СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи. Проблема текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: учить выявлению и формулированию проблемы текста в рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст.

Задачи:

Образовательная: формировать умение определять и формулировать основную проблему текста;

Воспитательная: прививать любовь к родному слову и формировать активную жизненную позицию.

Развивающая: развивать логическое мышление и творческие способности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи. Проблема текста»

Тема: Развитие речи. Проблема текста

Цель урока: учить выявлению и формулированию проблемы текста в рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст.

Задачи:

Образовательная: формировать умение определять и формулировать основную проблему текста;

Воспитательная: прививать любовь к родному слову и формировать активную жизненную позицию.

Развивающая: развивать логическое мышление и творческие способности учащихся.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Форма урока: урок-практикум.

Методы обучения:

  • информационный метод – эвристическая беседа с применением учебно-наглядных и технических средств обучения;

  • частично – поисковый метод – поиск решения вопросов о соответствии с поставленным заданием;

  • проблемный метод выбор правильного ответа, заполнение таблиц и составление алгоритма.

Оборудование занятия:

  • ноутбук, мультимедийный проектор и экран;

Демонстрационный материал:

  • презентация по теме «Развитие речи. Проблема текста»;

  • исходные тексты;

  • опорная схема.

Раздаточный материал: карточки

Оформление доски происходит в ходе урока.

Ход урока.

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

I. 1 Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

1.2 Актуализация знаний.

Учитель: ЕГЭ по русскому языку обязательно включает написание сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст – это сложная задача для большинства выпускников. Это задание нацелено на проверку навыков вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Обратите внимание на первую фразу задания №25: «Напишите по прочитанному тексту…» и на последующую «Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается».

Вопрос учителя: Что является важнейшим условием успешного написания сочинения?

Ответ учащихся: правильное понимание исходного текста.

II. ОСНОВНОЙ ЭТАП

2.1 Целеполагание, мотивация.

Учитель: Правильно понять текст – задача не из легких. Важным моментом здесь является умение правильно определить проблему текста. Сформулируем тему урока:

Учащиеся: Проблема текста

Запишите тему урока «Подготовка к ЕГЭ. Проблема текста». Тема урока обозначена и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель.

Учащиеся: Формулируют цель урока: научиться правильно анализировать исходный текст, находить проблему…

Учитель дополняет учащихся: в рамках подготовки к написанию сочинения-рассуждения с опорой на прочитанный текст научить выявлению и формулированию проблемы текста.

Наша задача – в течение урока ответить на ключевые вопросы, касающиеся темы:

1.Что такое проблема и проблематика?

2.Как выявить проблему текста?

3.Как сформулировать проблему текста?


2.2. Усвоение новых знаний и первичная проверка понимания изученного

2.2.1 Что такое проблема?

Задание: (выполняется в группах) обратившись к толковому словарю, дайте ответ на первый вопрос.

(Проблема (от греч.) – задача, вопрос, требующий исследования, разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, не допускает однозначного ответа, например: «В чем смысл жизни?», проблемой может быть и разрыв между желаемым и действительным (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было 2 и более ребёнка, но пока это не так). Таким образом, проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостоянии, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.

Проблематика – это когда текст охватывает ряд проблем. В таком случае нужно выбирать одну, более интересную, по которой сформирована собственная позиция.

Выделяют разные виды проблем:

  • философские затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления;

  • социальные касаются устройства и жизни общества;

  • политические связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп;

  • экологические отражают взаимодействие человека и природы;

  • нравственные связаны с внутренними духовными качествами, с правилами поведения.

Задание: Продолжите фразу: данная философская проблема может быть важной,.(актуальной, серьёзной, спорной, животрепещущей и т.д.)

Ученик: Философская проблема данного текста является актуальной.

Задание: приведите примеры следующих проблем:

А. философские (добро и зло, счастье, одиночество, самосовершенствование, цель жизни…)

Б. социальные (взрослые и дети, семья, брак, дом, материнство…)

В. политические (проблема власти, межнациональные конфликты, власть денег..)

Г. экологические (влияние человека на природу, животные - наши верные друзья и помощники..)

Д. нравственные (любовь в жизни человека,, доброта, героизм, милосердие, правда и ложь...)


Задание: (работа в парах) соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах (выполняется на карточках, делаются пометки карандашом):

Темы

Проблемы

1.Природа

А. Любовь к чтению

2.Чтение книг

Б. Роль искусства в современной жизни

3. Искусство

В. Отношение человека к природе

4.Честь и достоинство

Г. Патриотизм

5.Язык

Д. Бережное отношение к языку

6.Музей

Е. Историческая память

7.Человек, любящий свою родину

Ж. Сохранение человеческого достоинства

(Проверка на слайде)

2.2.2.Как выявить проблему текста?

