СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие координационных способностей детей в возрасте 15-16 лет посредством игры в баскетбол

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что уровень развития координационных способностей спортсменов, специализирующихся на занятиях баскетболом, напрямую влияет на успешное достижение высоких спортивных результатов в спорте высших достижений.

Просмотр содержимого документа
«Развитие координационных способностей детей в возрасте 15-16 лет посредством игры в баскетбол»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр образования № 9 им. Маршала Жукова Г.К.»

142406, Московская область, г. Ногинск, ул. Советской Конституции, д.58, т. (49651)5-51-56

[email protected]












«РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 15-16 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ»








Учитель физической культуры

Батурина Анастасия Павловна








ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ПОМОЩИ БАСКЕТБОЛА 5

1.1 Теоретическое обоснование развития координационных способностей при помощи баскетбола 5

1.2 Особенности и факторы развития координационных способностей 14

Выводы по 1-й главе 18

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: МЕТОДИКА И УПРАЖНЕНИЯ 19

2.1 Методика развития координационных способностей 19

2.2 Средства и приёмы развития координационных способностей 24

Выводы по 2-й главе 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

ЛИТЕРАТУРА 33







ВВЕДЕНИЕ


Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что уровень развития координационных способностей спортсменов, специализирующихся на занятиях баскетболом, напрямую влияет на успешное достижение высоких спортивных результатов в спорте высших достижений.

Современный баскетбол стал в настоящее время одним из самых популярных олимпийских видов спорта, распространённых как в мире в целом, так и в нашей стране среди представителей всех поколений. В настоящее время сложно себе представить хоть один школьный спортивный зал, уличную спортивную площадку, не говоря уже о более крупных спортивных комплексах, где бы не было такого спортивного оборудования, как баскетбольные кольца, а среди спортивного инвентаря спортзала школы, в большинстве спортивных клубов, да и у населения дома обязательно найдётся баскетбольный мяч и, вероятнее всего, не один. А спортивные соревнования по баскетболу всех уровней, от состязаний дворовых команд до Чемпионатов Мира и Олимпийских игр, являются одними из самых зрелищных, собирая полные трибуны стадионов и миллиарды телезрителей у экранов.

Между тем, баскетбол, как современный олимпийский вид спорта, требует от спортсменов высокой активности в ходе игры как в защите, так и в нападении, что требует от спортсменов выдерживать высокий уровень физических нагрузок как во время тренировок, так и во время соревнований, а также высокого уровня координационных способностей, что обуславливает повышение физической нагрузки в ходе тренировочного процесса в существующих методиках подготовки спортсменов-баскетболистов при мало-мальски серьёзном уровне их подготовки.

Спортивная подготовка спортсменов подросткового возраста, в том числе в возрасте 15-16 лет, является сложным педагогическим процессом, что обусловлено, с одной стороны, интенсивной перестройкой организма подростка и стремительным развитием его физических возможностей, что является очень благоприятным моментом применительно к подготовке новых кадров для спорта высших достижений. Но, с другой стороны, это и период самой активной нейроэндокринных перестроек в организме подростков, что требует от тренера особого педагогического чутья, чтобы создать в ходе тренировочного процесса такую педагогическую ситуацию, которая пойдёт ничуть не во вред, но только на пользу и физическому, и психологическому здоровью подростков, некоторые из которых через несколько лет уйдут в спорт высших достижений.

Цель исследования – повышения уровня развития координационных качеств баскетболистов посредством проведения особым образом ориентированного тренировочного процесса по баскетболу.

Задачи исследования:

  1. Исследовать возможности развития координационных способностей у спортсменов при занятиях баскетболом и обосновать их оптимальность;

  2. Выявить особенности и факторы развития координационных способностей у спортсменов при занятиях баскетболом;

  3. Сформулировать методические рекомендации по развитию координационных способностей при занятиях баскетболом;

  4. Разработать средства и приёмы развития координационных способностей при занятиях баскетболом.

Предмет исследования – методика развития координационных качеств баскетболистов.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс, применяемый к баскетболистам в возрасте 15-16 лет.

