СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из основных задач , стоящих на уроках русского языка - это грамотность . Развитие грамотного письма напрямую связано с развитием орфографической зоркости. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»

Конкурс для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских работ по методике преподавания русского языка и литературного чтения в начальных классах. «Учу младших школьников понимать и знать русский язык и литературу» Руководитель конкурса: Фролова Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент. Тема работы: Работа над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах Плотникова Ирина Анатольевна Магистрант 44.04.01. Педагогическое образование (Теория и методика начального образования),факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВО Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №12» г. Железногорска Курской области Работа над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах Введение Актуальность и ведущая идея опыта. Быть грамотным – значит быть успешным, современным, культурным и уверенным в себе человеком. Не все могут похвастаться этим . Проблема возникает уже в школьном возрасте и остается на всю оставшуюся жизнь. Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Формирование у школьников прочных орфографических навыков - одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит будущее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность. Значит, повышение эффективности обучения школьников связано с формированием и развитием орфографической зоркости. Тут возникает вопрос: с помощью каких методов, способов, средств, можно эффективно развивать орфографическую зоркость?



Цель работы: выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости и создать систему орфографических упражнений для ее выработки.







Задачи:

1.проанализировать лингвистическую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;

2.обобщить имеющийся педагогический опыт по данной проблеме;

3.подтвердить результаты своей работы.

 Совершенствование орфографической грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учителями. В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в младших классах. Таким образом, при изучении раздела «Орфограммы» можно поставить несколько задач.

1. Познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма. Ввести в практику письменной речи маленьких школьников особый способ письма - письмо с пропусками орфограмм, с «окошками». Ребенок должен действовать по принципу «знаю букву -- пишу, не знаю - пропускаю, оставляю сигнал опасности».

2. Познакомить школьников с орфографическим словарем, заложить основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос.

3. За счет широкого применения приема списывания обеспечивать запоминание орфографического облика слов разных тематических групп т.е. развивать орфографическую память учеников.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании . Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Не умение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Орфография и ребенок младшего возраста. Орфография и интерес младшего школьника к изучению русского языка. Орфография и качественные результаты обучения детей правилам правописания. Как «соединить» одно с другим? Как соединить науку о законах русской орфографии с детьми 7- 10 лет так, чтобы это «соединение» было оптимальным не только для науки, но и для ребенка?

Абсолютного и окончательного ответа на эти вопросы мы, наверное не получим никогда , но это вовсе не означает, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее. Свидетельство тому - появление довольно большого количества книг о русской орфографии, и методике ее преподавания, как в средней, так и в начальной школе.

Главным в обучении правописанию является орфографическая зоркость это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания, его применение. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.





Как и многих учителей начальных классов, меня волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение видеть орфограмму.

II. Новизна опыта.

 Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки? Можно выделить шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка.

  1. Ставить орфографические задачи (Увидеть орфограмму в слове).

  2. Устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом

  3. Применять правило(Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы).

  4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.

  5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.

  6. Проверять написанное. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.



Новизна опыта состоит в том, что я подобрала эффективные современные педагогические технологии, которые использую в работе при формировании орфографической зоркости .

Современные педагогические технологии помогают мне

-создавать условия для обеспечения активной практической деятельности

каждого ученика;

-включать каждого ученика в активную работу, направленную на развитие

умений воспринимать, оценивать, анализировать, применять знания,

работать с различными источниками знаний;

-целенаправленно и эффективно использовать различные приёмы и методы,

как средство реализации и развития познавательных способностей и интересов

учащихся, мотивации.



III. Ведущая педагогическая идея. Ведущая педагогическая идея заключается в создании практического материала, прошедшего апробацию в деятельности при работе над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка при помощи современных педагогических технологий.

IV.Технология опыта.



В работе над развитием орфографической зоркости используются следующие современные образовательные технологии:

  • Технология игровых методик;

  • Проблемное обучение;

  • Технология развития критического мышления;

  • Обучение в сотрудничестве (командная, групповая, парная работа);

  • Здоровьесберегающие технологии;

Считаю, что именно идеология этих технологий предусматривает широкое использование исследовательских, проблемных методов, и позволяет применять полученные детьми знания в совместной или индивидуальной деятельности.



2. Этапы формирования орфографической зоркости.



Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период.





