СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие креативного мышления. ТРИЗ, техника Системный оператор.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация с настандартными заданиями в технике Системный оператор Теории решения изобретательских задач. Для учащихся 2 - 3 классов.

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативного мышления. ТРИЗ, техника Системный оператор.»

Развитие креативного мышления.   Приём ТРИЗ системный оператор. Педагог-психолог МБОУ СОШ № 65 Новосибирск Федорищева Ю.Д.

Развитие креативного мышления. Приём ТРИЗ системный оператор.

Педагог-психолог МБОУ СОШ № 65 Новосибирск Федорищева Ю.Д.

Понятие Пример Система – совокупность элементов, обладающая свойством, не сводящимся к свойствам отдельных элементов. (Его называют системным свойством). Шапка Функция – здесь – цель, назначение системы. Защищать, украшать голову, сообщать информацию о статусе «носителя». Надсистема – система, частью которой является данная система. Человек в шапке Подсистема – часть системы. Подкладка

Понятие

Пример

Система – совокупность элементов, обладающая свойством, не сводящимся к свойствам отдельных элементов. (Его называют системным свойством).

Шапка

Функция – здесь – цель, назначение системы.

Защищать, украшать голову, сообщать информацию о статусе «носителя».

Надсистема – система, частью которой является данная система.

Человек в шапке

Подсистема – часть системы.

Подкладка

СИСТЕМА – СТУЛ ФУНКЦИЯ - ? Частью чего является? Частью чего являлся раньше? Частью чего он будет в этот период? Чем (каким) был раньше? Чем он станет, когда перестанет служить стулом? Из каких частей состоял раньше? Из каких частей состоит? Какие части сохранятся у него после использования?

СИСТЕМА – СТУЛ

ФУНКЦИЯ - ?

Частью чего является?

Частью чего являлся раньше?

Частью чего он будет в этот период?

Чем (каким) был раньше?

Чем он станет, когда перестанет служить стулом?

Из каких частей состоял раньше?

Из каких частей состоит?

Какие части сохранятся у него после использования?

Прошлое-будущее Частью чего может являться? Частью чего являлся этот объект? Частью чего он будет в будущем? Что использовалось вместо стула в прошлом? Что будет использоваться вместо стула в будущем? Из каких частей может состоять? Какие части были у него в прошлом? Какие части будут у этого объекта?

Прошлое-будущее

Частью чего может являться?

Частью чего являлся этот объект?

Частью чего он будет в будущем?

Что использовалось вместо стула в прошлом?

Что будет использоваться вместо стула в будущем?

Из каких частей может состоять?

Какие части были у него в прошлом?

Какие части будут у этого объекта?

Если мы рассмотрим что-то, Это что-то для чего-то. Это что-то из чего-то, Это что-то – часть чего-то. Чем-то раньше было что-то, Чем-то будет это что-то... Что-то ты теперь возьми, На экранах рассмотри. (М.С. Гафитулин) Все из чего-то состоит, Все куда-то входит. Все чем-то было раньше И чем-то будет потом. (И.Н. Мурашковска)

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то для чего-то.

Это что-то из чего-то,

Это что-то – часть чего-то.

Чем-то раньше было что-то,

Чем-то будет это что-то...

Что-то ты теперь возьми,

На экранах рассмотри.

(М.С. Гафитулин)

Все из чего-то состоит,

Все куда-то входит.

Все чем-то было раньше

И чем-то будет потом.

(И.Н. Мурашковска)

ТРЕНИНГИ: «подсистема» Загадка : задается функция и элемент, требуется угадать, частью чего он является. Лампочка, функция – освещать всю комнату (часть ? ); функция – освещать темные места (часть ?), функция – освещать стол, книгу (часть ?), функция – украшать елку (часть ?), функция – придавать твердость натянутой на нее ткани (часть?).

ТРЕНИНГИ: «подсистема»

Загадка :

задается функция и элемент, требуется угадать, частью чего он является.

Лампочка,

  • функция – освещать всю комнату (часть ? );
  • функция – освещать темные места (часть ?),
  • функция – освещать стол, книгу (часть ?),
  • функция – украшать елку (часть ?),
  • функция – придавать твердость натянутой
  • на нее ткани (часть?).
ТРЕНИНГИ: «подсистема» «Назови части» «Мы целое...» Раз-два-три – на части дели «Кто как разделит?» Как разделят цветок на части люди разных профессий: Художник? Повар? Биолог?

ТРЕНИНГИ: «подсистема»

«Назови части»

«Мы целое...» Раз-два-три – на части дели

«Кто как разделит?»

Как разделят цветок на части люди разных профессий:

  • Художник?
  • Повар?
  • Биолог?
ТРЕНИНГИ: «функция» «Назови объект по функции»  Цепочка «ДЛЯ ЧЕГО?» Для чего нужен карандаш? – Чтобы оставлять след на бумаге.  Для чего нужно оставлять след на бумаге? – чтобы фиксировать информацию. – Для чего? – Чтобы передать информацию другим людям? – Для чего?...

ТРЕНИНГИ: «функция»

«Назови объект по функции»

Цепочка «ДЛЯ ЧЕГО?»

  • Для чего нужен карандаш? – Чтобы оставлять след на бумаге.
  • Для чего нужно оставлять след на бумаге? – чтобы фиксировать информацию. – Для чего? – Чтобы передать информацию другим людям? – Для чего?...

