СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие образного мышления на уроках вокала как условие успешности концертных выступлений учащегося

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое сообщение - из опыта работы преподавателя сольного пения

Просмотр содержимого документа
«Развитие образного мышления на уроках вокала как условие успешности концертных выступлений учащегося»


Развитие образного мышления на уроках вокала как условие успешности концертных выступлений учащегося

Развитие образного мышления – это важный фактор воспитания учащегося на уроках вокала как музыканта и как исполнителя.

Когда учащийся умеет образно мыслить, т.е. представлять в своём воображении различные образы различных предметов и вещей, природных пейзажей и природных явлений; умеет представлять, что чувствует чьё-либо прикосновение, чувствует воздействие тепла или холода; умеет представлять, что ощущает вкус каких-либо фруктов, ягод, овощей; умеет проявлять эмоциональные переживания, заложенные в содержании и характере вокального произведения, тогда качество работы над произведениями, как в процессе разучивания, так и в процессе готового концертного варианта исполнения, во много раз увеличивается. Соответственно, от увиденного и услышанного, усиливаются впечатления и восприятие слушающих зрителей.

Не каждый ребёнок, пришедший в музыкальную школу, обладает образным мышлением, несмотря на хорошее общее развитие. Именно по этому, на развитие образного мышления у учащегося преподаватель музыкальной школы должен обратить особое внимание.

Работа по развитию образного мышления начинается уже с самого начала урока, с первого его этапа, с распевания, когда идёт работа над оформлением звука, над артикуляцией, дикцией, над певческим дыханием и над звуковедением. Уже во время пения вокальных упражнений, преподаватель просит учащегося вкладывать в своё исполнение эмоциональные переживания, наполнять каждое упражнение определённым художественным образом и характерной окраской, представлять во время пения какое-либо событие, придавая звуку определённое настроение. Приобретённые учащимся навыки эмоционального пения и образного видения переносятся затем и на вокальные произведения, как в оформление звука, так и в произнесение слов. В работе над вокальным произведением, преподаватель помогает учащемуся почувствовать характер музыки этого произведения, понять содержание и сюжет поэтического словесного текста, ощутить настроение, и к тому же, дополнить исполнение эмоциональной мимикой лица и жестами рук, способствуя тем самым воссозданию художественного образа вокального произведения.

Как же преподаватель добивается развития у учащегося такого навыка как образное мышление? Для развития образного мышления учащегося, следствием чего появляется результат художественно-образной значимости, преподаватель использует определённые приёмы и методы.

Методы и приёмы развития образного мышления можно дифференцировать на виды: наглядные, словесные, тактильные.

Наглядные – это карточки, картинки, фотографии с различными изображениями

(к наглядным относятся и информационно-коммуникативные средства: интернет, телевидение, печатные издания)

Словесные (устные) – это небольшие тематические сочинения, рассказы о каких-либо реальных событиях, устные описания предметов и явлений

Тактильные – это прикосновение к чему-либо (прикосновение руки к руке - ощущение тепла; касание к руке учащегося каким-либо предметом: телефоном, пеналом и т.д. - ощущение прохлады; объятие надутого воздушного шара - ощущение объёмности предмета и упругости его «стенок» и прочее)

В настоящее время, в применении вышеописанных методов, помогает современное техническое оборудование: компьютер, ноутбук, планшет, телефон и наличие интернета. Такое техническое оснащение желательно в каждом учебном классе на каждом уроке, т.к. они играют большую роль в развитии образного мышления учащегося.


Во время урока, на каждом его этапе, постоянно возникает необходимость обращения к какому-либо методу развития образного мышления учащегося, а так же к применению имеющихся технических средств:

- При распевании: использование наглядных пособий, таких как карточки, рисунки, фото (См. Приложение 1.)