При формировании орфографической зоркости соблюдается несколько этапов:

I этап.

 Обучение постановки ударения. Задания предполагаются такие, где написание не расходятся с произношением..

II этап. 

Ввод слов, где написание расходиться с произношением.

Определение сильных и слабых позиций .

III этап.

 Отработка навыка правописания безударной гласной.

Упражнение, например, с пропуском и поиском сомнительных гласных.

IV этап.

Отработка умения проверять безударную гласную.

Vэтап. 

восприятие орфограмм на слух.

VI этап

выбор правильного варианта из имеющегося набора

В I классе создается только основа для выработки навыка

правописания безударных гласных, парных согласных и других

орфограмм. Во II, III и IV классах проводится отработка навыка

проверки слов.

3.Какие же факторы используются для достижения орфографической зоркости?



Зрительный: зрительный, объяснительный диктант, письмо по памяти, выборочное списывание, графическое выделение орфограмм, письмо с «окошками»

Слуховой: выборочный, предупредительный диктант

Рукодвигательный: при выполнении всех упражнений

Артикулярный: орфографическое проговаривание.



Развитию орфографической зоркости способствует большое количество приемов и систематических упражнений: Списывание, комментированное письмо, письмо с пропуском орфограмм, поиск орфограмм в тексте, письмо по памяти, орфографические минутки, диктанты, выборочные списывания , показ нужной орфограммы на карточках – сигналах, использование орфографического чтения для развития фонематического слуха, составление опорных таблиц и памяток учащегося, включающих в себя алгоритм работы с орфограммами.



Работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок..







Алгоритм списывания может выглядеть так:

  • Внимательно прочитай предложение.

  • Повтори его, не заглядывая в текст.

  • Подчеркни в предложении все орфограммы.

  • Прочитай предложение орфографически.

  • Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

  • Пиши, диктуя себе орфографически, не смотря в книгу, подчеркивай орфограммы.

  • Проверь по книге, особое внимание обрати на орфограммы.





Отдельно скажем о нескольких приёмах, которые очень нравятся детям и которые помогают формировать орфографическую зоркость.





Первый из них помогает детям писать без ошибок. С его помощью ученики оформляют в тетрадях письменные работы. « Секрет письма зелёной пастой». Каждый ученик имеет две ручки: с синей и зелёной пастой. Как только появляется первое правило – начинает работать зелёная паста.



Второй приём – это регулярное запоминание рифмовок тренировочного характера.

С заглавной буквы без сомненья

Начинаем предложенья.

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно.



Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.



Начиная с 1 класса уделяется огромное внимание работе со словарными словами.

Чтобы дети лучше запомнили слово, применяются различные виды памяти: зрительную, слуховую, речемоторную, эмоционально-образную, тактильную, особенно при дифференцированной работе. Это является «секретами»: такие виды упражнений- «зафиксировать» внимание, Выборочные слова- вывески, «Волшебное» стекло для «волшебных» букв, Метод ассоциаций, мнемотехника и т.д.

На этапе закрепления изученного слова даются задания творческого

характера, которые развивают ум, активизируют воображение и

фантазию детей. Одним из видов такой работы является

составление загадок с применением этимологических справок.





Большую роль в развитии орфографической зоркости играет наглядность и дифференцированный подход. Ведь не секрет, что легче запоминается то, что интересно, ярко, необычно.

Одним из видов дифференцированных заданий являются всевозможные карточки с заданиями для индивидуальной работы.

Дифференцированный подход используется при подборе домашних заданий. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, применяются на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи, Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать

Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и буки, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение.

При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживания и опознавания орфограммы.







Примеры упражнений, необходимых для формирования орфографической зоркости:

1. Ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе, постоянно показывать образец анализа звучащего слова, использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р,на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля, приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?) , при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “ Найди предметы с заданным звуком”, “ Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху.

2. ''Найди опасное место''.

Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять.

3. ''Светофор''.

Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.

4. Поиск орфограмм в “чистом” тексте.

Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст.

5. Орфографическое чтение.

Необходимо, начиная с начальной школы, развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения (Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991г.). Автором разработана система тренировки орфографической зоркости.

Если ежедневно на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения, это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)

6. Комментированное письмо с указанием орфограмм

При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит объект объяснения, т.е. орфограмму.

