СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира средствами образовательных веб-сайтов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов и содержит в себе методические рекомендации для развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира средствами образовательных веб-сайтов. В пособии представлен теоретический материал по развитию познавательной активности младших школьников, разработка и внедрение содержания приемов по повышению уровня познавательной активности младших школьников, конспект урока, который может успешно применяться в стенах образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира средствами образовательных веб-сайтов»»

Г.М. Шарафутдинова









«Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира средствами образовательных веб-сайтов»









МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Для учителей начальных классов









Уфа, 2022



Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира средствами образовательных веб-сайтов







Методическое пособие для учителей начальных классов







Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов и содержит в себе методические рекомендации для развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира средствами образовательных веб-сайтов. В пособии представлен теоретический материал по развитию познавательной активности младших школьников, разработка и внедрение содержания приемов по повышению уровня познавательной активности младших школьников, конспект урока, который может успешно применяться в стенах образовательного учреждения.











Составитель: Г.М. Шарафутдинова, студентка Института педагогики БГПУ им. М. Акмуллы

Рецензент: Л.К. Фаткуллина, кандидат педагогических наук, доцент

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

1. Сущность понятия «познавательная активность»………………………… 2. Разработка и внедрение содержания приемов по повышению уровня познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира средствами образовательных веб-сайтов…………………………………

3. Технологическая карта урока по окружающему миру «Здоровый образ жизни»……………………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..
































ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая деятельность учителя и ученика во многом сосредоточена на уроке. Качество обучения обучающихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем урока, его содержанием и методическим содержанием, атмосферой.

В настоящее время в учебном процессе все более актуальным становится использование приемов и методов обучения, формирующих умение самостоятельно приобретать знания, собирать необходимую информацию, формулировать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Все это говорит о том, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, дающие возможность организации самостоятельной учебной деятельности.

Во всех программах курса «Окружающий мир» для начальной школы авторы ставят общую цель не только для формирования знаний о природе и обществе, но и для развития ценностей по отношению к миру.

Для младших школьников принятие объекта в качестве ценности означает:

- открыть для себя его присутствие в окружающем мире и почувствовать его участие в нем;

- признать право на свое существование, уважать его «интересы»;

- быть осторожным в общении с «другим», помогать ему как можно лучше.

Обучая окружающий мир, младшие школьники оценивают предметы и явления с моральной, эстетической и экологической точек зрения.

Формы обучения и требования, которые использует учитель при выборе формы обучения:

1. Обеспечение возможности сенсорного познания предметов окружающего мира.

В основе процесса познания мира лежат сенсорные представления об объекте действительности, от этого зависит разнообразие информации об окружающих предметах и явлениях, глубина и точность сенсорных представлений. Это должен быть класс наблюдения, исследовательский класс или практический класс.

2. Принимая во внимание соответствующее сочетание репродуктивных, продуктивных и творческих методов познания.

Учитель должен хорошо осознавать, что страсть к репродуктивным методам обучения требует работы, в основном, над умственными процессами, такими как восприятие и память, и создает меньше условий для работы мысли и воображения.

В то же время очевидно, что без этих процессов невозможно развитие учебной и познавательной деятельности. Если учащимся необходимо овладеть учебной деятельностью, то есть научиться учиться («я могу научить себя»), это предполагает развитые познавательные интересы («мне нравится учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («я понимаю, почему я учусь»), элементарные рефлексивные качества (« Я умею принимать оценку учителя и объективно оценивать свою деятельность »). И, наконец, самое главное: младший школьник может ответить не только на вопрос «Что я делаю?», Но и на вопрос «Как мне это сделать?» Исходя из этого, особую ценность имеют уроки исследования и обсуждения.

3. Опора на занятия, актуальные для этого возраста.

Важно учитывать, что игра не только желанна, интересна, посильная для младшего школьника, но и очень ценна для формирования и развития учебной деятельности.

Уроки из окружающего мира предоставляют огромные возможности для организации детских игр разного типа - дидактических, ролевых, мобильных, конструктивных и др. Этим объясняется выбор особого вида урока - урока-игры.

4. Возможность развития познавательной инициативы и творческих способностей школьника.

