СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта занятия для развития логического мышления на основе системы развивающих заданий

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи»

Технологическая карта занятия.

Тема

Занятие 6. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

Развитие умения решать нестандартные задачи

Цель

Развитие логического мышления на основе системы развивающих заданий

Задачи

  1. Развитие логического мышления: умение создавать алгоритм выполнение заданий, действий

  2. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения.

  3. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи.

Формируемые УУД














Личностные:

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию).

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Коммуникативные:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы будем развивать логическое мышление. Для это нужно достичь следующие задачи: умение создавать алгоритм для выполнения заданий и действий. Формирование навыков творческого мышления и развитие решать не стандартные задачи.

Личностные УУД

  • Определять под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

II. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)

Цель. Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения.

Показывает упражнения.

Выполняют упражнения.

- Чтобы на занятии нам лучше работалось, выполним «Мозговую гимнастику».

1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

2. «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. «Зоркие глазки» глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

4. «Стрельба глазами» двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.

Регулятивные УУД:

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.


III. Разминка (3-5 минут)

Цель. Создание у ребят определенного положительного эмоционального фона.


Организует самостоятельную работу.


Организует работу по проверке правильности выполненного задания.











Напоминает о необходимости оценить выполненную работу.

Отвечают на вопросы.



Проверяют свои работы.
















Оценивают

выполнение работы.

- Начинаем наше занятие с разминки. В тетрадях открываем с.15. Прочитайте вопросы про себя. Если вы знаете ответ на вопрос, поставьте рядом «плюс», если затрудняетесь ответить – «минус».


- Итак, на какие вопросы вы не смогли ответить? А кто нашел ответ на этот вопрос? (проверка)

1. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО)

2. С бородой родится, а никто не дивится. Кто это? (КОЗЕЛ)

3. Я шариком пушистом белею в поле чистом, а дунул ветерок - остался стебелек. Что это? (ОДУВАНЧИК)

4. Из какой сказки Шамаханская царица? (А.С.ПУШКИН «СКАЗКА О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ»)

5. Четыре человека обменялись рукопожатиями. Сколько было рукопожатий? (6)

6. Лесное жилище из жердей и веток – что это? (ШАЛАШ)

7. Как называется знак вычитания в математике? (МИНУС)

8. Что накручивают на винт или болт? (ГАЙКУ)

9. Что коллекционирует филателист? (МАРКИ)

10. Как называется сторона света, где заходит солнце? (ЗАПАД)


- Кто смог ответить на все вопросы?

А у кого возникли трудности?

Я думаю, в следующий раз вы обязательно справитесь.


Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

  • Слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться давать оценку своей деятельности.

IV.Тренируем логическое мышление

Цель: Развитие

логического мышления

Учитель зачитывает задания

















Дети выполняют задания устно














Оценивают

выполнение работы.






Задание №1.

Выбери нужную фигуру из шести пронумерованных.

Задание №2.

Вставь вместо точек слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например: КИПА (РИС) УНОК

ТО (ВАР) ЕНЬЕ

ПИ (ЛОТ) ЕРЕЯ

БОЙ (КОТ) ЛЕТА

НОСО (РОГ) АЛИК

ТО (МАТ) РЁШКА

НА (БОР) ДЮР

Задание №3. (цифры означают порядковый номер буквы в алфавите)

Выпиши слово.

8 1 2 1 (ЖАБА)

15 6 2 16 (НЕБО)

19 20 21 13 (СТУЛ)

19 16 20 29 (СОТЫ)

Задание № 4

Вставьте не достающие число.

196 (25) 324 16 (27) 43

325 (21) 137 29 (29) 56

Задание № 5

Слово в скобка в верхнем ряду каждого задания образовано из двух рядом стоящих. Пойми закономерность и выпиши недостающее слово в скобках нижнего ряда.


КИНО (НОТА) ТАЛЬК СЕНО (СЕЛО) ЛОЩАДЬ

МОРЕ (РЕКА) КАША СЕМЯ (СЕРА) РАК

ВОДА (АДРЕС) РЕСТОРАН САРАЙ (САЛО) СОЛОМА

ЛИСА (АСТРА) ТРАВИНКА РАДИО (РАМА) ПОМАДА


Регулятивные УУД:

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться давать оценку своей деятельности.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.



Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор информации.

  • Перерабатывать полученную информацию, делать выводы.

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

V. Веселая переменка

Показывает упражнения.

Выполняют упражнения.

- Мы с вами хорошо поработали, пришло время отдохнуть.

Отдых у нас будет активным и даже полезным.


Физминутка «Веселая переменка»

Сядьте прямо на стуле. Дотроньтесь вначале левой рукой до правого уха, а правой – до левого. А теперь поменяем руки, переведем левую руку на правое плечо, правую – на левое; поменяли руки. Дотронулись до талии, затем до колен, а потом и до щиколоток. То же самое делаем по направлению вверх: колени – талия – плечи – уши.

Регулятивные УУД:

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.


VI. Логическо-поисковые задания (10 минут)

Цель.

Развитие гибкости мышления.


Организует самостоятельную работу учащихся в группах по 4 человека.

Организует проверку на доске.


Напоминает о необходимости оценить выполненную работу.


Организует самостоятельную работу учащихся в парах.


Контролирует правильность выполнения.

Организует фронтальную работу по проверке.