Системный оператор в творческих работах

Л.Н. Толстой. Лебеди

Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь и другой день и другую ночь, они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крылья[ми]; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошел книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть с пышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида , лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его. Перед зарей легкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звезды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и, взмахнув крыльями, приподнялся и полетел, цепляя [крыльями] по воде. Он поднимался выше и выше и летел один над тайными всколыхавшимися волнами.

Л.Н. Толстой. Лебеди Не называя героя рассказа, скажите: рассказ о том, кто… - о том, кто бросил друзей, - о том, кто был смелым, упорным. - о том, кто дошел до конца. ФУНКЦИЯ (идея текста)  Наша задача – догадаться, узнать что-то о жизни и характере Лебедя – что-то, о чем не сказал прямо автор рассказа.  - Кто вокруг?  – друзья, братья и сестры, родители, враги (возможно, и они были в стае). Возник спор о том, были ли у Лебедя друзья. Задайте вопрос друзьям, врагам, родителям от имени героя рассказа. - Почему вы меня бросили? - Почему вы не научили меня хорошо летать?

Л.Н. Толстой. Лебеди

Не называя героя рассказа, скажите: рассказ о том, кто…

- о том, кто бросил друзей,

- о том, кто был смелым, упорным.

- о том, кто дошел до конца.

ФУНКЦИЯ (идея текста)

Наша задача – догадаться, узнать что-то о жизни и характере Лебедя – что-то, о чем не сказал прямо автор рассказа.

- Кто вокруг? – друзья, братья и сестры, родители, враги (возможно, и они были в стае). Возник спор о том, были ли у Лебедя друзья.

Задайте вопрос друзьям, врагам, родителям от имени героя рассказа.

- Почему вы меня бросили?

- Почему вы не научили меня хорошо летать?

Л.Н. Толстой. Лебеди Заглянем в прошлое Лебедя. Как он жил до перелета? Выскажитесь от имени героя рассказа: - Я помню, как… Может быть, в прошлом было событие, которое научило Лебедя упорству, помогло долететь до цели. Расскажите о нем. - Может быть, он однажды упал в яму, гуляя с мамой – и ему пришлось самому выбираться… - Может быть, на маму напала кошка, а лебедь подошел сзади и клюнул ее. - А есть ли у молодых птиц дело, которое требует упорства и мужества? - Они учатся летать (можно вспомнить строчки из песни «Орлята учатся летать…») Теперь рассмотрим главный эпизод рассказа – описание перелета. Представьте себя на месте лебедя. Первый раз он летит в далекую теплую страну. Опишите его впечатления. - Я вижу… - Я слышу… - Я чувствую…

Л.Н. Толстой. Лебеди

Заглянем в прошлое Лебедя. Как он жил до перелета? Выскажитесь от имени героя рассказа:

- Я помню, как…

Может быть, в прошлом было событие, которое научило Лебедя упорству, помогло долететь до цели. Расскажите о нем.

- Может быть, он однажды упал в яму, гуляя с мамой – и ему пришлось самому выбираться…

- Может быть, на маму напала кошка, а лебедь подошел сзади и клюнул ее.

- А есть ли у молодых птиц дело, которое требует упорства и мужества?

- Они учатся летать (можно вспомнить строчки из песни «Орлята учатся летать…»)

Теперь рассмотрим главный эпизод рассказа – описание перелета.

Представьте себя на месте лебедя. Первый раз он летит в далекую теплую страну. Опишите его впечатления.

- Я вижу… - Я слышу… - Я чувствую…

Л.Н. Толстой. Лебеди Вот самый страшный момент – когда лебедь понял, что не может лететь. Выскажитесь от имени героя. - Я чувствую, что меня покидают силы. - Я чувствую, будто у меня нет крыльев. - Я чувствую, что я очень тяжелый. Что помогло лебедю подняться в небо? Выскажетесь от его имени, продолжив предложение: «Я вспомнил… Я подумал…» - Я подумал о папе и маме… О теплой стране… я почувствовал, что я отдохнул и набрался сил… Что было потом? - Лебедь долетел и встретился с друзьями… - Он попал на Юг, но свою стаю уже не нашел, и очень горевал… - Он долетел и спросил своих маму и папу, как они могли его оставить… ПЛАН СОЧИНЕНИЯ Прошлое Лебедя. Перелет. Беда. Что было потом.

Л.Н. Толстой. Лебеди

Вот самый страшный момент – когда лебедь понял, что не может лететь.

Выскажитесь от имени героя.

- Я чувствую, что меня покидают силы.

- Я чувствую, будто у меня нет крыльев.

- Я чувствую, что я очень тяжелый.

Что помогло лебедю подняться в небо? Выскажетесь от его имени, продолжив предложение: «Я вспомнил… Я подумал…»

- Я подумал о папе и маме… О теплой стране… я почувствовал, что я отдохнул и набрался сил…

Что было потом?

- Лебедь долетел и встретился с друзьями…

- Он попал на Юг, но свою стаю уже не нашел, и очень горевал…

- Он долетел и спросил своих маму и папу, как они могли его оставить…

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ

Прошлое Лебедя.

Перелет.

Беда.

Что было потом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!