СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством нейрогимнастики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развитие речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством нейрогимнастики»»

«Развитие речи детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством нейрогимнастики»

Коробкова М.Н., воспитатель логопедической группы,

МБДОУ ЦРР – Детский сад №60

г.Орел


За последние годы существенно выросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Специалисты: И.Ю.Левченко, А.В.Семенович, Т.Н.Волковская, А.Н.Корнев, О.Н.Усанова выделяют разнообразные формы речевой патологии, которые имеют многообразную этиологию и симптоматику, а также отмечают тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений.

Ребенок с задержкой речевого развития часто имеет нарушенния звукопроизношения, несформированность фонематического слуха, скудность словарного и лексического запаса, нарушение грамматического строя речи, недоразвитие просодики и речевой моторики. И как следствие, трудности в процессе усвоения школьных программ и адаптации к школе.

У детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная скоординированность, страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. Наличие данных характеристик способствует возникновению трудностей в воспитании и обучении детей с проблемами в развитии.

Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая двигательную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов, как речь и мышление. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи. Применение педагогами системы нейроупражнений и игр оказывает положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии.

Целенаправленное системное логопедическое и динамичное воздействие, направленное на коррекцию нарушений речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи, с использованием инновационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. С этой целью мы решили разнообразить работу с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, включив в коррекционно-развивающий процесс инновационные технологии, используя нейроигры и нейроупражнения. 

Нейроигры - это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Использование нейроигр и упражнений на занятиях становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ТНР. Использование нейроигр позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, а с другой, в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- стимулировать речевую активность детей;

- развивать слухоречевое внимание детей;

- развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;

- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).

В своей работе мы используем комплекс кинезиологических упражнений, которые можно условно разделить на три функциональных блока:

I. Упражнения, которые поднимают тонус коры полушарий головного мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).

а) Указательными и средними пальцами обеих рук одновременно «рисовать» круги по контуру щек (массирующими круговыми движениями), вокруг глаз очки (глаза в это время должны быть открыты).

б) «Энергетическая зевота»

Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

II. Упражнения, которые улучшают возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).

а) Игра «Звуковая тропинка» 

Дети идут точно по следам. Если на следе нарисован символ звука [А - ○], наступать на него нужно правой ногой. Если на следе нарисован символ звука [М - ○], наступать нужно левой ногой. В старшей группе используем символы пройденных звуков, а в подготовительной группе - буквы. Предлагаем картинки на дифференциацию знакомых звуков.

б) «Перекрёстные шаги»

Пройти по болоту, высоко поднимая ноги. Дети проходят по тропинке выполняя разнонаправленные движения: локтем левой руки касаясь колена правой ноги и наоборот.



в) «Хлопни, топни»

Прохлопать и протопать столько раз, сколько звуков услышит ребёнок.

г) «Чья картинка?»

Из фасолевого или горохового бассейна ребёнок достаёт по одной картинке и кладёт к определённому символу звука. Например:если в слове есть звук [Л] - кладём правой рукой, если в слове звук [Р]- кладём левой рукой.

д) «Волшебная песочница» 

Автоматизация звука в прямых и обратных слогах. Ребёнок, произнося слоги, проводит дорожку левой рукой в обратных слогах, правой рукой в прямых слогах.

е) «Волшебные палочки» 

Ребёнок поочерёдно повторяет слова, изображённые на картинках, показывая на них соответствующей палочкой (на картинку со звуком [Ж] - зелёной палочкой, на картинку со звуком [Ш] - синей палочкой).

III. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).

а) «Кольцо»

По очереди, в медленном (быстром) темпе соединять в кольцо большой палец с остальными пальцами рук. Правая рука - от указательного пальца к мизинцу, а левая - от мизинца к указательному, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков. Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

б) «Жаба»

Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Одновременно и целенаправленно изменять положения рук при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

г) «Червячок в яблоке»

 Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя, чтобы два червячка встретились. Используем речевой материал для автоматизации какого-либо звука: червяк дорогу сверху вниз в огромном яблоке прогрыз.

д) «Кулачок - ладошка» 

Дети показывают руками печку: правая рука согнута в локте перед собой, на уровне груди, ладонь расправлена. Левая рука согнута в локте и поднята вверх перпендикулярно правой руке, ладонь сжимаем в кулак. По хлопку меняем руки. На верху всегда должен быть кулачок, а внизу - ладошка.

е) «Зеркальное рисование»

Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. На доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы, при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

ж) «Молоток-пила» 

Упражнение выполняется либо на столе, либо на коленях. Левой рукой как бы пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди» при этом проговаривая звуки, слоги или слова для автоматизации звуков.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ТНР.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!