1. Сущность понятия «познавательная активность

В современной педагогике нет общей трактовки определения понятия «познавательная активность». Основная цель урока — это не только попытаться понять теорию познавательной работы, но и определить систему, лежащую в основе такого сложного эмоционального действия.

С одной стороны, показать биологическую природу человека, лежащую в основе образования, характеризующую индивидуальное активное проявление. С другой стороны, чтобы продемонстрировать, что само общество, динамика детей, связь с окружающей их сферой, направленное формирование требуемых способностей способствуют долгосрочному проявлению познавательной активности, а также могут помочь детям социализироваться в этом обществе.

Познавательная деятельность может носить ситуационный характер или проявляться как устойчивые личностные качества со следующими характеристиками: инициативность, независимость, позитивное отношение к деятельности.

Самостоятельность и инициативность детей побуждают к активной познавательной деятельности и творчеству.

Итак, познавательная активность - это сугубо личностное качество, имеющее как биологическую природу (наследственность, особенности психических процессов, предпочтений), так и социальную (условия познания окружающей действительности и приобретенные навыки ее анализа, сформированные потребности, интересы в определенных профессии, вещи), определяющие успешную социализацию именно этого человека.

Проблема развития познавательной активности школьников, как показывают исследования, давно находится в центре внимания учителей. Педагогическая реальность каждый день показывает, что процесс обучения более эффективен, если ученик познавательно активен. Это явление зафиксировано в педагогической теории как принцип «образовательной активности и самостоятельности в обучении» [1, С.153].

Способы реализации основного педагогического принципа определены с точки зрения содержания понятия «познавательная активность».

В содержании понятия «познавательная активность», можно выделить несколько направлений. Некоторые ученые рассматривают познавательную деятельность как естественную склонность детей школьного возраста к обучению. Как известно, человеку свойственно стремление к знаниям. Это желание проявляется у ребенка с первых дней жизни.

Развивая идею единства физического и духовного развития, авторы находят важные педагогические средства развития познавательной деятельности. Так, например, для поддержания интереса к занятиям их следует прекращать до момента полного утомления. Таким образом, выделяется педагогический инструмент - регулирование учебной нагрузки и ее дозировки в зависимости от утомляемости обучающихся. Итак, естественное стремление к знаниям развивается в учебном процессе, когда оно регулируется учителем и организацией учебной деятельности ученика таким образом, чтобы в ней были задействованы разные стороны его умственной деятельности, как и другие области его жизни, например, в разговорах, играх, семейных мероприятиях или при встрече с товарищами.

Познавательная деятельность отражает определенную заинтересованность юных школьников в приобретении новых знаний, навыков и умений, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность в использовании различных способов действия для пополнения знаний, расширения знаний, расширения кругозора.

По большей части проблема формирования познавательной деятельности на личностном уровне, как показывает анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и способов формирования познавательных интересов. Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников выявляют процесс формирования познавательной деятельности младших школьников и определяют изменение содержания обучения, развитие обобщенных методов учебной деятельности, методов логического мышления.

Отраженные в педагогической литературе исследования внесли огромный вклад в развитие теории познавательной деятельности: они содержат оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Повышение эффективности обучения детей школьного возраста не снимает проблемы такого социально значимого качества, как познавательная активность. Его формирование в школьном возрасте положительно сказывается на развитии личности.

Развитие познавательной активности - идеальный вариант, когда ее формирование происходит постепенно, единообразно, в соответствии с логикой познания объектов окружающего мира и логикой самоопределения личности в среде.

Поэтому на основе проведенного анализа познавательная активность определяется, как изменяющаяся черта личности, что означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что проявляется в осознании цель деятельности, готовность к энергичным действиям и непосредственно в более познавательной деятельности.





2. Разработка и внедрение содержания приемов по повышению уровня познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира средствами образовательных веб-сайтов

Активная педагогика строится по схеме взаимодействия «учитель = ученик». Из названия понятно, что это методы, предполагающие равноправное участие учителя и учеников в образовательном процессе. То есть дети выступают равноправными участниками и творцами урока.

