СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие предметных компетенций у младших школьников на уроках физической культуры при реализации ФГОС НОО

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитывая актуальность проблемы развития предметных компетенций у школьников в условиях внедрения ФГОС НОО и возрастные особенности учащихся, целью проекта является создание условий для развития предметных компетенций у учащихся I ступени обучения.

Просмотр содержимого документа
«Развитие предметных компетенций у младших школьников на уроках физической культуры при реализации ФГОС НОО»










Развитие предметных компетенций у младших школьников на уроках физической культуры при реализации ФГОС НОО











Новосибирск

Оглавление


1. Введение 3

2. Постановка проблемы и определение путей ее решения 6

3. Процесс реализации проекта 8

4. Результаты реализации проекта 16

5. Перспективы дальнейшего развития проекта 16

Список литературы 18






  1. Введение

…Жизнь – это движение, движение ничтожных

и крупных частиц, частей и единого, простого и сложного.

Организм закладывается природой из необходимости

движения – от рождения и до последнего часа.

Ю.П.Власов

(Из книги «Справедливость силы»)

Актуальность темы проекта

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. При реализации принципов здоровьесбережения, здоровьетворчества в работе школы эта проблема приобретает особый оттенок. Проводящиеся в ЭКЛ медицинские осмотры свидетельствуют о том, что большая часть детей имеет ту или иную патологию и наблюдается тенденция к снижению у учащихся уровня физической подготовки. Если младшие школьники активно занимаются физкультурой, участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках, то в подростковом возрасте у тех, кто не занимается спортом в секциях, интерес уменьшается, а в старших классах вообще угасает. Причем у девочек гораздо больше, чем у мальчиков. Выйти из положения можно, лишь используя новые формы занятий, укрепляя межпредметные связи физической культуры с дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного циклов. Если этого не сделать, то ученики и дальше будут терять двигательную активность и, как результат, здоровье.

Таким образом, актуальность темы проекта обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании и развитии предметных компетенций у обучающихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального образовательного стандарта.

Цель и задачи проекта

Учитывая актуальность проблемы развития предметных компетенций у школьников в условиях внедрения ФГОС НОО и возрастные особенности учащихся, я определил цель своего профессионального проекта как: создание условий для развития предметных компетенций у учащихся I ступени обучения.

Задачи проекта
  • изучить теоретический материал по заявленной теме;

  • подобрать, систематизировать и реализовать комплекс упражнений, направленных на расширение потенциала физического развития у младших школьников;

  • создать условия для развития оптимального уровня двигательных способностей, знаний и навыков в области физической культуры, мотивов и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность;

  • воспитывать интерес к занятиям физкультурой.

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта я рассчитываю получить следующие результаты:

  • вовлечение в систематические занятия физической культурой большего количества школьников;

  • расширение возможностей качественного усвоения учебного материала и повышение успеваемости по предмету «Физическая культура»;

  • выявление лучших спортсменов и подготовка их к участию в школьных соревнованиях.

Методы исследования:
  • наблюдение, тестирование, беседы с обучающимися.

Обеспечение процесса реализации проекта:
  • комплект учебников;

  • учебно-методические средства обучения (карточки с заданиями по общей физической подготовке для самостоятельной работы учащихся);

  • использование интернет-ресурсов;

  • спортивный зал;

  • хранилище для лыж на время проведения уроков по лыжной подготовке;

  • гимнастическое оборудование (канат, шест, гимнастическое бревно, маты, наклонные доски, лестницы, перекладины, скамейки, барьеры;

  • гимнастический инвентарь (скакалки, обручи, гимнастические палки, гантели);

  • мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные, теннисные, медбол);

  • пришкольная спортивная площадка (одна игровая площадка с искусственным покрытием для минифутбола, сектор для прыжков в длину, беговая дорожка 200 м);

  • спортивное оборудование (баскетбольные кольца, волейбольная сетка, мишени для метания мячей, сектор для прыжков в высоту);

  • технические средства обучения: аудиотехника, компьютер.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО ресурсное обеспечение МБОУ «Экономический лицей» располагает хорошей учебно-методической и материально-технической базой. Лицей предоставляет обучающимся возможность пользоваться услугами библиотеки.