В некоторых случаях автор сам чётко формулирует проблемный вопрос. Однако экзаменационные тексты призваны проверить сознательное чтение. Поэтому скорее всего они не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора. Для выявления проблематики текста прежде всего необходимо понимание текста как информационной, смысловой и личностной целостности. Речь идёт об использовании методов активного чтения (Информация на экране)

Введение условных обозначений при чтении исходного текста:

? – сомнение

!!! – важно, обратить внимание

! – хорошо запомнить

(выписать)

Задание: (самостоятельно) Заполнение таблицы в ходе чтения и после него:


Что мне известно из текста

Что нового узнал из текста




  • Составление учеником вопросов, на которые бы он хотел получить ответ в тексте.

  • Выделение ключевых слов и ключевых предложений, расположение их в логической последовательности, составление опорной схемы, которая отражает развитие мысли, смысловое развёртывание текста.

Пример:

Вдали от своей земли всё кажется чужим: и люди, и обычаи, и природа.

почему?

Родина – это кусочек тепла, любви, всей души своей земли.

Родина – это святое для людей, самое дорогое, самое главное в жизни. И забыть это – значит навсегда опустошить свою душу, превратиться в ничтожное, малодушное существо.

Даже если уезжаешь за границу ненадолго и знаешь, что скоро вернёшься домой, даже тогда вспоминаешь пословицу: «На чужой сторонушке рад своей воронушке».


  • Постановка прямых и скрытых вопросов к тексту:

Как вы понимаете слово милосердие? В чём вы видите причины снижения нашей отзывчивости? Что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь? Может ли литература воспитать в человеке чувство милосердия?

  • Поиск в тексте ответов на поставленные вопросы.

Задание: (работа в парах) Кратко записать алгоритм «Как выявить проблему текста» в тетрадь:

1.Заполнение таблицы в ходе чтения и после него

2. Составление вопросов

3.Выделение ключевых слов и ключевых предложений

4.Составление опорной схемы

(Проверка на слайде) Такой алгоритм действия в работе с исходным текстом поможет извлечь из него необходимую информацию, критически её оценить, найти связи на имеющиеся знания и опыт.

2.2.3. Формулирование проблемы.

Проблему текста следует не только выявить, но и грамотно сформулировать. Формулировка проблемы должна быть предельно понятной.

Задание: (самостоятельно) Попробуем сформулировать проблему исходного текста (Текст на экране)

Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется.

Заметьте: если вы спросите у кого то ни было, сколько времени идти до такого-то места, никогда вам не скажу больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти минут двадцать пять, значит, знайте, что на самом деле вы затратите на дорогу не меньше сорока.

Но ещё более это заметно на другом. «Я приду через пять минут», – говорит человек. Будьте уверены, что придёт он в лучшем случае через пятнадцать, хотя, когда он говорил, ему казалось, что придёт именно через пять минут.

Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам кажется. (В. Солоухин)

Ответы учащихся: восприятие времени человеком, почему люди опаздывают, человек и время…

Учитель: в двух формулировках проблем допущены ошибки. Чтобы исправить ошибки поработаем с таблицей


Тема текста

Формулировка проблем

Точная

Узкая

Широкая

Время

Восприятие времени человеком

почему люди опаздывают

Человек и время


Из таблицы видно, что при формулировании проблем текста В.Солоухина сужена проблема: Восприятие времени человеком, и расширена проблема: человек и время. Рассуждение автора посвящено вопросу восприятия времени человеком, а не причинам опоздания людей (об этом говорится в тексте, но лишь для иллюстрации тезиса, заявленного в первом предложении). Ошибки при формулировании проблемы связаны с неверным пониманием текста, для понимания которого нужно уметь вскрыть аллегорию, или овладеть широкими знаниями по данной теме. При этом условии смысл текста не будет искажён и проблема выявлена правильно.

Задание: (самостоятельная работа) Работа с текстом

Сложность выделения проблемы заключается ещё и в том, что в одном тексте может быть затронуто несколько проблем. Главное в этом случае – попытаться выделить основную проблему и работать именно с ней. Попробуем проанализировать многоаспектный текст и выделить в нем несколько проблем.

