«РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО СРЕДСТВАМ УПРАЖНЕНИЙ С ПРЕДМЕТАМИ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ»
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Научно – исследовательские условия:
1. Изучение и применение научно-методической литературы.
2. Методическая разработка с полным описанием и анализом результатов.
Методические условия:
Обеспечение всесторонности получения информации об изучаемом процессе
Организационно – педагогические условия:
1. Изучение состояния вопроса по данным литературных источников.
2. Методическая разработка, направленная на эффективность и повышение развития ловкости у детей начальной школы по средствам упражнений с предметами из элементов художественной гимнастики
3. Выявление эффективности применяемой методики на практике
4. Обмен опытом
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования
Повышение эффективности физического воспитания детей и подростков – важнейшая задача современной школы. Формирование личности обучающегося требует постоянного совершенствования системы школьного образования
Недостаток двигательной активности влечет за собой печальные последствия – быструю утомляемость, снижение работоспособности, общее ухудшение самочувствия. С годами риск приобретения разного рода заболеваний возрастает, поэтому проблема здоровья и здорового образа жизни особенно важна. Уроки физической культуры позволяют развивать основные физические качества, способствуют расширению функциональных возможностей организма и содействуют нормальному физическому развитию школьников. В этой работе я хочу уделить внимание развитию ловкости, так как младший школьный возраст является самым благоприятным для развития этих необходимых качеств.
Разработка и внедрение в образовательный процесс модели развития физических качеств обучающихся на уроках общеобразовательных учреждениях является актуальной и существенно обогащает существующую теорию и методику преподавания предмета.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Процесс развития ловкости у младших школьников будет
проходить наиболее эффективно, если:
- они постоянно приобретают двигательные умения;
- предусмотрено последовательное усложнение основных движений;
включать элементы новизны;
-применять различные методы, средства и приемы, способствующие точ-
ному соизмерению и регулированию пространственных, временных и динамических параметров движений.
Цель : Разработать комплекс упражнений по развитию ловкости у младших школьников на уроках физической культуры, обосновать его эффективность
Задачи :
1.Изучение теоретико-методических положений о развитии ловкости в условиях общеобразовательной школы.
2.Обобщение опыта работы специалистов в области физической культуры по исследуемой проблеме .
3.Разработка эффективных средств и методов развития ловкости у детей младшего школьного возраста для использования на уроках физической культуры.
4.Экспериментальная проверка разработанных методов развития ловкости в учебно-воспитательном процессе по физическому воспитанию.
Ведущая педагогическая идея
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования» Наличие теоретической базы опыта. Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько, Н.К.Смирнова . В основе разработки лежит комплексная программа физического воспитания 1-11 классов авторов доктора педагогических наук В.И. Лях, и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич .
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования
- Игровые формы проведения
- Организация деятельности обучающихся, при которой педагог- партнёр, тренер, помощник
- Отбор интерактивных техник, которые помогают справиться с объёмом информации и сложностью изучаемого материала
- Формирование и развитие профессионального мастерства педагога- самообразование
- Изменение методических функций педагога: не передавать знания, а учить самостоятельно их приобретать
- Интерактивные технологии позволяют разнообразить занятия, сделать его активным, эффективным.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Опыт формирования системы универсальных учебных действий на уроках физкультуры имеет отношение к курсам этого предмета на протяжении начальной школы в целом и охватывает как учебный процесс, так и внеурочную деятельность учащихся в соответствии с рабочей учебной программой.
Новизна: Предлагаемый подход к формированию системы универсальных учебных действий на уроках физической культуры обеспечивает создание уникальной образовательной среды, провоцирующей учащихся на появление вопросов и желание найти пути решения проблемы и ответы, что в полной мере соответствует основам системно – деятельностного подхода. Сочетание уровня возможностей ученика и вероятности успеха при выполнении упражнения
.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Проведенное исследование доказало эффективность разработанной модели развития физического качества школьников, предусматривающей использование в процессе занятий учебных модулей, направленных на развитие ловкости . Содержание учебных модулей, состоящих из специальных упражнений со строго регламентированным количеством повторений, интервалами отдыха, организацией и контролем над динамикой развития, направлено на стимуляцию развития ловкости у детей начальной школы.
Эффективность используемого подхода к развитию ловкости, у школьников проявилась в улучшении уровня их физической подготовленности, оцененной по результатам контрольных тестов по итогам учебного года.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника
С целью обмена, приобретения и использования инновационного опыта других педагогов, я принимаю активное участие в методической деятельности:
- представляю свой профессиональный опыт в выступлениях и мастер-классах на школьном и районном методическом объединении, на педагогических советах.
- участвую в конкурсах профессионального мастерства;
- создаю авторские разработки (презентации, конспекты уроков, внеклассных мероприятий).
- Размещаю учебно-методические ресурсы на сетевых Интернет-проектах.
Методический раздел
Развитие ловкости упражнениями со скакалкой.
