СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, формирующих мотивацию обучающихся. Практические приемы и задания, направленные на анализ стилистических особенностей текста (из опыта работы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение анализировать авторский текст, строить речевое высказывание с заданными параметрами, выдвигать и аргументировать собственную позицию – это главные критерии работы с текстом на уроках русского языка и литературы. Развитие связной речи учащихся – это одно из требований к работе учителя.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, формирующих мотивацию обучающихся. Практические приемы и задания, направленные на анализ стилистических особенностей текста (из опыта работы)»

Иванова В.И., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска»

Развитие познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, формирующих мотивацию обучающихся. Практические приемы и задания, направленные на анализ стилистических особенностей текста (из опыта работы)

Умение анализировать авторский текст, строить речевое высказывание с заданными параметрами, выдвигать и аргументировать собственную позицию – это главные критерии работы с текстом на уроках русского языка и литературы. Развитие связной речи учащихся – это одно из требований к работе учителя.

Клиповость мышления, снижение мотивации, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора современных обучающихся – все это в комплексе требует пересмотра практических приемов к организации работы с учебной и художественной информацией. Именно на уроках русского языка воспитывается положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры человека. Сегодня важно не столько дать ученику как можно больше конкретных предметных знаний и навыков, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы – это традиционная форма обучения основам развития связной речи. Во – первых, в основе работы с текстом лежит метод близкого к оригиналу пересказа авторского текста, передача его по памяти. Во- вторых, текст формирует умения в разных видах речевой деятельности:: аудировании – восприятии текста на слух, зрительном восприятии (чтение), говорении – умении пересказывать текст устно или письменно. Формирует коммуникативные умения: анализ исходного текста, определение его темы, основной мысли, композиционных и языковых особенностей, умение собирать и систематизировать материал к высказыванию, умение планировать и создавать высказывание с учетом его задачи, темы, идеи, умение строить монологическое высказывание разных функционально-смысловых типов- описание, повествование, рассуждение.

Следующие приемы, связанные с анализом коммуникативной ситуации при работе с текстом, помогут обогатить словарный запас и грамматический строй речи учеников, совершенствуют навыки правописания, научат правильному и целесообразному использованию языковых средств.

  1. Прием «Составление сюжетной таблицы»

Сюжетная таблица представляет собой таблицу, столбцы которой озаглавлены вопросительными словами, позволяющими вычленять из текста и классифицировать фактическую информацию. Для работы с сюжетной таблицей подходят тексты повествовательного характера, комбинированные описательно –повествовательные тексты, а также тексты, насыщенные фактическим материалом (историческими сведениями, именами, датами и т.д.)

Текст (автор, название)

О ком (чем) текст?

Кто главный герой?

Когда происходят действия?

Где?

Как? Почему?













  1. Прием «Составляем схему»

Составление схем – это удачный вариант анализа структурных особенностей текстов разных типов, особенно текстов – повествований и текстов – рассуждений, в которых составные части четко выражены. Несомненным достоинством схем является их наглядность, компактность и вариативность.

Задание: прочитайте текст, определите тип речи, разделите его на абзацы, выделив основные смысловые части, составьте к нему схему, имеющую следующий вид (в схеме уже показан возможный вариант формулировки тезиса и вывода)

тезис

аргументы

вывод

Цвет может быть «теплым» и «холодным»

Доказательство 1

Цвет влияет на настроение, здоровье, восприятие окружающего мира


Доказательство 2





Доказательство 3






Контраст холодного и теплого

На первый взгляд может показаться странным отождествлять ощущение температуры со зрительным восприятием цвета. Однако опыты показали разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зеленый цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый. В сине-зеленом помещении рабочие жаловались на холод при температуре 15е C, в то время как в красно-оранжевом помещении они начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11-12° C. Научные исследования показали, что сине-зеленый цвет понижает импульс кровообращения, в то время как красно-оранжевый его стимулирует. Подобные же результаты были получены при опытах с животными. Конюшня беговых лошадей была разделена на две части, одна из которых была выкрашена в синий цвет, другая — в красно-оранжевый. В синем отсеке лошади быстро успокаивались после скачек, а в красном, наоборот, долго приходили в себя и не остывали. Кроме того, в синем отсеке не было мух, в то время как в красном их было множество. Оба опыта показывают особую значимость контраста теплого и холодного для цветовых решений. В больницах, где применяется цветовая терапия, свойства холодных и теплых цветов играют весьма важную роль. Таким образом, цвет влияет на настроение и здоровье, на восприятие окружающего мира. (Статья из интернета. Искусство цвета)

  1. Прием «Составляем сценарий»

Текст необходимо разбить на смысловые фрагменты, которые можно было бы иллюстрировать, иначе «разбить на кадры»