Уровень квалификации аттестуемого: имею высшее специальное образование; в 1981 году окончил Омский государственный институт физической культуры по специальности физическая культура и спорт, преподаватель физического воспитания – тренер по легкой атлетике. С 1984 г. и по настоящее время работаю учителем физической культуры, обладаю большим педагогическим опытом. В своей деятельности ориентируюсь на нормативные документы:

  • Конституцию Российской Федерации (ст.43);

  • Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании РФ»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);

  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993)

  • Программу развития лицея 2011-2017 гг. «Инновация образования и качества»;

  • ООП НОО МБОУ города Новосибирска «Экономический лицей»;

  • 1-4 класс - Программа основного общего образования по физической культуре «Физическая культура» по ФГОС НОО;

  • 5-6 класс - Программа основного общего образования по физической культуре «Физическая культура» по ФГОС ООО;

  • 7-11 класс - Программа основного общего образования по физической культуре «Физическая культура»;

  • У.М.К. В.И. Лях, А.А. Зданевич. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – Москва, «Просвещение», 2012.

  1. Постановка проблемы и определение путей ее решения

С учетом того, что основы здоровья и здорового образа жизни закладываются в раннем возрасте, культура отношения к предмету должна формироваться на I ступени обучения. Это и определило направление моей работы. В течение ряда лет я наблюдаю заметное снижение двигательной активности и ухудшение здоровья детей. Исходя из опыта профессиональной деятельности, считаю, что средствами урока, через реализацию системно-деятельностного подхода можно добиться более качественного усвоения учебного материала и укрепления физического здоровья школьников, а также расширения базы общей физической подготовки младших школьников.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных компетенций.  Компетентностный подход по В.А.Болотову – это способность человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций.

Для определения теоретических и методических позиций развития предметных компетенций на уроках физкультуры у младших школьников необходимо выявить сущность понятий «компетенция», «универсальные компетенции на уроках физической культуры», «предметные компетенции на уроках физической культуры».

В своей работе мы принимаем следующее определение: компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетенции – это знания, умения, опыт в области не только физической культуры. Поэтому я передаю своим ученикам не только знания о его физических способностях, но и умения вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.п.

Универсальными компетенциями по физической культуре являются:

  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

 Предметные компетенции – это  специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления. Предметные компетенции являются целями, определяющими смысл и назначение курса «Физическая культура», служат ориентиром для определения ожидаемых результатов (Приложение 1).

Ж.-Ж. Руссо писал: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении». Физическая подготовка, направленная на гармоническое развитие организма детей, с их специализацией в том или ином виде спорта является необходимым условием рациональной спортивной тренировки в будущем (С.В. Каледин, Л.С. Хоменков, Н.Г. Озолин, И.Т. Осипов, А.Б. Гандельсман, К.М.Смирнов, и др.).

Актуальной педагогической проблемой, влияющей на учебную успешность в начальной школе, является неумение обучающихся дать обоснование выполняемому действию, регулировать свое поведение согласно правилам, успешно взаимодействовать в команде, обладают недостаточными знаниями. Совершенствование физических качеств, расширение опыта взаимодействия в команде, умения слушать и слышать инструкцию, выполнять правила игры и другие результаты развития предметных компетенций должны решить эту проблему. 

  1. Процесс реализации проекта
Этапы реализации проекта (2011 – 2015 гг.)
  1. Организационный этап – изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме. Определение предмета и задач исследования.
  2. Прогностический этап – тестирование обучающихся для определения уровня развития предметных компетенций. Анализ результатов, полученных на данном этапе, позволил спланировать работу: разработать направления и методики формирования предметных компетенций обучающихся.
  3. Практический этап – развитие в учебном процессе предметных компетенций у обучающихся. Отслеживание в процессе работы успешности решения проблемы.
  4. Обобщающий – обработка и интерпретация данных за 3 учебных года. Диагностика предметных результатов обучающихся, внесение корректив в процесс обучения. Степень реализации проекта. Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами.

Опыт спортивной работы с детьми и материалы исследований убеждают в правильности обратной зависимости между возрастом детей и физической культурой: чем младше дети, тем больше должен быть удельный вес физической активности, необходимо содействовать развитию основных двигательных качеств. В начальном периоде занятий следует предоставить детям широкую возможность проявить способности к любому виду физических упражнений, а этому способствует введение в канву урока большого количества различных игр и игровых упражнений (Приложение 2).