7. Письмо с проговариванием

Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание - своего рода предупреждение ошибок

8. Зрительный диктант

весьма эффективным средством повышения орфографической грамотности учащихся является зрительный диктант, цель которого - предупреждение ошибок. На доске записывается несколько предложений или текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются (можно провести орфографическое чтение всех предложений). Затем учащимся предлагается ''сфотографировать'' отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. В случае необходимости текст открывается снова. Класс настроен написать текст без ошибок. 10.

9. Диктант “ Проверяю себя”

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их.

10. Специально организованное списывание

В классе алгоритм списывания составляется с детьми коллективно и размещается рядом с доской. Каждый ученик получает дополнительно карточку, на которой записан весь порядок действия при списывании.

Памятка.

1.Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2.Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.

3.Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно написано.

5.Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.

6.Пиши, диктуя себе так, как проговорил последние два раза.

7.Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

б) подчеркни орфограммы в написанном;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

11. Работа над ошибками

Начиная с 1 (2) класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляются, вместо этого ставится на полях палочку (у более слабых учеников - номер орфограммы), а в конце работы - вместо отметки точку. Ученик, получив работу без отметки, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы).

Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками . После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка.

12. Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

13. Выборочный диктант.

выборочный диктант - когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.

14. «Секрет письма зеленой пастой».

Обострению орфографической зоркости способствует прием ''Секрет письма зеленой пастой'', с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет ''зажигается'' в тетрадях учеников.

На уроках русского языка в начальной школе для этих целей применяется несколько методик. Назовем некоторые:

  • письмо под диктовку,

  • определение орфограмм на слух и выделение их в тексте;

  • списывание текста и выделение орфограммы;

  • исправление деформированного текста (текста с ошибками);

  • письмо текста с допуском ошибок в местах орфограмм;

  • классификация слов в соответствии с орфограммами;

  • выбор слов из текста с заданной орфограммой;

  • постановка пропущенных букв в места орфограмм.







Виды упражнений.

1. Расшифруй сказку (по тексту «Репки»)

Псдл дд рпк. Врсл рпк бльш-прбльш. Стл дд рпк з змл тщть. Тнт птнт, втнть н мжт. Пзвл дд ббк. ББк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл ббк внчк. Внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл внчк Жчк. Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл Жчк  кшк. Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Тнт птнт, втнть н мгт. Пзвл кшк мшк. Мшк з  кшк, Кшк з Жчк, Жчк з внчк, внчк з ббк, ббк з ддк, ддк з рпк. Втнл рпк!

2. Назови и запиши только гласные буквы из продиктованных слов:

Дом, дым, дам

 Кошка, кашка, кишка

 Мало, мыло, мяло

 Стек, стук, сток

 Волос, голос, колос

 Молод, голод, холод

3. Шифровщик

Найди на странице букваря (азбуки) слова и зашифруй их, записав только гласные или согласные из них.  

4. Найди опасное место

Хлопай, как только услышишь звук, которому нельзя доверять.

5. Светофор

Покажи красный сигнал светофора, как только найдёшь в слове «опасное место».

6. Нахождение «опасных мест» в написанном слове

Выполнение этого упражнения является началом обучения самопроверке.

Во 2 – 4 классах можно использовать следующие виды упражнений, направленные на формирование орфографической зоркости.

Письмо с пропуском орфограмм

Списывание

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поставь ударение, выдели корень.

Мир, прим…рение, мирный, пом…рить, всем…рный.

 К…тать, к…ток, прок…тит, к…тание, нак…тался.

 Гол…д, г…лодный, г…лодать, гол…довка, г…л…дание.

 Мол…т, м…л…тит, м…л…тьба, м…л…тить, м…л…тилка.

2. Спиши, вставь пропущенные буквы

Меж р…деющих в…рхушек

 П…к…залась с…нева.

 Зашумела у …пушек

 Ярко-жёлтая листва.

 Стала ель в л…су заметней,

 Б…р…жёт густую тень.

 П…досиновик п…следний

 Сдвинул шапку набекрень     (А. Твардовский)

3. Спишите. Перед словами с безударными гласными в корне пишите проверочные слова.

