СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие познавательного интереса учащихся к предмету математике на уроках в рамках ФГОС».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательного интереса учащихся к предмету математике на уроках в рамках ФГОС».»

«Развитие познавательного интереса учащихся

к предмету математике на уроках в рамках ФГОС».

(Учитель математики: Гетикова Н.Н

2019-2020 учебный год).

Урок – основная форма проведения учебных занятий в школе. Меняются цели и содержания образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не совершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. В процессе их общения у последнего формируются взгляды, направленные на объективную оценку реальности. А каким же видят современный урок наши ученики?

Наши ученики хотят, чтобы учеба не только приносила пользу, но и проходила комфортно и интересно, была доступна, позволяла им заниматься творчеством, доставляла радость и желание учиться. Современный урок, как того требует закон об образовании, должен удовлетворять требованиям, утвержденным ФГОС, которые формируют у учащихся подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

Основной акцент в современном образовании ставится на активную и результативную деятельность ребенка, расширение его информационного поля деятельности с помощью различных информационных источников, а также осуществления связи с повседневной жизнью.

Основная задача каждого учителя – развить мышление ребенка средствами своего предмета, связывая темы своего курса, как с родственными, так и с другими учебными дисциплинами, обогащая ученика знаниями и расширяя его кругозор. Поэтому одной из актуальных проблем образования сегодня является проблема познавательного интереса учащихся.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддерживать у учащегося интерес к изучаемому материалу и активность на протяжении всего урока. Для того чтобы пробудить у ученика желание самостоятельно открывать для себя новое, докапываться до истины, есть только одно средство – интерес. Развитие и постоянное поддержание которого зависит от методики преподавания и от того на сколько умело будет организована учебная работа.

Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов, который должен использоваться в обучении школьников. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. При правильной организации деятельности учащихся, познавательный интерес может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие.

Однако, учение и другие виды познания не всегда правильно соотносятся друг с другом, более того, они иногда вступают в острый конфликт. Ученик может быть весьма любознательным, интересоваться техникой или историей и при этом равнодушно относиться к учебным занятиям в школе. Более того, увлеченный своим любимым занятием, он может не выучить урок. Увлечение техникой или историей, как познавательная деятельность, становится его любимым делом, а учеба начинает вызывать неприязнь. Задача учителя школы, задача ученых-педагогов и психологов заключается в том, чтобы устранить такого рода противоречия.

Необходимые условия для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности:

1. Возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Чем активнее будут методы обучения, тем легче вызвать интерес учащихся к учению. Основное средство воспитания устойчивого интереса - использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

2. Создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Для всех интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса.

3. Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие возникновения интереса к ней. Но трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает.

4. Материал и приемы учебной работы должны быть достаточно, но не чрезмерно разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Один из приемов возбуждения у учащихся познавательного интереса - это показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала - важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако, познание нового должно опираться на уже имеющиеся у школьника запас знаний. Использование прежде усвоенных знаний - одно из основных условий появления интереса. Одним из существенных факторов возникновения интереса к учебному материалу является его эмоциональная окраска, живое слово учителя.

Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же ученики занимаются с охотой, то обучение идет совсем по-другому.

В настоящее время различают три группы условий стимулирующих развитие познавательных интересов.

Первая - связана с содержанием учебного материала. К ней относится новизна содержания, обновление уже усвоенных фактов, исторический подход к сообщаемому материалу.

Вторая - организация процесса обучения. К ним относятся различные формы самостоятельной работы учащихся - проблемное обучение, исследовательский подход к изучаемому материалу, творческие работы.

Третья - определяется отношениями, складывающимися между учениками и учителем. Сюда относят способности учащихся, увлеченность преподавания самого учителя, его готовность придти на помощь ученикам, вера в их силы и возможности.

Все рассмотренные выше условия, стимулирующие возникновение и развитие математических интересов можно более подробно раскрыть следующим образом.

Первая группа, связанная с содержанием, включает в себя:

- решение задач повышенной трудности и удовлетворение, получаемое учениками при решении подобных задач;

- новизна и разнообразие материала школьного курса математики, сведения из истории науки, обогащение содержания предмета;

- сила и изящество методов вычислений, исследований и доказательств.

