СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие разговорной речи детей с ОВЗ через обогащение бытового словаря"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация будет полезна учителям и воспитателям, работающим в коррекционной школе при работе над бытовым словарём.

Презентация будет полезна учителям и воспитателям, работающим в коррекционной школе при работе над бытовым словарем. подобраны интересные виды работы.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие разговорной речи детей с ОВЗ через обогащение бытового словаря"»

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» Развитие разговорной речи детей с ОВЗ через обогащение бытового словаря Подготовила: Окочутина С.В., учитель-дефектолог

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Развитие разговорной речи детей с ОВЗ через обогащение бытового словаря

Подготовила: Окочутина С.В.,

учитель-дефектолог

 Наши дети имеют очень ограниченный словарный запас, которым не могут самостоятельно овладеть, что, влияет на уровень их развития, в том числе и речевого

Наши дети имеют очень ограниченный словарный запас, которым не могут самостоятельно овладеть, что, влияет на уровень их развития, в том числе и речевого

Как помочь таким детям услышать всё многообразие окружающей среды, познать своё «я», научить думать, правильно выражать свои мысли, чувствовать, сопереживать?

Как помочь таким детям услышать всё многообразие окружающей среды, познать своё «я», научить думать, правильно выражать свои мысли, чувствовать, сопереживать?

Самой важной целью обучения и воспитания таких детей является достижение умения ребенка свободно общаться с другими людьми, утвердиться в обществе слышащих, войти во взрослый мир полноценной личностью

Самой важной целью обучения и воспитания таких детей является достижение умения ребенка свободно общаться с другими людьми, утвердиться в обществе слышащих, войти во взрослый мир полноценной личностью

Существенным фактором мотивированного общения с ребенком с нарушенным слухом является включение его в практическую деятельность

Существенным фактором мотивированного общения с ребенком с нарушенным слухом является включение его в практическую деятельность

понимать обращенную речь, -выполнять поручения, -выражать просьбу, желание, побуждение; -обращаться по собственному желанию или по заданию; -отвечать на вопросы и задавать их;  -сообщать о выполненной работе; участвовать в диалоге
  • понимать обращенную речь,

-выполнять поручения,

-выражать просьбу, желание, побуждение;

-обращаться по собственному желанию или по заданию;

-отвечать на вопросы и задавать их;

-сообщать о выполненной работе; участвовать в диалоге

Предлагается речевой материал, подобранный по коммуникативно-тематическому принципу

Предлагается речевой материал, подобранный по коммуникативно-тематическому принципу

Он предполагает овладение словами и фразами, необходимыми для общения по той или иной теме

Он предполагает овладение словами и фразами, необходимыми для общения по той или иной теме

Диалог Работа начинается с изучения словаря диалога, затем проговариваются фразы, в которых необходимая интонация произносится учителем, анализируется и должна быть воспроизведена учеником. Во время анализа ситуации содержания фразы идет обмен информацией о жизненном опыте обоих участников диалога

Диалог

Работа начинается с изучения словаря диалога, затем проговариваются фразы, в которых необходимая интонация произносится учителем, анализируется и должна быть воспроизведена учеником. Во время анализа ситуации содержания фразы идет обмен информацией о жизненном опыте обоих участников диалога

Диалогические единства Для совершенствования навыка ведения диалога важно научить детей построению различных реплик. Единицей диалога считают не отдельную реплику, а диалогическое единство, состоящее из цепи реплик

Диалогические единства

Для совершенствования навыка ведения диалога важно научить детей построению различных реплик. Единицей диалога считают не отдельную реплику, а диалогическое единство, состоящее из цепи реплик

  1. Вопросно – ответные единства, выясняющие определённый элемент мысли с побуждением назвать его.   - Когда мы поедем в Киров? - В пятницу. - Куда мы пойдём? - В школу № 13. - Что будем делать? Выступать, участвовать в конкурсах.

1. Вопросно – ответные единства, выясняющие определённый элемент мысли с побуждением назвать его.

- Когда мы поедем в Киров?

- В пятницу.

- Куда мы пойдём?

- В школу № 13.

- Что будем делать?

  • Выступать, участвовать в конкурсах.
 2. Вопросно – ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего – либо   -На улице сильный мороз? - Да, мороз. - Ты пойдёшь на каток? - Нет.

2. Вопросно – ответные единства, требующие подтверждения или отклонения чего – либо

-На улице сильный мороз?

- Да, мороз.

- Ты пойдёшь на каток?

- Нет.

  3. Диалогические единства, включающие сообщения, вопрос и ответ на него.    - Глеб завтра не придёт в школу. - Почему? - Он пойдёт к врачу.