Структура курсовой работы обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ПОМОЩИ БАСКЕТБОЛА
1.1 Теоретическое обоснование развития координационных способностей при помощи баскетбола


Современный баскетбол является одной из самых популярных спортивных игр в мире, что обуславливается наличием в ней всех видов возможных для спортсмена движений, в том числе, ходьбы и бега, резкие остановки и смены направления, повороты и прыжки, ловля, ведение и броски мяча, причём, все данные виды движений осуществляются при противостоянии с соперниками. Такой богатый спектр физической активности способствует укреплению и развитию нервной системы и двигательного аппарата, повышению метаболизма в организме и улучшению функционирования всех систем человеческого организма [21, с. 191]. Именно поэтому баскетбол является одним из самых популярных способов проведения активного отдыха среди широких слоёв населения, для которых, к сожалению, сидячий образ жизни в процессе трудовой деятельности – суровая правда жизни.

Безусловно, при досуговом времяпрепровождении не требуется говорить о том или ином спортивном уровне физической подготовки участвующих в игровой деятельности спортсменов-любителей, для которых вполне достаточным является обычный уровень подготовки, имеющийся у большинства физически здоровых людей. Тем не менее, если мы говорим о в той или иной мере серьёзном уровне спортивной подготовке баскетболистов, то мы должны выстраивать серьёзный педагогический процесс физической и спортивной подготовки спортсменов, предполагающей, помимо всего прочего, и распределение ролей между игроками команды, то есть, их специализацию в соответствии с наиболее ярко проявленными способностями.

Итак, существуют следующие специализации игроков-спортсменов в баскетбольной команде [20, с. 260]:

  • Крайний нападающий. Спортсмены данной специализации в баскетболе должны иметь такие физические данные, как высокий рост, скорость движений и прыгучесть, способность к метким броскам, а также умение оценивать игровую обстановку, обладать хорошо развитыми чувствами пространства и времени и иметь такие качества спортивные качества, как смелая и решительная атака;

  • Центровой игрок. Спортсмены данной категории специализации в баскетболе должны иметь высокий рост, атлетическое телосложение, прыгучесть и выносливость.

  • Защитник. Спортсмены данной категории специализации в баскетболе должны обладать такими качествами, как быстрота, подвижность, выносливость, рассудительность и внимательность.

Функциональное распределение игроков баскетбольной команды в пространстве боевого поля является одним и важнейших принципов современной игровой спортивной командной деятельности. Роли между игроками на баскетбольной площадке распределяются не только и не столько в соответствии с их местоположением на боевом поле, но в большей степени в зависимости от их физических данных и показателей, а также психофизиологических особенностей, определяющихся в процессе тестирования спортсменов как в специализированных лабораториях, так и в ходе обычных тренировок [30, с. 792]. Получаемые в процессе тестирования в ходе тренировок и в специализированных лабораториях результаты не только являются основой для принимаемых тренерским штатом решений по специализации игроков, но становятся основанием для статистической базы проводимых научных исследований в области спорта, в нашем случае, в сфере спортивной подготовки баскетболистов как посвящённые силовой подготовке, так и изучающие координационные способности.

Проводимые научные исследования в сфере физической культуры и спорта в последнее десятилетие стали уделять более пристальное внимание вопросам изучения координационных способностей спортсменов в разных видах спорта, а также имеющимся возможностям и путям их развития. В настоящее время при изучении в области теории физической подготовки системы управления движениями в человеческом организме важным вопросом, которому уделяется большое количество внимания, является тема организации управляемости двигательным аппаратом спортсмена [25, с. 151]. Организация двигательного процесса в человеческом организме и его последующее программирование и управление при реализации начинается и протекает на разных этажах центральной нервной системы человека по принципам, так называемой, динамической субординации движений. Под этим понятием подразумевается, что, с одной стороны, все смысловые и регулирующие стороны движений спортсмена регулируются в центральной нервной системе на ведущих уровнях построения движений, а с другой стороны, все исполнительские и моторные стороны движений спортсмена, в том числе, и в баскетболе, управляются низшими уровнями построения движений, которые, в свою очередь, находятся под полным контролем высших уровней построения движений.

В свою очередь, пространственная точность выполняемых в спорте движений и их стабильность, симметрия при реализации сложных движений, а также наиболее оптимальное движение тела и отдельных его частей с позиции экономии мышечных усилий обеспечивается в процессе совершения спортсменом движений сенсорной коррекцией как ведущих, так и низших уровней построения движений. Так как, в силу различия физиологических характеристик у разных спортсменов, их физические показатели, естественно, также различаются, а следовательно, различаются и их координационные способности, критерии, в соответствии с которыми они предпринимают или не предпринимают те или иные координационные действия в процессе физических движений.

