Развитие образного мышления на уроках вокала как условие успешности концертных выступлений учащегося
Развитие образного мышления – это важный фактор воспитания учащегося на уроках вокала как музыканта и как исполнителя.
Когда учащийся умеет образно мыслить, т.е. представлять в своём воображении различные образы различных предметов и вещей, природных пейзажей и природных явлений; умеет представлять, что чувствует чьё-либо прикосновение, чувствует воздействие тепла или холода; умеет представлять, что ощущает вкус каких-либо фруктов, ягод, овощей; умеет проявлять эмоциональные переживания, заложенные в содержании и характере вокального произведения, тогда качество работы над произведениями, как в процессе разучивания, так и в процессе готового концертного варианта исполнения, во много раз увеличивается. Соответственно, от увиденного и услышанного, усиливаются впечатления и восприятие слушающих зрителей.
Не каждый ребёнок, пришедший в музыкальную школу, обладает образным мышлением, несмотря на хорошее общее развитие. Именно по этому, на развитие образного мышления у учащегося преподаватель музыкальной школы должен обратить особое внимание.
Работа по развитию образного мышления начинается уже с самого начала урока, с первого его этапа, с распевания, когда идёт работа над оформлением звука, над артикуляцией, дикцией, над певческим дыханием и над звуковедением. Уже во время пения вокальных упражнений, преподаватель просит учащегося вкладывать в своё исполнение эмоциональные переживания, наполнять каждое упражнение определённым художественным образом и характерной окраской, представлять во время пения какое-либо событие, придавая звуку определённое настроение. Приобретённые учащимся навыки эмоционального пения и образного видения переносятся затем и на вокальные произведения, как в оформление звука, так и в произнесение слов. В работе над вокальным произведением, преподаватель помогает учащемуся почувствовать характер музыки этого произведения, понять содержание и сюжет поэтического словесного текста, ощутить настроение, и к тому же, дополнить исполнение эмоциональной мимикой лица и жестами рук, способствуя тем самым воссозданию художественного образа вокального произведения.
Как же преподаватель добивается развития у учащегося такого навыка как образное мышление? Для развития образного мышления учащегося, следствием чего появляется результат художественно-образной значимости, преподаватель использует определённые приёмы и методы.
Методы и приёмы развития образного мышления можно дифференцировать на виды: наглядные, словесные, тактильные.
Наглядные – это карточки, картинки, фотографии с различными изображениями
(к наглядным относятся и информационно-коммуникативные средства: интернет, телевидение, печатные издания)
Словесные (устные) – это небольшие тематические сочинения, рассказы о каких-либо реальных событиях, устные описания предметов и явлений
Тактильные – это прикосновение к чему-либо (прикосновение руки к руке - ощущение тепла; касание к руке учащегося каким-либо предметом: телефоном, пеналом и т.д. - ощущение прохлады; объятие надутого воздушного шара - ощущение объёмности предмета и упругости его «стенок» и прочее)
В настоящее время, в применении вышеописанных методов, помогает современное техническое оборудование: компьютер, ноутбук, планшет, телефон и наличие интернета. Такое техническое оснащение желательно в каждом учебном классе на каждом уроке, т.к. они играют большую роль в развитии образного мышления учащегося.
Во время урока, на каждом его этапе, постоянно возникает необходимость обращения к какому-либо методу развития образного мышления учащегося, а так же к применению имеющихся технических средств:
- При распевании: использование наглядных пособий, таких как карточки, рисунки, фото (См. Приложение 1.)