Напоминает о необходимости оценить выполненную работу.


Работают в группах по 4 человека.



Проверяют свои работы, пользуясь образцом на доске.

Оценивают

выполнение работы.





Работают самостоятельно в парах.

Проверяют свою работу.




Оценивают

выполнение работы.

Задание №6.

Тетрадь стр.16.

Поставь вместо букв такие цифры, чтобы равенство оказалось верным. (Одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры, разные буквы – разные цифры)

БЕДА НИТКА НАУКА

ЕДА +НИТКА + УЧЕБА

+ ДА ТКАНЬ РАБОТА

А

8 8 8 8


Задание №7

Подберите слово, которому могут предшествовать любые из букв слева.


С

О

У ( КЛАД )

В

ЗА





Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.


VII. Нестандартные задачи (10-15 минут)

Цель: учить ориентироваться в тексте задачи; рассуждать логически


Организует самостоятельную работу учащихся с последующей проверкой, демонстрацией ответа.


Организует коллективное обсуждениие.






Помогает принять решение о ходе решения задачи, использует схемы на доске.





Напоминает о необходимости оценить выполненную работу.


Самостоятельно находят решение задачи, записывают ответ, участвуют в проверке.


Принимают участие в коллективном обсуждении, предлагают свои варианты решения задачи.


Выдвигают свои версии хода решения; Решают задачу.


Оценивают

выполнение работы.


«УЧИСЬ РЕШАТЬ, СТРАЯСЬ РАССУЖДАТЬ»

Задание № 8

Майя и Кира вместе весят 40 кг, Кира и Соня – 50 кг, Соня и Дина – 80 кг, Дина и Галя – 70 кг, Галя и Майя – 80 кг. Сколько весит каждая из девочек?

РЕШЕНИЕ

Как видно из условия задачи, в парах имя каждой девочки используется дважды. То есть, если сложить вес всех перечисленных пар, то получим удвоенный вес всех девочек 40+50+60+70=300 (кг) – удвоенный вес девочек. 300:2=150 (кг) – весят все девочки вместе.

Теперь можно узнать вес девочки, например, Дианы. Для этого сложим вес тех пар, где нет веса Дианы:(Кира и Соня + Галя и Майя)

50+80=130 (кг) – весят Кира, Соня, Галя, и Майя вместе.

150-130=20 (кг) – весит Диана.

Теперь можно узнать, сколько весят остальные девочки:

60-20=40(кг) – весит Соня

50-40=10 (кг) – весит Кира

40-10=30 (кг) – весит Майя

80-30=50 (кг) – весит Галя.

ПРОВЕРКА

10+20+30+40+50=150 (кг) – все правильно!

ОТВЕТ

Галя – 50 кг, Соня – 40 кг, Майя – 30 кг, Дина – 20 кг, Кира – 10 кг.

Задание № 9

Пять учеников купили 100 тетрадей. Кирилл и Витя купил 52 тетради. Витя и Юра – 43, Юра и Сева – 34, Сева и Миша – 30. Сколько тетрадей купил каждый из них?

РЕШЕНИЕ

Итак, всего пять мальчиков. Узнаем, сколько тетрадей купил Миша. Для этого сначала узнаем, сколько купили остальные мальчики. Известно, что Кирилл и Витя купили 52 тетради, Юра и Сева – 34.

52+34=86 (тетрадей) – купил Кирилл, Витя, Юра и Сева.

Значит, Миша купил 100-86=14 тетрадей.

Теперь можно узнать, сколько тетрадей купили остальные мальчики.

30-14=16 (тет.) – купил Сева

34-16=18 (тет.) – купил Юра

43-18=25 (тет.) – купил Витя

52-25=27 (тет.) – купил Кирилл.

ПРОВЕРКА

14+16+18+25+27=100 – задача решена правильно!

ОТВЕТ

Миша – 14 тетрадей, Сева – 16, Юра – 18, Витя – 25, Кирилл – 27.

Задание №10

Для подарка внуку дедушка купил 4 книги. Все книги без первой стоят 84 рубля, без второй – 80рублей, без третьей – 76 рублей, без четвертой – 72 рубля. Какова стоимость каждой книги?

РЕШЕНИЕ

Если мы сложим

(81+84+76+72):3=104 (руб.) – стоят все книги.

Узнаем стоимость каждой книги:

104-84=20 (руб.) – стоит первая книга

104-80=24 (руб.) – стоит вторая книга

104-76=28 (руб.) – стоит третья книга

104-72=32 (руб.) – стоит четвертая книга

ПРОВЕРКА:

20+24+28+32=104 – задача решена правильно!

ОТВЕТ

20 рублей – первая книга, 24 руб. – вторая, 28 руб. – третья, 32 руб. – четвертая

Познавательные УУД:

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

VIII. Рефлексия

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.


Организует подведение итогов.

Подводят итоги занятия.

- Вы сегодня молодцы!

Справились со всеми заданиями.

Кто может положиться на своё логическое мышление?

сверьтесь со своим

Кто не допустил ошибок?


Оцените свою работу, если вы считаете, что неплохо потренировали сегодня своё логическое мышление - нарисуйте веселого смайлика, если в чём-то на ваш взгляд ваша тренировка не удалась – смайлика задумчивого.

Поднимите тот смайлик, который вы нарисовали.

Прощание.

Личностные УУД:

  • Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!