Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной деятельности детей ссиндромом Дауна»
ГКОУ «Богородская школа №8»
Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна подготовила учитель Лукина А.Л .
Цели:
- максимально развить их познавательные возможности;
- подготовить к посещению школы;
- подготовить к самостоятельной (или относительно самостоятельной) жизни в будущем.
- развитие мышления.
-формирование понятий и отработка отдельных
навыков.
-обучение ребёнка умению оперировать
несколькими понятиями или навыками
одновременно, что позволяет им лучше
анализировать ситуацию, определять цель и
планировать свои действия так, чтобы этой цели
достичь.
Задачи
Зачем нужно специально заниматься с ребенком?
Чтобы действовать самостоятельно, кроме умения понимать речь и говорить, ребенку необходимо научиться:
1. Ставить цель.
2. Планировать действия, приводящие к этой цели.
3. Уметь выполнять каждое из этих действий в отдельности.
Как заниматься с ребенком?
- Организация насыщенной и разнообразной деятельности ребенка через игру, участие в бытовых делах и специально организованные дидактические занятия.
Когда можно начинать проводить с ребенком дидактические занятия?
- Чтобы ребенок мог понимать и выполнять ваши задания во время занятия, он уже должен к этому времени научиться выполнять какие-нибудь просьбы, с которыми к нему обращаются взрослые. Эти просьбы могут быть самыми простыми и выражаться словами или жестами, а также ребенок может действовать, подражая взрослому.
Как правило, дидактические занятия с ребенком-дауном можно начинать в возрасте 2,5-3 лет.
Какой материал использовать для занятия?
- Во время занятий хорошо использовать яркие игрушки, игрушки с различной фактурой, бытовые предметы. Необходимо для отработки одних и тех же навыков пользоваться различными материалами.
- Использование картинок возможно, когда ребенок уже знаком с теми предметами, которые на них изображены
- Обучать с помощью «вопросов и ответов» можно только в тех случаях, когда ребенок уже достиг достаточно высокого уровня обобщения.
Как проводить занятия за столом?
- Сидеть за столом надо напротив ребенка таким образом, чтобы ему было легко слышать инструкцию и видеть ваши жесты и действия.
- Инструкция, которую мы даем ребенку, должна соответствовать его уровню понимания речи.
- Обязательно выдерживать паузу, давая ребенку подумать и ответить.
- Если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, можно помочь ему сконцентрировать внимание на нужном действии или важной детали
- В каждое занятие за столом можно включить несколько заданий на разные темы.
- На начальном этапе обучения каждое задание может занимать 2-3 минуты, а все занятие – 10-15 минут. По мере взросления ребенка продолжительность одного задания постепенно может быть увеличена до 5-7 минут, а продолжительность занятия до 30-40 минут.
Как выбрать задания, которые подходят ребенку в настоящее время?
Все предлагаемые задания разделены на несколько «блоков» по уровню сложности. В каждый блок включены задания из разных разделов обучения. Программа построена таким образом, что при выполнении заданий более высокого уровня ребенок должен использовать навыки, полученные при освоении заданий предыдущих уровней .
Задания, базирующиеся на представлении
о постоянстве объекта и понятии «одинаковый»
Задания, базирующиеся на умении
оперировать одним понятием
Задания, базирующиеся на умении
оперировать двумя понятиями одновременно
Задания, базирующиеся на умении
оперировать тремя понятиями одновременно
Как сделать занятия привлекательными для ребенка?
- Задание должно быть построено таким образом, чтобы отрабатываемый навык был нужен ребенку как средство достижения собственной цели.
- Избегать негативной оценки действий ребенка и появления у него ощущения «неуспешности».
- В случае неудачи понять, что именно вызывает трудности и предложить ребенку более простые задания
Как оценивать успехи ребенка в процессе занятий?
. В графе «оценка» можно использовать значки:
- + ребенок выполняет задание самостоятельно;
- +/– ребенок выполняет задание с небольшой помощью. Вы даете ему дополнительную инструкцию, помогая сконцентрировать внимание на нужном сейчас действии или важной детали;
- – /+ ребенок выполняет задание с существенной помощью. Вы помогаете ребенку, действуя его руками или выполняя за него часть задания; – задание не было выполнено несмотря на предложенную помощь.
- – задание не было выполнено несмотря на предложенную помощь.