3. Диалогические единства, включающие сообщения, вопрос и ответ на него.

- Глеб завтра не придёт в школу.

- Почему?

- Он пойдёт к врачу.

 4. Диалогические единства, включающие сообщения и встречное сообщение.    - Я люблю общаться в «Одноклассниках».  - Я тоже.

4. Диалогические единства, включающие сообщения и встречное сообщение.

- Я люблю общаться в «Одноклассниках».

- Я тоже.

 5. Диалогические единства, включающие побуждение к действию и ответную реакцию.   - Пойдём в спортивный зал. - Когда? - Сейчас. - Зачем? Играть в футбол. - Пойдём!

5. Диалогические единства, включающие побуждение к действию и ответную реакцию.

- Пойдём в спортивный зал.

- Когда?

- Сейчас.

- Зачем?

  • Играть в футбол.

- Пойдём!

Приёмы работы над диалогом   Инсценировка и разыгрывание его по ролям. Составление диалога из рассыпного текста Составление диалога по картинкам и иллюстрациям. Ведение диалога по заданию учителя на различные темы. Составление диалога по ситуации. (Естественной, наглядной, воображаемой). Дополнение диалога репликами. Вставка в диалог пропущенных реплик (из числа предложенных). Исключение из диалога лишних реплик. Самостоятельное составление диалога на заданную тему. Продолжение диалога по его началу. Трансформация диалога по заданию (изменение времени или места действия).

Приёмы работы над диалогом

Инсценировка и разыгрывание его по ролям.

Составление диалога из рассыпного текста

Составление диалога по картинкам и иллюстрациям.

Ведение диалога по заданию учителя на различные темы.

Составление диалога по ситуации. (Естественной, наглядной, воображаемой).

Дополнение диалога репликами.

Вставка в диалог пропущенных реплик (из числа предложенных).

Исключение из диалога лишних реплик.

Самостоятельное составление диалога на заданную тему.

Продолжение диалога по его началу.

Трансформация диалога по заданию (изменение времени или места действия).

Диалог по теме «Досуг» - Чем ты занималась на выходных? - Я гуляла по Котласу. - А куда ты ходила? - В магазин, хотела купить себе новый рюкзак. - Купила себе рюкзак? - К несчастью, нет! - Жаль, а с кем ты гуляла? - С друзьями. А ты чем занималась? - А я ездила в бассейн. - Здорово! С мамой ездила? - С семьёй. - Тебе понравилось? - Конечно! - Мне бы также отдохнуть со своей семьёй на выходных.

Диалог по теме «Досуг»

- Чем ты занималась на выходных?

- Я гуляла по Котласу.

- А куда ты ходила?

- В магазин, хотела купить себе новый рюкзак.

- Купила себе рюкзак?

- К несчастью, нет!

- Жаль, а с кем ты гуляла?

- С друзьями. А ты чем занималась?

- А я ездила в бассейн.

- Здорово! С мамой ездила?

- С семьёй.

- Тебе понравилось?

- Конечно!

- Мне бы также отдохнуть со своей семьёй на выходных.

В кинотеатре -У вас есть билеты на фильм «Т-34»? -К сожалению, седьмое место занято. Выберите другое место. -Три билета Приятного присмотра! -На пятый ряд. Да, есть. Сколько вам надо билетов? - Пятое, шестое, седьмое. - Выбирайте места. - А четвёртое место не занято? - Нет. С вас одна тысяча восемьдесят рублей. - Можно оплатить банковской картой? -Да. Возьмите ваши билеты. - Спасибо! - На какой ряд?

В кинотеатре

-У вас есть билеты на фильм «Т-34»?

-К сожалению, седьмое место занято. Выберите другое место.

-Три билета

Приятного присмотра!

-На пятый ряд.

Да, есть. Сколько вам надо билетов?

- Пятое, шестое, седьмое.

- Выбирайте места.

- А четвёртое место не занято?

- Нет. С вас одна тысяча восемьдесят рублей.

- Можно оплатить банковской картой?

-Да. Возьмите ваши билеты.

- Спасибо!

- На какой ряд?

В кинотеатре - - На какой сеанс ? - - Сколько вам билетов ? - - Выбирайте ряд и место. - - - У вас есть льготы ? - Дайте ваш документ. - - С вас 260рублей. - - Проходите в зал «Коряжма». Приятного просмотра! - - Пожалуйста. •

В кинотеатре

-

- На какой сеанс ?

-

- Сколько вам билетов ?

-

- Выбирайте ряд и место.

-

-

- У вас есть льготы ?

- Дайте ваш документ.