Вторая группа, характеризующая организацию учебного процесса, рассматривает:

- разнообразные системы уроков, нешаблонное их построение, включение по мере возможности в каждый урок новых элементов;

- разнообразие форм домашнего задания;

- увлекательное проведение уроков, активизацию деятельности учащихся, организацию творческих работ, соревнований, дидактических игр, использование Т.С.О.

Третья группа, рассматривающая интересы личности, включает в себя:

- прирожденные математические способности;

- успех в изучении предмета и поощрение;

- влияние родных и близких;

- способность учителя увлекательно излагать материал;

Действие практически всех этих условий в значительной степени зависит от учителя, его знаний, умений и мастерства. Учитель не определяет содержание курса математического образования, но он может обогатить его, привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту и мощь методов математики. Учитель должен быть, сдержан и терпелив и никогда не допускать грубости по отношению к ученику. Благотворно влияет на формирование интереса и похвала учителя и различные способы поощрение ученика.

Задача учителя: сформировать познавательный интерес как устойчивый мотив познавательной деятельности, что составляет прочную основу и направленность личности, и её отношение к учению, к духовным ценностям.

Развитие математических способностей учащихся с помощью активизации учебно-познавательной деятельности.


Способности - это индивидуальные особенности людей, которые не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, но от которых зависит приобретение знаний, умений и навыков. Учебные способности определяют успешность обучения и восприятия, усвоения знаний, умений и навыков.

Рассмотрим возможности развития математических способностей учащихся. Можно выделить целый комплекс компонентов, неразрывно связанных друг с другом, которые могут быть развиты под влиянием обучения. Охарактеризуем развитие математических способностей по следующим компонентам:

· формальное восприятие материала;

· обобщение математического материала;

· свернутость математического мышления;

· гибкость мыслительного процесса;

· стремление к своеобразной экономии умственных усилий;

· математическая память.

Виды современных технологий, способствующих развитию познавательного интереса.

Педагогическая деятельность учителя неразрывно связана с мастерством, творчеством, изучением передового опыта. Учитель должен уметь прогнозировать свои действия и внедрять в практику все ценное, передовое, накопленное ведущими педагогами. Педагогика предлагает использовать при работе с учащимися следующие технологии:

- технология организации самостоятельной деятельности школьников;

- технология организации исследовательской деятельности школьников;

- технология организации проектной деятельности школьников;

- технология проблемного обучения;

- технология развития критического мышления;

- технология диалогового взаимодействия;

- технология «Педагогическая мастерская»;

- технология кейсов.

Рассмотрим подробнее каждую из технологий.

1. Технологи организации самостоятельной работы школьников.

Цель данной технологии заключается в том, что учащийся самостоятельно (или с помощью педагога) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии. Технология организации самостоятельной работы включает несколько этапов: подготовительный, этап целеполагания, деятельностный, рефлексивный и аналитический. Основная задача педагога сводится к организации учебно-познавательной деятельности школьника и конструированию информационно-образовательной среды.

2. Технология организации исследовательской деятельности.

Это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира под руководством

специалиста, которым может быть учителя-предметника или научный сотрудник. Учебная исследовательская деятельность включает в себя три основные фазы: проектирования, технологическая фаза и рефлексивная фаза. Для отработки навыков, необходимых при подготовке учебного исследования (умения выявлять противоречия и проблемы, ставить цели, выдвигать гипотезы, планировать эксперимент), на уроках в основной школе можно использовать задания по работе с научно-познавательными текстами.

3. Технология организации проектной деятельности.

Проектная деятельность – это последовательная совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Этапы проектной деятельности: подготовительный (подготовка проектного задания), технологический (разработка плана проекта и его реализация), завершающий (презентация проекта, самооценка и рефлексия результата).

4. Технология проблемного обучения.

Проблемное обучение – это процесс обучения, создающий систему проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. Проблема может создаваться самим педагогом, независимо от того является ли она отражением реально существующего в науке противоречия или носит методический характер. Педагог может так же использовать реальную проблемную ситуацию, которая существует в науке.

5. Технология развития критического мышления.

Цель данной технологии – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Основу данной технологии составляет базовая модель трех стадий: вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации), реализация смысла (получение новой информации), рефлексия

( осмысление, рождение нового знания). В ходе работы этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить логические цепочки доказательств, ясно выражать свои мысли.