- При работе над Вокализом: те же картинки и ещё словесные «зарисовки» воображаемого в мыслях, небольшие тематические сочинения учащегося, преподавателя
- При работе над произведениями: вышеперечисленное и интернет – картинки, фото; видео по тематике и содержанию произведения, над которым ведётся работа; слушание музыкальных произведений других авторов в различных исполнениях (музыкальные произведения подобной тематики, подобной эмоциональной окраски и характера)
Так, например, при работе с учащимся младших классов над вокальным произведением А.Аренского на сл. А.Майкова «Расскажи, мотылёк», подготавливаемого к конкурсному исполнению, использовались такие методы, как наглядные и словесные. В интернете были найдены и показаны учащемуся картинки и фото с изображениями цветущих лугов, бабочек, мотыльков, разнообразных по окраскам и формам (См. Приложение 2.), найдены и прослушаны аудиозаписи этого произведения в исполнении других певцов. Учащийся подготовил дома рисунок цветными карандашами на альбомном листе, где изобразил себя, а рядом порхающего мотылька, и всё это на фоне зелёной травы, цветов под голубым небом с лёгкими белыми облаками и с ярким, жёлтого цвета, лучистым солнечным кругом. Это способствовало появлению тепла и мягкости в голосе учащегося, жизнерадостного звука, характерных оттенков интонации при «воспроизведении» диалога двух «героев» этого произведения: человека и мотылька. Так же, на этапе разучивания, преподаватель словесно «рисовал» пейзаж солнечного дня, добавляя описание лёгких порхающих бабочек, стрекоз, говорил о стрекочущих звуках кузнечиков, о жужжании пчёл. Учащийся, в свою очередь, придумывал и рассказывал свои примеры, в том числе вспоминая отдых в деревне, где чистый воздух и цветущие зелёные просторы полей и лугов, и, конечно же, множество насекомых. Учащемуся было предложено посмотреть мультфильм «Дюймовочка». Во время одного из уроков был просмотрен фрагмент из этого мультфильма, в котором Дюймовочка оказывается на балу у жуков и других насекомых, а также финальная сцена мультфильма, где у Дюймовочки появляются крылышки и она, оставаясь жить в прекрасном сказочном мире, радостно порхает вместе с королём Цветочной страны.
Учащийся, исполняя свою вокальную партию, то есть, воспроизводя мелодию с произнесением слов, думает об исполняемом вокальном произведении, передаёт содержание, раскрывает характер и художественный образ, держа в памяти увиденные на картинках и фотографиях образы, получив впечатления от просмотренных видеозаписей, а также от исполнения этого произведения другими певцами, услышав и почувствовав характер, переданный этими другими исполнителями (при просмотре видео). Приобретение учащимся образных представлений и ощущений при работе над данным вокальным произведением «Расскажи, мотылёк» явилось залогом продуманного и прочувствованного пения, поспособствовало успешному выступлению на концертно-конкурсных сценах.
Разнообразие видов деятельности на уроке, таких как исполнение учащимся вокального произведения, переключение внимания на просмотры видео фрагментов мультфильма и различных изображений, картинок и фотографий, на беседы с небольшими тематическими «сочинениями», на просмотр рисунков учащегося, а так же, на слушание вокального произведения в исполнении других певцов, поддерживало и стимулировало интерес учащегося к работе над данным произведением.
Непрерывное, последовательное направление учащегося к размышлениям, к образному видению мысленно воссоздаваемого и к умению устно повествовать о своих представлениях, приводит к должному результату: у учащегося вырабатывается навык образного мышления, которое проявляется как на уроке вокала, так и на других уроках по другим предметам. Так же следствием такого развития образного мышления, является проявление творческой активности и инициативности в обычной повседневной жизни.
В итоге, развитое образное мышление даёт положительный эффект во время концертно-конкурсной деятельности учащегося. Владеющий таким навыком, учащийся, как правило, преподносит своё исполнение эмоционально, ярко и артистично.
Таким образом, ребёнок, обучающийся в музыкальной школе, развивается как человек искусства, творческая личность и как музыкант-исполнитель, получающий комплекс музыкальных теоретических и практических знаний, умений и навыков, как артист, владеющий навыком образного мышления, наполняющий своё исполнение различными эмоциональными красками для преподнесения художественного образа вокальных произведений.
Список литературы
1. А.Г. Менабени «Методика обучения сольному пению» М.: Просвещение, 1987
2. Н.М. Малышева "О пении". М.: "Сов. Композитор", 1988
3. https://www.google.ru/imgres
4. http://queenguitar.by/sites/default/files/blog/dyuymovochka--sovetskiy-risovannyy- multfilm.jpg
5. https://komarik.co/wp-content/uploads/2012/02/-e1329228223874.jpg
Приложение 1.
Приложение 2.