По мнению известного специалиста в области физической культуры Ежи Талага, в физическом воспитании детей среди множества упражне­ний и форм их проведения большой популярностью пользуются подвиж­ные игры. Они создаются на основе самых разнообразных упражнений и двигательных заданий, требующих от детей проявления основных физических качеств и тем самым, способствуют их физи­ческому развитию. Подвижные игры, включающие большое количество простых, естествен­ных упражнений способствуют не только гармоническому физическому развитию, но и формированию жизненно необходимых черт характера – целеустремленность, настойчивость, сообразительность, концентра­цию внимания на главном. Поскольку подвижные игры организуются в виде соревнова­ния двух или более команд, проходят в обстановке эмоционального подъема, активного переживания всех членов команды за каждого ее участника, то такая обстановка способствует воспитанию устойчи­вости к стрессовым ситуациям психического плана. Во время проведе­ния подвижных игр у педагогов открывается широкая возможность наблюдать за поведением детей, распознавать индивидуальные черты характера, уровень физического развития, координации движений. Такие наблюдения позволяют усовершенствовать процесс физического и нравственного воспитания на основе индивидуального подхода к каждому ребенку, позволяет ориентировать детей на выбор вида спорта, отвечающего их индивидуальным анатомо-морфологическим, физическим и психическим особенностям. Использование подвижных игр на занятиях позволяет бороться с психической монотонностью, возникающей в процессе занятия.

В результате обучения ученики знакомятся со многими играми, что позволяет воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры, варьируются условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.

Организация занятий

К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы, уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

Для успешного проведения уроков особое значение имеет планирование учебной работы. План учебной работы составляется на год (Приложение 3).

Содержание учебного материала

Тематическое планирование включает в себя подготовку по следующим разделам:

  • теоретические сведения по предмету; легкая атлетика; подвижные игры; лыжная подготовка;

  • вариативная часть – подвижные игры с элементами легкой атлетики, баскетбола и футбола.



В теоретической части предлагается следующий учебный материал:

  1. Физическая культура и спорт в России;

  2. Обзор развития Олимпийского движения: история игр, эволюция игр;

  3. Гигиена спортсмена. Самоконтроль. Профилактика травматизма;

  4. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку: двигательный режим, дыхание при беге и ходьбе на лыжах, значение закаливания, виды и принципы закаливания;

  5. Оборудование и инвентарь: мячи, спортивные сооружения, гимнастическое оборудование, экипировка спортсменов.

Раздел практической подготовки состоит из дополняющих друг друга частей: обучение умениям и навыкам, физическая подготовка, различные формы комплексных упражнений и спортивные, подвижные игры и эстафеты. В начале занятия перед учащимися ставится цель, раскрываются задачи урока:

1) укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию;

2) формировать двигательные умения и навыки;

3) содействовать развитию двигательных качеств;

4) формировать навыки правильной осанки при статических положениях и передвижениях;

5) вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания;

6) воспитывать позитивные морально-волевые качества;

7) формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ей;

8) содействовать проявлению интересов и склонности к занятию спортом.

При решении задач физической подготовки используются средства: физические упражнения (подвижные и спортивные игры, игровые упражнения, соревнования и т.п.). Особое внимание уделяется упражнениям, оказывающим разностороннее влияние на опорно-двигательный аппарат.

Для обучения школьника на уроке используются две группы методов: специфические и общепедагогические.

К специфическим методам физического воспитания относятся:
1) методы строго регламентированного упражнения;
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме);
3) соревновательный метод (упражнения в соревновательной форме).

Общепедагогические методы включают в себя:
1) словесные методы; 2) методы наглядного воздействия.

Структура урока

Как известно урок физической культуры качественно отличается от уроков остальных предметов. Причина этого – характер выполняемой деятельности на уроке. От правильно построенного урока зависит и исход обучения в целом.

Части урока отражают закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки. Длительность каждой части может варьироваться в зависимости от возраста, уровня подготовленности занимающихся и задач урока.

