СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие речи. Повторение отдельных речеведческих понятий»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка направлена на учения находить в тексте выразительные средства языка, определять стиль речи данного текста, систематизировать знания по теме «Речеведческие понятия»,  воспитывать человека, знающего и уважающего русскую речь, понимающего его ценность.

Просмотр содержимого документа
«?????????? ?????»



Баранова Н.Н., учитель русского языка и литературы, высшая

квалификационная категория.

МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка»



















Урок русского языка в 7 классе

Тема: «Развитие речи. Повторение отдельных речеведческих понятий.»













Цели урока:

  • уметь находить в тексте выразительные средства языка ; определять стиль речи данного текста;

  • систематизировать знания по теме «Речеведческие понятия» ;

  • воспитывать человека, знающего и уважающего русскую речь, понимающего его ценность.



























Сценарный план урока

I.Организационный момент.

(приветствие гостей и обучающихся)

II. Целеполагание и мотивация.

1. Стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество» читает ученица.

2. Исходя из прочитанного стихотворения, определите тему урока и поставьте для себя цели.

- Это будет урок развития.

- Мы будем повторять речеведческие понятия.

- Назовите классную работу.

- «Интересная» классная работа.

III. Актуализация знаний.

  1. Работа над текстом К.Г. Паустовского «Весна»

Ученик выразительно читает текст.

(Текст звучит на фоне музыки).

  1. Беседа.

Определите стиль речи данного текста.

- Этот текст относится к художественному стилю речи.

Почему?

- Он изобилует изобразительно-выразительными средствами языка: в ней много эпитетов, метафор.

3. Запись в тетради эпитетов, метафор, определений-приложений.

4. Проверка.

IV. Закрепление знаний.

1. Презентация обучающихся «Художественный стиль речи и его особенности»

2. Составление мини–словаря к слову «весна»: цветы, солнце, тепло, тюльпаны, капель, сирень, счастье, птицы, май, скворец, ландыш и др.



V. Психологическая разминка.

(групповая работа – задания в конвертах (4 группы)):

1. «Подарочный набор».

2. «Узнать речеведческие понятия по их определению»

3. «Цветик – семицветик» (Определить понятия по их названию).

4. «Давайте говорить друг другу комплименты»

VI. Работа над проблемой урока.

1. Слово учителя: «Победа, май - не разделимы, весна и жизнь непобедимы».

2. Звучит песня Е. Плотниковой «И всё о той весне» (уч-ся тоже поют).

3. Слово учителя. «9-ого Мая страна отмечала праздник – День Победы в

Великой Отечественной войне. Мы не можем пройти мимо этой даты – 72-й годовщины Победы. Политическую жизнь, общественные события, военную тематику чаще всего освещает публицистический стиль речи. Основная функция публицистического стиля речи- сообщая факты, воздействовать на разум и чувства человека, формировать общественное мнение. Наиболее распространенные жанры публицистического стиля речи – статья, очерк, репортаж, интервью и др.

4. Презентация обучающегося: «Публицистический стиль речи и его особенности».

VII. Проверка знаний.

1. Работа над отрывком из статьи К. Я. Ваншенкина «Знамя Победы» (читает об-ся).

2. Беседа.

1. Вы, конечно, заметили, что во всех предложениях повторяется слово «Знамя». Как вы думаете, для чего?

2. Как выражена в статье мысль о единстве фронта и тыла?

3. Укажите антонимы; подумайте, для чего они здесь употреблены.

4. Запишите по 2 предложения по тексту.

VIII. Сообщение обучающегося о жанре интервью.

IX. «Живое» интервью с участником Афганской войны Сухих Сергеем Васильевичем. Интервью берёт корреспондент газеты «Районные новости» Бандурина Тамара Владимировна.

X. Виртуальная стенгазета «Мы помним, мы гордимся!».

XI. Синквейн на слова: победа, май, весна, жизнь.

XII. Подведение итогов (сообщение отметок за активную работу на уроке).

XIII. Рефлексия – эмоциональное и интеллектуальное осмысление своей деятельности.















Просмотр содержимого презентации
«??????????? Microsoft Office PowerPoint»

Урок русского языка  в 7 «б» классе   Учитель русского языка и литературы Баранова Н.Н.

Урок русского языка в 7 «б» классе

Учитель русского языка и литературы

Баранова Н.Н.

Мы рады приветствовать вас в школе нашей.

Мы рады приветствовать вас в школе нашей.

Возможно, есть школы и лучше,  и краше.

Возможно, есть школы и лучше, и краше.

Но пусть в нашей школе  Вам будет светло,  Пусть будет уютно и очень легко.

Но пусть в нашей школе Вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко.

А.А. Ахматова «Мужество» Не страшно под пулями мертвыми лечь,  Не горько остаться без крова,  И мы сохраним тебя, русская речь,  Великое русское слово.  Свободным и чистым тебя пронесем,  И внукам дадим, и от плена спасем  Навеки.

