СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие орфографической зоркости

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе даны некоторые упражнения по выработке орфографической зоркости у учеников начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости»

«Развитие орфографической зоркости у учащихся начальных классов»

Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда ученика предостерегает опасность допустить ошибку.

Упражнения по выработке орфографической зоркости.

1. Письмо с проговариванием.

В основе этого письма – проговаривание по слогам. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают её. Например: За- пишу з с гласной а и т.д.

Слоги со стечением согласных дети проговаривают так: «Нра- пишу н, пишу ра (р) с гласной А». Такое, письмо исключает пропуски букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривать шёпотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Результатом письма с проговаривание является грамотное письмо, исключаются ошибки на пропуски и замену букв. У детей вырабатывается единый темп письма.

2. Списывание.

Списывание основывается на проговаривании по слогам. Это вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Чтобы учащиеся не теряли времени на поиски слова в учебнике, я рекомендую детям пользоваться бумажными полосками, которые кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения. Дети читают слово по слогам, следующее слово и т.д. до конца упражнения.

В процессе списывания у детей вырабатывается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение (соотнесение количества букв в тетради и в книге), воспитываются самостоятельность, самоконтроль.

3. Комментированнное письмо

Этот тип диктанта также строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают слова, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно следить за тем, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно и все остальные. Постепенно развиваются внимание к слову, его значению, фонематический слух, мышление.

4. Письмо под диктовку.

Сначала диктуют слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно (исказил окончание слова, или безударную гласную в корне, или парную согласную), то предлагаю еще раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибается). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам.

5. Предупредительные, объяснительные диктанты.

Читаю предложение, обучающиеся находят орфограммы, объясняют их написание и только потом данное предложение записывается учениками. Данный вид диктантов используются для отработки приемов применения правил, способствуют закреплению умения действовать по определенному алгоритму, учат выполнять обоснованный выбор орфографического действия, развивают внимание к орфограммам, используются после изучения темы или, когда пройденный материал долго не повторялся. Объяснительные и предупредительные диктанты могут быть как зрительными (учащиеся видят текст перед собой) или слуховыми (объяснение ведется устно).

8. Выборочный диктант или выборочное списывание. Во время прослушивания текста или его чтения, обучающиеся записывают только те слова, словосочетания или предложения, которые соответствуют заданию. Данный вид работы требует повышенного внимания, сосредоточенности, решает сразу несколько задач: распознавание слов с нужной орфограммой при зрительном и слуховом восприятии, запись большего количества слов за определенное время. Задание. Записать только слова с непроизносимым согласным звуком в корне.

5. Письмо по памяти.

Такой вид письма я провожу очень часто. Он развивает память, мышление, речь, внимание.

6. Творческие работы.

Это самый трудный вид письма, требующий огромного внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений (каждое слово диктуется по слогам), и на логику изложения. Самые легкие творческие работы – это составление предложений по опорным словам. Например, даю зимние слова (снег, мороз, конки, каток, снеговик, снежки и т.д.). Дети сразу представляют себе время года – зиму, зимние забавы детей и легко составляют как отдельные предложения, так и небольшие рассказы.

При проведении творческих работ и с целью проверки работы, ученики пользуются такой памяткой:

  1. Составь рассказ.

  2. Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.

  3. Запиши, диктуя себе по слогам, где нужно подбери проверочное слово.

  4. Проверь по слогам каждое слово.

  5. Проверь, все ли нужные мысли ты записал.

Развивать сознательное восприятие слова помогают грамматические зарядки, которые включаю в каждый урок русского языка. В чем их суть?

* *Произношу слово «мальчик», одновременно на доске изображаю его схему в виде прямоугольника. дети вдумываются в смысл, определяют, с маленькой или большой буквы писать и почему? Если с большой, я пририсовываю к прямоугольнику вертикальную черту

– Какие еще правила спрятались в этом слове? – спрашиваю у детей. – Какие буквы «спорят»? Какие побеждают?

  1. Сугроб…, сне…, заво…, шка…, рука….

  2. Золое… в/ф, Акое… в/ф, Кру… г/к, Стол… б/п

  3. К(о/а)за, д(о/а)ма, р(е/и)кА, тр(о/а)ва

  4. П(о/а)ет, з(о/а)веет, л(е/и)тит

7. Беспроверочные написания – самый трудный раздел обучения орфографии в начальной школе. В изучении орфографии слов, непроверяемых ударением, неоценимую роль играет этимологический анализ слова. Дети должны понимать, что грамотное письмо тесно связано с наукой о языке и основывается на ее положениях.

Этимологический анализ – эффективный прием обогащения словарного запаса слов у детей.

Как я провожу работу со словарными словами:

  1. Знакомлю детей с непроверяемыми словами, выясняю и уточняю его лексическое значение.

  2. Учу проговаривать слово орфоэпически, затем орфографически.

  3. Приступаем к осознанному нахождению орфограммы.

  4. Знакомлю детей с этимологической справкой к непроверяемому слову.

  5. Например:

*Сегодня на уроке мы будем писать слово корова.

*Сколько слогов в этом слове?

*Назовите первый слог, второй слог, третий слог.

*Произнесите слово с ударением.

*На какой слог падает ударение?

*Назовите орфограмму. Докажите.

*Как можно проверить безударную гласную в первом слоге?

*Какие слова вы еще знаете с сочетанием –оро-?

*Как вы напишите все эти слова? Почему?

*Как вы думаете, почему домашнее животное назвали коровой?

Открываем этимологический словарь и читаем статью о корове.

Корова – домашнее животное, произошло от слова кор. На древнерусском языке кор значит рог. Корова – рогатая.

Дети записывают этимологическую справку в свои словари.

Вот несколько вариантов таких записей:

Огурец – от огур – незрелый.

Телефон – от теле – далеко и фоне – звук.

Мешок – от мех.

Столица – от стол.

Дорога, мороз, корова – содержат полногласие –оро-, в котором не бывает буква а.

История методики, практика преподавания и раскрытие особенностей этимологического анализа говорят о значительной ценности этого методического приема как средства обучения орфографии.

8. В работе по развитию орфографических умений часто использовались перфокарты, в которых необходимо записать только букву на определенную орфограмму. Задание. Укажи безударные гласные в следующих словах: Свисток, старик, звонить, сестра, стриж, борьба, ледок, линейка, весна, осень, озеро, ядро

9. Какографические упражнения («корректура»). В ходе выполнения какографических упражнений не только повышается интерес и активность при работе, но и формируется самоконтроль, обучающимся необходимо не только найти ошибку, но и объяснить, что за орфограмма, как проверить, правильно исправить. Какография – (от греч. kakos - дурной + grapho - пишу) - один из видов орфографических упражнений при обучении правописанию, в которых учащимся предлагается исправлять ошибки в неправильно написанных словах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!