СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности у дошкольников»

Как развивать познавательную активность у детей? Здасюк Екатерина

Как развивать познавательную активность у детей?

Здасюк Екатерина

Актуальность В современном мире для успешной жизни необходимо не только иметь знания, но и уметь их добывать и использовать, мыслить творчески и самостоятельно. В дошкольном образовании одной из главных задач является формирование познавательной активности у детей, так как только активное взаимодействие с окружающим миром способствует развитию самостоятельности и инициативности.

Актуальность

В современном мире для успешной жизни необходимо не только иметь знания, но и уметь их добывать и использовать, мыслить творчески и самостоятельно.

В дошкольном образовании одной из главных задач является формирование познавательной активности у детей, так как только активное взаимодействие с окружающим миром способствует развитию самостоятельности и инициативности.

Что такое познавательная активность?  Познавательное развитие – одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагогов дошкольной образовательной организации – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей.  Понятие «познавательная активность» рассмотрим с позиции разных авторов. -Деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности Т. И. Шамова. -В основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент В. С. Ильин

Что такое познавательная активность?

Познавательное развитие – одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагогов дошкольной образовательной организации –

создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей.

Понятие «познавательная активность» рассмотрим с позиции разных авторов.

-Деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности

Т. И. Шамова.

-В основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент

В. С. Ильин

Уровни познавательной активности по Годиковой I уровень: дети стремятся к предметам, что знакомы по своему функциональному назначению; отсутствует интерес к предметам не ясного назначения. II уровень: суть – содержание познавательной потребности, и уровень самоорганизации. Дети стремятся действовать с предметами, имеющими определенные функции. III уровень: суть – новое содержание. Интерес и активность вызывают скрытые свойства предмета.

Уровни познавательной активности по Годиковой

I уровень: дети стремятся к предметам, что знакомы по своему функциональному назначению; отсутствует интерес к предметам не ясного назначения.

II уровень: суть – содержание познавательной потребности, и уровень самоорганизации. Дети стремятся действовать с предметами, имеющими определенные функции.

III уровень: суть – новое содержание. Интерес и активность вызывают скрытые свойства предмета.

Она же в своих работах отмечает, что для положительной динамики развития познавательной активности необходимо:   создать у детей такое отношение к предмету, которое отвечало бы содержанию познавательной потребности следующего, более высокого уровня;   создать условия, при которых детям необходимо осуществить действия более высокого порядка, регулирование не предметами, а его собственными намерениями.

Она же в своих работах отмечает, что для положительной динамики развития познавательной активности необходимо:

 создать у детей такое отношение к предмету, которое отвечало бы содержанию познавательной потребности следующего, более высокого уровня;

 создать условия, при которых детям необходимо осуществить действия более высокого порядка, регулирование не предметами, а его собственными намерениями.

Уровни развития по Щукиной репродуктивно-подражательная активность, особенность которой заключается в накоплении, обогащении опыта детей через опыт другого. поисково-исполнительская активность, представляющая собой более высокий уровень активности перетекающий в самостоятельность.    творческая активность – это самый высший уровень активности, при котором цель и задача ставится ребенком (целеполагание), а пути ее решения избираются новые, оригинальные, нешаблонные.

Уровни развития по Щукиной

  • репродуктивно-подражательная активность, особенность которой заключается в накоплении, обогащении опыта детей через опыт другого.
  • поисково-исполнительская активность, представляющая собой более высокий уровень активности перетекающий в самостоятельность.

 творческая активность – это самый высший уровень активности, при котором цель и задача ставится ребенком (целеполагание), а пути ее решения избираются новые, оригинальные, нешаблонные.

Любознательность Являясь элементарным проявлением познавательной активности, именно любопытство обнаруживает в ребенке познавательные потребности, которые, в свою очередь, являются основой следующей ступени развития познавательной активности – любознательности.

Любознательность

Являясь элементарным проявлением познавательной активности, именно любопытство обнаруживает в ребенке познавательные потребности, которые, в свою очередь, являются основой следующей ступени развития познавательной активности – любознательности.

Внешне любознательность у детей проявляется:     в непосредственном интересе к новым «открытиям», занимательным явлениям, что проявляется в вопросах к взрослым;   в позитивном эмоциональном переживании, которое связано с получением новой информации.

Внешне любознательность у детей проявляется:

 в непосредственном интересе к новым «открытиям», занимательным явлениям, что проявляется в вопросах к взрослым;

 в позитивном эмоциональном переживании, которое связано с получением новой информации.

Уровни активности в познавательной деятельности::     репродуктивно-подражательная активность, при наличии которой у ребенка опыт собственной деятельности накапливается через опыт другого (сверстника, взрослого); поисково-исполнительная активность, являющаяся более высоким уровнем, так как характеризуется высокой степенью самостоятельности в познавательной деятельности.   творческая активность – самый высокий уровень познавательной активности при которой задачу ставит сам ребенок, а средства для ее решения подбирает нестандартные, оригинальные, не используя ранее заданный взрослыми шаблон.

Уровни активности в познавательной деятельности::

 репродуктивно-подражательная активность, при наличии которой у ребенка опыт собственной деятельности накапливается через опыт другого (сверстника, взрослого);

  • поисково-исполнительная активность, являющаяся более высоким уровнем, так как характеризуется высокой степенью самостоятельности в познавательной деятельности.

 творческая активность – самый высокий уровень познавательной активности при которой задачу ставит сам ребенок, а средства для ее решения подбирает нестандартные, оригинальные, не используя ранее заданный взрослыми шаблон.

