СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной деятельности обучающихся с расстройством аутистического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной деятельности обучающихся с расстройством аутистического спектра»

Развитие познавательной деятельности детей с РАС

У детей с РАС процесс познания окружающего мира затруднен, в силу имеющихся у них нарушений в развитии, и характеризуется отставанием от возрастных норм.

Именно ранний возраст является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Это период становления функциональных систем, формирования высших корковых функций в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, что особенно интенсивно происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира, перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания, что создает базу для дальнейшего психического развития.


Требования к предметно-пространственной среде развития обучающихся с РАС:

Помещение детского учреждения или квартира, в которой живет ребенок, должны быть безопасными: без острых и режущих выступов и ядовитых красок; обеспечивать ребенку возможность постоянного визуального контакта со взрослыми и свободный доступ детей к игрушкам.


Помещение должно иметь:

• место для совместных игр детей и взрослых (столики и стулья, открытое пространство);

• игровое оборудование для детей, находящихся в сидячем положении (столики с выдвигающими стульчиками);

• оборудование для развития двигательной активности детей (горка, качели, тренажеры, треки, сухой бассейн);

• игрушки для самостоятельного и совместного со взрослым восприятия (многофункциональные, дидактические игрушки, стимулирующие исследовательскую и манипулятивную деятельность);

• пространство для организации игр с перемещением, движениями под музыку;

• игровой материал для сюжетных игр детей;

• красочные картинки (предметные и сюжетные), книжки с картинками;

• игровой материал и оборудование для музыкального развития детей (детские музыкальные инструменты, озвученные игрушки);

• материалы и оборудование для продуктивной деятельности детей (мелки, краски, пластилин и др;);

• игрушки для игр во время прогулок.


Педагогическое развивающее воздействие осуществляется на основе использования разнообразных практических, наглядных и словесных методов.

Практические методы и приемы обучения (разные способы организации детской деятельности):

Наглядные методы:

Словесные методы:

Основные направления психолого-педагогической работы в раннем возрасте

• Расширять дифференцировку цвета, формы, величины предметов. Сличать, выделять по слову и называть цвет, форму, величину предметов: ориентироваться в 4–5 цветах; соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец; ориентироваться в четырех величинах одного предмета (большой – маленький – поменьше – побольше).

• Учить собирать одноцветные пирамидки из 4–5 колец, располагая их по убывающей величине (с помощью взрослого); разбирать и собирать трехместную матрешку и кубики-вкладыши.

• Учить подбирать и вкладывать различные по форме вкладыши в соответствующие отверстия доски форм («почтовый ящик»).

• Раскладывать однородные предметы в зависимости от их цвета, формы, величины.

• Конструировать по образцу из 3 элементов; учить воспроизводить несложные постройки после показа по образцу. Складывать разрезную картинку из 3 частей.

• Формировать выполнение процессуальных действий с сюжетными игрушками (нагружать кубики в кузов машины и разгружать их; качать и катать коляску с куклой).

• Приучать класть или ставить предмет в нужное место.

• Раскладывать парные карточки по соответствующим картинкам (типа «Лото»).

• Указывать на отдельные элементы рисунка в книжке, соотносить предметную картинку и ее изображение на сюжетной картинке.

• Совершенствовать дифференцировки при действиях с предметами и дидактическими игрушками, постепенно переходя от практических проб, затем к примериванию и далее к действиям в мысленном плане. Учить использовать имеющийся опыт, действовать по представлению.

• Развивать умение сортировать предметы по цвету (4– 6 вариантов); закреплять практическое умение действовать с предметами различных форм и размеров.

• Учить собирать разноцветную пирамидку из 4–5 колец самостоятельно после показа, 4-местную матрешку, кубики-вкладыши.

• Выстраивать по росту однородные предметы.

• Продолжать обучение подбирать и вкладывать различные по форме вкладыши в соответствующие отверстия доски форм («почтовый ящик»).

• Формировать выбор предмета с ориентировкой на 2 свойства одновременно.

• Конструировать по образцу: строить несложные сооружения из 4–5 деталей конструктора, складывать разрезную картинку из 3–4 частей.

• Учить видеть сюжет картинки («Что девочка кушает?», «Что мальчик надевает?», «На чем девочка катается?»).

• Учить объединять предметы и картинки в пары по функциональному признаку из 2 вариантов («Чем играют?», «Что едят?»).

• Развивать предметно-игровые действия (элементы сюжета: причесывание, раздевание и одевание куклы, укладывание ее спать; строительство гаража для машины).

• Учить распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый-легкий, холодный-горячий).

• Формировать у детей элементарные математические представления: познакомить с понятиями «один – много»; учить различать количество предметов «много» и «один», «много» и «мало»; формировать группы однородных предметов


СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ Формирование предметных действий

При формировании предметных действий используются пирамидки, кубики-вкладыши, матрешки, куклы, расческа, ложка, дудочка, молоток, барабан. Детей обучают снимать и надевать кольца со стержня пирамидки, открывать и закрывать крышкой коробки или кастрюли, стучать молотком, бить по барабану, дуть в дудочку, катить и бросать мяч, открывать и закрывать части складной матрешки и т. д. В процессе проведения режимных моментов дети знакомятся с функциональным назначением таких предметов, как ложка, чашка, тарелка и т. д.