Подготовительная часть

Обеспечивает предпосылки для продуктивной деятельности занимающихся в основной части урока. В подготовительной части проводится организация класса, функциональная и психологическая подготовка к предстоящей работе.

Средства: ОРУ – ходьба, бег разной интенсивности, их сочетания. Специальные беговые и прыжковые упражнения.

Методы: словесные – описание, указания, распоряжения, подсчет, команды. Наглядные – показ. Практические – метод строго регламентированного упражнения, переменно-интервального и переменно-непрерывного упражнений. Реже используется соревновательный метод.

Нагрузка: планируется от 6 до 12 минут.

Интенсивность: оценивается по частоте сердечных сокращений (ЧСС). При включении беговых упражнений ЧСС может достигать 160 ударов в минуту.

Основная часть

Задачи основной части – образовательная, воспитательная и оздоровительная. Обучение технике упражнений. Формирование специальных знаний. Развитие двигательных качеств. Общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата. Воспитание нравственных, интеллектуальных и других качеств личности.

Средства: программный материал. Подводящие и подготовительные упражнения на развитие физических качеств. Подвижные игры. Упражнения с предметами.

Методы: весь арсенал методов обучения.

Нагрузка: в младших классах 20-25 минут.

Интенсивность: нужно стремиться к высокой интенсивности (ЧСС до 170 уд/мин), но все же есть зависимость от задач урока.

Заключительная часть

Создаются предпосылки для восстановительных процессов. Психологический настрой на предстоящую учебную деятельность. Подведение итогов и задание на дом.

Средства: бег низкой интенсивности, упражнения на расслабление мышц. Упражнения на гибкость пассивного характера. Упражнения на внимание, координацию. Т.е. используются любые упражнения, которые снимают напряжение.

Методы: словесные – описание, указания, распоряжения, подсчет, команды.


Самоконтроль в процессе урока

Самоконтроль приучает к активному наблюдению и оценке своего состояния. Из объективных признаков отслеживаются ЧСС, потоотделение, дыхание. Из субъективных показателей отслеживается самочувствие, оценка работоспособности, желание тренироваться, болезненные ощущения.

Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный анализ помогает ученикам дифференцировать ощущение физических нагрузок, и оказывают неоценимую помощь при регулировании нагрузок.

Физическая нагрузка на уроке

На уроке постоянно ведется контроль по внешним признакам, определяющих состояние обучающихся: дрожание рук и ног, усталое выражение лица, ухудшение осанки, снижение активности, ухудшение качества выполнения упражнения и т.п.

Физическая нагрузка определяется заранее, а в процессе занятия в соответствии с наблюдениями вносятся некоторые поправки.

Физическая нагрузка регулируется:

  • изменением количества упражнений в игре;

  • различным количеством повторения упражнений;

  • увеличением или уменьшением времени, отводимым на выполнение упражнения;

  • применением различного темпа выполнения;

  • увеличением или уменьшением амплитуды движений;

  • усложнением или упрощением выполнения упражнений;

  • применением в упражнениях различных предметов.

Урок, проведенный с высокой плотностью, обеспечивает активную и полезную занятость учащихся, всегда повышает нагрузку и способствует воспитанию организованности и дисциплинированности.

Каждый год учащиеся лицея проходят тестирование с целью определения уровня физической подготовленности каждого ребенка. (Приложение 4).


Основные задачи тестирования:

  1. Формирование у обучающихся потребности в занятиях физическими упражнениями.

  2. Определение уровня физической подготовленности учащихся.

  3. Организация физкультурно-соревновательной активности детей.

  4. Создание условий для объективной самооценки у учащихся уровня своей физической подготовленности.

Исходя из возрастных особенностей младших школьников исследуются основные физические качества, которые подлежат оценке. Наиболее приемлемые и в достаточной степени характеризующие уровень воспитания этих качеств являются следующие тесты:

  1. Челночный бег 3х10 м (с.) – координационные способности;

  2. Бег – 30/60 м с высокого старта (с.) – скоростные способности;

  3. Бег без учета времени – выносливость.

  4. Подтягивание – силовые способности

  • на высокой перекладине из виса (мальчики),

  • на низкой перекладине из виса лежа (девочки);

  1. Прыжки через скакалку – координационные способности;

  2. Прыжок в длину с места (см) – скоростно-силовые способности.