Соответствующие методы обучения:

- Кейс-метод: ситуация определяется (реальная или максимально приближенная к реальности). Учитель предлагает ситуацию, ученики должны изучить ситуацию, предложить возможные решения, выбрать лучшее из возможных решений.

- Проектный метод: включает независимый анализ заданной ситуации и умение найти решение проблемы. Методика проекта сочетает в себе исследования, исследования, методы проектирования и методики обучения в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Проектная деятельность ставит каждого обучающегося в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие идеи, учит работе в команде. Это приводит к сплоченности класса, развитию коммуникативных навыков. Это создает атмосферу общей увлеченности и творчества.

Каждый вносит свой вклад в общее дело и берет на себя ответственность за предпринятые действия. Опыт работы показывает, что обучающимся нравятся сложные проекты, поскольку у них есть возможность выбирать занятия в соответствии со своими личными интересами.

- проблемный метод - заключается в формулировании проблемы (проблемной ситуации, проблемной проблемы) и поиске решения этой проблемы посредством анализа похожих ситуаций (вопросов, явлений).

- метод развития критического мышления через чтение и письмо - метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. Методика предлагает собственную структуру урока, состоящую из этапов испытания и размышления.

- эвристический метод - сочетает в себе разнообразные игровые приемы в виде соревнований, деловых и ролевых игр, конкурсов, исследований.

- Метод исследования перекликается с методом проблемного обучения. Только здесь педагог формулирует задачу сам. Задача студентов - организовать исследование для изучения проблемы.

- Метод модульного обучения - содержание обучения разделено на дидактические блочные модули. Размер отдельных модулей зависит от темы, целей обучения, профиля студентов и их выбора.

Развитие познавательной активности младших школьников - один из важнейших учебных процессов. Развитая познавательная деятельность - основа для успешного дальнейшего обучения. Информационно-коммуникационные технологии - одно из самых эффективных средств развития познавательной активности при усвоении школьной программы, в том числе знаний, полученных на уроках экологии.

Процесс обучения и получения новых знаний в современной русской школе характеризуется интенсивным темпом и получением большого количества информации. Современный школьник должен иметь не только хорошую память, но и высокий уровень мотивации к учебе. Однако все чаще слышны мнения учителей, непосредственно участвующих в обучении детей, о том, что слишком много информации и объем работы, которую нужно выполнять дома, снижает не только интерес к обучению, но и познавательную активность в целом.

Эта тема особенно актуальна для младших школьников, которые только начинают свою учебную деятельность. Высокий уровень стресса может снизить интерес к обучению даже на ранних этапах учебного процесса. Для облегчения выполнения задач и более наглядного представления и знакомства с информацией в современной школе используются информационные и коммуникационные технологии.

Рассмотрим более подробно процесс развития познавательной активности младших школьников с помощью информационно-коммуникационных технологий на примере урока по окружающему миру. Познавательная активность — это деятельность, для которой характерно постоянное стремление к приобретению и систематизации новых знаний. Развитие познавательной активности приводит к самосовершенствованию, позитивному отношению к учебе и высокому уровню мотивации к учебной деятельности.

Познавательная активность - одна из важнейших причин учебной активности школьников. При условии, что познавательная деятельность с помощью преподавателя организована на высоком уровне, учащиеся с проблемами в обучении могут выйти на новый уровень обучения и быть заинтересованы в получении новых знаний [4,С. 12].

Проблема развития познавательной активности - одна из самых актуальных проблем всей системы образования. Формирование познавательной активности школьника невозможно без развития собственного познавательного процесса. Поэтому очень важно развивать познавательную активность учащихся, начиная с младших классов, с учетом особенностей развития младших школьников как возрастной группы.

Младший школьный возраст охватывает период, который считается одним из самых сложных в жизни ребенка, поскольку начинается новый этап развития не только в социальном плане, но и новый этап в жизни. развитие деятельности. Игровая деятельность перестает быть ведущей, основная деятельность - общение, выстраиваются новые отношения по вектору «учитель - ученик», «учитель - класс» и т. д. Учеба также является преобладающей деятельностью [2,С. 20].

В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Мышление приводит к качественной перестройке памяти, восприятия, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Дети младшего школьного возраста обычно мыслят определенными категориями. К концу младшего школьного возраста ученик должен научиться самостоятельно делать выводы, сравнивать, анализировать, находить различия и общие черты, устанавливать простые закономерности [2,С. 35].

