СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи ребенка в условиях семьи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самое основное развитие речи детей - благоприяная языковая среда в семье.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи ребенка в условиях семьи.»

Развитие речи ребенка в условиях семьи.

Каждый ребенок индивидуален. Один в год с небольшим говорит без умолку, а другой предпочитает молчать до трех лет – у каждого свой темп развития. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс. Правильное речевое развитие – одно из важных условий формирования личности ребенка. Благодаря речи дети познают окружающий мир, расширяют словарный запас и накапливают знания, общаются и овладевают нормами общественного поведения.

В настоящее время очень часто у детей встречаются речевые нарушения. Возникнув, они не исчезнут самостоятельно. Проблема достаточно серьезная и требует безотлагательного решения. Многие родители задаются вопросом, возможно ли исправить недостатки речи в домашних условиях? Возможно, даже необходимо!

Что же нужно для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал правильно и своевременно? Какие условия необходимо создать в семье для этого?

Самое основное условие развития речи детей – благоприятная языковая среда в семье. Чем больше ребенок общается с родителями и близкими людьми, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие. Дети должны испытывать удовлетворение от общения с взрослыми.

В общении с ребенком родители должны следить за своей речью: разговаривать с ним не торопясь, звуки и слова произносить четко и ясно, не искажая их. Особенно четко должны произноситься незнакомые, новые для ребенка и сложные слова. Обязательно объясняйте их значение! Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами. Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка (и свои тоже, если они имеются). Не оставляйте без ответа вопросы своих детей, отвечайте вежливо, полным ответом. И не поленитесь уточнить, понял ли ребенок ваше объяснение.

Способность ребенка легко подражать речи взрослых благоприятствует формированию звуковой стороны речи: он учится правильно произносить звуки, внятно и отчетливо воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, интонационно выразительно, правильно пользоваться темпом.

Обогащение словаря, расширение кругозора, развитие грамматически правильной фразовой и связной речи – вот задачи, которые родители могут и должны решать ежедневно. Для этого ничего не нужно организовывать специально. Стоит только настроиться на ежедневную работу и просто посмотреть вокруг себя.

Пора убирать игрушки? Сделайте это вместе! Скажите ребенку, что игрушки решили поиграть в прятки, а его назначили ведущим. Пусть ребенок «ищет» игрушки и рассказывает вам, где они нашлись: машинка заехала под кровать, зайчик (мишка, кукла) спрятался за шкаф, мячик укатился под стол… Давайте четкие инструкции, куда убирать игрушки (поставь машинку на нижнюю полку, убери кубики в коробку, посади зайчика между мишкой и клоуном), а впоследствии попросите ребенка самому прокомментировать свои действия.

Собираетесь гулять? Замечательно! Наблюдайте за погодой, изменениями в природе, растениями, животными, птицами, людьми. Побеседуйте на различные лексические темы: «Весна, «Лето», «Осень», «Зима», «Одежда», «Обувь», «Транспорт», «Игры», тем самым знакомя ребенка с окружающим миром и обогащая его словарный запас. Вслушивайтесь в звуки улицы, развивая при этом слуховое внимание и восприятие.

Пора готовить обед или ужин? Еще одна прекрасная возможность для развития речи (словаря, грамматики и фразовой речи)! Рассказывайте ребенку, как называются продукты, вместе с ним называйте их свойства (форму, цвет, вкус, размер). Расскажите, что вы собираетесь приготовить и какие действия при этом совершаете. Обсудите, что еще можно приготовить из имеющихся продуктов.

Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут служить материалом для развития речи.

В общении с ребенком не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ему все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы ребенок запоминал и повторял их за вами. Предоставьте ему возможность увидеть, услышать, потрогать руками, попробовать на вкус и попросите прокомментировать. Поручайте посильную помощь. И пусть ребенок рассказывает вам о том, что он делает, в деятельности речевой материал усваивается намного быстрее и естественнее. Посоревнуйтесь с ребенком (в подборе примет, качеств, свойств, в сравнении и различении, в подборе предметов по определенным характеристикам), ведь если занятия доставляют удовольствие, они станут гораздо успешнее.

Создавайте новые семейные традиции:

  • Чтение «на ночь». Простое чтение перед сном положительно повлияет не только на развитие речи, но и на ваши отношения с ребенком. Когда читается книга, невольно возникают вопросы, на которые нужно ответить, что-то обсудить, возникает ситуация общения. Если вы читаете знакомое произведение, чаще делайте паузы, чтобы дать возможность ребенку вставить нужное слово (получается «совместное чтение»). Он с удовольствием будет договаривать в знакомом ему стихотворении или сказке слова и даже целые строчки. Просите пересказать то, что вы прочитали вслух, задавайте вопросы по содержанию текста.

  • Альбомы. Создавайте фотоальбомы из жизни ребенка: о его комнате, о летнем отдыхе, о домашних делах, о вашей семье, о любимой игрушке… Попросите ребенка рассказать, кто (что) снят, что он делает, что было до и после этого, о его впечатлениях. Запишите рассказ ребенка рядом с фотографией или сделайте аудиозапись. Это не только поможет в работе над речью, но и станет для него со временем замечательным подарком! А пока пусть ваш ребенок чаще достает альбом, просматривает его, показывает вам, друзьям, родным.

  • Делимся впечатлениями. Ежедневно обменивайтесь впечатлениями о прожитом дне, о семейных и детсадовских (школьных) мероприятиях. Чаще просите ребенка рассказывать, где он бывал, что видел, что делал, что чувствовал. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях. Стройте совместные планы на будущее. Во время беседы демонстрируйте ребенку культуру ведения диалога (внимательно слушать собеседника, не перебивать, задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы).

Постарайтесь, чтобы ваши занятия проходили не по принуждению, чтобы у ребенка был положительный эмоциональный настрой, только при этом условии вы можете ожидать положительного результат.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!