СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательного интереса через обучение работе с текстом по истории математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена разработке системы упражнений по работе с математическим текстом, позволяющей развить познавательный  интерес учащихся, а также развить умения работать с научным текстом. Рассматриваются основные приемы работы с текстом. Приводится список умений необходимых при работе с текстом вообще и математическим текстом в частности.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса через обучение работе с текстом по истории математики.»

Развитие познавательного интереса через обучение работе с текстом по истории математики.

Кравчук Е.В., учитель математики

Статья посвящена разработке системы упражнений по работе с математическим текстом, позволяющей развить познавательный интерес учащихся, а также развить умения работать с научным текстом. Рассматриваются основные приемы работы с текстом. Приводится список умений необходимых при работе с текстом вообще и математическим текстом в частности.

Cognitive interes development through text on mathematics stories studing acquisition.
Kravchook E.V., teacher of math


The article is aimeded  to elaborate exercise system to stud mathematical text, allowing student's cognitive interes development, as well as to develop science text studying knowledge. The list of skills necessary to work with the text in general and mathematical text in particular is provided.

Уже в школе нужно привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, воспитать у него внутреннее побуждение расширять свой общий и профессиональный кругозор, чтобы стать специалистом, который способен быть не только хорошим исполнителем задачи, но и совершенствовать свой труд, поднимать его на уровень творческой деятельности. Следовательно, актуальной проблемой современного образования является формирование и развитие познавательных интересов учащегося.

Познавательный интерес, по мнению психологов, является значительным мотивом учебной деятельности. Потому что, во-первых, он раньше, чем другие мотивы осознается учеником. Во-вторых, ему отдают предпочтение большинство учащихся. В-третьих, он является бескорыстным мотивом. В-четвертых, существенно меняет саму деятельность, то есть влияет на ее характер, протекание и результаты. В-пятых, он не обособлен, то есть развивается в кругу других мотивов и взаимодействует с ними.

Большой и благодатный материал в деле воспитания у учащихся устойчивого интереса к учению дают историко-математические сведения.

От эмоциональности ученика зависит работа его памяти. Если ученик неравнодушен к изучаемому материалу, если предмет вызывает у него интерес, тогда запоминание происходит как бы само собой, без особых усилий. Человеческая память недолго хранит то, что не затрагивает чувств. Только там, где разум и чувства в союзе, осуществляется глубокое понимание.

В процессе обучения математике учащиеся широко используют основную учебную литературу; однако дополнительную литературу по математике все еще читают немногие, причем это чтение не носит организованного характера. Между тем обучающее значение работы учащихся с дополнительной литературой по математике, и в частности, по ее истории, весьма велико, так как именно эта работа способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и развитию у них устойчивого интереса к математике.

Большую роль в привитии интереса к математике может и должна играть история математики. Само собой разумеется, что ни один учебник не может вместить необходимые сведения по этому вопросу. Поэтому, видится необходимость создания книги (материалов) по внеклассному чтению, посвященной вопросам истории математики.

На первых этапах существует необходимость подготовки к каждому тексту ряда вопросов, ответ на которые акцентирует внимание на главных мыслях, заложенных в нем. Использование вопросов по тексту гарантирует внимательное его прочтение.

Постоянное использование готовых вопросов не позволит развиваться умениям работы с текстом. А потому следующим заданием может послужить то, что учащийся после прочтения должен самостоятельно выработать список вопросов. Далее можно просить учащихся по ходу прочтения текста выделить ключевые слова в нем, составить словарь терминов, составить тезисный план. Решить задачу так, как ее решали наши предки. Выполнить арифметические действия старинными способами. Решить старинные задачи, в том числе и занимательные.

Разобьем работу над текстом на этапы:

Работа с текстом.

Работа с текстом (научным, научно-популярным) по истории математики

1. Прочитать заглавие текста.

2. Прочитать весь текст.

3. Выделить главную мысль.

4. Разбить на части, выделив главную мысль каждой части.

5. Пересказать, ответить на вопросы, высказать отношение.

1. Прочитать заглавие текста.

2. Прочитать весь текст:

1) умение делать записи по ходу прочтения текста.

2) словарная работа, работа с дополнительными источниками.

3. Прочесть текст второй раз.

4. Выделить главную мысль текста. Доказать.

5. Составить расширенный план, законспектировать, ответить на вопросы, написать реферат, подготовить сообщение или доклад, подготовить презентацию и т.д.

Рассмотрим одну из возможных форм организации деятельности учащихся в процессе изучения математики: составление учащимися историко-математического справочника по следующим компонентам: термин, тема, в которой впервые встречается или употребляется данный термин (1), его дословный перевод (2), современное значение термина (3), историко-математическая справка (4).

1

Процент. 5 класс. «Понятие процента».

2

Слово происходит от латинских pro centum- «со ста», «на сто».

3

Для обозначения одной сотой числа употребляют слово процент.






4

Слово вошло в математику из купеческого и финансового обихода. Относительно происхождения обозначения % существует несколько мнений. Порядковые числительные писались так: - первое, - второе, так что С означало «сотое». В итальянских рукописях XV века слова per cento стали писать perC, pC, pC , затем р÷ и, наконец, ÷. Косая черточка % появляется в середине XIX века из типографских соображений. По другим источникам обозначение % произошло от искажения записи ctо - сокращение слова cento. В «Коммерческой арифметике» 1685 года наборщик принял ctо за дробь и напечатал его в виде %. Благодаря этому знак % стал употребляться для обозначения процентов и с середины XIX века получил всеобщее признание.


Необходимо чтобы учащиеся вели дневник внеклассного чтения. Который и будет проверяться учителем. Так как для устных ответов, по поводу прочитанного, на уроках времени не достаточно. Задания к текстам должны выполняться, либо в дневнике, либо в математическом словаре. В современных условиях выполнение заданий потребует электронных носителей (составление компьютерной презентации по теме изученного). Содержание статей призвано повысить интерес к изучаемому предмету, позволит расширить кругозор учащихся. Задания к текстам заставят учащихся внимательно читать и запоминать прочитанное. Позволят самостоятельно углубить свои знания, проявить творческую активность.

Литература.

  1. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед ин-тов. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!