Представление опыта работы по теме:
Развитие познавательно- исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования.
Воспитатель МБДОУ №67 «Буратино»
Мешалкина Ирина Евгеньевна
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.»
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками.»
«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому» - утверждал швейцарский математик прошлого века Джордж Пойа
Ян Амос Коменский (1592-1670)
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» ТГУ
Дыбина Ольга Витальевна
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)
«…Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе игровую.» Н.Н. Поддьяков
Савенков Александр Ильич
доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета .
Задача педагога по ФГОС
Формирование общей культуры личности детей, в т.ч. ценности здорового образа жизни, развитие их социальных, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности и создание для этого благоприятных условий.
Познавательно- исследовательская деятельность
Технология детского экспериментирования
ЦЕЛЬ: развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для организации исследовательской деятельности я создала определённые условия:
- Разработала программу по формированию исследовательской деятельности дошкольников.
- Выстроила образовательную деятельность с постепенным возрастанием самостоятельности совместного поиска.
- Составила план проведения опытов и экспериментов.
- Разработала методические пособия.
- Подобрала дидактический материал: карточки-схемы, модели, дидактические игры
- Внедрила технологии проектирование, мнемотехники.
- Составила мониторинг освоения детьми программного материала.
Задачи:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей);
- Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.
- Приобщение детей к красоте окружающего мира.
- Приобщение детей к красоте окружающего мира.
- Приобщение детей к красоте окружающего мира.
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.
Почему Алёнушка не разрешила Иванушке пить воду из следа копытца?
Почему листья весной и летом зеленые, а осень желтеют?
Чем кусается крапива?
Почему на хлебе появляется плесень?
Ребенок лучше и быстрее развивается, если ему интересно
Экспериментирование в любой режимный момент
Центр экспериментирования
лаборатория детских исследований
Центр «Изодеятельности»
Экспериментирование
Экскурсии
Игры
Коллекционирование
Моделирование
Формы работы познавательно-
исследовательской деятельности
Проекты
Наблюдение
Опыты
Методы и приемы работы по экспериментированию
Проблемные ситуации и вопросы
Помощь сказочным героям
Опыты
Фиксация результатов
Художественное слово
Трудовые поручения
Поделись опытом с другом
Детское экспериментирование
Наблюдение
Речевое развитие
Труд
ФЭМП
Художественно- эстетическое развитие
Игровая деятельность
Детское экспериментирование с ФЭМП ( форма, величина, масса , объём, длина, ориентировка в пространстве, временные, количественные отношения и т.д.)
Детское экспериментирование и труд
Детское экспериментирование и художественно- эстетическое развитие
Детское экспериментирование и наблюдение
Детское экспериментирование и речевое развития (цель, ход опыта, итог)
Изобразительные способности ребенка помогают точно зарегистрировать результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время, как пополнение знаний способствует развитию речи.
Используя экспериментирование, ребенка не нужно будет заставлять учить математику, он сам будет стремиться узнать новое, главное создать условия, заинтересовать ребенка и дать возможность самому ответить на свои вопросы .
При помощи наблюдения осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Эксперимента без выполнения трудовых действий не бывает
Работа с родителями
- Индивидуальные и групповые консультации
опытов
- Привлечение родителей к пополнению полочки познавательной литературы
Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС
«Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».
Динамика познавательно- исследовательских способностей у
детей старшего возраста
Начало года
Экспериментирование оказало влияние на повышение уровня любознательности, дети научились управлять своим поведением, научились взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Научились решать интеллектуальные задачи, что является успешным переходом ребенка к новому этапу своей деятельности – обучению в школе.
Конец года
Результаты использования технологии «Детское экспериментирование»
Дети приобрели устойчивое представление об окружающем мире
Произошло повышение качества образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста
Улучшена предметно- развивающая среда группы
Актуальность:
Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность – это познавательная игра. Ведь ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько самостоятельности, целеустремленности, любознательности и активности. Именно в ней он учится выдвигать гипотезы, удивляется, делает выводы, овладевает исследовательскими умениями. И несомненно эта деятельность является востребованной временем .
Спасибо за внимание!