В проведенных исследованиях был осуществлен сравнительный анализ результатов учащихся, позволяющий наблюдать положительную динамику в развитии названных выше качеств (Приложение 5).

 

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Бег 30/60 м

21,5%

65,4%

79,7%

Челночный бег 3х10 м

35,8%

62,6%

83,4%

Бег без учета времени

7,2%

47,5%

93,5%

Подтягивание

5,8%

19,2%

24,6%

Прыжки через скакалку

6,2%

46,6%

71,4%

Прыжок в длину с места

42,3%

63,6%

87,6%


Таблица 1. Сравнительные результаты уровня развития физических качеств

  1. В упражнениях, направленных на развитие координационных способностей за время обучения в начальной школе отмечается значительный рост результативности – на 65,2% в прыжках через скакалку, в челночном беге – на 47,6%.

  2. Показатели скоростно-силовых способностей за три года возросли: бег – 30/60 м – на 58,2% и прыжок в длину с места – на 45,3%.

  3. В упражнении на развитие выносливости (бег без учета времени) мы определили, что прирост показателей за три года составил 86,3%.

  4. В упражнении на развитие силовых способностей (подтягивание) прирост показателей за три года составил 18,8%.

В тестах бег без учета времени, прыжки через скакалку на первом году тестирования мы видим очень низкий процент качества. На мой взгляд, это обусловлено низкой двигательной активностью в дошкольном периоде развития детей. В беге на 30 метров, челночном беге и прыжке в длину с места на первом году тестирования были показаны недостаточно высокие результаты. На втором году тестирования наблюдается значительный прирост результатов, это связано с тем, что младшие школьники за первые три года обучения, в определенной степени, овладевают умениями и навыками бега, прыжков и координацией движений.

На четвертом году обучения дальнейший рост результатов, практически во всех тестах (исключая подтягивание), обусловлен умением применять систему самоконтроля при подготовке к выполнению учебных нормативов.

В тесте подтягивание на протяжении трех лет тестирования отмечается низкий прирост результативности в связи с физиологическими особенностями развития младшего школьника.

Представленные диагностические данные подтверждают, что используемые мною формы и методы урочной работы способствуют повышению уровня общефизической подготовки учащихся, повышают уровень достижения ими обязательных результатов обучения.


  1. Результаты реализации проекта

По показателям диагностики были выявлены следующие результаты:

  • Увеличилось количество школьников, вовлеченных в систематические занятия физической культурой;

  • Повысилась успеваемость по предмету «Физическая культура»;

  • С повышением уровня развития физических качеств у обучающихся расширились возможности и улучшились результаты участия команды лицея в школьных соревнованиях.

Представленные результаты диагностики подтверждают, что используемые мною формы и методы работы способствуют развитию предметных компетенций, повышают уровень достижения детьми предметных результатов обучения, создают ситуацию успеха.

Цель и задачи моего проекта достигнуты (Приложение 6).

  1. Перспективы дальнейшего развития проекта
  • обобщение опыта по формированию предметных компетенций у обучающихся;

  • создание методических разработок уроков;

  • создание банка упражнений, дидактических материалов для формирования и развития предметных компетенций.


Список литературы:
  1. Абдулаева М.А. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на уроках физической культуры / М.А. Абдулаева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.).  – Уфа: Лето, 2015. – С. 18-20.

  2. Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе: Практические советы преподавателям. – Р/Дону, 2009.

  3. Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств). – М., 2005.

  4. Катаева М.В. Успешный учитель – успешный ученик. – Р/Дону, 2009.

  5. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. – М., 1978.

  6. Лях В.И., Зданевич А.А.. Комплексная программа физического воспитания 1–11 классы.  – М.; «Просвещение», 2011 г.

  7. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков.– Дрофа, 2009

  8. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. – М., 1997.

  9. Степанов Н.С. Комплексы общеразвивающих упражнений и подвижных игр на уроках физкультуры /Степанов Н.С. – Якутск, 2002.

  10. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений. – М., 1993.

  11. Шолих М. Круговая тренировка (Теоретические, методические и организационные основы одной из современных форм использования физических упражнений в школе и спортивной тренировке). – М.,2001.

  12. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога. – М., 2009.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!