СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие операции обобщения мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие операции обобщения мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

Развитие операции обобщения мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Мышление - это высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Человек много знает об окружающем его мире. Он знает химический состав далеких звезд, ему знаком мир элементарных частиц, он познает законы высшей нервной деятельности, он знает о существовании рентгеновских лучей, ультразвуков, хотя не имеет возможности воспринимать все это.

Человек отражает в сознании не только предметы и явления, но и закономерные связи между ними. Например, люди знают закономерную связь между температурой и объемом тела, им известно отношение между сторонами прямоугольного треугольника, они понимают связь между господствующими ветрами, широтой, высотой местности над уровнем моря, отдаленностью от моря, с одной стороны, и климатом - с другой.

Мышление человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме, Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками,, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Мышление рассматривается как высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящей в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектов существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий, которое возникает и реализуется в процессе постановки и решении практических и теоретических проблем. Основными средствами мышления выступают такие мыслительные операции как: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение.

У детей с задержкой психического развития отмечаются затруднения в понимании, связанные с нарушением аналитико-синтетической деятельности; сложности в процессе сравнения объектов, предметов и явлений, а также при выполнении операций обобщения и абстрагирования.

Для выявления уровня развития операции обобщения у младших школьников с задержкой психического развития были проведены методики: «Четвертый лишний» и «Выявление общих понятий» Е.И. Рогова.

По результатам диагностики с помощью методики «Четвертый лишний» получились следующие результаты: низкий уровень развития операции обобщения был выявлен у 2 учащихся, средний – у 1 ученика, выше среднего – у 3 детей. Показателей высокого уровня развития операции обобщения у детей данной группы отмечено не было. 

При работе с диагностической методикой "Выявление общих понятий» Е.И. Рогова были получены следующие результаты: средний уровень развития операции обобщения был выявлен у 2 младших школьников, низкий уровень – у 4 учащихся данной категории. Высокий уровень не был зафиксирован ни у одного из детей.

Таким образом, данные, полученные при диагностике, позволили сделать вывод о недостаточном уровне развития операции обобщения у младших школьников с задержкой психического развития. Учащиеся испытывали затруднения в подборе слов к обобщающим понятиям.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!