СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие навыков сотрудничесва младших школьников посредством сингапурской технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье раскрываются механизмы развития навыков сотрудничества младших школьников посредством сингапурской технологии. Определяются педагогические условия развития сотрудничества младших школьников. Экспериментально обосновывается потенциал использования сингапурской технологии в развитии сотрудничества младших школьников. В статье представлен педагогический эксперимент, содержащий диагностику уровня развития навыков сотрудничества у учащихся 3-го класса и реализация использования сингапурской технологии во время внеурочных занятий.

Ключевые слова: младшие школьники, навыки сотрудничества, сингапурская технология, внеурочные занятия.

Annotation. The article reveals the mechanisms of development of cooperation skills of primary school children through Singapore technology. Pedagogical conditions of development of cooperation of younger school students are defined. The potential of using Singapore technology in the development of cooperation of primary school students is experimentally substantiated. The article presents a pedagogical experiment that contains the diagnosis of the level of development of cooperation skills in students of the 3rd grade and the implementation of the use of Singapore technology during extracurricular activities.

Key words: younger students, collaboration skills, Singaporean technology, extracurricular activities.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков сотрудничесва младших школьников посредством сингапурской технологии»

Педагогика

УДК: 373

старший преподаватель Сидорова Евдокия Эдуардовна Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования “Северо-Восточный федеральный университета имени М. К. Аммосова” (г. Якутск);

учитель начальных классов Баянаева Надежда Александровна

МБОУ «Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа им. Ю.Н.Прокопьева»


РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ посредством сингапурской технологии


Аннотация. В статье раскрываются механизмы развития навыков сотрудничества младших школьников посредством сингапурской технологии. Определяются педагогические условия развития сотрудничества младших школьников. Экспериментально обосновывается потенциал использования сингапурской технологии в развитии сотрудничества младших школьников. В статье представлен педагогический эксперимент, содержащий диагностику уровня развития навыков сотрудничества у учащихся 3-го класса и реализация использования сингапурской технологии во время внеурочных занятий.

Ключевые слова: младшие школьники, навыки сотрудничества, сингапурская технология, внеурочные занятия.

Annotation. The article reveals the mechanisms of development of cooperation skills of primary school children through Singapore technology. Pedagogical conditions of development of cooperation of younger school students are defined. The potential of using Singapore technology in the development of cooperation of primary school students is experimentally substantiated. The article presents a pedagogical experiment that contains the diagnosis of the level of development of cooperation skills in students of the 3rd grade and the implementation of the use of Singapore technology during extracurricular activities.

Key words: younger students, collaboration skills, Singaporean technology, extracurricular activities.

Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования предусмотрена необходимость развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций. Несмотря на это, в современных школах учителя замечают, что младшие школьники не умеют общаться, сопереживать или радоваться успехам товарищей, соотносить свои действия с интересами других людей. Из этого сделав выводы, определяем актуальность работы. Нам необходимо раскрыть такую систему обучения, где усвоение знаний, развитие умений и навыков осуществляется через сотрудничество младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Требования ФГОС основаны на трудах отечественных ученых, педагогов, которые в разное время обращались к идее активного обучения, коммуникации и сотрудничества: К.Д.Ушинский, Н.Н.Чернышевкий, С.Л.Словейчик, Г.А.Цукерман и другие. В практике конкретных методик для развития навыков сотрудничества младших школьников представлена недостаточно, что стало основанием для выбора темы исследования, целью которого является выявления эффективности использования сингапурской технологии в развитии навыков сотрудничества младших школьников. Если правильно использовать структуры сингапурской технологии, то можно повысить развитие навыков сотрудничества и повысить интерес к учебной деятельности.

В данном аспекте одним из эффективных средств развития навыков сотрудничества младших школьников является использование структур сингапурской технологии. Использование структур сингапурской технологии, значительно отличается от традиционных методов. В России активно продвигает сингапурскую технологию Республика Татарстан. Совместно с президентами Союза преподавателей Сингапура создали систему обучения школьных учителей инновационным методикам – программу профессионального развития «Преобразования обучения для XXI века». В рамках этого проекта были подготовлены учителя-тьюторы в школах Республики Саха (Якутия), которые внедряют ее на практике.

Сотрудничество – совместная деятельность детей в образовательном процессе. Суть учебного сотрудничества состоит в том, что все активно взаимодействуют и идут к общей, поставленной перед ними цели. В совместной деятельности возможности и способности учеников реализуются более открыто, осмысление и принятие знаний проходит намного эффективнее [2].

Навыки сотрудничества – это доведенные до привычек способы поведения детей в ситуациях, когда нужно найти более эффективное назначение личному потенциалу в совместном деле [1].