Следовательно, координационные способности спортсмена как в баскетболе, так и в других видах спорта, можно определить, как физические способности атлета, обуславливающие, соответственно, его способности к наилучшему владению своим телом, а также к полному контролю своих движений [13, с. 244]. Однако, приводя определение координационных способностей спортсмена, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью определения критериев оценки координационных способностей спортсменов. Анализ широкого спектра научной литературы позволил сформулировать следующие выводы относительно определений понятий, имеющих непосредственное отношение к координации движений в баскетболе и их оценке.

Под критериями оценки координационных способностей спортсменов понимаются основные отличия, которые и становятся основой в ходе процесса оценивания умений спортсменов координировать свои движения. То есть, это – основополагающие признаки, которые становятся основой для оценки как координационных способностей, в целом, так и их отдельных элементов.

К базовым критериям оценки координационных способностей спортсменов можно отнести следующие четыре характеристики, являющиеся также и одними из основополагающих качеств в обычной жизни [1, с. 83]:

  • Быстрота,

  • Правильность,

  • Находчивость,

  • Рациональность.

Безусловно, в процессе изучения научных исследований можно встретить и множество других классификаций, на основе которых осуществляется статистический и параметрический анализ уровня развитости у спортсменов способностей к двигательной координации своих действий в ходе спортивной деятельности, в частности, в баскетболе, но все они, так или иначе, сводятся к приведённой нами классификации характеристик координационных способностей спортсменов, в основе которых лежит работа центральной нервной системы человека.

В большинстве проанализированных нами исследований отмечается, что осуществление двигательной деятельности в спорте должно рассматриваться с позиции их правильности с двух основных сторон [3, с. 45]:

  • Качественная сторона двигательной деятельности, демонстрирующая доведение конкретных движений до их логического завершения;

  • Количественная сторона двигательной деятельности, рассматривающая её с позиции строгости движений.

При исследовании двигательной активности как с той, так и с другой стороны подразумевает исследование точности выполняемых спортсменом движений.

Однако, в одном ряде исследований, безусловно, посвящённых баскетбольной тематике, понятие точности рассматривается с позиции меткости выполняемых движений. Соответственно, в данных исследованиях изучение биомеханики спортивных движений осуществляется именно с позиции их конечной меткости.

В другом ряде исследований понятие точности рассматривается с позиции непосредственно с позиции самого процесса выполнения движения, то есть, с позиции правильности выполнения движения, его оптимальности, экономии мышечных усилий при совершении движения. При изучении двигательной активности спортсменов с данных позиций, удаётся рассмотреть их движения в соответствии с их направлением, протяжённости и регулированию вкладываемых мышцами усилий [11, с. 218].

Соответственно, при изучении движений мы должны различать точность движений в целом и их разделения на отдельные этапы, точность оценки движений и отмеренность спортсменом силовых, пространственных и временных составляющих этих движений, а также правильность реакции спортсменов на двигающиеся объекты (в нашем случае, это – баскетбольный мяч) с позиции их точности и/или меткости [24, с. 286]. Относительно перечисленных нами характеристик двигательной активности спортсменов в рассмотренных нами научных исследованиях имеются две основные точки зрения. Согласно одной из точек зрения, между рассмотренными нами характеристиками имеет место положительная корреляция. Тем не менее, большинство исследователей придерживаются второй точки зрения, в соответствии с которой рассмотренные характеристики могут рассматриваться каждый по отдельности, как показатели точности двигательной активности спортсмена, характеризующие её с разных сторон.

Итак, рассмотрев со всех существующих в исследованиях позиций изучения такого составляющего оценки двигательной активности спортсменов, как «точность», перейдём теперь к более подробному рассмотрению концепции базовых критериев оценки координационных способностей спортсменов, которых выявлено четыре: быстрота, правильность, находчивость и рациональность совершаемых спортсменом движений. Собственно говоря, все данные критерии отчасти являются частью перечисленных нами характеристик точности, которые необходимо выделять при изучении двигательной активности.