При формировании процессуальных и предметно-игровых действий используют набор игрушек – кукла, одежда для нее, игрушечная посуда (чашка, тарелка, ложка, кастрюля, крышка), мебель (кровать с постельными принадлежностями, стул, стол), расческа; машинки, набор строительного материала (кубики, крыши, бруски), мяч, кошка, собака, мишка. Взрослый выполняет процессуальные и предметно-игровые действия с различными игрушками, пытаясь эмоционально вовлечь ребенка в деятельность. Давая ребенку в руки куклу, предлагает покормить ее, причесать, раздеть, уложить спать, покачать, одеть на прогулку. Для создания игровой ситуации прибегают к выразительным жестам: прикладывают палец к губам, когда кукла «спит»; грозят ей, если она «плохо ест». Из набора строительных материалов (кубиков, брусков, крыш) можно построить башню, дом, дорогу, ворота, предлагая ребенку принять участие в строительстве, катают в машине куклу-мишку.


Развитие внимания

Игра "Ку-ку"; игры с куклами би-ба-бо — петушок; зайчик (кошка, мишка, собачка, мышка и кошка); игры с заводными игрушками (лягушка, машинка, юла, цыпленок и т.д.).

Игры "Спрячь в ладошки" (например, взрослый на глазах у ребенка прячет маленькую собачку в свои ладошки и говорит: где же "гав-гав"? Открывает ладошки и говорит: "Вот она, собачка— гав-гав"'и т.д.).

Сенсорное воспитание — развитие ориентировки на величину, форму:

— учить брать предметы маленькие одной рукой, большие —
двумя руками, (шарики, мячики, кубики, матрешки, машинки и т.д.), при
этом взрослый акцентирует голосом — держи обе ручки — это большая
матрешка, возьми маленькую матрешку;

— учить закрывать крышками маленькие и большие коробочки
(разные по форме, величине и фактуре), опуская туда соответствующие
предметы по размеру, при этом выделять интонационно голосом "большой - маленький";

— учить опускать предметы, различные по форме, в коробки;

  • учить закрывать крышками круглые и квадратные коробки, затем заглядывать туда, что там спрятали, доставать их и снова прятать;

  • учить раскладывать предметы в две коробки: в одну — кубики, в
    другую — шарики;

— учить раскладывать большие шарики в большие коробки, маленькие — в маленькие;

— учить запоминать и узнавать предметы по наиболее характерным
признакам (сюда ставим матрешки, а сюда — колечки, сюда — елочки, а
сюда — грибочки);

—учить соотносить игрушки с их изображением на картинках — матрешки, машинки, мишка, зайка, собачка (выбор из двух).

Ознакомление с окружающим.

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности: учить выделять игрушки — "Вот наши игрушки: ляля", "машинка", "матрешка — топ-топ", "мячик — хлоп-хлоп, он катится — лови мячик", "Вот наши игрушки — соберем их в корзину (в коробку) ".

Учить выделять предметы посуды и действовать с ними: «Где ложка? Вот она — кушать будем ложкой. Где чашка? Пить будем из чашки. Где тарелка? В тарелку кашку будем класть, кашку кушать будем (ам-ам)», "Вот ложка", "Вот Катина чашка. Катя будет пить из чашки" и т.д.

Учить выделять предметы одежды: "Где ботиночки — сейчас наденем на ножки. Катя будет ходить — топ-топ. Ножки будут бегать по дорожке.

Где колготки, вот они, наденем на ножки, тепло будет ножкам.

Где шапочка? Вот она, наденем Кате на головку. Кате будет тепло.

Где шуба? Мы гулять идем. Там холодно, шубку надеть надо".

Обращать внимание на предметы в окружающем: "Где телевизор? Где диван? Где стульчик? Там Катя сидит. Вот кроватка! Катя баю-бай. Глазки закрывает Катя'.

Обращать внимание ребенка на окружающих животных: "Где собачка? Вон она побежала. Она лает: гав-гав. Где птичка? Вон ворона. Она кричит: кар-кар. Крылышками машет, полетела высоко-высоко ".

Обращать внимание ребенка на изменения в каждодневной жизни: "Вот пришла мама (тетя) ", «Мама (или тетя) уже ушла — нет мамы (тети)», "Вот кто-то там идет, посмотрим, кто же там пришел", «Вот телевизор, включили, смотрим телевизор», "Сейчас выключим его, уже не работает телевизор" и т.д.

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности: "снег идет", "вокруг много снега", "машина едет", "машина уехала", "посмотрим, что на улице, кто там ходит; там дядя (мальчик идет) " и т.д.

Обращать внимание на улице на действия и движения людей: "Вон мальчик катается на лыжах. Он большой", "Вот девочка идет с мамой. Они разговаривают ", "Вон машина поехала. Там дядя сидит за рулем, ж-ж-ж — и машина поехала. Нет ее, она далеко, ее не видно. Машина там, далеко-далеко " и т.д

Обучение – это активный процесс, в котором участвуют взрослый и ребенок. Взрослые (специальные педагоги и родители) должны предоставить ему возможность учиться и создать благоприятные условия, которые будут стимулировать общее развитие ребенка. Комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими выраженные отклонения в развитии, часто позволяют достичь заметных результатов. Причем чем раньше начинаются развивающие занятия, тем они более эффективны. Эффективность ранней помощи детям также определяется адекватностью, индивидуальной направленностью, пролонгированностью, междисциплинарностью, согласованностью работы «команды» специалистов и родителей на всех этапах работы с ребенком. К сожалению, многие родители ждут положительных результатов, не прилагая никаких усилий для развития и обучения ребенка. Только родители могут терпеливо и кропотливо вести ежедневную нелегкую работу, вырабатывая у малыша ту или иную задержанную функцию. Многие родители оказываются прекрасными педагогами, творческими и изобретательными, способными развить потенциальные возможности своего ребенка.

Список литературы:

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста,  М., 2005г.

  2. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями / под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. Изд. -  М.,2006г.

  3. О.Г.Приходько, О.В.Югова СИСТЕМА РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМ



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!