6. Технология диалогового взаимодействия.

Технология представляет собой чередование разговора двоих и разговора нескольких (один говорит, а остальные слушают).

Для организации учебной деятельности по данной технологии необходимым условием является организация работы в одной из четырех форм (индивидуальной, парной, групповой и коллективной). При такой работе каждый ученик, приобретая опыт личностного взаимодействия в обучающем диалоге, имеет возможность развивать свои индивидуальные способности и качества личности, преобразуясь согласно достигнутому уровню понимания себя.

7. Технология « Педагогическая мастерская».

Цель данной технологии – затронуть внутренние пружины сознания, погрузить ученика в познавательный интерес. Тема мастерской не объявляется, так как мастерская – это путь учеников к самостоятельному открытию темы.

Сущность данной технологии заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям:

· актуализация личного жизненного опыта каждого ученика;

· доступность задания, снимающая внутреннее препятствие для включения в деятельность по его выполнению;

· возможность выбора вариантов по выполнению задания;

· внутренняя связь задания с основной идеей мастерской.

Педагог, создавая мастерскую, должен руководствоваться идеей о том, что ценности не заучиваются, а переживаются, затрагивая личностное, смысл которого спрятан глубоко в душе каждого человека.

8. Технология кейсов.

Технология кейсов – педагогическая технология с использованием практических ситуаций (кейсов). В основе технологии кейсов лежит имитационное моделирование, то есть использованию этого метода в обучении учащихся должна предшествовать разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием реальной жизненной ситуации или профессиональной деятельности.

В основе разработки ситуации (кейса) лежит:

- констатация ряда событий;

- описание конкретной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия людей, то есть моделируется соответствующий содержанию обучения процесс в реальных условиях.

Этапы организации урока с использованием кейс-технологии: подготовительный (учитель разрабатывает соответствующую «конкретную» ситуацию и сценарий занятия), ознакомительный (знакомство учащихся с информацией), аналитический (обсуждение, анализ ситуации), итоговый (диспут, сопоставление итогов). Для разработки кейсов учителю необходимо понимание того, какие ситуации могут быть использованы в кейсах и как проектировать кейс.

Формы организации обучения, направленные на развитие познавательного интереса.

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики можно проводить в рамках классного и внеклассного мероприятия.

Классная работа по математике призвана решать две основные задачи:

1) повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности;

2) способствовать возникновению интереса у большинства учеников, привлечению некоторых из них в ряды "любителей" математики.

Систематической классной работой по математике должно быть охвачено большинство подростков, в ней должны быть заняты не только ученики, увлеченные математикой, но и те учащиеся, которые не тяготеют ещё к математике, не выявили своих способностей.

В математике столько серьёзного, способного заинтересовать и увлечь учащихся, что она по своим возможностям в развитии математического мышления может поспорить со многими предметами школьной программы. Прелесть решения занимательных задач, парадоксов, фокусов, раскрытие головоломок и софизмов и должен испытать каждый учащийся.

Внеклассная работа по математике призвана решать три основные задачи:

1. Способствовать развитию интереса у большинства учеников.

2. Углубить теоретические знания и практические навыки учащихся.

3. Организовать досуг учащихся в свободное от учёбы время.

Формы проведения внеклассных занятий и приёмы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть разнообразными, выбираться с учётом возрастных особенностей учащихся, должны быть рассчитаны на различные категории учащихся: интересующихся математикой и одаренных учащихся и на учащихся, ещё не проявивших интереса к предмету. Внеклассная работа по математике должна быть массовой по охвату и познавательной, активной, творческой относительно деятельности учащихся. Игры и игровые формы должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей. Цель введения их состоит в том, чтобы удачно соединить игровые и учебные мотивы и в такой деятельности постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным, познавательным.  

В старших классах школы все большее значение приобретает такая форма работы как элективные курсы. Курсы по выбору предлагают учащимся 9 классов рассмотреть всевозможные области применения математики в современном мире, расширить и углубить знания по некоторым вопросам математики.

Элективные курсы предназначены для учеников 10-11 классов, собирающихся после окончания школы поступать в высшие учебные заведения, в которых предъявляются достаточно высокие требования к математической подготовке абитуриентов. С их помощью решается конкретно практическая задача – подготовка к конкурсному экзамену по математике.