Задание: (самостоятельная работа) прочитайте текст Д.С.Лихачёва «Путями доброты»

Вот и последнее письмо. Писем могло бы быть и больше, но пора подвести итоги. Мне жаль прекращать писать. Читатель заметил, как постепенно усложнялись темы писем. Мы шли с читателем, поднимаясь по лестнице. Иначе и быть не могло: зачем тогда и писать, если оставаться на том же уровне, не восходя постепенно по ступеням опыта – опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений.

Возможно, у читателя создалось представление об авторе писем как о высокомерном человеке, пытающемся учить всех и всему. Это не совсем так. В письмах я не только «учил», но и учился. Я смог учить именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить. Многое мне приходило на ум и по мере того, как я писал. Я не только излагал свой опыт – я и осмыслял свой опыт. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам. Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Писать письма мне помогали сами читатели – они со мной беседовали неслышно.

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Поверьте мне!

Задание: Какие же проблемы можно выделить из текста академика Д. С. Лихачева?

Ответы учащихся: Во-первых, здесь поднимается проблема, что люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Во-вторых,    автор утверждает, что если жить только для себя, своими мелкими заботами, то от прожитого не останется и следа. Если же жить ради других, то они сберегут то, чем служили, чему отдавали силы.

Учитель: Есть разные способы формулировки проблемы: (Работа с таблицей)

Задание: в течение 5 минут, применяя разные способы формулировки проблемы, опираясь на образец, сформулировать темы одним, двумя, тремя способами.

1.Сочетание слова «проблема» с сущ. в род. падеже (проблема чего?).

2.В виде повествовательного предложения

3.В виде вопроса


Способы формулировки проблемы

Образец

Проблемы текста «Путями доброты» Д.С. Лихачёва


1.Сочетание слова «проблема» с сущ. в род. падеже (проблема чего?).

Проблема воспитания детей. Проблема выбора профессии.

Проблема служения другим.

Проблема смысла жизни.


2.В виде повествовательного предложения

Автор размышляет над проблемой воспитания. Или: Текст автора заставил меня задуматься над проблемой воспитания

Автор размышляет над проблемой служения другим. Или: Текст автора заставил меня задуматься над проблемой смысла жизни.

3.В виде вопроса

Кстати, проблема и есть вопрос, требующий решения:

Каким должно быть правильное воспитание ребёнка?

Как нужно жить, чтобы о тебе помнили?

Почему нужно жить не только для себя?

(Проверка на слайде)


Учитель: Каждая из этих проблем может стать основой для написания сочинения. Но всё же в центре внимания автора проблема служения людям.

Задание: Сформулируйте тремя способами проблему «Детство в жизни человека»

Ответы учащихся: Проблема роли детства в жизни человека. Автор текста заставил меня задуматься о роли детства в жизни человека. Почему детство – важнейший этап жизни человека?

(Проверка на слайде)

Учитель: Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Автором проблема может быть:

  • затронута

  • поднята

  • сформулирована

  • поставлена

  • изложена

  • рассмотрена

  • исследована

  • проанализирована

  • выдвинута

Учитель: Сказка всегда считалась полезной выдумкой, которая помогала человеку. Сказка и радует, и учит, и заставляет задуматься над теми «намёками», которые кроются в ней. Она всегда поднимала проблему. Поэтому её и называют сокровищницей суждений и размышлений.

Задание: Назвать проблемы и грамотно сформулировать любым из трёх способов, которые звучат в известных вам сказках:

«Колобок» (проблема непослушания родителям и излишняя самоуверенность).

«Теремок» (проблема толерантности).

«Снегурочка» (проблема свободы и независимости, желания любить)

«Репка» (проблема взаимовыручки, толерантности, дружбы).


III. ИТОГОВЫЙ ЭТАП

3.1 Подведение итогов.

Учитель: Предлагаю ответить на три вопроса: «Что? Где? Когда?» Что нового узнали, где и когда это пригодится.

Учащиеся: Что такое проблема и проблематика. Как выявить точную проблему текста на основе алгортима.3.Как правильно сформулировать проблему текста тремя возможными способами.

Учитель: И последнее, что вы должны запомнить: надо быть очень внимательными при выявлении и формулировании проблемы текста. Неправильно выделенная или неточно сформулированная проблема ставит под удар содержание всего сочинения

3.2 Рефлексия. Самооценка учащимися своей работоспособности, психологического состояния, результативности работы, содержания и полезности учебной работы.

3.3 Информация о перспективах дальнейшей деятельности

Учитель: Данное занятие является первым по данной теме. На следующих занятиях мы продолжим работу по вычленению проблем исходного текста и их правильной формулировке.

3.4 Домашнее задание:

Выделить и сформулировать разными способами все проблемы текста и определить основную проблему в тексте «Когда следует обижаться?» из книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!