СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

У многих детей наблюдаются сочетанные диагнозы, такие как СДВГ и РАС.

Поэтому   сегодня я расскажу о музыкально-сенсорных способностях   и о том как их развивать у детей с ОВЗ.

 

Сенсорное воспитание предполагает задачи: 

формировать слуховое внимание детей;

приучать их вслушиваться в разнообразные, гармоничные звуковые сочетания;

улавливать смену контрастных и сходных звуковых соотношений; обучать способам обследования музыкального звучания;

развивать музыкально-сенсорные способности.

Музыкально-сенсорные способности. Что это?

Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №126» г. Саратова











Презентация:



«Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей с ОВЗ»




















Подготовил : музыкальный руководитель

Кадышева Светлана Геннадьевна




г Саратов

2019 г




Здравствуйте уважаемые коллеги!

Тема моего выступления: «Развитие музыкально-сенсорных способностей у детей с ОВЗ»


Я работаю музыкальным руководителем в ДОУ компенсирующей направленности и реализую работу в трёх направлениях:

- группа детей с тяжёлым нарушением речи,

- группа детей с задержкой психического развития,

- группа детей с нарушением интеллектуального развития.


У многих детей наблюдаются сочетанные диагнозы, такие как СДВГ и РАС.

Поэтому сегодня я расскажу о музыкально-сенсорных способностях и о том как их развивать у детей с ОВЗ.


Сенсорное воспитание предполагает задачи: 

формировать слуховое внимание детей;

приучать их вслушиваться в разнообразные, гармоничные звуковые сочетания;

улавливать смену контрастных и сходных звуковых соотношений; обучать способам обследования музыкального звучания;

развивать музыкально-сенсорные способности.

Музыкально-сенсорные способности. Что это?

Слайд 2

Многие психологи и педагоги под музыкальными сенсорными способностями понимают

качество восприятия, позволяющее ребенку различать отдельные компоненты музыкальных звуков: высоту, тембр, длительность, силу;

качество активного вслушивания, музицирования,

обследования детьми музыкальных звуков в их выразительных отношениях,

наглядно-действенное ознакомление с музыкальными эталонами


О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили отмечали, что каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей, личных качеств. Важно заметить и развивать все лучшее, что заложено от природы, используя при этом методы и приемы индивидуально-дифференцированного подхода, задания различной степени сложности, необходимо учитывать интересы, склонности детей к разным видам музыкальной деятельности, общее и музыкальное развитие, возраст детей, их активность.

Без музыкально-сенсорного развития общее сенсорное восприятие неполно, процессы музыкального переживания отличаются большим своеобразием.

На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия.

Нужны специальные дидактические игры.

Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов

Основное назначение музыкально-дидактических игр (СЛАЙД 3)

развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний.

Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий

в музыкально-сенсорном развитии дошкольников

В свободное от занятий время дети под руководством педагога устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления.

В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:

(СЛАЙД 4, 5 )

1. Спокойное музицирование (эти игры часто проводятся с пособиями);

2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий (игра похожа на подвижную);

3. Игры, построенные по типу хороводных.

(Слайд 6)

Все пособия музыкально-дидактических игр тоже условно делятся на группы:

Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш): «Солнышко и тучка», «Подбери музыку», «Чей это марш?», «Три танца».

Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах: «Узнай сказку», «Подбери картинку».

Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности: «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок».

Пособия, развивающие чувство ритма у детей: «Прогулка», «Ритмическое лото», «Определи по ритму».

Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Слайд 7

Хочу поделиться своими мыслями об общении и об организации работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в рамках компенсирующего детского сада.

Слайд 8

Переосмыслив свой опыт, я пришла к выводу, что особенность работы с такими детьми состоит:

– не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка;

– не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных

вокализаций, простейших звукоподражаний;

– не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к

танцевальному творчеству.

Слайд 9

Музыкальный руководитель совместно с воспитателем должны постараться создать во время музыкальной деятельности ритуал (одинаковые повторяющиеся действия), тем самым создает структуру деятельности с четким началом и завершением каждого элемента структуры.

Таким образом, для детей становится привычным стереотип поведения. Это позволяет детям чувствовать себя в безопасности. Страх пред неизвестным — для многих детей барьер, разделяющий их с окружающим миром.


Ритуал, избавляя от страха, становится проводником к новым знаниям.


Основные ритуалы связаны с началом и завершением образовательной деятельности — музыкальным приветствием и прощанием. Они заключаются в пропевании слов, обращенных к каждому ребенку или ко всем детям вместе. Пропевание может быть под аккомпанемент инструмента, либо без него. Приветствие, став для детей узнаваемым, становится педагогическим инструментом, включающим детей в работу.

Прощание — это завершающая фраза, которой педагог подводит итог занятия. Важно постараться сделать так, чтобы каждый ребенок ушел в хорошем настроении. Чередование видов деятельности (слушание музыки, танцевально-ритмические движения, пение, игра на музыкальных инструментах) позволяет выстраивать и видоизменять занятие.

Слайд 10

Дети с РАС могут пугаться громкой музыки и по-разному реагировать на звучание музыкальных инструментов, и в тоже время проявлять к ним интерес.

По началу игра на музыкальных инструментах для детей с расстройством аутистического спектра заключается в бессознательном апробировании всего, что издает какие – либо шумы. На этом этапе музыкального занятия ребенок как никогда может проявить свою творческую натуру. Разложите в музыкальном зале различные простейшие шумовые и ударные инструменты (бубен, маракасы, погремушки, треугольники, ксилофон, металлофон и др.), пусть ребенок попробует все. Наблюдайте за воспитанником: в результате чего вы поймете, звучание какого из них ему больше нравится. После того, как ребенок освоит один инструмент, можно предложить ему познакомиться с другим.

Во время игры на духовых инструментах сопротивление исходит не от самого инструмента, а возникает при вдохе-выдохе, как при использовании голоса. Занятия с голосом и (или) с духовыми инструментами могут послужить осознанию ребенком давления воздуха, наполняющего легкие. Голос и инструмент дополняют друг друга, помогая ребенку почувствовать губы, язык, щеки и зубы, хотя контакт с духовым инструментом является более осязаемым и конкретным. Процессы звукоизвлечения с помощью голоса или духового инструмента развиваются сходными путями. Соответственно развивается голос и речь.


Таким образом, при условии занятий с группой можно организовать целый оркестр. Во время игры на музыкальных инструментах развивается мелкая и крупная моторика, а также ритмизируется речь.

Слайд 11 группа с нарушением интеллектуального развития.

Слайд 12 группа с задержкой психического развития

Слайд 13 группа с тяжелыми нарушениями речи.


И закончить свое выступление я хочу показом видеоролика.

1 декабря 2018 года в рамках интегративного фестиваля детского творчества «В кругу друзей» на сцене Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова выступали воспитанники группы с задержкой психического развития с «Цыганским танцем». Все дети со сложными сочетанными диагнозами, один из которых РАС.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!