Особенности развития познавательной активности   раннее выявление познавательной активности и как результат, интенсивное ее развитие и активное проявление в разных видах детской деятельности;    выражение интереса в вопросах, рассуждениях, сравнениях, экспериментально-поисковой и проектной деятельности;   проявление детьми познавательного интереса на уровне любознательности, любопытства;   познавательная деятельность приобретает форму инициативной преобразовательной активности.

Особенности развития познавательной активности

 раннее выявление познавательной активности и как результат, интенсивное ее развитие и активное проявление в разных видах детской деятельности;

 выражение интереса в вопросах, рассуждениях, сравнениях, экспериментально-поисковой и проектной деятельности;

 проявление детьми познавательного интереса на уровне любознательности, любопытства;

 познавательная деятельность приобретает форму инициативной преобразовательной активности.

Способы развития Одним из главных в ряде всех возможных вариантов являются всевозможные дидактические игры. Так мной была проведена игры под названием «Собери корзину». Задачи :- развивать память, внимание, мышление. - расширять и пополнять словарный запас слов. - воспитывать дух соперничества, желание доводить начатое до конца. - формировать представление о  фруктах ,  овощах ,  ягодах  и их полезных свойствах. Ход игры : Воспитатель предлагает группе из трех детей собрать каждому свою  корзину  и сравнить их по количеству. Если занятие индивидуальное, то ребенок выбирает какую  корзину  он будет собирать и приступает к сбору выбирая нужные карточки. Усложнение : собираем  корзины на время . При этом колличество изображений может увеличиваться .

Способы развития

Одним из главных в ряде всех возможных вариантов являются всевозможные дидактические игры. Так мной была проведена игры под названием «Собери корзину».

Задачи :- развивать память, внимание, мышление.

- расширять и пополнять словарный запас слов.

- воспитывать дух соперничества, желание доводить начатое до конца.

- формировать представление о  фруктаховощахягодах  и их полезных свойствах.

Ход игры : Воспитатель предлагает группе из трех детей собрать каждому свою  корзину  и сравнить их по количеству. Если занятие индивидуальное, то ребенок выбирает какую  корзину  он будет собирать и приступает к сбору выбирая нужные карточки.

Усложнение : собираем  корзины на время . При этом колличество изображений может увеличиваться .

Так же нельзя забывать про литературу. В зависимости от возраста ребёнка можно предложить детям, как простое слушание и рефлексию, так и предложить поставить сценку по прочитанной сказке. Важным моментом в построении такой работы, давать детям возможность действовать самостоятельно.

Так же нельзя забывать про литературу. В зависимости от возраста ребёнка можно предложить детям, как простое слушание и рефлексию, так и предложить поставить сценку по прочитанной сказке. Важным моментом в построении такой работы, давать детям возможность действовать самостоятельно.

Нельзя забывать, что кроме любопытства ребёнку так же нужно помогать тренировать произвольное внимание, устойчивости. Так с раннего возраста можно предложить детям такие игры как: «Что слышно?»; «Найди такой же». Предложенные игры нацелены на развитие слухового и зрительного анализатора, в зависимости от возраста и уровня подготовленности игры можно усложнять и добавлять новые задания, так, педагог может предложить прислушаться, что происходит за дверью и попросить рассказать об этом.

Нельзя забывать, что кроме любопытства ребёнку так же нужно помогать тренировать произвольное внимание, устойчивости. Так с раннего возраста можно предложить детям такие игры как: «Что слышно?»; «Найди такой же». Предложенные игры нацелены на развитие слухового и зрительного анализатора, в зависимости от возраста и уровня подготовленности игры можно усложнять и добавлять новые задания, так, педагог может предложить прислушаться, что происходит за дверью и попросить рассказать об этом.

Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка

Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка

Так же важно помнить, что главной задачей ставить развитие мозговой деятельности ребёнка, что в большинстве своём означает развитие межполушарного взаимодействия. Для этого есть масса нейросистем которые можно сделать в домашних условиях. Так, можно помогать развивать мелкую моторику.

Так же важно помнить, что главной задачей ставить развитие мозговой деятельности ребёнка, что в большинстве своём означает развитие межполушарного взаимодействия. Для этого есть масса нейросистем которые можно сделать в домашних условиях. Так, можно помогать развивать мелкую моторику.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:   1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. 2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

  • 1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника.
  • 2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
По каким критериям можно определить чем заинтересован ребёнок? 1. Внимание и особый интерес к предметам; 2. Эмоциональное отношение к предметам (удивление, недоумение, лукавство, то есть разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом); 3. Действия, направленные на распознавательные устройства предмета, понимание его функционального назначения. Общее количество этих действий – свидетельство интенсивности обследования. 4. Постоянное стремление к предмету, даже тогда, когда его нет.

По каким критериям можно определить чем заинтересован ребёнок?

1. Внимание и особый интерес к предметам;

2. Эмоциональное отношение к предметам (удивление, недоумение, лукавство, то есть разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом);

3. Действия, направленные на распознавательные устройства предмета, понимание его функционального назначения. Общее количество этих действий – свидетельство интенсивности обследования.

4. Постоянное стремление к предмету, даже тогда, когда его нет.

Способы развития Выражение заинтересованности к детям Эмоциональное проявление Продуманные дидактические игры и занятия Комфортное общение как с работниками садика, так и с родителями

Способы развития

  • Выражение заинтересованности к детям
  • Эмоциональное проявление
  • Продуманные дидактические игры и занятия
  • Комфортное общение как с работниками садика, так и с родителями
Дидактическая игра

Дидактическая игра "Нарядим солнышко" (Для детей 3 - 4 года)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!