Задание 1: Представьте себя в роли кинооператора, разделите текст на такие смысловые отрезки, которые можно было бы представить в виде статичного кадра, напишите небольшой сценарий в виде таблицы



Общий план

Средний план

Крупный план






ПОГОНЯ ЗА ДОБЫЧЕЙ

Темный еловый лес стоял, нахмурившись, по обоим берегам скованной

льдом реки. Недавно пронесшийся ветер сорвал с деревьев белый покров

инея, и они, черные, зловещие, клонились друг к другу в надвигающихся

сумерках. Глубокое безмолвие царило вокруг. Весь этот край, лишенный

признаков жизни с ее движением, был так пустынен и холоден, что дух, ви-

тающий над ним, нельзя было назвать даже духом скорби. Смех, но смех

страшнее скорби, слышался здесь - смех безрадостный, точно улыбка сфинк-

са, смех, леденящий своим бездушием, как стужа. Это извечная мудрость -

властная, вознесенная над миром - смеялась, видя тщету жизни, тщету

борьбы. Это была глушь - дикая, оледеневшая до самого сердца Северная

глушь.

И все же что-то живое двигалось в ней и бросало ей вызов. По замерз-

шей реке пробиралась упряжка ездовых собак. Взъерошенная шерсть их заин-

девела на морозе, дыхание застывало в воздухе и кристаллами оседало на

шкуре. Собаки были в кожаной упряжи, и кожаные постромки шли от нее к

волочившимся сзади саням. Сани без полозьев, из толстой березовой коры,

всей поверхностью ложились на снег. Передок их был загнут кверху, как

свиток, чтобы приминать мягкие снежные волны, встававшие им навстречу.

На санях стоял крепко притороченный узкий, продолговатый ящик. Были там

и другие вещи: одежда, топор, кофейник, сковорода; но прежде всего бро-

сался в глаза узкий, продолговатый ящик, занимавший большую часть саней.

Впереди собак на широких лыжах с трудом ступал человек. За санями шел

второй. На санях, в ящике, лежал третий, для которого с земными трудами

было покончено, ибо Северная глушь одолела, сломила его, так что он не

мог больше ни двигаться, ни бороться. Северная глушь не любит движения.

Она ополчается на жизнь, ибо жизнь есть движение, а Северная глушь стре-

мится остановить все то, что движется. Она замораживает воду…

( Джек Лондон. Белый клык)


Задание 2. Представьте себя в роли кинорежиссера, а каждому профессионалу известно, что успех съемок напрямую зависит от того, насколько хорошо режиссер продумал все детали. Прочитайте текст, составьте по нему «киносценарий», заполнив таблицу


сцена

декорации

Внешний вид, действия главного героя

Чувства героя, руководящие поступками

Причины поступков

1





2





3






В середине апреля сухим путем, по едва просохшим дорогам прибыл в Углич в большой здорово поношенной карете посланец Бориса Годунова. То ли чех, то ли итальянец доктор по имени Симеон.

В письме, переданном царице Марии Федоровне и ее братьям Нагим, было написано, что он будет обучать царевича латинскому и другим языкам. Что надо принять его и обустроить.

С ним прибыли и подарки царевичу от его брата Федора — игрушечные латы, игрушечный меч и короткий позолоченный кинжалик.

И действительно, учитель всерьез занялся ребенком. С раннего утра он был рядом с мальчиком. На свежую голову они занимались письмом и латынью. Потом катались верхами. Потом иностранец обучал царевича военным приемам и читал историю.

В борьбе или сражении на саблях царевич зверел, кусал учителя и бил его деревянной саблей по-настоящему.

На третьей неделе учитель попросил у царицы Марьи разговору.

— Государыня Мария Федоровна, надо думать, как уберечь царевича.

— Как так уберечь? — спросила царица. — Как бережем, так и убережем.

— Так мы его не убережем, — сказал итальянец. — Надо искать подменного. Надо найти мальчишку, похожего один в один, и держать его на подставу.

Появился лишний мальчонка во дворце, только и делов-то.

Стали искать нужного мальчишку. И он быстро нашелся, как по заказу. Сын юродивой женки Орины, жившей у Битяговских и ходившей к Андрею Нагому, был просто копией царевича. Столичный итальянский влах одобрил этого, к иному не нужного мальчика — незаконного сына вдового попа Федота Офонасьева.

Андрей велел привести мальчишку во дворец. Здесь его и держали для игры с царевичем. 

( Успенский Э.Н. Лжедмитрий Второй, настоящий)


Действия, осуществляемые учениками в рамках выполнения заданий, требуют учета инструкций учителя, определенных алгоритмов решения учебных задач и пошагового контроля правильности выполнения задания. Таким образом, в основе подобных приемов и заданий – комплексное решение познавательных и регулятивных задач. Задания могут выполняться как индивидуально, так и коллективно, классом или небольшими группами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!