Принимая во внимание важность младшего школьного возраста для развития личности ребенка, для формирования его познавательной сферы, как для успешности обучения, так и для развития личности, можно сказать, что развитие познавательной деятельности особенно в Начальный школьный возраст - прочная основа для еще одного успешного учебного процесса в целом.

Активизация познавательной деятельности у младших школьников требует интенсификации познавательного процесса. Активация может происходить с помощью таких средств, как:

- увеличение объема информации,

- ориентация на изучение личных интересов обучающихся,

- развитие навыков самосознания и использование информационных и коммуникационных технологий.

Информационные и коммуникационные технологии - это процессы и методы взаимодействия с информацией, ее демонстрации, обработки с использованием компьютеров, а также средств телекоммуникаций. Цели использования информационных и коммуникационных технологий в современной школе достаточно обширны, но самое главное - они направлены на то, чтобы облегчить работу учителя, наглядное представление учебных материалов, усиление мотивации учащихся к обучению и общее развитие познавательной деятельности [3].

Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют не только представлять учебные материалы, но и развивать у обучающихся разговорные навыки, разыгрывать роли и давать результаты самопознания.

Создание мультимедийных презентаций, использование интернет-ресурсов, работа с дидактическими играми и обучающими программами - все эти занятия широко используются как учителями, так и самими учениками при изучении предмета окружающего мира.

Рассматривая точку зрения исследователей на определение познавательной деятельности, можно сказать, что познавательная активность — это деятельность, характеризующаяся постоянным стремлением к приобретению и систематизации новых знаний.

Развитие познавательной активности приводит к самосовершенствованию, положительному отношению к учебе и сильной мотивации к учебной деятельности.

Познавательная активность - один из важнейших мотивов учебной деятельности школьников. При условии, что познавательная активность с помощью преподавателя организована на высоком уровне, учащиеся с трудностями в обучении могут выйти на новый уровень обучения и быть заинтересованы в получении новых знаний [4,С. 35].

Знания в области окружающего мира играют важную роль в жизни человека.

Уроки окружающего мира в начальной школе - это не только ознакомление с окружающей средой, но и рассмотрение вопросов экологической безопасности. Уроки экологии направлены на то, чтобы ученики знали об основных экологических угрозах сегодняшнего дня и о том, что наносит непоправимый ущерб природе. Урок может быть построен таким образом, чтобы теоретический материал можно было активно сочетать с практикой, например, наглядная демонстрация учебного материала, организация экскурсий и т. д.

Использование ИКТ на экологических уроках позволит обучить обучающихся ряду навыков, в том числе развитию познавательной активности. Развитие познавательной активности школьников первого цикла по экологии за счет использования информационно-коммуникационных технологий будет осуществляться при решении следующих задач:

- организация учебного процесса,

- подготовка презентаций и подбор материалов видео,

- организация открытых курсов,

- демонстрация результатов самостоятельной работы учащихся,

- стимулирование учащихся к поиску новых знаний в области окружающего мира.

Основным источником новых знаний на уроках является учитель. Информационно-коммуникационные технологии способствуют решению педагогических задач, таких как:

- повышение мотивации учащихся к обучению и поиску новой информации,

- развитие познавательной активности,

- решение задач, поставленных при подготовке к уроку,

- развитие у учащихся способности к обучению выстроить диалог как между собой, так и между учениками в группе и учителем.

Внедрение ЭОР на уроках окружающего мира рассматривается как источник дополнительной информации, способ самоорганизации учебной деятельности и работы обучающихся, а также способ организации подхода, ориентированного на личность учителя.

Использование электронно образовательных ресурсов учащимися на уроках окружающего мира может происходить следующими способами:

- подготовка индивидуальных и групповых проектов по определенным темам,

- поиск видео- и фотоматериалов, их оценка в классе и краткий анализ информации,

- подготовка мультимедийных презентаций на тему. При подготовке проектов, презентаций ученики не только учатся информационной грамотности, но и систематизируют информацию, представляют ее классу, совершенствуют публичные выступления.

