СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие лексических навыков на уроке английского языка в рамках системно-деятельностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя.

Просмотр содержимого документа
«Развитие лексических навыков на уроке английского языка в рамках системно-деятельностного подхода»

Развитие лексических навыков на уроке английского языка в рамках системно-деятельного подхода.

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в отечественной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения иностранным языкам, учебных пособий, новых технологий. Именно учитель в новых условиях должен выбрать из множества методических систем ту, которая в большей степени соответствует современным педагогическим реалиям и конкретным условиям обучения иностранным языкам. Понимание учителем процессов, лежащих в основе функционирования и развития современной системы обучения иностранным языкам, способствует выбору наиболее эффективного пути к достижению искомых результатов обучения.

Как гласит китайская народная мудрость “Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю – я усваиваю” и смысл данной пословицы отражает суть системно-деятельностного подхода.

В деятельностном подходе выделяется результат деятельности на что и нацелены стандарты второго поколения - развитие личности ребенка на основе УУД.


(Комментарии слайдов №№3,4,5).


Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Свою задачу вижу в том, чтобы добиться полного освоения школьниками программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного словарного запаса на всех этапах обучения. В своей работе опираюсь на передовой педагогический опыт, результаты экспериментов, на доступные учащимся приемы усвоения, повторения и применения лексики при строгом соблюдении принципов оптимизации обучения языку.

Сегодня я хотела бы представить технологии британских методистов в области обучения иноязычной лексике . (Слайды)

В учебном процессе стараюсь использовать новые, нетрадиционные формы работы учащихся с лексическим материалом. К таким формам работы отношу коллажи. Целью данной работы является расширение вокабуляра и потенциальных возможностей учащихся в самостоятельном поиске продуктивных лингвистических решений. В создании коллажа обычно участвует группа ребят из 4-6 человек. Самый простой вид коллажа можно назвать «ромашка». Учитель называет понятие и спрашивает у учащихся о том, какие слова ассоциируются у них с этим понятием. Для оформления коллажа учащиеся подбирают картинки, вырезки из газет, фотографии по данной теме. Другими примерами коллажа могут быть: «белые пятна», «скрытый центр». Очень хорошо в таких коллажах зашифровывать страноведческие понятия, такие как США, Лондон, Ирландия и т. д., с тем, чтобы дать учащимся в объяснении своей версии опереться на пройденный материал. Данные схемы служат одновременно и зрительной опорой, и установкой на использование соответствующих тем, а значит и активной лексики этих тем. Опыт показал, что не всё получается с самого начала. Но от урока к уроку ответы учащихся становятся лучше.

Другим, не менее интересным приемом обучения является составление так называемых “One-of-a-kind-Sentences”. Этот творческий подход к составлению предложений – забава. Задача школьников – из вырезок статей, газет, рекламных объявлений – составить предложения. Можно вырезать не просто отдельные слова, а выражения, что немного усложнит составление предложений. Детям можно предложить отрезать от некоторых слов буквы и сделать другое слово, например:”we” от “were” или разрезать фразы. В итоге проводим рейтинг самых лучших, содержательных, сумасшедших предложений.

ONE OF US is always in contact with another world.

WORLD TOURS ARE FOR a new generation.

Be kind to children.

Хороший эффект дают ролевые игры. Учащиеся играют роль гостей из другой школы, друзей по переписке, туристов, корреспондентов, представителей различных профессий, гидов. Такие упражнения обычно вызывают особый эмоциональный подъем, их ребята выполняют с удовольствием. При этом могут быть усвоены слова, которые школьники еще не учили, но которые необходимы им в данной ситуации. Коммуникативным применением лексических навыков явилось участие десятиклассников в школьной конференции «Легко ли быть молодым?», где ребята выступали в роли социологов, психологов, экспертов.

После прохождения тем учащимся предлагаю различные задания творческого характера, которые позволяют проконтролировать усвоение лексики изученных тем. Это могут быть и рефераты, и проекты, и кроссворды. Учащиеся с удовольствием выполняют такой вид работы. Здесь могут проявить себя не только способные ученики. Одни ученики выступают с творческими работами на уроках-лекциях, другие – на обобщающих уроках по темам.

Еще одним видом контроля сформированности лексических навыков считаю написание сочинений. Такие задания можно давать в любом классе, всё зависит от уровня подготовки учащихся и усвоенной лексики. Темы сочинений несколько отличаются от привычных нам школьных тем: « Декларация прав Земли», « Что Земля могла бы сказать человечеству», «Школа моей мечты», «Государство, учрежденное мной», «Если бы я попал на необитаемую планету».

Формирование лексического навыка происходит также в ходе проведения лексических игр. С помощью игры хорошо активизируется лексический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость и в конечном итоге повысить мотивацию к изучению иностранного языка.

Опыт использования методических приёмов, описанных в работе, позволяет сделать вывод, что именно от уровня сформированности лексических навыков зависят и другие виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, грамматика). В связи с этим провожу мониторинговые исследования уровня качества знаний по всем видам речевой деятельности. При отслеживании результатов обучения заметен рост качества знаний.

Опыт показывает, что применение выше описанных методических приемов позволяет легче и доступнее овладеть лексическим минимумом школьной программы, совершенствовать лингвистические навыки, развивать мыслительную деятельность. Кроме того, у учащихся формируется познавательный интерес к английскому языку, к странам изучаемого языка. Появляется и желание, и заинтересованность в учебе, повышается их образовательный уровень.

На основании этого можно сделать вывод, что формирование лексических навыков учащихся является одной из важнейших задач учителя в обучении общению на иностранном языке. Именно от эффективности этого процесса зависит решение задач обучения фонетике и грамматике, т. к. они тесно взаимосвязаны между собой.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!