При развитии этих физических качеств необходимо руководствоваться следующим методическими рекомендациями: 1. Разнообразить занятия, систематически вводить в них новые упражнения, различные формы их сочетания, 2.Варьировать применяемы усилия и условия сопутствующие занятиям. 3. Регулировать нагрузку на организм по первым признакам ухудшения (снижения) точности движений 4. Определять интервалы отдыха между повторениями отдельных заданий по показателям ЧСС. В старшем школьном возрасте так же развивается способность одновременно воспринимать ряд координационно сложных двигательных действий, увеличиваются скорость и точность реакций в изменяющихся условиях, повышаются быстрота и качество оперативного мышления и памяти, а также способность усиливается влияние волевых функций, управляющих поведением.
Упражнения для развития ловкости: 1.Прыжки через скакалку на одной и двух ногах, с двойными вращениями. 2. Прыжки через скакалку на двух ногах с максимальной частотой вращения 3. Игра "Удочка". 4. Прыжки с увеличением скорости.
Прыжки с постоянным чередованием ритма прыжков - сочетание медленных и быстрых движений 6. Прыжки с небольшими отягощениями : манжетами, поясом, жилетом 7. Прыжки через скакалку на двух ногах с заданием выполнить как можно меньше прыжков за 30 сек, за 1 мин, за 1.5 мин, не совершая промежуточного подскока .
Развитие ловкости упражнениями с мячами.
Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования координационных способностей и так называемой игровой ловкости у младших школьников. Из практики давно известно: чтобы узнать, насколько складен в движениях, координирован ребёнок, порой достаточно проверить, как он выполняет броски, ловлю, ведение и другие задания с мячом. Вот поэтому включение в программу физического воспитания учащихся 1 – 4 классов упражнений с большими и малыми мячами полностью себя оправдывают. Упражнения с мячами будут только тогда способствовать развитию координационных способностей, когда они, являясь знакомыми и в какой-то степени привычными для занимающихся и в то же время выполняются:
- При заданном изменении отдельных характеристик (пространственных, временных, силовых или их сочетании);
- При изменении привычного способа двигательного действия;
- в непривычных сочетаниях;
- При различных внешних условиях.
Далее будут приведены упражнения с большими мячами. Они направлены на развитие координационных способностей, относящихся к группе спортивно игровых двигательных действий. Вместе с тем на уроках в начальной школе эти упражнения можно использовать с таким расчетом, чтобы они оказывали воздействие преимущественно на одну или несколько специфических координационных способностей. Это, например способность:
- к ориентированию в пространстве и быстроте перестроения двигательных действий;
- способность точно воспроизводить, отмеривать и оценивать пространственные, временные и силовые параметры движений;
- способность к ритму и реакции.
Методические указания.
Чтобы учащиеся 1 – 4 классов успешно овладевали умениями и навыками в бросках и ловле больших и малых мячей демонстрировали высокий уровень развития координационных способностей учителю необходимо учитывать некоторые особенности использования упражнений. Так на уроке, в который включено обучение двигательным действиям с мячами, учащимся рекомендовано выполнять по 4-6 приведённых выше упражнений. При этом общее количество повторений упражнений в бросках и ловле мяча должно быть достаточно большим – до 30-40 раз. Следует также обращать внимание на то, чтобы каждый бросок занимающиеся выполняли в соответствии с заданием учителя.
При обучении двигательным действиям с мячами необходимо идти от простых и доступных упражнений, к более сложным. Это надо учитывать при составлении комплексов.
В овладении двигательными действиями с большими мячами дети 7-10 лет показывают ярко выраженные индивидуальные особенности. Одни быстро и легко осваивают эти действия, другие обучаются им значительно дольше. Поэтому упражнения с мячами предоставляют хорошие возможности для осуществления индивидуального, дифференцированного подхода в обучении и совершенствовании .
Развитие ловкости упражнениями с обручем Обручи используют пластмассовые, деревянные, дюралюминиевые. Они бывают различного размера. Наиболее распространен обруч диаметром 80 - 90 см. Упражнения с обручем подразделяются на следующие группы: - повороты, - вращения, - броски и ловля, - прыжки в обруч и через него, - маховые движения, - перекаты обруча. Все движения с обручем выполняют одной или двумя руками, в различных направлениях и плоскостях, в сочетании с движением туловища и ног. Начинать обучение рекомендуется со знакомства занимающихся с хватами обруча и способами их изменения. Хваты бывают: - двумя руками снаружи - двумя руками изнутри - хват обруча одной рукой сверху - хват обруча одной рукой снизу. Обхватывают обруч всеми пальцами без напряжения (большой палец снаружи). Положение обруча по отношению к полу может быть: - горизонтальным - вертикальным - наклонным По отношению к телу обруч может находиться в лицевой, боковой и промежуточной плоскостях.
Список литературы 1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 2010 2. Бейлин В.Р. Искусство ловкости. - Брест, 2008. 3. Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии.- М.: Физкультура и спорт, 2005 4. Богданов Г. П. Уроки физической культуры.- М.: Физкультура и спорт, 2007. 5. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников.- Минск, 2007. 6. Лях В.И. Координационные способности школьников//Теория и практика физической культуры. - 2000 7. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. – М.: Теория и практика физической культуры, 2001.