Быстрота – это критерий оценки координационных способностей атлета в процессе совершаемой им двигательной активности, который оценивает скорость производимых им трудных и сложных с позиции координации движений, который может оцениваться в условиях дефицита времени, тогда оценивается скорость реакции спортсмена в сложных условиях, либо при условии, что выполняемые движения является незнакомыми для спортсмена и только разучиваются, тогда также оценивается и скорость усвоения спортсменом новых движений до необходимого уровня с позиции их точности и экономичности [7, с. 102].

Правильность – это критерий оценки координационных способностей атлета, исходя из соответствия выполняемых им сложных с позиции координации движений существующим стандартам выполнения данных движений, с позиции правильности траекторий движения всех участвующих в данной двигательной активности частей тела спортсмена. Причём, оценка может производиться как при выполнении спортсменом уже хорошо знакомых ему движений, тогда оценивается непосредственно точность выполняемых спортсменом движений, так и вновь разучиваемых движений, тогда оценивается способность спортсмена к быстрому схватыванию новых движений [29, с. 50].

Находчивость – это критерий оценки координационных способностей атлета, характеризующий способность спортсмена к принятию решений, требующих выполнения сложных координационных движений в незнакомой обстановке, с позиции выполненности поставленных задач. Однако, данный критерий, как и предыдущие, имеет две стороны оценки координационных способностей [8, с. 30]:

  • Качественная сторона оценки движений, которая рассматривает их целесообразность;

  • Количественная сторона оценки движений, которая рассматривает их экономичность.

Рациональность – это критерий оценки координационных способностей атлета, рассматривающая способности спортсмена к выполнению двигательной деятельности, оптимальной с позиции предпринимаемых мышечных усилий [28, с. 266].

Итак, мы рассмотрели главные критерии оценки координационных способностей спортсменов при совершении ими двигательной активности. Как мы видим, все рассмотренные критерии являются многосоставными и оценивают свои части структуры координации двигательной активности не менее, чем по двум параметрам, это с качественной и с количественной позиции их выполнения.

При проведении исследований в области координационных способностей спортсменов, в том числе и баскетболистов, выделяются три основных вида координационных способностей [19, с. 36]:

  • Специальные координационные способности – это группы целостных целенаправленных движений, являющиеся однородными с позиции психофизиологических механизмов,

  • Специфические координационные способности – это способности спортсмена к управлению отдельными элементами двигательной активности, среди которых можно выделить упражнения на равновесие, реагирование и ритм, его ориентацию в пространстве, перестроение, согласование и дифференцирование движений.

  • Общие координационные способности – это способности спортсменов к выполнению в рамках двигательной активности самых различных по смыслу действий.

Среди специальных координационных способностей нас интересуют следующие выделяемые исследователями координационные способности спортсменов [27, с. 63]:

  • Циклические координационные способности, отвечающие за контроль таких движений, как, например, ходьба, бег и т.д.;

  • Ациклические координационные способности спортсменов, отвечающие координацию таких движений, как прыжки;

  • Управление в пространстве разными частями тела, что актуально, например, при совершении ударов или обводов;

  • Координация движений, цель которых – перемещение тех или иных вещей в пространстве, например, подъём спортивных снарядов;

  • Метательные движения, имеющие целью выполнение метания на определённое расстояние и с определённой силой, например, бросание мячей, кидание гранат, метание дисков;

  • Метательные движения, имеющие своей целью выполнение метания с установкой на меткость, где в качестве примеров можно привести такие виды двигательной активности, как «Игра в 10 касаний» или броски в кольцо;

  • Двигательные действия, носящие атакующий или защитный характер, например, движения в процессе атаки или оборонительные стойки;

  • Технико-тактические действия, которые являются основой подвижных, а также спортивных игр.

При нормальном процессе развития у спортсменов общие координационные способности формируются в процессе развития и синтезирования в неотделимые друг от друга движения, которые изначально рассматриваются с позиции развития специфических координационных способностей. В итоге, общие координационные способности показывают умение спортсмена осуществлять контроль над выполнением самых разнородных движений с позиции оптимальности затрачиваемых мышечных усилий [6, с. 18].