Сингапурский метод обучения основан на технологии сотрудничества, работе в малых группах, парном обучении, проектной деятельности. Сингапурская методика предполагает кооперативное обучение, основу которого заложил еще русский психолог Лев Выготский. Существуют пять базовых составляющих кооперативного обучения:

  1. Позитивное взаимоотношение. Группа работает как единое целое, имеет одну цель, достижение которой возможно только совместными усилиями всей команды;

  2. Индивидуальная ответственность. Каждый представитель группы ответственен за достижение цели;

  3. Взаимное общение;

  4. Коммуникативные умения;

  5. Постепенная выработка коммуникативных умений.

Для подтверждения гипотезы о том, что использование сингапурской технологии развивает навыки сотрудничества младших школьников, мы провели педагогический эксперимент на базе МБОУ «Верхневилюйкая СОШ им. Ю.Н.Прокопьева». В эксперименте участвовало 22 учащихся из 3-го класса, в возрасте 9-10 лет.

После изучение литературы, мы вывели определение, что сотрудничество младших школьников со сверстниками, это определенный уровень отношений между младшими школьниками, который характеризуется умением младшего школьника договариваться со сверстниками, умением младшего школьника услышать другую точку зрения, даже если она расходится со своей собственной, умением младшего школьника поставить общую цель совместной работы и умением младшего школьника получить результат совместной деятельности. Мы провели диагностику умения договариваться со сверстниками младших школьников, умения услышать другую точку зрения младшего школьника, умение поставить общую цель. Для этого в констатирующем этапе применялись следующие диагностические методики:

Таблица 1

Диагностическая программа по развитию навыков сотрудничества младших школьников со сверстниками во внеурочной деятельности.

Компонент

Методика

Автор методики

Источник

1.

Умение договариваться со сверстниками

«Рукавички»

Г.А.Цукерман

Г.А.Цукерман Переход из начальной школы в среднюю, как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001.

2.

Умение слышать другую точку зрения

«Левая и правая стороны»

Ж.Пиаже

Жан Пиаже. Психология интеллекта СПб.:"Питер", 2003.

3.

Получить результат совместной деятельности

«Дорога к дому»

Г.А.Цукерман

Г.А.Цукерман «Психологическое обследование младших школьников»: Владос-Пресс; Москва; 2007.

4.

получить результат совместной деятельности

«Незавершенна я сказка»

Эльконин Д.Б., Венгер А. Л.

Эльконин Д.Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей

В методике «Рукавички», дети работают в парах им дают рукавички, вырезанные из чистой бумаги. Задание этой методики украсить свои рукавички одинаково, т.е так, чтобы они составили пару. Показатели этой диагностики т.е умения договариваться между собой определялись следующим образом, если в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства, младшие школьники не пытаются договориться между собой или не могут прийти к согласию, каждый младший школьник настаивает на своем, это низкий уровень, младшие школьники не сотрудничают между собой. Если в узорах сходство частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия, это средний уровень. Младшие школьники пытаются договориться между собой. Младшие школьники пытаются сотрудничать между собой. Если в узорах рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором, это высокий уровень. Младшие школьники договариваются между собой. Явно у этих младших школьников проявляется сотрудничество.

После обработки результатов, были выявлены следующие данные: четыре пары (36,4%) младших школьников не сотрудничали между собой, они имеют низкий уровень договариваться со сверстниками, у этих младших школьников нет сходства в рисунках. Пять пар (45,4%) младших школьников пытались сотрудничать между собой. Эти пары имеют средний уровень умения договариваться со сверстниками, у этих пар частичное сходство. Только две пары (18,2%) младших школьников сотрудничали между собой. Они имеют высокие умения договариваться со сверстниками, у этих младших школьников рукавички, украшены очень похожими узорами.

Следующая методика «Дорога к дому» Г.А. Цукерман направлена на выявление умения получить результат совместной деятельности младших школьников. Данная методика проводилась в парах. Усаживают друг против друга за стол, одному из них дают карточку с линией, изображающей путь к дому, другому младшему школьнику дают карточку с ориентирами точками. Первый говорит, как надо идти к дому, второй старается провести линию – дорогу к дому – по инструкции сверстника. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. И в конце сравнить полученный маршрут.

После обработки результатов, были получены следующие данные: пять пар (45,4%) младших школьников имеют низкий уровень умения получать результат совместной деятельности, у этих младших школьников маршрут не сходится с образцом, четыре пары (36,4%) имеют средний уровень умения получать совместной деятельности, у этих школьников частичное сходство маршрута, две пары (18,2%) умеют высокий уровень умения получать результат совместной деятельности, у этих пар маршруты соответствуют образцам.

Третья методика «Незавершенная сказка», Венгера А.Л. направленная на выявление умения договариваться со сверстниками, услышать точку зрения сверстника, умения получить результат совместной деятельности.

Данная работа проводилась в двух группах, по 11 учащихся в каждой группе. Суть данной методики – завершить незнакомую им сказку, младшие школьники должны совместно в подгруппах придумать завершение заданной сказки. Оценивался уровень совместной деятельности, умения слушать сверстника и тд.

