Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
Сообщение по методической работе на тему:
« Развитие мелкой моторики у детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата
и нарушением интеллекта»
Подготовила:
Пальшина О.П.
учитель начальных классов
Пермь.2022
Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев.
В.А. Сухомлинский.
Диагноз ДЦП у детей – это обширное поражение зон головного мозга и проводящих путей. С этим могут быть связаны нарушения общей и мелкой моторики.
Обучающиеся с НОДА ограничены в движении, они с трудом учаться ходить, сидеть, стоять, совершать манипулятивные действия.
Особенностью этого заболевания является то, что детям трудно учиться общей и мелкой моторике, выполнению тех или иных действий, но также и трудно ощущать эти движения. У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган в отдельности.
Причина недостаточного развития моторики у обучающихся с НОДА различны и многообразны.
Прежде всего –это ослабленное здоровье и сниженные показатели общего физического развития, патология тонуса мышц, наличие насильственных движений, а также органические поражения головного мозга.
Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалась к норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Развитие мелкой моторики и координации движений являются одними из важнейших аспектов в работе с обучающимися с НОДА и умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
Актуальность
Работая с детьми НОДА, посчитала наиболее значимой и актуальной работу над развитием мелкой моторики рук. У детей с НОДА,а также с интеллектуальными нарушениями имеются проблемы несформированности мелкой моторики рук:
неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную);
трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрической фигуры);
неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
очень медленный темп письма.
Изучив и проанализировав методическую литературу по данной теме ,
я выбрала наиболее эффективные формы ,методы , приемы для развития
мелкой моторики рук.
Цель: создание условий для преодоления трудностей при усвоении материала школьной программы через развитие мелкой моторики
Задачи
развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
развитие зрительно-моторной координации;
способствование развитию творческих способностей;
коррекция памяти, внимания, мышления
Средства развития мелкой моторики
Массаж кистей рук и пальцев.
Пальчиковая гимнастика.
Рисование и раскрашивание.
Игры скрупой.
Игры с веревочкой , шнуровка.
Работа с бумагой. Оригами. Аппликация.
Графические упражнения. Штриховка
I Блок « Пальчиковая гимнастика»
Самомассаж кистей и пальцев рук
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые кинезиологические физминутки.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение
II Блок «Озорной карандаш»
III Блок «Творческие упражнения»
Заключение
Работа по развитию мелкой моторики у обучающихся с НОДА и с нарушением интеллекта должна проводиться систематически учителем, воспитателем и родителями. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции, что будет вызывать интерес к играм и приведёт к положительному результату в развитии мелкой моторики.
Во время таких занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, настроение, возможности. В дальнейшем, я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать
интерес к различным видам деятельности.