СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления на уроках экономической географии по теме "Межотраслевые комплексы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приведены методические приемы и проблемные вопросы по теме "Межотраслевые косплексы" в 9 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления на уроках экономической географии по теме "Межотраслевые комплексы"»

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ НА УРОКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ

Макарова Л.С. – учитель географии МБОУ –

Чурапчинская СОШ им. С. А. Новгородова Республики Саха (Якутия)

Чтение географической карты является главным умением учащегося по географии, одно из важнейших задач учителя - географа. Работа над формированием умения читать физические географические карты вплотную начинается в седьмом классе, экономические карты в девятом классе. Экономические, социально – экономические карты имеют свой ряд специфических особенностей. Умение их читать способствует развитию умения логически рассуждать.

Анализ диагностических контрольных работ учеников 9 – х классов в 2015 - 2016 у.г. показал, что у около 30 % учеников низкий уровень сформированности навыков чтения географической карты, что проявилось в слабом выполнении заданий, связанных с экономическими картами. Ликвидация или снижение данного показателя явилось для меня педагогической проблемой. Цель работы оказалась следующей – это развития владения географического языка.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Продолжить работу по формированию географического язык у учащихся (работа с условными знаками в школьных атласах 9 класса, их интерплетация);

  2. Познакомить с факторами размещения отраслей народного хозяйства

  3. Разработать учебные задания и задачи на определение факторов размещения

  4. Видеть прямую зависимость уровня развития отрасли от её фактора размещения.

В экономической и социальной географии России в 9 классе учащимися рассматривается 10 межотраслевых комплексов по определенному плану. Важным пунктом в данном плане является факторы размещения предприятий. В связи с этим, в рабочей программе я ставлю учебное занятие «Факторы размещения предприятий межотраслевых комплексов», на котором учащиеся учатся их видеть, различать, показывать с помощью условных знаков. На данном уроке у учащихся формируются умения, которые они используют на последующих уроках географии. Учебное занятие состоит из трёх основных частей: учебная – знакомятся с факторами размещения, их необходимостью для развития той или иной отрасли и их проявлениями на экономических картах; фронтальная работа – идёт разбор заданий и задач учащимися и учащимися; индивидуальная работа.

На первом этапе учащимся предлагается самостоятельно на учебной презентации (Microsoft Power Point или интерактивная доска) привести в соответствие условные знаки и факторы размещения (табл .1). Этот приём наиболее эффективен, нежели традиционное изложение информации учителем. С данным заданием учащиеся успешно справляются. Далее учащиеся знакомятся с факторами размещения. Варианты проведения знакомства: сообщения учащихся, работа в группах, рассказ учителя, проблемное изложение (фронтальная работа).

Табл.1

Факторы размещения предприятий межотраслевых комплексов

Фактор размещения

Условный знак, описание

Отрасли народного хозяйства

Географическое положение

Относительно государственных границ, приморское, речное положение и тд.

Все отрасли

Водный фактор

Положение населенного пункта около крупного водного объекта

Электроэнергетика, цветная металлургия, лесная, целлюлозно – бумажная, химическая и нефтехимическая , АПК

Электроэнергетический

Виды электростанций

Цветная металлургия

Сырьевой

Полезные ископаемые

Черная, цветная металлургия, топливная, химическая, машиностроение, АПК

Потребительский, трудовые ресурсы, квалифицированные кадры, наукоемкости

Размер пунсона населенного пункта

Машиностроение , пищевая, легкая , АПК

Транспортный фактор

Пути сообщения

Топливная, машиностроение, химическая

Экологический

Индивидуален

Все отрасли

Специализация и кооперация

В густонаселенном районе

Машиностроение, ВПК, АПК

Военно – стратегический

Рядом с государственной границей

Машиностроение, институты

На втором этапе учащимся предлагается ряд географических экономических задач, которые рассматриваются совместно с учителем. Рекомендуется разложить по партам карточки – памятки с таблицей 1.

На третьем этапе, учитывая индивидуальный подход, учащимся предлагаю задания (Приложение 1).

Используя данный подход к теме «Факторы размещения производств» у учащихся по результатам проведенной диагностической работы в 2016 – 2017 года в 9 классах заметно повысился уровень сформированности навыка работы с экономическими картами (92%). Проблемные вопросы по теме «Межотраслевые комплексы» направлены на формирование познавательных УУД по географии, формируют твердую связь между географией и экономикой. Данная методическая работа не только повышает географическую культуру обучающихся, но и развивают логическое мышление и память.

Приложение 1.

Проблемные вопросы по теме «Межотраслевые комплексы»

  1. Заполни таблицу:

Населённый пункт

Факторы размещения

Отрасли специализации




2. Какие отрасли развиты в выбранном городе? Почему?

3. Укажите какие условные знаки указаны рядом с выбранным городом? Что они означают?

4. Сравните факторы размещения 2 городов в указанном регионе. В чем их разница?

5. Выясните все факторы размещения отраслей в выбранном городе. Исключите 1-2. Какие останутся? Почему? Ответ обоснуйте.

6. Как можно определить транспортный (электроэнергетический, потребительский, водный и т.п. ) фактор на экономической карте региона ?

7. Какие факторы необходимы для развития машиностроения (пищевой, топливной, легкой, черной металлургии и т.д. )?

8. Какие хозяйственные отрасли представлены в вашем городе? Почему?

9. Какие отрасли являются специализирующими в _____ регионе? Почему?

10. Развитию каких отраслей способствует наличие гидроэлектростанций?










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!