Проведенная исследовательская работа способствует повышению интереса обучающихся, организации самостоятельного поиска дополнительной информации и повышению познавательной активности в целом.

Использование видео-уроков, которые входят в программное обеспечение учебно-методических комплексов, позволяет обучающимся наглядно продемонстрировать материал по заданной теме урока. Приобретение всесторонних знаний повысит мотивацию младших школьников к изучению экологических проблем, повысит успеваемость и улучшит отношения внутри школьного коллектива (путем подготовки проектов и коллективных презентаций).

Таким образом, развитие познавательной активности школьников младшего школьного возраста в области окружающего мира средствами электронно образовательных ресурсов - это процесс, к организации которого необходимо подходить с особой тщательностью.

Процедура считается эффективной, если у школьников достаточно развита познавательная активность при обращении с информацией, повысилась мотивация к изучению предмета «окружающий мир» и успеваемость по этому предмету, а также обучены способности к самостоятельному поиску информации, возросла тематика и интерес к организации тематических занятий и детальному изучению актуальных экологических проблем.

Как один из самых интересных и разнообразных предметов «Окружающий мир» в начальных школах уделяется особое внимание. Именно эта школьная дисциплина, несмотря на сложность и разнообразие курса, дает возможность учащимся развивать непосредственный интерес к природе и человеку, к миру явлений реальности, что развивает любопытство учеников начальной школы, их способность к нравственности, эстетическое восприятие и понимание мира живой и неживой природы. Задача учителя начальной школы - приблизить младших школьников к познанию мира во всем его разнообразии и сделать материал интересным для курса.

Решение проблемы формирования познавательного интереса к обучению в целом и к урокам окружающего мира, в частности, приобретает особую актуальность в процессе использования мультимедийных технологий, ориентированных на самостоятельную поисковую деятельность школьников.

Мультимедийные технологии способствуют развитию логического мышления, формированию рефлексивно-оценочных, поисковых, коммуникативных и презентационных навыков учащихся. Этот творческий процесс учебного взаимодействия преподавателя и ученика, в результате которого формируется активная познавательная, исследовательская позиция, познавательная инициатива, самостоятельность и личностное мировоззрение младшего школьника, требует глубокого методологического осмысления в современном образовательном процессе.

Необходимость дальнейшего изучения педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников по предмету окружающего мира на основе использования мультимедийных технологий определила тему аттестационной работы.

Использование мультимедийных технологий будет способствовать развитию познавательного интереса младших школьников к урокам окружающего мира, если учитель начальных классов:

– систематически организует изучение предмета на основе сочетания презентационного материала со словесными методами обучения;

– использует игровые методы и приемы, проблемные задачи и задания поисково-исследовательского характера, алгоритмизированные компьютерные задания, дидактические межпредметные игры, занимательный материал при подготовке уроков с мультимедийным сопровождением;

– вовлекает учащихся в подготовку к уроку и совместную рефлексивно-оценочную деятельность при выполнении обучающих, тренировочных и контролирующих компьютерных задач.

Использование заданий с мультимедийным сопровождением способствует в целом развитию интереса младших школьников к урокам окружающего мира, формирует наблюдательность, интерес к окружающей жизни.

Давайте рассмотрим электронный образовательный веб-сайт, на тему «Здоровье и безопасность».

Данный образовательный ресурс предназначен для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе по предмету «Окружающий мир» среди обучающихся младших классов. Что в свою очередь предоставляет обучающимся возможность изучать предмет, осознавать познавательную роль; читать и слушать, получать необходимую информацию, а также самостоятельно находить ее и понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической, модельной форме.

Этот цифровой ресурс опубликован на сайте https://interneturok.ru/subject/okruj-mir/class/3.

Разберем более подробно один из уроков. Занятие включает в себя наглядный видео урок, текстовый урок, тренажеры, тесты и вопросы.

Использование предлагаемого цифрового ресурса на уроках окружающего мира обеспечивает развитие следующих функций:

  1. Образовательная. Ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность младших школьников к дальнейшему образованию, к сознательному усвоению знаний естественнонаучного и социального содержания.

