СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности у учащихся третьего класса посредством решения задач повышенной сложности на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема познавательной активности, одна из вечных проблем обучения.

Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности у учащихся третьего класса посредством решения задач повышенной сложности на уроках математики»

Развитие познавательной активности у учащихся третьего класса посредством решения задач повышенной сложности на уроках математики

Актуальность проблемы исследования. Проблема познавательной активности, одна из вечных проблем обучения.

Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свои пути решения. Наше время – это время перемен. Сейчас обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.  Как же добиться этого успеха? Как вызвать интерес у нынешних детей к учебе, заставить мыслить, рассуждать, доказывать, соглашаться и не соглашаться, уметь отстаивать свою точку зрения.

Проблеме развития познавательной активности школьников посвящены труды многих ученых-педагогов (Л.М. Аристовой, М.А.Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной и др.).

Эта проблема и сегодня остаётся крайне актуальной. Стремительно изменяется жизнь, так же быстро меняются взгляды и представления детей, появляются новые объективные причины потери у них интереса к школе. Необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы. Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов. Эту его функцию обосновывает в своих исследованиях Г.И.Щукина: «Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из содержания учебного материала, которое несёт учащимся новую неизвестную ещё ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он ещё открыт ему, ученику. Содержание знаний заключает в себе возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубочайшее чувство удовлетворения, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательнее. Содержание знаний несёт в себе и такой важный стимул познавательного интереса, как осознание и понимание практической роли познания».


Познавательная активность - это действие эмоционально-оценочного отношения обучаемого к процессу и результату познания, которое проявляется в стремлении человека учиться, преодолевая на пути приобретения знаний определённые трудности, прилагая максимум волевых усилий, энергии в умственной работе.

Следует отметить, что особое внимание уделяется проблеме формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста т. к. степень её решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования . Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, поэтому учителю важно развивать познавательную активность младших школьников в различных видах деятельности.

Формирование познавательной активности школьников – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики, поскольку в процессе учения решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном прогрессе и поэтому актуальность существующей проблемы определила выбор.

Если регулярно соблюдать связь между повседневной учебной работой и внеклассными занятиями, можно добиться определенных успехов. Выявить это можно, когда учащиеся используют при решении новых задач, не встречавшихся ранее, нестандартные решения. Бывает, что ученик превосходит своего учителя при нахождении пути решения. К этой цели и должен стремиться каждый учитель.

Главный воспитательный момент – показать ребенку, что он может знать больше и лучше, если поставит перед собой такую цель.

Тема исследования: Развитие познавательной активности у учащихся третьего класса на уроках математики посредством решения задач повышенной сложности.

Цель исследования: на основе психолого-педагогической и методической литературы разработать блок конспектов математики с задачами повышенной сложности и обосновать эффективность его использования в развитии познавательной активности у учащихся 3 класса.

Объект исследования: образовательный процесс в 3 классе.

Предмет исследования: развитие познавательной активности у учащихся 3 класса.

Гипотеза исследования: развитие познавательной активности у учащихся 3 класса будет происходить более успешно, если целенаправленно и систематически применять обучение решению задач повышенной сложности на уроках математики в 3 классе.

Задачи исследования:

1 Изучить методы работы над задачей.

2 Рассмотреть способы решения нестандартных задач.

3 Найти поиск решения нестандартных задач.

Методы исследования:

• Отбор литературы;

• Теоретический анализ научной, педагогической, математической и методической литературы по проблеме исследования;

• Систематизация;

Решение задач повышенной сложности является одним из методов развития познавательной активности.

Самостоятельное решение задачи учащимися является наиболее эффективным видом работы с задачами повышенной сложности.

Методы решения задач создают условия для развития личности ребенка. Общение в паре, т.е. признание прав на собственную точку зрения и ее защиту, умение слушать и слышать друг друга. Совместное определение цели и содержания задачи, выбор способа решения для достижения цели, самооценка собственной деятельности по достигнутому результату.


• Обобщение.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!