А.А. Ахматова

«Мужество»

Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.

Исходя из прочитанного стихотворения, определите: тему урока цели урока.
  • Исходя из прочитанного стихотворения, определите:
  • тему урока
  • цели урока.
Тема урока:  «Развитие речи. Повторение отдельных речеведческих понятий»

Тема урока: «Развитие речи. Повторение отдельных речеведческих понятий»

Беседа

Беседа

  • Определите стиль речи данного текста
Запишите в тетради изобразительно-выразительные средства языка
  • Запишите в тетради изобразительно-выразительные средства языка
Художественный стиль речи

Художественный стиль речи

Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
  • Художественный стиль — функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.
Изобразительно-выразительные средства, используемые в художественном стиле речи СРАВНЕНИЕ характеристика одного предмета дается через сопоставление его с другим предметом. Пример: «я сильный, как лев», МЕТАФОРА скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой. Пример: «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность». ЭПИТЕТ образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо  Пример: «парус одинокий», «роща золотая»

Изобразительно-выразительные средства, используемые в художественном стиле речи

СРАВНЕНИЕ характеристика одного предмета дается через сопоставление его с другим предметом. Пример: «я сильный, как лев»,

МЕТАФОРА скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой.

Пример: «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность».

ЭПИТЕТ образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо

Пример: «парус одинокий», «роща золотая»

Составьте мини - словарь слов - ассоциаций к слову «весна»

Составьте мини - словарь слов - ассоциаций к слову «весна»

Победа, май – не разделимы, весна и жизнь непобедимы

Победа, май – не разделимы, весна и жизнь непобедимы

И все о той же весне

И все о той же весне

  • Автор и композитор Елена Плотникова клип
Публицистический стиль

Публицистический стиль

  • В газетных и журнальных статьях, в устных выступлениях на митингах и собраниях, по радио и телевидению часто используют публицистический стиль.
  • Основная цель публицистического стиля – воздействовать на читателя и слушателя, то есть в чем-то их убедить, к чему-то призвать.
  • Название публицистический происходит от латинского слова publicus – общественный (в нашем языке есть слово публика, одно из значений которого – люди, народ)
Для публицистической речи характерны такие средства языка, которые позволяют усилить ее воздействие на читателей и слушателей: обращения, побудительные и восклицательные предложения, торжественная лексика (святыня, доблесть), антонимы (доброта, злоба), слова с переносным значением (огненные годы – военные) и др. В публицистическом стиле широко используются слова, фразеологизмы и описательные обороты, обозначающие явления общественной жизни (форум, фестиваль, митинг, люди доброй воли, Олимпийские игры, одержать победу и др.).
  • Для публицистической речи характерны такие средства языка, которые позволяют усилить ее воздействие на читателей и слушателей: обращения, побудительные и восклицательные предложения, торжественная лексика (святыня, доблесть), антонимы (доброта, злоба), слова с переносным значением (огненные годы – военные) и др.
  • В публицистическом стиле широко используются слова, фразеологизмы и описательные обороты, обозначающие явления общественной жизни (форум, фестиваль, митинг, люди доброй воли, Олимпийские игры, одержать победу и др.).
Знамя Победы

Знамя Победы

  • Каждому известно Знамя Победы, поднятое в берлинском небе над обгорелым рейхстагом. Знамя, впитавшее в себя кровь всех героев, проливших ее, живых и павших. Знамя, несущее на себе отсветы всех мартеновских плавок твердого тыла, всех рассветов и закатов на малолюдных колхозных полях. Наше нелегкое, долгожданное Знамя Победы
Беседа

Беседа

  • Вы конечно же заметили, что во всех предложениях повторяется слово ЗНАМЯ. Как вы думаете, для чего?
  • Как выражена в статье мысль о единстве фронта и тыла?
  • Укажите антонимы; подумайте, для чего они здесь употреблены?
Интервью

Интервью

  • Интервью (англ. Interview) – жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.
  • В интервью обычно различают три части. Вступление – журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям сам. Основная часть – беседа журналиста с тем человеком , у которого берется интервью. Заключительная часть – журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает пожелания, благодарит за беседу и т.п.
Живое интервью
  • Живое интервью
Синквейн:

Синквейн:

  • обогащает словарный запас;
  • подготавливает к краткому пересказу;
  • учит формулировать идею (ключевую фразу);
  • позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;
  • получается у всех.
Рефлексия – эмоциональное и интеллектуальное осмысление своей деятельности Я - понял(а), что…  - попробую…  - хочу отметить…  - уверен(а)…  - думаю…  - решил (а)…  - надеюсь…

Рефлексия – эмоциональное и интеллектуальное осмысление своей деятельности

Я

- понял(а), что… - попробую… - хочу отметить… - уверен(а)… - думаю… - решил (а)… - надеюсь…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!