  2. Развивающая. Акцентирует внимание на обучении в процессе изучения окружающего мира основных составляющих учебной деятельности: принятие учебной задачи, различение практических и педагогических задач, выбор соответствующих средств ее решения. Определение способа создания учебного задания; Мониторинг и оценка. Построение алгоритма и др. Результат работы учащегося с ЭУП усиливает развивающий эффект обучения: формирование качественных характеристик восприятия, воображения, внимания, мышления и других мыслительных процессов.

  3. Воспитывающая. Определяет возможность формирования правильных отношений между учеником и окружающим миром, его этическими, моральными, эстетическими, правовыми и другими нормами. Возможность индивидуальной работы с УП создает благоприятные условия для развития педагогической и познавательной мотивации, осознанного личного принятия стандартов жизни в естественной и социальной среде.

Проанализирова ЭУП можно выделить следующие положительные стороны:

- интересный способ подачи учебного материала в виде видеоуроков, большое количество которых уже отснято;

- систематическая запись материала ( т.е. у ребенка нет возможности - пропустить урок по любой причине, он не перейдет к новой теме, пока не усвоит предыдущую)

- возможность обучения по индивидуальному графику (удобно для обучающихся удаленно по любым причинам - спорту, состоянию здоровья, погодным или транспортным условиям)

- Отличный помощник для учителя портал дает отличную основу для подготовки учителя к уроку, адаптации учебной программы, составления дополнительного материала в виде тестов, презентаций, иллюстраций или сценариев.









3. Технологическая карта урока по окружающему миру «Здоровый образ жизни»

Предмет: окружающий мир

Класс: 3.

Тема урока: Здоровый образ жизни

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока:  

- изучить внешние факторы, которые оказывают влияние на организм;

-узнать, как можно помощь организму;

- изучить такие понятия как: активной образ жизни, правильное питание; гигиена человека, тренировка ума;

-изучить существующие примеры здорового образа жизни;

Планируемые результаты: 

Личностные: устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом. 

Метапредметные: 

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по существенным признакам, построение логической цепи рассуждений. 

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать правильность выполнения действия. 

Предметные:

Соблюдать правила здорового образа жизни, чтобы чувствовать себя всегда бодро, свежо и хорошо, а так же для того, чтобы уметь справляться и предотвращать в дальнейшем большинство болезней в организме.

Этапы урока

I. Мотивация к учебной деятельности

- Начинаем урок по окружающему миру. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи! 

- Продолжите фразу: 

«Если я буду хорошо знать правила здорового образа жизни, то смогу…. 

( улучшить свое здоровье, повысить иммунитет, хорошо учиться, быть ловким и умелым…)

II. Актуализация знаний с использованием приема критического мышления «Верно - неверно».

- Что относится к вредным привычкам?

- Вспомните, что вы знаете о здоровом образе жизни. Я буду вам читать высказывания ученика, если вы согласны, пишите в строчке знак «+», если нет – знак «-»

1. Правильное питание – это гамбургеры, картошка фри, пепси кола.

2. Активный образ жизни – это утренняя зарядка, ходьба, бег, активные и подвижные игры;

3. Гигиена человека – это умываться утром и перед сном, мыть руки перед едой;

4. Тренировка ума – это бес конца играть в компьютерные игры, смотреть телевизор сутками на пролет.

- Проверьте свою работу, сверяя со слайдом.

- Оцените свою работу на листе самооценки.

III. Постановка проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока.

На слайде.

Правильное питание – рисунок 5.

Рисунок 5 – слайд с изображением правильного питания

Активный образ жизни – рисунок 6.

Рисунок 6 – слайд с изображением активного образа жизни

Гигиена человека – рисунок 7.

Рисунок 7 – слайд с изображением гигиены человека

Тренировка ума – рисунок 8.

Рисунок 8 - Слайд с изображением тренировки ума

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

(Здоровый образ жизни)

-Какую задачу поставите перед собой?

( Выяснить, что такое здоровый образ жизни и как правильно его соблюдать)

IV. Открытие нового знания.

- Вы выступите в роли исследователей, работа эта ответственная.

1) Составим план исследования.

1. Исследуем наш организм;

2. Определим внешние негативные факторы, которые влияют на наше здоровье;

3. Выясним как помочь нашему организму.