-

- С вас 260рублей.

-

- Проходите в зал «Коряжма». Приятного просмотра!

-

- Пожалуйста.

Меня зовут Арина. Этим весной мы ездили на экскурсию в Москву. Много всего интересного мы видели в Москве, но самое замечательное -Московский Кремль. Я узнала, что Кремль построен почти 500 лет назад. Кремлевская стена насчитывает 20 башен. Самая знаменитая из них-Спасская. Она знаменита тем, что является главными воротами Кремля. На ней находятся часы. Бой курантов с этой башни ежедневно передают по радио.  В Большом Кремлёвском дворце работает президент и правительство России. На территории Кремля находится музей Государственной Оружейной палаты, выставка Алмазного фонда.

Меня зовут Арина. Этим весной мы ездили на экскурсию в Москву. Много всего интересного мы видели в Москве, но самое замечательное -Московский Кремль. Я узнала, что Кремль построен почти 500 лет назад. Кремлевская стена насчитывает 20 башен. Самая знаменитая из них-Спасская. Она знаменита тем, что является главными воротами Кремля. На ней находятся часы. Бой курантов с этой башни ежедневно передают по радио. В Большом Кремлёвском дворце работает президент и правительство России. На территории Кремля находится музей Государственной Оружейной палаты, выставка Алмазного фонда.

-Арина, ты была в Москве? -Да, мы ездили на экскурсию в Москву весной. -Что интересного ты там видела? - Много всего интересного. Но больше всего мне запомнился Московский Кремль. -Расскажи, что ты о нём узнала? -Кремль построен почти 500 лет назад. Кремлевская стена насчитывает 20 башен. Самая знаменитая из них- Спасская. - А чем она знаменита? -Она знаменита тем, что является главными воротами Кремля. На ней находятся часы. Бой курантов с этой башни ежедневно передают по радио . -А что сейчас на территории Кремля? -В Большом Кремлёвском дворце работает президент и правительство России. На территории Кремля находится музей Государственной Оружейной палаты, выставка Алмазного фонда.

-Арина, ты была в Москве?

-Да, мы ездили на экскурсию в Москву весной.

-Что интересного ты там видела?

- Много всего интересного. Но больше всего мне запомнился Московский Кремль.

-Расскажи, что ты о нём узнала?

-Кремль построен почти 500 лет назад. Кремлевская стена насчитывает 20 башен. Самая знаменитая из них- Спасская.

- А чем она знаменита?

-Она знаменита тем, что является главными воротами Кремля. На ней находятся часы. Бой курантов с этой башни ежедневно передают по радио .

-А что сейчас на территории Кремля?

-В Большом Кремлёвском дворце работает президент и правительство России. На территории Кремля находится музей Государственной Оружейной палаты, выставка Алмазного фонда.

Словарь Учить детей составлять словосочетания различных конструкций на основе личного опыта и имеющихся знаний.  Игра «Верно-неверно»

Словарь

Учить детей составлять словосочетания различных конструкций на основе личного опыта и имеющихся знаний.

Игра «Верно-неверно»

Словарь «Достопримечательности».   Красная площадь, памятник погибшим воинам, Московский Кремль, площадь трёх вокзалов, Воробьёвы горы, Московский зоопарк, московский метрополитен, ВДНХ, парк Царицыно, Москва - Сити, интересный музей, Мавзолей Ленина, храм Василия Блаженного, Александровский сад, парк Сокольники, Третьяковская галерея, Царь – колокол, Большой театр, Останкинская телебашня.  

Словарь «Достопримечательности».

Красная площадь, памятник погибшим воинам, Московский Кремль, площадь трёх вокзалов, Воробьёвы горы, Московский зоопарк, московский метрополитен, ВДНХ, парк Царицыно, Москва - Сити, интересный музей, Мавзолей Ленина, храм Василия Блаженного, Александровский сад, парк Сокольники,

  • Третьяковская галерея, Царь – колокол, Большой театр, Останкинская телебашня.
  •  
Словарь «Магазины».   Торговый центр, продукты питания, витрина магазина, продавец-консультант, посетитель магазина, акции на товары, скидка на продукты, заплатить за товар, испорченный товар, двести грамм, кондитерские товары, большой универмаг, ходить по магазинам, делать покупки, любимый супермаркет, овощной магазин, стоять в очереди, платить наличными, кассовый чек.  

Словарь «Магазины».

Торговый центр, продукты питания, витрина магазина, продавец-консультант, посетитель магазина, акции на товары, скидка на продукты, заплатить за товар, испорченный товар, двести грамм, кондитерские товары, большой универмаг, ходить по магазинам, делать покупки, любимый супермаркет, овощной магазин, стоять в очереди, платить наличными, кассовый чек.