Отметим, что, наряду со всеми перечисленными особенностями выполнения различных движений, необходимо различать элементарные координационные способности, к которым можно отнести ходьбу, бег и другие подобные им комбинации движений, и сложные координационные способности, которые проявляются в сложнокоординационных видах спорта, к которым относятся единоборства и такие игровые виды спорта, как футбол, баскетбол, волейбол или хоккей [17, с. 23]. При исследовании элементарных двигательных способностей достаточно оценивать способности к имитации соответствующих движений, при работе со сложными двигательными способностями необходимо уже оценивать умения спортсменов к быстрой адаптации к изменению обстановки в виде перестройки всех своих движений.


1.2 Особенности и факторы развития координационных способностей


Нынешний спорт отличается жгучей борьбой, высоким уровнем спортивных достижений, невиданным ростом физических возможностей спортсмена. Высокий уровень спортивных достижений представляет характерные требования к качеству подготовки спортсменов. Одно из основных даже главных условий высокой эффективности системы подготовки спортсменов заключается в жестком учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.

Одним из основных критериев биологического возраста в жизни считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем школьном возрасте либо студенческой жизни встречается значительное большое усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного его развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается поясничный, а тише – шейный [15, с. 186].

Заключительной точкой в высоте позвоночник достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела немного отстает в развитие. Это выражается тем, что конечности тела растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет начинается окостенение верхней и нижней поверхностей позвонков, грудины и слияние её с рёбрами. Позвоночный столб превращается в более прочным, а грудная клетка продолжает стремительно и усиленно развивается, он уже менее подвержен деформации и способен выдерживать даже значительные нагрузки в неординарных условиях. Так же к 15-16 годам срастаются нижние сегменты тела грудной клетки. В 17 лет увеличивается в основном подвижность грудной клетки в отличие от минувшие периодов роста грудины [10, с. 490].

Окостенение костей предплюсны весьма долгий и длительный процесс, начинающейся на 4-8 месяце эмбриогенеза, то есть гораздо раньше костей запястья, и заканчивающийся чаще всего на 16-19 году жизни человека. В развитии костей так же предплюсны отражаются половые особенности организма. У девочек точки окостенения появляются раньше, чем у мальчиков в связи с половыми признаками. Синостозы эпифизов с диафизами в костях плюсны наступают в период 16-19 лет, а в фалангах пальцев от 9 до 18.

У старших школьников и студентов младших курсов рост тела в длину замедляется (у некоторых заканчивается на период времени). Если у подростков в статистике превышает рост тела в длину, то у старших школьников и студентов явно преобладает рост в ширину в кости. Кости становятся более толстыми и прочными по своей структуре, но процессы окостенения в них еще не закончены до конца [14, с. 88].

К 17-18 годам жизни человека формируется высоко дифференцированная структура мышечного волокна, происходит значительное увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра и объѐма мышечного волокна.

Установлено и доказано, что поперечник двуглавой мышцы плеча к 6 годам увеличивается в 4-5 раз, а к 17 годам в 6-8 раз. Увеличение массы и объѐма мышц с возрастом происходит не равномерно: в течении первых 16 лет вес мышцы поднимается на 9%, а с 15 до 17-18 лет на 12%. Более сильные темпы в росте характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей. Так же сильно и наглядно выражены половые различия по мышечному и жировым компонентам: масса мышц (по отношению к массе тела человека), у девушек приблизительно на 14% меньше, чем у юношей, а масса жировой ткани примерно на 11% больше. Так же различие в мышечной силе с возрастом поднимается выше: в 15 лет различие составляет 8-10 кг, в 18 лет – 15-20 кг между девушкой и юношей. Увеличение веса тела у девушек происходит более интенсивно, чем рост мышечной силы в теле [26, с. 95].

Опорно-двигательный аппарат у старших школьников и студентов способен выдерживать сильные статические напряжения и выполнять длительную работу в нагрузке, что обусловлено в нервной регуляции, строением, химическим составом и сократительными свойствами всех мышц.

Так же значительно изменяются в процессе онтогенеза функциональные свойства всех мышц тела. Увеличиваются возбудимость и лабильность мышечной ткани. Меняется так же мышечный тонус. У новорожденных слабо выражена в теле способность мышц к расслаблению и отдыху, которая с возрастом увеличивается в разы. С этим обычно связана зажатость и скованность двигательных движений у детей и подростков. Только после 14 лет движения становятся более пластичными и четкими.