4. Сделать вывод.

2) Работа в парах.

-Обсудите в парах. Как вы ведете свои образ жизни. Можно ли назвать его здоровым образом жизни.

- К какому выводу пришли?

-Составим распорядок дня здорового человека

1. Подъем, зарядка

2. Гигиенические процедуры

3. Завтрак

4.Дорога в школу, на работу

5. Пребывание в школе, на работе

6. Дорога из школы, с работы

7. Обед

8. Прогулка на свежем воздухе

9. Выполнение домашних заданий

10. Полдник

11. Помощь по дому

12. Ужин

13. Свободное время

14. Подготовка ко сну. Гигиенические процедуры

15. Сон

-Для чего нужен распорядок дня?

- Вы решили поставленную задачу?

-Оцените свою работу.

V. Физкультминутка.

Раз-подняться, потянуться

Два-согнуться, разогнуться,

Три-в ладоши три хлопка, головою три кивка

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

VI. Первичное закрепление материала. Работа с видеофрагментом.

-Посмотрите видеофрагмент на площадке interneturok.ru и ответьте на вопросы.

- Давайте потренируем свои знания.

Перейдем на сайт interneturok.ru и включим тренажер №1 (рисунок 9)

Рисунок 9 – фрагмент тренажера на тему «Здоровый образ жизни»

-Чему вы сейчас научились? Оцените свою работу.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой

- Закрепив свои знания на тренажерах, давайте выполним тестовые задания и проверим себя самостоятельно.

Перейдем на сайт interneturok.ru и включим тест к уроку Здоровый образ жизни (рисунок 10).

Рисунок 10 – фрагмент теста на тему «Здоровый образ жизни»




VIII. Рефлексия учебной деятельности.

-Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока.

(- изучить внешние факторы, которые оказывают влияние на организм;

-узнать, как можно помощь организму;

- изучить такие понятия как: активной образ жизни, правильное питание; гигиена человека, тренировка ума;

-изучить существующие примеры здорового образа жизни.)

- Сравните свои выводы, зайдем на «interneturok.ru» и прочитаем правило по нашей теме урока.





















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие познавательной активности школьников младшего школьного возраста в области окружающего мира средствами электронно образовательных ресурсов — это процесс, к организации которого необходимо подходить с особой тщательностью.

Мультимедийные технологии способствуют развитию логического мышления, формированию рефлексивно-оценочных, поисковых, коммуникативных и презентационных навыков учащихся.

В настоящее время в учебном процессе все более актуальным становится использование приемов и методов обучения, формирующих умение самостоятельно приобретать знания, собирать необходимую информацию, формулировать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Все это говорит о том, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, дающие возможность организации самостоятельной учебной деятельности.


























ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабкина Н.В., Горшкова О.Д. Наши коллеги // начальная школа. - 1997 - №3 Баженова, Л.М. Медиаобразование как средство художественного развития младших школьников[Текст] / Л.М. Баженова // Начальная школа. - 2002. - №5. - С.50-54.

  2. Вахрушев, А.А. Окружающий нас мир: учебник - тетрадь для первого класса четырех лет.нач. шк. Я и мир вокруг нас. Часть 1. [Текст] / А.А. Вахрушев. - М.: Баллас, 1997. - 64с.

  3. Денисенкова, Н. С. Особенности познавательной активности детей среднего дошкольного возраста в нормативной ситуации. Ребенок в нормативном пространстве культуры. Региональная научно - практическая конференция, посвященная 70-летию памяти Л.С. Выготского [Текст] / Н. С. Денисенкова, Е. Е. Клопотова. - Москва - Бирск, 2004. - С. 80 - 89.

  4. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений [Текст] / А. В. Запорожец. - М.: Просвещение, 1960. - 430 с.

  5. Запорожец, А. В. К вопросу о формах и структуре детских эмоций [Текст] / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович // Вопросы психологии. – 1974. – Т. 6.

  6. Землянухина, Т. М. Особенности формирования любознательности [Текст] / Т. М. Землянухина // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 11. - С. 11-16.

  7. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования. [Текст] / И. Комарова. // Народное образование. - 2006. - №2. - С.157 - 159.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!