В результате проделанной работы ни одна из этих групп не получила высокий уровень. Одна группа получила низкий уровень умения получить результат совместной деятельности, эти младшие школьники не проявили интерес к сказке, не проявляли свою самостоятельность, сообразительность, собранность, постоянно перебивали друг друга, не смогли договориться между собой, не слышали точку зрения сверстника, тем самым не смогли получить хороший результат. Следующая подгруппа получила средний уровень умения получить совместной деятельности, большинство детей проявляли свою самостоятельность, немного перебивали друг друга, смогли частично договорится между собой, тем самым смогли получить неплохой результат.

Итак, подведем итоги диагностики развития навыков сотрудничества младших школьников по трем методикам.

Таблица 2

Сводные показатели уровня развития навыков сотрудничества младших школьников в констатирующем этапе

Уровень

1 методика

2 методика

3 методика

Высокий

18,2%

18,2%

-

Средний

45,4%

36,4%

50%

Низкий

36,4%

45,4%

50%


Таким образом, на основе проведенных методик большинство младших школьников имеют низкий и средний уровень сотрудничества со сверстниками. На основе проведенной диагностики можно сделать вывод, что младшие школьники не подготовлены к сотрудничеству со сверстниками. Данный факт показывает необходимость развивать навыки сотрудничества со сверстниками во внеурочной деятельности.

Для этого в рамках формирующего этапа во время внеурочных занятиях мы использовали сингапурскую технологию.

В основе этой технологии лежит групповая форма работы, работы в парах, позволяющая разнообразить формы деятельности и повысить творческую активность учащихся, повысить коммуникативные навыки, повысить уровень развития навыков сотрудничества. По сингапурской технологии класс разбивают на группы по 4 человека, рассаживают напротив друг друга, каждый ученик привязан к определенной цифре, который использует учитель во время проведения занятия. Каждый ученик в этой технологии имеет свои определенные задания. Испытывает чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.

Обучающих структур существует около 250, они являются частью некоего конструктора урока, отбираются в зависимости от этапа и цели, реализуемой на данном этапе. Мы выбрали такие структуры:

- «сте зе класс» («перемешай класс») — ученикам разрешается свободно бродить по классу, чтобы собрать максимум мыслей и ответов по своему списку, после чего проводится общий анализ и учащиеся в течение не более 30 секунд отвечают на вопрос, поставленный учителем;

- «конэрс» — распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам;

- «сималтиниусс раунд тейбл» — все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончании передают их по кругу соседу на проверку;

- «куиз – куиз – трейд» — опроси – опроси – обменяйся карточками;

- «таймд пэа шэа» — два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени;

- «микс пэа шэа» — произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких (релли робин) или в полных ответах;

После формирующего эксперимента, на контрольном этапе, мы провели повторную диагностику, с помощью тех же метод исследования, которые использовали на констатирующем этапе, чтобы выявить динамику развития навыка сотрудничества младших школьников. Проведенное исследование показало, что использования сингапурской технологии во время внеурочной деятельности позволила повысить уровень навыков сотрудничества младших школьников. Учащиеся стали более общительнее, старательнее, научились слушать друг друга, научились находить общий компромисс, тем самым повысился уровень навыков сотрудничества. Мы убедились в том, что правильное использование сингапурских структур, обеспечивает высокую результативность в развитии сотрудничества.

Результаты контрольного этапа представлены в таблице.

Таблица 3

Сводные показатели уровня развития навыков сотрудничества младших школьников на контрольном этапе

Уровень

1 методика

2 методика

3 методика

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

18,2%

27,4

18,2%

27,4%

-

50%

Средний

45,2%

45,2%

36,4%

54,4%

50%

50%

Низкий

36,4%

27,4

45,4%

18,2%

50%

-


Из данных таблиц наглядно видно положительная динамика. Низкий уровень снизился, за счет этого повысились средняя и высокая группы.

Выводы. Положительным моментом такой работы является, то, что половина учащихся класса одновременно научились говорить, научились видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая и закрепляя свои знания.

Работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к учебе, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более интересным и успешным. Обучающиеся с удовольствием готовят вопросы для своих одноклассников.

Литература:

1. Акимова, М.К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения / М.К. Акимова, В.Г. Козлова // Вопросы психологии. – 1997. – №6. – С.49–56.

2. Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после.– 2011.– №5.– С.75– 78

2. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности М.: Издатель Рассказов А.И., 2002.101 с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. – М.: Университетская книга, Логос, 2008. – 384 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология М.: Логос, 2004.384с.

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство отрочество: 10-е изд., перераб. и доп. - М.академия 2006. 608 с.

6. Психолого-Педагогический словарь: справочное издание / Пидкасистый П.И. – М., 1998. - с. 544.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – режим доступа: http//www.standart.edu.ru

8. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. – М., ЭКСМО, 2010. – 224–228 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!