посидела в саду – давно поседела

 запивать лекарство – запевать песню

 проживать в городе – прожевать пищу

 свила гнёздышко – свела по  ступенькам

 слезать с крыши – слизать сметану

 спиши с доски – спеши домой

 отворить дверь – отварить картофель

 примирять врагов – примерять костюм

 поласкать кошку – полоскать бельё



 Методические основы методики развития орфографической зоркости



Орфограмма и способы ее обозначения



При изучении особенностей усвоения орфографии нужно прежде всего дифференцировать орфограммы. Существуют разные определения понятия орфограмма.

Орфограмма - это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу .

Орфограммой называют то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный .

Школьников надо учить определять орфограммы при различных обстоятельствах. Однако учитель нередко пропускает целый этап в обучении школьников, именно тот, на котором они специально учились бы осознавать наличие орфограммы в слове. Теоретическую основу этого обучения составляют опознавательные признаки орфограмм:

. Несовпадение буквы и звука.

. Звуки, дающие наибольшее количество несовпадений (опасные звуки). Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие опасные звуки (буквы), такие позиции в словах, такие пары звуков:

гласные - а, о, и, е;

пары звонких и глухих согласных;

сочетания: жи-ши, ча-ща, чу-щу;

сочетания: стн-сн, здн-зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

согласные п, к, ф, т, с, ш на конце слова, которые могут оказаться слабыми позициями фонем б, г, в, д, з, ж;

повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю;

мягкие согласные (особенно л мягкое) также относятся к числу опасных;

опасными позициями в слове следует считать окончание, стык приставки и корня и многое другое.

. Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание; соединительные гласные в сложных словах; возвратная частица ся (сь). Сочетание морфем - две приставки, 2-3 суффикса.

Осознав в слове разные морфемы, ученик целенаправленно ищет орфограмму, так как уже заранее знает, какие именно трудности (орфограммы) могут встретиться в приставке, корне, окончании, какие - на стыке морфем.

Так, учащиеся 3-4-классов уже знают из практики, что в приставке вообще ничего проверять не нужно - достаточно только убедиться, что под- - это приставка, а не начало корня (подвез), так как приставок пад- и пот- в русском языке нет.

Опознав в слове корень, учащийся уже знает, что в корне весьма вероятны безударные гласные, возможны звонкие/глухие согласные и что их надо проверять путем подбора родственных слов или путем изменения формы слова.

Опознав сочетание морфем (приставки и корня), ученик ожидает такие орфографические трудности, как двойные согласные (ссыпал, оттянул); необходимость проверки звонких и глухих согласных на стыке морфем (отдохнул).

Знания типов орфограмм и элементарный опыт их определения помогает ученику в отыскивании орфограммы, придают поиску определенность.





Заключение Умение применять орфографический самоконтроль – сложное умение, этот навык носит системный характер, формируется вместе с другими умениями. Главное методическое требование к применению упражнений в процессе обучения правописанию методисты связывают с осознанностью выполнения учениками необходимых орфографических действий. «Если учащиеся понимают, с какой целью ими выполняется то или иное упражнение и какой результат должен быть ими достигнут, то эффективность обучения заметно возрастает… Не разнообразие упражнения как таковые, а их целесообразность, определяемая задачами становления орфографического навыка и его развития приносит положительный эффект. Упражнения должны формировать определенные языковые умения, воспитывать орфографическую зоркость, навыки сравнения и оценки фактов языка, навыки самоконтроля, развивать чувство языка и способствовать общему развитию учащихся. Упражнения по орфографии, в рещультате которых проимходит формирование орфографического навыка; важнейшие вопросы терии, обеспкечивающие сознательность действий; правила, регулирующие процесс письма, это компоненты единого содержания обучения правописанию в начальной школе»¹. ¹Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе.С. 42 -43.

Итак, проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей. Не





менее актуальной она остается и в наши дни, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, грамотность письменной речи их питомцев остается в целом весьма низкой. Об этом говорят многочисленные ошибки в письменных работах школьников, абитуриентов, студентов. В чем искать выход из такого положения? Конечно же, не в том, чтобы работу над орфографией рассматривать как приоритетное направление в системе обучения русскому языку и отводить ей ведущее место в учебном процессе. Выход, как мы полагаем, следует искать в совершенствовании методики обучения правописанию в широком понимании, т. е. не только в использовании более эффективных приемов работы, но прежде всего в укреплении той базы, на которой строится эта работа.