  •  
 Приемы работы над вопросами   Обязательное прочтение вопроса учеником с жестовым переводом для выяснения: понимает ли ученик смысл вопроса? Прочтение ответа с жестовым переводом. Если ученик каких-либо слов не знает, их нужно объяснить . 3.Составление ответа из рассыпного текста.

Приемы работы над вопросами

  • Обязательное прочтение вопроса учеником с жестовым переводом для выяснения: понимает ли ученик смысл вопроса?
  • Прочтение ответа с жестовым переводом. Если ученик каких-либо слов не знает, их нужно объяснить .

3.Составление ответа из рассыпного текста.

Схема ответа на вопрос:

Схема ответа на вопрос:

Ответы на вопросы Большая часть детей умеет отвечать на вопросы, а задавать вопросы им труднее. Поэтому такие приемы как работа с «маленьким учителем», работа с картиной (открытой или закрытой), значительно облегчают эту работу. В этой работе помогают словари по темам (театр, музеи, экскурсии, магазин, почта, регистратура, у врача, спорт).

Ответы на вопросы

Большая часть детей умеет отвечать на вопросы, а задавать вопросы им труднее. Поэтому такие приемы как работа с «маленьким учителем», работа с картиной (открытой или закрытой), значительно облегчают эту работу. В этой работе помогают словари по темам (театр, музеи, экскурсии, магазин, почта, регистратура, у врача, спорт).

Приёмы работы над текстом Распространение предложение. Наступила осень. Наступила холодная и дождливая осень. Начнутся осенние каникулы. Начнутся долгожданные осенние каникулы.  Составление предложений из рассыпного текста

Приёмы работы над текстом

Распространение предложение.

Наступила осень. Наступила холодная и дождливая осень.

Начнутся осенние каникулы. Начнутся долгожданные осенние каникулы.

Составление предложений из рассыпного текста

Создание презентации: составление предложений к картинкам

Создание презентации: составление предложений к картинкам

Рассказ по теме «Осень».    Наступила золотая осень. Дни становятся короче и прохладнее. Небо ещё высокое и синее. Прощальные лучи солнца согревают землю, которая покрыта ковром из разноцветных листьев. В лесу тихо. Деревья оделись в золотые и багряные уборы.  Птицы готовятся к отлету в теплые края и почти не поют.  Поля пусты, потому что урожай уже убран. Зато в садах деревья ещё усыпаны последними осенними плодами.  Вокруг удивительно красиво, хотя прощание с уходящим летом наводит на грустные мысли.  Я люблю золотую осень, потому что природа очень красивая в эту пору .

Рассказ по теме «Осень».

Наступила золотая осень. Дни становятся короче и прохладнее. Небо ещё высокое и синее. Прощальные лучи солнца согревают землю, которая покрыта ковром из разноцветных листьев. В лесу тихо. Деревья оделись в золотые и багряные уборы.

Птицы готовятся к отлету в теплые края и почти не поют.

Поля пусты, потому что урожай уже убран. Зато в садах деревья ещё усыпаны последними осенними плодами.

Вокруг удивительно красиво, хотя прощание с уходящим летом наводит на грустные мысли.

Я люблю золотую осень, потому что природа очень красивая в эту пору .

Вывод: Разумно организованная речевая среда является непременным условием воспитания у ребенка речевых действий, благоприятствует развитию языковой способности. Неслышащие дети активно общаются речью, если у них хорошее произношение, быстрый темп речи, богатый словарный запас. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод: - ознакомление детей с социальной и бытовой сторонами действительности даёт богатый материал для активизации речевого развития; - развитие речи детей – это развитие речевой деятельности, а не просто накопление слов, фраз; - только при общении с окружающими неслышащие школьники овладевают богатством языка. - хорошо сформированная коммуникативная деятельность создаё т благоприятные условия для полноценной социальной реабилитации .

Вывод:

Разумно организованная речевая среда является непременным условием воспитания у ребенка речевых действий, благоприятствует развитию языковой способности.

Неслышащие дети активно общаются речью, если у них хорошее произношение, быстрый темп речи, богатый словарный запас. Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод:

- ознакомление детей с социальной и бытовой сторонами действительности даёт богатый материал для активизации речевого развития;

- развитие речи детей – это развитие речевой деятельности, а не просто накопление слов, фраз;

- только при общении с окружающими неслышащие школьники овладевают богатством языка.

- хорошо сформированная коммуникативная деятельность создаё т благоприятные условия для полноценной социальной реабилитации .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!