- При работе над Вокализом: те же картинки и ещё словесные «зарисовки» воображаемого в мыслях, небольшие тематические сочинения учащегося, преподавателя

- При работе над произведениями: вышеперечисленное и интернет – картинки, фото; видео по тематике и содержанию произведения, над которым ведётся работа; слушание музыкальных произведений других авторов в различных исполнениях (музыкальные произведения подобной тематики, подобной эмоциональной окраски и характера)


Так, например, при работе с учащимся младших классов над вокальным произведением А.Аренского на сл. А.Майкова «Расскажи, мотылёк», подготавливаемого к конкурсному исполнению, использовались такие методы, как наглядные и словесные. В интернете были найдены и показаны учащемуся картинки и фото с изображениями цветущих лугов, бабочек, мотыльков, разнообразных по окраскам и формам (См. Приложение 2.), найдены и прослушаны аудиозаписи этого произведения в исполнении других певцов. Учащийся подготовил дома рисунок цветными карандашами на альбомном листе, где изобразил себя, а рядом порхающего мотылька, и всё это на фоне зелёной травы, цветов под голубым небом с лёгкими белыми облаками и с ярким, жёлтого цвета, лучистым солнечным кругом. Это способствовало появлению тепла и мягкости в голосе учащегося, жизнерадостного звука, характерных оттенков интонации при «воспроизведении» диалога двух «героев» этого произведения: человека и мотылька. Так же, на этапе разучивания, преподаватель словесно «рисовал» пейзаж солнечного дня, добавляя описание лёгких порхающих бабочек, стрекоз, говорил о стрекочущих звуках кузнечиков, о жужжании пчёл. Учащийся, в свою очередь, придумывал и рассказывал свои примеры, в том числе вспоминая отдых в деревне, где чистый воздух и цветущие зелёные просторы полей и лугов, и, конечно же, множество насекомых. Учащемуся было предложено посмотреть мультфильм «Дюймовочка». Во время одного из уроков был просмотрен фрагмент из этого мультфильма, в котором Дюймовочка оказывается на балу у жуков и других насекомых, а также финальная сцена мультфильма, где у Дюймовочки появляются крылышки и она, оставаясь жить в прекрасном сказочном мире, радостно порхает вместе с королём Цветочной страны.

Учащийся, исполняя свою вокальную партию, то есть, воспроизводя мелодию с произнесением слов, думает об исполняемом вокальном произведении, передаёт содержание, раскрывает характер и художественный образ, держа в памяти увиденные на картинках и фотографиях образы, получив впечатления от просмотренных видеозаписей, а также от исполнения этого произведения другими певцами, услышав и почувствовав характер, переданный этими другими исполнителями (при просмотре видео). Приобретение учащимся образных представлений и ощущений при работе над данным вокальным произведением «Расскажи, мотылёк» явилось залогом продуманного и прочувствованного пения, поспособствовало успешному выступлению на концертно-конкурсных сценах.

Разнообразие видов деятельности на уроке, таких как исполнение учащимся вокального произведения, переключение внимания на просмотры видео фрагментов мультфильма и различных изображений, картинок и фотографий, на беседы с небольшими тематическими «сочинениями», на просмотр рисунков учащегося, а так же, на слушание вокального произведения в исполнении других певцов, поддерживало и стимулировало интерес учащегося к работе над данным произведением.

Непрерывное, последовательное направление учащегося к размышлениям, к образному видению мысленно воссоздаваемого и к умению устно повествовать о своих представлениях, приводит к должному результату: у учащегося вырабатывается навык образного мышления, которое проявляется как на уроке вокала, так и на других уроках по другим предметам. Так же следствием такого развития образного мышления, является проявление творческой активности и инициативности в обычной повседневной жизни.

В итоге, развитое образное мышление даёт положительный эффект во время концертно-конкурсной деятельности учащегося. Владеющий таким навыком, учащийся, как правило, преподносит своё исполнение эмоционально, ярко и артистично.

Таким образом, ребёнок, обучающийся в музыкальной школе, развивается как человек искусства, творческая личность и как музыкант-исполнитель, получающий комплекс музыкальных теоретических и практических знаний, умений и навыков, как артист, владеющий навыком образного мышления, наполняющий своё исполнение различными эмоциональными красками для преподнесения художественного образа вокальных произведений.

Список литературы



1. А.Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» М.: Просвещение, 1987

2. Н.М. Малышева "О пении". М.: "Сов. Композитор", 1988

3. https://www.google.ru/imgres

4. http://queenguitar.by/sites/default/files/blog/dyuymovochka--sovetskiy-risovannyy- multfilm.jpg

5. https://komarik.co/wp-content/uploads/2012/02/-e1329228223874.jpg



Приложение 1.












































Приложение 2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!