СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной И. Левитана «Тихая обитель»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка для 4 класса. УМК "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
««Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной И. Левитана «Тихая обитель»»

ГОУ ВПО «Курский государственный университет»

Кафедра методики начального образования









ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Тема: «Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной И. Левитана «Тихая обитель»

Учебно-методический комплект: Перспективная начальная школа

Класс: 4 Д



















Тема: «Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной И. Левитана «Тихая обитель»

Цели урока:

- познакомить обучающихся с творчеством И. Левитана; формировать умение работать с картиной; работать с толковым словарём, выделять средства художественной выразительности;

- развивать мышление, речь, внимание, наблюдательность, кругозор обучающихся;

- воспитывать бережное отношение и любовь к природе, художественному искусству.

Познавательные УУД: перечитывание текста с разными задачами, поход в Музейный дом с целью поиска и анализа живописного произведения; поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с маркированными в тексте словами и строчками;

Личностные УУД: смыслообразование и нравственно-этическая ориентация, формирование базовых нравственно-этических и эстетических ценностей;

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), читать вслух и про себя тексты учебников и при этом вести диалог с автором (ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, выделять главное).



Ход урока:

Этапы и содержание урока



  1. Организация класса на работу

Упражнение «Улыбка»

 Широко улыбнёмся, удерживаем губы в таком положении в течение 3 - 5 сек. Принимаем нейтральное положение.  Повторим упражнение 3 раза.

- Какое настроение? Успехов на уроке!

II. Сообщение темы и целей урока. Работа по теме урока

- Прочитайте эпиграф к уроку: «Нет ничего трудного и тяжкого, чего бы усердия не сделали весьма лёгкими»

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- Какие трудности могут возникнуть у вас на уроке развития речи? (трудно высказывать мысли,..)

- Как мы будем преодолевать эти трудности? (стараться, попросим помощи…)

1 трудность. Фрагмент картины. Вопрос над картиной «Куда ведёт мост?»

- Что вы видите?

- Включаем воображение, делаем шаг и представляем куда мы попадём? (лес, поле, сторожка, храм)

- Эта тропинка ведёт к искусству, к вашей душе.

- Вспомним, что такое живопись? Прочитаем хором на слайде.

- Мы прикоснёмся к живописи, поможет нам художник И. Левитан. Знакомство с творчеством невозможно без представления о художнике.

1. Сообщение ученика о творчестве И. Левитана

- Ваша одноклассница подготовила сообщение о творчестве Исаака Левитана.

2. Работа с презентацией

- Я вас приглашаю прикоснуться к творчеству художника и отправиться в Музейный дом. (Слайды. Несколько картин художника, под музыку Г. Свиридова.)

- Остановимся на репродукции картины «Вечер. Золотой Плёс» 1899г. И. Левитана.

- Как связаны это место и этот человек?

3. Работа с учебником

- Откройте учебники, найдите отрывок произведения А. Пескова «Плёс». Прочитаем его.

- Как вы думаете, почему художника привлёк этот городок? (в одном уголке увидел всю природу России)

- Вам понятно, почему это место связано с именем И. Левитана? (он прожил здесь 3 года)

Физкультминутка

И.п. 1 - руки в стороны, 2 - подняться на носки, руки вверх, потянуться - вдох, 3 - руки вперёд, 4 - и.п.
И.п. – руки на пояс. 1-4 - наклоны вперёд, назад, вправо, влево.
И.п. – руки на пояс. 1 - присед, руки вперёд, 2 - и.п., 3 - присед, руки вверх, 4 - и.п.
И.п. - ходьба на месте с различными движениями рук (вперёд, вверх, к плечам, за голову).

- Мы идём дальше, знакомимся с картиной «Тихая обитель»

- Что такое «обитель»?

- Давайте обратимся за помощью к учебнику. Нам помогут Маша и Миша.

4. Работа с рамкой, лупой.

- Отправляемся в Музейный дом, готовим рамки, лупы. Рассматриваем репродукцию картины.

- Какое у вас первое впечатление?

- У И. Левитана такое же было настроение? Как вы думаете?

- Когда мы пишем, что хотим передать? (впечатление, чувство, настроение)

Новый термин «пейзажное настроение»

5. Работа в группах

- Предлагаю работать в группах, выберите руководителя группы.

- Подойдите руководители групп и получите задание.

Каждая группа будет рассматривать и описывать какой-то фрагмент картины.

1.небо, облака

2.храм

3.мост и тропинка

4.берег и река

- Раздаю вам листочки, на которых вы будете записывать текст и карточки со словами - помощниками, если возникнут трудности.

III. Итог урока:

- Дети говорят несколько слов о своём фрагменте.

IV. Рефлексия

- На парте у каждого есть цветные карточки (зелёные, жёлтые, красные). Они обозначат ваше настроение (зелёные – хорошее, всё получилось, жёлтые – хорошее, но были небольшие трудности, красные – плохое). Выберите карточку и напишите, что вам понравилось на уроке или не понравилось, а так же свои предложения или пожелания в «Книгу отзывов и предложений»

V. Домашнее задание: прочитайте ещё раз отрывок из произведения А. Пескова «Плёс», ответьте на вопросы.

- Спасибо за работу на уроке!






положительный эмоциональный настрой







организация познавательной деятельности на восприятие нового материала





концентрация внимания, проблемная ситуация









формирование базовых нравственно-этических и эстетических ценностей





чтение вслух и про себя текста, постановка вопросов к тексту и поиск ответов, самопроверка



включение обязательного элемента здоровьесберегающей организации урока с целью переключения внимания обучающихся, снятия усталости, восстановления сил




поход в Музейный дом с целью поиска и анализа живописного произведения;






формирование умения договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи)





выделение необходимой учебной информации на основе которой происходит обобщение и закрепление


проверка способности к самооценке



чёткая формулировка требований



Отметка за урок:

Учитель: ________ / Шатилова Г. Ф. /




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!