Как развивать познавательную активность у детей?
Здасюк Екатерина
Актуальность
В современном мире для успешной жизни необходимо не только иметь знания, но и уметь их добывать и использовать, мыслить творчески и самостоятельно.
В дошкольном образовании одной из главных задач является формирование познавательной активности у детей, так как только активное взаимодействие с окружающим миром способствует развитию самостоятельности и инициативности.
Что такое познавательная активность?
Познавательное развитие – одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагогов дошкольной образовательной организации –
создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей.
Понятие «познавательная активность» рассмотрим с позиции разных авторов.
-Деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности
Т. И. Шамова.
-В основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент
В. С. Ильин
Уровни познавательной активности по Годиковой
I уровень: дети стремятся к предметам, что знакомы по своему функциональному назначению; отсутствует интерес к предметам не ясного назначения.
II уровень: суть – содержание познавательной потребности, и уровень самоорганизации. Дети стремятся действовать с предметами, имеющими определенные функции.
III уровень: суть – новое содержание. Интерес и активность вызывают скрытые свойства предмета.
Она же в своих работах отмечает, что для положительной динамики развития познавательной активности необходимо:
создать у детей такое отношение к предмету, которое отвечало бы содержанию познавательной потребности следующего, более высокого уровня;
создать условия, при которых детям необходимо осуществить действия более высокого порядка, регулирование не предметами, а его собственными намерениями.
Уровни развития по Щукиной
- репродуктивно-подражательная активность, особенность которой заключается в накоплении, обогащении опыта детей через опыт другого.
- поисково-исполнительская активность, представляющая собой более высокий уровень активности перетекающий в самостоятельность.
творческая активность – это самый высший уровень активности, при котором цель и задача ставится ребенком (целеполагание), а пути ее решения избираются новые, оригинальные, нешаблонные.
Любознательность
Являясь элементарным проявлением познавательной активности, именно любопытство обнаруживает в ребенке познавательные потребности, которые, в свою очередь, являются основой следующей ступени развития познавательной активности – любознательности.
Внешне любознательность у детей проявляется:
в непосредственном интересе к новым «открытиям», занимательным явлениям, что проявляется в вопросах к взрослым;
в позитивном эмоциональном переживании, которое связано с получением новой информации.
Уровни активности в познавательной деятельности::
репродуктивно-подражательная активность, при наличии которой у ребенка опыт собственной деятельности накапливается через опыт другого (сверстника, взрослого);
- поисково-исполнительная активность, являющаяся более высоким уровнем, так как характеризуется высокой степенью самостоятельности в познавательной деятельности.
творческая активность – самый высокий уровень познавательной активности при которой задачу ставит сам ребенок, а средства для ее решения подбирает нестандартные, оригинальные, не используя ранее заданный взрослыми шаблон.
Особенности развития познавательной активности
раннее выявление познавательной активности и как результат, интенсивное ее развитие и активное проявление в разных видах детской деятельности;
выражение интереса в вопросах, рассуждениях, сравнениях, экспериментально-поисковой и проектной деятельности;
проявление детьми познавательного интереса на уровне любознательности, любопытства;
познавательная деятельность приобретает форму инициативной преобразовательной активности.
Способы развития
Одним из главных в ряде всех возможных вариантов являются всевозможные дидактические игры. Так мной была проведена игры под названием «Собери корзину».
Задачи :- развивать память, внимание, мышление.
- расширять и пополнять словарный запас слов.
- воспитывать дух соперничества, желание доводить начатое до конца.
- формировать представление о фруктах , овощах , ягодах и их полезных свойствах.
Ход игры : Воспитатель предлагает группе из трех детей собрать каждому свою корзину и сравнить их по количеству. Если занятие индивидуальное, то ребенок выбирает какую корзину он будет собирать и приступает к сбору выбирая нужные карточки.
Усложнение : собираем корзины на время . При этом колличество изображений может увеличиваться .
Так же нельзя забывать про литературу. В зависимости от возраста ребёнка можно предложить детям, как простое слушание и рефлексию, так и предложить поставить сценку по прочитанной сказке. Важным моментом в построении такой работы, давать детям возможность действовать самостоятельно.
Нельзя забывать, что кроме любопытства ребёнку так же нужно помогать тренировать произвольное внимание, устойчивости. Так с раннего возраста можно предложить детям такие игры как: «Что слышно?»; «Найди такой же». Предложенные игры нацелены на развитие слухового и зрительного анализатора, в зависимости от возраста и уровня подготовленности игры можно усложнять и добавлять новые задания, так, педагог может предложить прислушаться, что происходит за дверью и попросить рассказать об этом.
Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка
Так же важно помнить, что главной задачей ставить развитие мозговой деятельности ребёнка, что в большинстве своём означает развитие межполушарного взаимодействия. Для этого есть масса нейросистем которые можно сделать в домашних условиях. Так, можно помогать развивать мелкую моторику.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
- 1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника.
- 2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
По каким критериям можно определить чем заинтересован ребёнок?
1. Внимание и особый интерес к предметам;
2. Эмоциональное отношение к предметам (удивление, недоумение, лукавство, то есть разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом);
3. Действия, направленные на распознавательные устройства предмета, понимание его функционального назначения. Общее количество этих действий – свидетельство интенсивности обследования.
4. Постоянное стремление к предмету, даже тогда, когда его нет.
Способы развития
- Выражение заинтересованности к детям
- Эмоциональное проявление
- Продуманные дидактические игры и занятия
- Комфортное общение как с работниками садика, так и с родителями
Дидактическая игра "Нарядим солнышко" (Для детей 3 - 4 года)