Анализ психолого-педагогической, лингвистической и учебно-методической литературы по проблеме формирования орфографической зоркости позволил сделать вывод о высоких требованиях, предъявляемых к развитию орфографической зоркости на уроках русского языка и об отсутствии должного к ней внимания в школьной практике.

В традиционных учебниках "Русский язык" недостаточно представлены упражнения, направленные на обнаружение орфограмм.

Методика обучения орфографии в начальной школе не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.

Результатом этого, как показали обследования, за время обучения в начальных классах орфографическая зоркость формируется слабо: процент видения орфограмм у учащихся, пришедших в среднее звено основной школы, колеблется от 15% до 45%-50%.

Причины такого положения заключаются в плохом знании значительной частью учащихся опознавательных признаков орфограмм и способов их обнаружения.

Поскольку умение быстро обнаруживать орфограммы считается базовым орфографическим умением, без которого невозможна удовлетворительная орфографическая грамотность, начальной школе нужна научно разработанная система специальных упражнений, развивающих орфографическую зоркость у младших школьников.

В ходе исследований выявлено, что на формирование орфографической зоркости положительное влияние оказывает расчленение орфографического действия, которое выполняет ученик при написании слова, на отдельные операции и доведение каждой из них до автоматизма. Система работы по формированию умения ставить орфографические задачи включает в себя, прежде всего, развитие фонематического слуха и выработку умения проводить слого - звуковой анализ слов, готовящих первоклассников к усвоению понятий "ударные и безударные гласные".

Основной прием усвоения безударности - одного из опознавательных признаков орфограмм данного типа - постановка ударения. Поэтому, начиная с 1-го года обучения, постоянно проводятся разнообразные упражнения на нахождение ударных и безударных гласных.



Список использованной литературы

1. Бакулина Г.А. Влияние психологических факторов на формирование орфографического навыка: теория и практика вопроса. /Г.А. Бакулина// Начальная школа. – 2013. - №6. – С. 15-20.

2. Бельдина Е.В. Развитие орфографической зоркости (Работа со слабоуспевающими учениками). / Е.В.Бельдина // Начальная школа. – 2014. – №3. – С. 35 – 38.

3. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа. –2003 - №4- С.39

4. Иванова В.Ф. Современная русская орфография./В.Ф.Иванова–М.:Просвещение, 1991

5. Кленникова Е. Д. Орфографические минутки. / Е. Д. Кленникова // Начальная школа. – 2010. -№9 – С. 14 – 15.

6. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / М.Р. Львов, Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 472 с.

7. Огирь Г.А. Организация контроля и самоконтроля учащихся в процессе обучения списыванию / Г. А. Огирь// Начальная школа. – 2010. – № 4 – С. 14 – 16.

8. ЖуроваЛ.Е.Обучение грамоте. 1 класс. - М.:Вентана-Граф, 2013

9. Розенталь, Д.Э. Русская орфография / Д.Э.Розенталь, И.Б. Голуб. М., 2010. 446 с.

10. Русский язык 1-4 класс/Иванов С.В., Кузнецова М.И., Евдокимова А.О. – М.:Вентана-Граф, 2013

11. Синявская Е.В. Моделирование орфографический правил младшими школьниками. /Е.В.Синявская//Начальная школа. -2014. - №12. – С. 43-47.

12. Тлюстен Л.Ш. Орфографическая зоркость и ее роль в формировании навыков русского правописания у учащихся начальной школы. –Электронный ресурс:http://cyberleninka.ru/article/n/orfograficheskaya-zorkost-i-eyo-rol-v-formirovaniinavykov-russkogo-pravopisaniya-u-uchaschihsya-nachalnoy-adygeyskoy-shkoly

13. Федеральный государственный стандарт начального образования. –М.:Просвещение, 2011.

14. Фролова Л.А. Организация орфографической деятельности младших школьников//Л.А.Фролова//Начальная школа. – 2013. - №8-С.44-48.

15. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок/Л.Н.Чистякова//Начальная школа. –2014. - №2-С.82.

16. Шаповалова, Н.С Организация самостоятельной работы по орфографии/Н.С.Шаповалова// Нач.школа плюс До и После─ 2010.-№1. ─ С. 43–46.

17. Шереметьевский Ш.В., М.С. Соловейчик «Русский язык в начальных классах. Теория и практика»

18. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе.С. 42 -43.


27




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!