СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие ловкости посредством факультативных занятий баскетболом

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственная политика в области воспитания, в частности национальная доктрина образования нацеливает учителя на воспитание патриотов России: «Формирование здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта, противодействие негативным социальным процессам». Сегодня мы должны воспитывать предприимчивого человека, который может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора…. Безусловно, сформировать данные качества помогут уроки физкультуры, а конкретно, спортивные игры – в частности, баскетбол, который вызывает у детей интерес, захватывает их, воспитывает необходимые им волевые и физические качества, в том числе, ловкость.

Мой опыт формирования у детей ловкости основан на изучении методических пособий, например, «Теория и методика физического воспитания и спорта» Ж.К. Холодкова и В.С. Кузнецова, где я почерпнула некоторые методические подходы воспитания координационных способностей и контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей. А также использовала опыт работы, описанном в методическом пособии О.М. Кругленко тренера-преподователя физкультурно-спортивного комплекса «Надежда» г. В. Новгород. В след за С.Г. Арзумановым под ловкостью я понимаю: способность выполнять сложнокоординационные двигательные действия.

Просмотр содержимого документа
«Развитие ловкости посредством факультативных занятий баскетболом»

Развитие ловкости посредством факультативных занятий баскетболом

Государственная политика в области воспитания, в частности национальная доктрина образования нацеливает учителя на воспитание патриотов России: «Формирование здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта, противодействие негативным социальным процессам». Сегодня мы должны воспитывать предприимчивого человека, который может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора…. Безусловно, сформировать данные качества помогут уроки физкультуры, а конкретно, спортивные игры – в частности, баскетбол, который вызывает у детей интерес, захватывает их, воспитывает необходимые им волевые и физические качества, в том числе, ловкость.

Мой опыт формирования у детей ловкости основан на изучении методических пособий, например, «Теория и методика физического воспитания и спорта» Ж.К. Холодкова и В.С. Кузнецова, где я почерпнула некоторые методические подходы воспитания координационных способностей и контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей. А также использовала опыт работы, описанном в методическом пособии О.М. Кругленко тренера-преподователя физкультурно-спортивного комплекса «Надежда» г. В. Новгород. В след за С.Г. Арзумановым под ловкостью я понимаю: способность выполнять сложнокоординационные двигательные действия.

Координационные способности имеют выраженные возрастные особенности. В своей секционной работе в школе я набираю группу детей в возрасте 9 лет и работаю с ними 3 года. В этот период у ребят увеличивается точность мышечных усилий, улучшается способность к восприятию заданного темпа движений. Особенностью своей деятельности считаю, что в факультативной работе делаю акцент на развитие ловкости средствами баскетбола, так как в данной игре ловкость имеет определяющее значение на данном этапе обучения. При этом использую различные, соответствующие поставленной цели упражнения, задания, игры, которые нашла в различных методических пособиях. Примерами данных упражнений могут служить:
1. Кувырки вперёд и назад.
2. Бег сквозь гимнастические обручи.
3. Ведение змейкой.
4. Перекладывание мяча из руки в руку за спиной, вокруг ног, под ногами.
5. Кувырок затем рывок на 6 м.
6. Передачи двумя мячами.
7. Переводы мяча за спиной.
8. Сесть, встать, лечь с одновременным ведением мяча.
9. Бег с ведением мяча через гимнастические обручи.
При изучении данных упражнений в ходе многолетней практики пришла к выводу, что наибольшего успеха можно добиться не в выполнении данных упражнений в отдельности, а выполнении их в комплексе, в различной последовательности, что способствует развитию более быстрого переключения внимания, адаптации зрительных, слуховых и тактильных анализаторов к быстро изменяющейся обстановке (см. приложение)
1) Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере мышечных ощущений. Общая установка при занятии «на координацию» должна исходить из следующих положений:

А. заниматься необходимо в хорошем психофизическом состоянии

Б. нагрузка не должна вызывать значительного утомления

В. В структуре отдельного занятия упражнения на развитие координационных способностей следует планировать в начале основной части занятия

Г. интервалы между повторениями отдельных упражнений или их сериями должны быть достаточными для восстановления работоспособности

Д. воспитание различных видов координационных способностей должно происходить в тесной связи с развитием двигательных способностей. Упражнения, направленные на развитие ловкости, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое освоенное до навыка действие не стимулирует дальнейшего развития.

Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному критерию. Поэтому в физвоспитании и спорте используют различные показатели наиболее важными из которых являются:

  • Время, затраченное, на освоение нового движения или комбинации (чем оно короче, тем выше координационные способности)

  • Время, необходимое, для перестройки своей двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся ситуацией (в этих условиях умение выбрать оптимальный план успешного развития двигательных задач считается хорошим показателем координационных возможностей)

  • Координационная сложность выполняемых двигательных заданий или их комплексы.

  • Сохранение устойчивости при нарушении равновесия

  • Стабильность выполнения сложного, в координационном отношении, двигательного задания.

Результативность

Результатом моей работы является стабильное улучшение у занимающихся координации движений, что проявляется в качественном выполнении предложенных упражнении, повысилась резултативность бросков в затруднённых условиях, уменьшились потери мяча в игре, тарится меньше времени на принятие тактических решений в игровой обстановке.

Считаю, что упражнения, подобранные и применяемые мною, способствуют развитию интереса детей к занятиям баскетболом, повышают мотивацию к обучению, улучшаю результативность обучении, что в комплексе способствует их физическому развитию, результат которого можно увидеть в стабильном росте показателей президентского тестировании ежегодно проводимого в школе.

Косвенным доказательством успешности своей деятельности считаю, то, что все занимающиеся в секции дети после третьего года обучения переходят в спортивную школу, становятся потребителями и призёрами районных и областных соревнований по стритболу и баскетболу.

Своим опытом я делилась на методических объединениях учителей физкультуры района, веду тесное сотрудничество с тренерами спортивной школы. Коллеги оценили мои наработки, переняв применяемые мною упражнения для развития ловкости. Таким образом, данный опыт имеет практическую значимость для всех учителей физкультуры, которые ставят перед собой цель – развитие координационных способностей.

Приложение 1.

Упражнение на развитие ловкости.

Первый год обучения

Кувырок вперёд и назад.

Бег сквозь гимнастические обручи.

Ведение «змейкой».

Перекладывание мяча из руки в руку за спиной, вокруг ног, под ногами.

Второй год обучения

Кувырок, затем рывок на 6 м.

Передачи двумя мячами.

Переводы мяча за спиной.

Сесть, встать, лечь с одновременным выполнением ведения мяча.

Бег с ведением мяча через гимнастические обручи.

Третий год обучения

Передача мяча – серия кувырков – получение обратной передачи.

Одновременное и попеременное ведение двумя мячами.

Броски в корзину после ловли мяча и поворота.

Передачи двумя мячами в движении в парах.

Передачи мяча в движении в тройках со сменой мест.

Ведение мяча и бросок в движении с поворотом на 360 градусов.

Последовательность выполнения упражнений может и должна меняться.

Аристархова Л.Ю., учитель физкультуры МАОУСОШ №2 п.Хвойная




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!