -       умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

2 умение задавать вопросы,

3 умение использовать языковые средства для отображения своих мыслей, чувств.

4 Комментирование текста

Создать условия для извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Способствовать формированию умения структурировать знания, работать в команде.


Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий.


Фронтальный опрос



Прием «Инсерт»

Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль. Побуждает к высказыванию своего мнения.

Определите стиль текста назовите основные черты художественного стиля.

Слайд № 5

Определить художественные средства.

Ответить на вопросы:


Какую задачу ставит перед собой автор текста?

К какой категории относится избранная автором проблема?


Учащиеся определяют стиль текста, тропы и стилистические фигуры.

(художественный

образность и выразительность, стилистические фигуры(обращения, вопросы, побудительные предложения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Сравнения, метафора, антитеза...

Так померкли, погасли, словно трепетные огоньки, мои кувшинки, мои кувшиночьи хороводы (двадцать метров в длину), все, все гасло теперь, на что ни взглянешь. Из человека счастливого тем, что Валерия едет в нашу деревню, я вдруг превратился в человека несчастного по той же самой причине.




Коммуникативные УУД

 инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

5 Выявление позиции автора.


Развивающая:  формирование познавательных, коммуникативных  умений и навыков анализировать содержание и проблему текста, комментировать, последовательно и логически излагать мысли, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка. Активизирует деятельность учащихся;
развивает их память и речь.


Метод бесед

Подводит обучающихся к выводу. Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи .

Слайд № 6

Продолжить предложения.

В. Солоухин считает...

Писатель глубоко убеждён...

Автор подводит нас к мысли...

Авторская позиция отчётливо не выделена...

Автор стремится донести до читателей мысль о том, что...

Формулируют ответы на вопросы.

3 группа выявляет

авторскую позицию, которая выражена в предложениях 53 56 62

(53)Может ли не очаровать такая вот ночь, такая тишина среди трав и звёзд? (56)Усомнился в могуществе природы. (62)Как видишь, нам из целой реки, в сущности и целого мира, понадобилась одна-единственная кувшинка.

Учащиеся дополняют друг друга, обмениваясь информацией.


*Коммуникативные УУД: - уметь сотрудничать в группе; -учитывать различные мнения, сравнивать различные точки зрения: - высказывать и отстаивать свою точку зрения; - договариваться, задавать вопросы по теме; - выступать перед аудиторией.


6 Словарная работа


Обогащение словаря, уточнение словаря, словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.);

Словарно-орфографическая работа.

Слайд № 7

Аргумент 

Аргументировать 

Пейзаж

Кувшиночьи хороводы.

Слайд № 8

Фоновый материал - материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни:).


Работа со словарём. Аргумент - довод, основание (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.

Аргументировать - т.е. приводить доказательства, аргументы.

Пейзаж – изображение картин природы в художественном произведении.


Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; - извлекать информацию из различных источников; давать определение понятиям; - объяснять языковые явления.



7 Подбор аргументов

Развивающая:  формирование умений и навыков анализировать аргументировать, делать выводы, опираясь на художественную литературу.

Цель аргументации - убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение.

Воспитывающая:  формирование патриотического и нравственного самосознания, развитие творческих способностей, совершенствование навыков работы в малой группе. Способствовать духовному становлению личности;



Способствует формированию аргументации своего мнения и позиции в коммуникаци с учетом разных мнений.

По какой схеме строится типичное рассуждение ?

Подводит учащихся к логически стройной системе доказательств.

Учащиеся наблюдают, анализируют схемы, опорные конспекты:

тезис (положение, которое надо доказать);

аргументация (доказательства, доводы);

вывод

4 группа

Учащиеся раскрывают проблему, опираясь на художественную литературу.


Л.Н. Толстой «Война и мир»./ Эпизод Ночь в Отрадном/ Дуб Андрея Болконского/ Ю. Нагибин «Зимний дуб». М. Ю . Лермонтов «Родина». Н.А. Некрасов «Железная дорога».С. Есенин.



Познавательные УУД: - строить рассуждение; -приводить примеры в качестве доказательства; -устанавливать причинно-следственные связи.



Рефлексия

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности


Организует рефлексию. 

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.


Анализировать собственные мыслительные операции. Продолжают предложенные учителем предложения:(на выбор)

Я понял, что...

Я узнал...

Теперь я могу...

Я научился...


Личностные УУД: выражать положительное, осознанное отношение к учению; -оценивать собственную учебную деятельность.


Домашнее задание.

Отредактировать сочинение









Технологическая карта преемственности содержания образования школьного курса на ступенях начального и основного общего образования (матрица, пример)


Образовательная организация__________________________________________________________________

Предметная область _______________________________________

Основное содержание школьного курса с 1 по 9 классы:

  1. _______________________________________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________________________________________

  3. ________________________________________________________________________________________________

N_________________________________________


Раздел

курса

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

5

класс

6

класс

7

класс

8

класс

9

класс




























6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!