СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение педагогического опыта по организации детского эксперементирования в детском саду

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Представление опыта работы по теме: Развитие познавательно- исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования.  Воспитатель МБДОУ №67 «Буратино» Мешалкина Ирина Евгеньевна

Представление опыта работы по теме:

Развитие познавательно- исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования.

Воспитатель МБДОУ №67 «Буратино»

Мешалкина Ирина Евгеньевна

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.» «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками.» «Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому» - утверждал швейцарский математик прошлого века Джордж Пойа 

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.»

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками.»

«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому» - утверждал швейцарский математик прошлого века Джордж Пойа 

Ян Амос Коменский (1592-1670) доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» ТГУ Дыбина Ольга Витальевна Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) «…Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе игровую.» Н.Н. Поддьяков  Савенков Александр Ильич доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета .

Ян Амос Коменский (1592-1670)

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» ТГУ

Дыбина Ольга Витальевна

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)

«…Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе игровую.» Н.Н. Поддьяков

Савенков Александр Ильич

доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета .

Задача педагога по ФГОС Формирование общей культуры личности детей, в т.ч. ценности здорового образа жизни, развитие их социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности и создание для этого благоприятных условий.

Задача педагога по ФГОС

Формирование общей культуры личности детей, в т.ч. ценности здорового образа жизни, развитие их социальных, интеллектуальных, физических качеств,

инициативности, самостоятельности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности и создание для этого благоприятных условий.

Познавательно- исследовательская деятельность Технология детского экспериментирования

Познавательно- исследовательская деятельность

Технология детского экспериментирования

ЦЕЛЬ: развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Для организации исследовательской деятельности я создала определённые условия: Разработала программу по формированию исследовательской деятельности дошкольников. Выстроила образовательную деятельность с постепенным возрастанием самостоятельности совместного поиска.  Составила план проведения опытов и экспериментов. Разработала методические пособия. Подобрала дидактический материал: карточки-схемы, модели, дидактические игры Внедрила технологии проектирование, мнемотехники. Составила мониторинг освоения детьми программного материала.

ЦЕЛЬ: развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для организации исследовательской деятельности я создала определённые условия:

  • Разработала программу по формированию исследовательской деятельности дошкольников.
  • Выстроила образовательную деятельность с постепенным возрастанием самостоятельности совместного поиска.
  • Составила план проведения опытов и экспериментов.
  • Разработала методические пособия.
  • Подобрала дидактический материал: карточки-схемы, модели, дидактические игры
  • Внедрила технологии проектирование, мнемотехники.
  • Составила мониторинг освоения детьми программного материала.
Задачи: ž формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;  развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей); Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.   Приобщение детей к красоте окружающего мира.  Приобщение детей к красоте окружающего мира.  Приобщение детей к красоте окружающего мира.  поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.

Задачи:

  • ž формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей);
  • Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.

  • Приобщение детей к красоте окружающего мира.
  • Приобщение детей к красоте окружающего мира.
  • Приобщение детей к красоте окружающего мира.
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.
Почему Алёнушка не разрешила Иванушке пить воду из следа копытца? Почему листья весной и летом зеленые, а осень желтеют? Чем кусается крапива? Почему на хлебе появляется плесень? Ребенок лучше и быстрее развивается, если ему интересно

Почему Алёнушка не разрешила Иванушке пить воду из следа копытца?

Почему листья весной и летом зеленые, а осень желтеют?

Чем кусается крапива?

Почему на хлебе появляется плесень?

Ребенок лучше и быстрее развивается, если ему интересно

Экспериментирование в любой режимный момент

Экспериментирование в любой режимный момент

Центр экспериментирования  лаборатория детских исследований

Центр экспериментирования

лаборатория детских исследований

Центр «Изодеятельности»

Центр «Изодеятельности»

Экспериментирование Экскурсии Игры Коллекционирование Моделирование Формы работы познавательно-  исследовательской деятельности Проекты Наблюдение Опыты

Экспериментирование

Экскурсии

Игры

Коллекционирование

Моделирование

Формы работы познавательно-

исследовательской деятельности

Проекты

Наблюдение

Опыты

Методы и приемы работы по экспериментированию Проблемные ситуации и вопросы Помощь сказочным героям Опыты Фиксация результатов Художественное слово Трудовые поручения Поделись опытом с другом

Методы и приемы работы по экспериментированию

Проблемные ситуации и вопросы

Помощь сказочным героям

Опыты

Фиксация результатов

Художественное слово

Трудовые поручения

Поделись опытом с другом

Детское экспериментирование Наблюдение Речевое развитие Труд ФЭМП Художественно- эстетическое развитие Игровая деятельность

Детское экспериментирование

Наблюдение

Речевое развитие

Труд

ФЭМП

Художественно- эстетическое развитие

Игровая деятельность

Детское экспериментирование с ФЭМП ( форма, величина, масса , объём, длина, ориентировка в пространстве, временные, количественные отношения и т.д.)

Детское экспериментирование и труд

Детское экспериментирование и художественно- эстетическое развитие

Детское экспериментирование и наблюдение

Детское экспериментирование и речевое развития (цель, ход опыта, итог)

Изобразительные способности ребенка помогают точно зарегистрировать результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время, как пополнение знаний способствует развитию речи.

Используя экспериментирование, ребенка не нужно будет заставлять учить математику, он сам будет стремиться узнать новое, главное создать условия, заинтересовать ребенка и дать возможность самому ответить на свои вопросы .

При помощи наблюдения осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

Эксперимента без выполнения трудовых действий не бывает

Работа с родителями Наглядная информация Индивидуальные и групповые консультации Картотеку домашних  опытов Привлечение родителей к пополнению полочки познавательной литературы

Работа с родителями

  • Наглядная информация
  • Индивидуальные и групповые консультации
  • Картотеку домашних

опытов

  • Привлечение родителей к пополнению полочки познавательной литературы
Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».

Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС

«Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».

Динамика познавательно- исследовательских способностей у детей старшего возраста Начало года  Экспериментирование оказало влияние на повышение уровня любознательности, дети научились управлять своим поведением, научились взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Научились решать интеллектуальные задачи, что является успешным переходом ребенка к новому этапу своей деятельности – обучению в школе.  Конец года

Динамика познавательно- исследовательских способностей у

детей старшего возраста

Начало года

Экспериментирование оказало влияние на повышение уровня любознательности, дети научились управлять своим поведением, научились взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Научились решать интеллектуальные задачи, что является успешным переходом ребенка к новому этапу своей деятельности – обучению в школе.

Конец года

Результаты использования технологии «Детское экспериментирование» Дети приобрели устойчивое представление об окружающем мире Произошло повышение качества образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста Улучшена предметно- развивающая среда группы

Результаты использования технологии «Детское экспериментирование»

Дети приобрели устойчивое представление об окружающем мире

Произошло повышение качества образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста

Улучшена предметно- развивающая среда группы

Актуальность:  Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность – это познавательная игра. Ведь ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько самостоятельности, целеустремленности, любознательности и активности. Именно в ней он учится выдвигать гипотезы, удивляется, делает выводы, овладевает исследовательскими умениями. И несомненно эта деятельность является востребованной временем .

Актуальность:

Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность – это познавательная игра. Ведь ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько самостоятельности, целеустремленности, любознательности и активности. Именно в ней он учится выдвигать гипотезы, удивляется, делает выводы, овладевает исследовательскими умениями. И несомненно эта деятельность является востребованной временем .

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!