Развитие креативного мышления. Приём ТРИЗ системный оператор.
Педагог-психолог МБОУ СОШ № 65 Новосибирск Федорищева Ю.Д.
Понятие
Пример
Система – совокупность элементов, обладающая свойством, не сводящимся к свойствам отдельных элементов. (Его называют системным свойством).
Шапка
Функция – здесь – цель, назначение системы.
Защищать, украшать голову, сообщать информацию о статусе «носителя».
Надсистема – система, частью которой является данная система.
Человек в шапке
Подсистема – часть системы.
Подкладка
СИСТЕМА – СТУЛ
ФУНКЦИЯ - ?
Частью чего является?
Частью чего являлся раньше?
Частью чего он будет в этот период?
Чем (каким) был раньше?
Чем он станет, когда перестанет служить стулом?
Из каких частей состоял раньше?
Из каких частей состоит?
Какие части сохранятся у него после использования?
Прошлое-будущее
Частью чего может являться?
Частью чего являлся этот объект?
Частью чего он будет в будущем?
Что использовалось вместо стула в прошлом?
Что будет использоваться вместо стула в будущем?
Из каких частей может состоять?
Какие части были у него в прошлом?
Какие части будут у этого объекта?
Если мы рассмотрим что-то,
Это что-то для чего-то.
Это что-то из чего-то,
Это что-то – часть чего-то.
Чем-то раньше было что-то,
Чем-то будет это что-то...
Что-то ты теперь возьми,
На экранах рассмотри.
(М.С. Гафитулин)
Все из чего-то состоит,
Все куда-то входит.
Все чем-то было раньше
И чем-то будет потом.
(И.Н. Мурашковска)
ТРЕНИНГИ: «подсистема»
Загадка :
задается функция и элемент, требуется угадать, частью чего он является.
Лампочка,
- функция – освещать всю комнату (часть ? );
- функция – освещать темные места (часть ?),
- функция – освещать стол, книгу (часть ?),
- функция – украшать елку (часть ?),
- функция – придавать твердость натянутой
- на нее ткани (часть?).
ТРЕНИНГИ: «подсистема»
«Назови части»
«Мы целое...» Раз-два-три – на части дели
«Кто как разделит?»
Как разделят цветок на части люди разных профессий:
ТРЕНИНГИ: «функция»
«Назови объект по функции»
Цепочка «ДЛЯ ЧЕГО?»
- Для чего нужен карандаш? – Чтобы оставлять след на бумаге.
- Для чего нужно оставлять след на бумаге? – чтобы фиксировать информацию. – Для чего? – Чтобы передать информацию другим людям? – Для чего?...
Системный оператор в творческих работах
Л.Н. Толстой. Лебеди
Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь и другой день и другую ночь, они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крылья[ми]; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошел книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь опустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его. Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть с пышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида , лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его. Перед зарей легкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звезды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и, взмахнув крыльями, приподнялся и полетел, цепляя [крыльями] по воде. Он поднимался выше и выше и летел один над тайными всколыхавшимися волнами.
Л.Н. Толстой. Лебеди
Не называя героя рассказа, скажите: рассказ о том, кто…
- о том, кто бросил друзей,
- о том, кто был смелым, упорным.
- о том, кто дошел до конца.
ФУНКЦИЯ (идея текста)
Наша задача – догадаться, узнать что-то о жизни и характере Лебедя – что-то, о чем не сказал прямо автор рассказа.
- Кто вокруг? – друзья, братья и сестры, родители, враги (возможно, и они были в стае). Возник спор о том, были ли у Лебедя друзья.
Задайте вопрос друзьям, врагам, родителям от имени героя рассказа.
- Почему вы меня бросили?
- Почему вы не научили меня хорошо летать?
Л.Н. Толстой. Лебеди
Заглянем в прошлое Лебедя. Как он жил до перелета? Выскажитесь от имени героя рассказа:
- Я помню, как…
Может быть, в прошлом было событие, которое научило Лебедя упорству, помогло долететь до цели. Расскажите о нем.
- Может быть, он однажды упал в яму, гуляя с мамой – и ему пришлось самому выбираться…
- Может быть, на маму напала кошка, а лебедь подошел сзади и клюнул ее.
- А есть ли у молодых птиц дело, которое требует упорства и мужества?
- Они учатся летать (можно вспомнить строчки из песни «Орлята учатся летать…»)
Теперь рассмотрим главный эпизод рассказа – описание перелета.
Представьте себя на месте лебедя. Первый раз он летит в далекую теплую страну. Опишите его впечатления.
- Я вижу… - Я слышу… - Я чувствую…
Л.Н. Толстой. Лебеди
Вот самый страшный момент – когда лебедь понял, что не может лететь.
Выскажитесь от имени героя.
- Я чувствую, что меня покидают силы.
- Я чувствую, будто у меня нет крыльев.
- Я чувствую, что я очень тяжелый.
Что помогло лебедю подняться в небо? Выскажетесь от его имени, продолжив предложение: «Я вспомнил… Я подумал…»
- Я подумал о папе и маме… О теплой стране… я почувствовал, что я отдохнул и набрался сил…
Что было потом?
- Лебедь долетел и встретился с друзьями…
- Он попал на Юг, но свою стаю уже не нашел, и очень горевал…
- Он долетел и спросил своих маму и папу, как они могли его оставить…
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
Прошлое Лебедя.
Перелет.
Беда.
Что было потом.