Стимулирование познавательного интереса можно разделить на два вида: по содержанию и по методам учебной деятельности. Стимулы действуют во взаимосвязи, и в различных классах и в составе различных предметов имеют свою модификацию и по-разному влияют на интерес. К побуждающим стимулам содержания обучения относятся: новизна учебного материала, исторический подход к содержанию знаний, обновление уже усвоенных знаний, практическая значимость содержания знаний. Рассмотрим возможности реализации каждого из этих стимулов на примере учебного материала.

1. Новизна содержания материала.

Стимул новизны находит своё выражение также в содержании, выходящем за пределы программы. Это желание развить кругозор учащихся, приобщить их к широкой жизни, более основательно подкрепить воспитательный процесс. Новизна в первую очередь связана с содержанием информации и способами её подачи. Особенно необходимо это учитывать в IV-V классах, так как в этом возрасте школьники всё ещё выясняют, кто из них самый-самый. Поэтому в этих классах в начале урока, как правило, даются различные примеры на проявление наблюдательности, внимания, выдумки, фантазии.

Перечислим лишь некоторые способы организации начала урока.

1.Предлагается задача, которая решается только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку.

2. Даётся задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками.

3. На доске записаны уравнения или числовые выражения, или неравенства и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.

4. Даётся обычная традиционная задача с традиционным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное решение.

5. Обсуждаются различные способы решения задачи, заданной на предыдущем уроке. Как правило, это задача, решение которой требует исследовательской работы. Однако она должна быть необычной, интересной, но доступной для всех учащихся.

6. Если же на дом было задано сочинить сказку или составить математический кроссворд, или ребус, или математическую задачу, то естественно начинать урок с представления наиболее удачных работ.

7. Рассматривается некоторая математическая проблема, которая ещё не обсуждалась в классе. Ученики намечают план поиска её решения.

При организации фронтальной работы на уроке алгебры в 8 классе в начале урока по теме: "Что такое функция" можно дать такое задание:

Решить анаграммы и исключить лишнее слово:

ачазда, пемеренаня, уеренавни, цияфунк.

Рассуждения учащихся следующие: исходные слова – задача, переменная, уравнение, функция. Задачу можно решить с помощью уравнения, содержащего переменную. Значит, лишним будет слово "функция". Сразу же возникает вопрос "Что такое функция?" Таким образом, можно перейти к изложению нового материала.

2. Обновление уже усвоенных знаний.

Любая получаемая человеком информация интересна для него только тогда, когда в ней есть и новое, и старое, уже знакомое. Совершенно незнакомое будет непонятным и, следовательно, неинтересным, а старое без элемента новизны не привлечет внимания. Новое, незнакомое интересно тогда, когда в опыте человека уже есть что-то такое, с чем это новое можно сопоставить. Понимание и есть установление связи известного с ещё неизвестным, но актуальным.

Заключение.

Познавательный интерес представляет собой важный элемент учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий: уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью), характером (многосторонними, широкими интересами), местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием, своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера), связью с жизненными планами и перспективами. Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного интереса на личность школьника. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.


Список литературы.

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984.

  2. Возрастная и педагогическая психология.//Под ред.А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1990. - С.101-215.

  3. Гликман И. Искусство возбуждения, или как пробудить у школьников желание учиться.//Директор школы.-2003.-№2.-С.51-60.

  4. Демченкова Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся.//Математика-пр.к «Первое сентября».-2004.-№19.- С.2-4.

  5. Демченкова Н.А., Моисеева Е.А. Система математических задач как средство формирования познавательного интереса к математике/Актуальные проблемы обучения математике.-Т.2.-Орел: изд.ОГУ, 2002.-С.173-176.

  6. Дружинин Б. На математике мы все сочиняем…-ИМР-//Народное образование, 2001.

  7. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпритация: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений.-2-е изд., испр.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.-С.82-89.

  8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить.- М.: Просвещение, 1990.

  9. Извеков В., Климова Е., Работкина В.Механизм живого интереса.//Директор школы.-2004.-№2.

  10. История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)»/М.Ф.Шабаева, В.А.Ротенберг, И.В. Чувашаев и др.; Под ред. Л.Н. Литвина.- М.: Просвещение, 1989.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!