В таком ответственном и сложном виде спорта как баскетбол, обучение и развитие двигательным действиям, в которых ведущую роль занимают координационные способности, связано чаще всего с преодолением своих человеческих факторов в котором каждый раз нужно преодолевать себя и существенные психологических трудностей на пути к результату [12, с. 72].

Разучивание, и выполнение многих упражнений и элементов движения связано с преодолением своего страха, и главным условием преодоления этих трудностей это систематическое совершенствование координационных способностей подростков и спортсменов.

В результате этого у подростка и спортсмена начинает развиваться уверенность в своих способностях и возможностях, соответственно чувство страха отпадает, и они уверенно выполняет упражнения и элементы, и эта уверенность и желание заниматься спортом ведет их к высоким спортивным результатам и достижениям. Порой рост мастерства у спортсменов останавливается только потому, что в течении несколько лет спортсмен не совершенствовал свои координационные способности и оставлял их на второй план либо совсем забывал про них.

Психическая напряженность подростка спортсмена – это необходимый фактор его подготовленности и выполнению сложного действия и элемента, однако она имеет предел, за которым наступает понижение психической и двигательной активности спортсмена.

Огромное различие координационных способностей, с одной стороны, это - высокие требования к точности выполнения упражнений, а с другой стороны, обуславливает важность точного формирования и развития у спортсменов соответствующих мышечно-двигательных пониманий.

Одной из основных интересных и актуальных задач спортивной психологии является разработка эффективных практических методов психологической подготовки спортсмена, которые помогали бы спортсменам и подросткам приспособиться к более интенсивным нагрузкам на тренировках, занятиях и соревнованиях. Имеется много методов и приёмов, которые иногда используются при психологической подготовке спортсмена студента подростка [18, с. 295].

Они способствуют повышению уровня психической активности, сохранению моторной и психической работоспособности, более быстрому восстановлению психической энергии, затраченной спортсменами подростками на специфические усиления, и в целом укреплению умственной и интеллектуальной работоспособности. Вдобавок того, эти методы не являются единственно определяющими факторами. Они имеют гигиеническое, профилактическое, лечебное значение, оказывающее воздействие в более широком плане – для содействия формирования физически крепких людей зрелого возраста, способных преодолевать любые трудности, поставленные перед ними, в частности трудности, связанные с развитием координационных способностей [5, с. 126].

Итак, в период 15-16 лет организм подростка всё ещё продолжает своё развитие, которое затрагивает как костно-мышечный аппарат, так и нервную систему и психоэмоциональную сферу спортсмена. Высокие и разносторонние физические нагрузки обеспечивают как полноценное развитие тела ребёнка, так и снижение психоэмоционального напряжения, обусловленного гормональным развитием организма.



Выводы по 1-й главе


Таким образом, современный баскетбол – это вид спортивной игры, являющаяся одним из олимпийских видов спорта. Благодаря высокой динамичности этой игры, а также достаточно простым правилам и доступности баскетбол стал одной из самых популярных в мире игр. Занятия баскетболом способствуют всестороннему развитию человеческого тела, высокие двигательные нагрузки укрепляют и развивают костно-мышечный аппарат, нервную систему и снижают у подростков психоэмоциональное напряжение.

При серьёзных занятиях баскетболом необходимо понимать, что в основе современного баскетбола лежит хорошо проработанная теоретическая база, рассматривающая широкий спектр приёмов работы с мячом в разных позициях на боевом поле и противодействия игрокам команды соперника, а также всю методологию движений, составляющих основу для каждого существующего в баскетболе приёма.

Так как у каждого человека по-своему развито тело, то не всем одинаково хорошо даются существующие в баскетболе приёмы и способы работы на площадке. Соответственно, в баскетболе существует специализация игроков, крайнего нападающего, центрового игрока и защитника, в зависимости от их предрасположенности к тем или иным видам приёмов, существующих в баскетболе.

Организм подростков в 15-16 лет продолжает своё развитие. Завершается развитие костно-мышечного аппарата организма, выходит в завершающую стадию развитие отделов головного мозга, отвечающих за сложные движения в человеческом организме. Соответственно, данный период является оптимальным для фокусирования пристального внимания со стороны педагогов на развитие координационных способностей подростков.


ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: МЕТОДИКА И УПРАЖНЕНИЯ



2.1 Методика развития координационных способностей


При формировании методики развития координационных способностей у спортсменов-баскетболистов в возрасте 15-16 лет целесообразно выделить пять основных моментов развития координационных способностей у баскетболистов [2, с. 223]:

  1. Основным средством развития координационных способностей у спортсменов-баскетболистов является физические упражнения, а основным методом развития этих координационных способностей является их многократное повторение. Здесь можно выделить две категории тренировочных средств и упражнений:

    1. Общие – целью которых является повышение общего уровня развития координационных способностей, эти упражнения выполняются в грубой форме;

    2. Специальные – целью которых является совершенствование конкретного вида координационных способностей при помощи определённых движений, которые выполняются с предельной точностью.

  2. Разучивание и последующее выполнение и общих, и специальных тренировочных средств, применяемых в целях развития координационных способностей (то есть, двигательные навыки, применяемые как на тренировках, так и во время соревнований) должно осуществляться точно и правильно с технической точки зрения, а также под контролем, предполагающим как самоконтроль со стороны спортсмена, так и контроль со стороны в лице тренера, то есть:

    1. Объективно дополненная информация в результате различных методов самоконтроля;

    2. Применение средств внешнего контроля, в том числе, зеркал и средств видеозаписи с последующим просмотром и разбором отснятого материала.

  3. Применение в тренировочном процессе дополнительных тренировочных объектов в целях повышения уровня функциональной деятельности анализаторов. Например, использование вращающегося гироскопа, позволяющего при относительной пассивности спортсмена осуществлять тренировку его вестибулярного аппарата.

  4. Осуществление выбора тренировочных возможностей необходимо осуществлять, исходя из возможностей воздействия и развития соответствующих двигательных способностей в соответствии с предварительно определённой задачей, исходя из логики тренировочного процесса. В нашем случае, все упражнения, применяемые для развития координации, должны быть направлены на развитие дифференцированной способности баскетболиста.

  5. Проводимые в рамках тренировочного процесса мероприятия по повышению координационных способностей спортсменов будут эффективными при постепенном повышении уровня сложности применяемых в мероприятиях тренирующих средств и их усложнении.

В качестве методических примеров по развитию у спортсменов-баскетболистов в возрасте 15-16 лет можно привести следующие условия, в которых необходимо проводить развитие координационных способностей спортсменов [16, с. 85]:

  • Применение разных подходов к выполнению тренируемых движений, в том числе, можно применять такие подходы, как совершение стартов из различных исходных позиций, без мяча и с мячом в различных его положения, в том числе исходная позиция может быть и «лёжа», и «сидя»;

  • Проведение тренировочного процесса, посвящённого развитию координационных способностей, в различных внешних условиях, в том числе, в разных помещениях, при различной температуре, а также на улице в ветреную погоду, здесь можно много сделать различных комбинаций;

  • Проведение тренировочного процесса, предполагающего комбинирование нескольких развиваемых в процессе тренировки навыков по координации движений, к примеру, через прохождение полосы препятствий с преодолением всех расположенных на ней препятствий;

  • Выполнение в ходе тренировочного процесса упражнений в условиях недостатка времени, например, отжиманий;

  • Использование в ходе тренировочного процесса различных видов и способов передачи спортсменам зрительной, слуховой, вестибулярной и тактической информации, в качестве примера можно привести подачу тренером сигнала на старт разными способами, например, голосом, сигнальным свистком, отмашкой рукой, хлопком спортсмена по плечу либо выстрелом из сигнального пистолета.

Как мы уже показали в рамках проведённого нами исследования, основополагающим средством развития и дальнейшего совершенствования у спортсменов-баскетболистов в возрасте 15-16 лет является выполнение различных упражнений на координацию. Безусловно, их в настоящее время существует очень большое количество, а также можно придумать большое количество их комбинаций и вариаций.

Тем не менее, все существующие в спорте упражнения на развитие и дальнейшее совершенствование координации можно классифицировать на две основные категории, суть которых есть [23, с. 105]:

  • Упражнения, непосредственно предназначенные для развития и совершенствования координационных способностей спортсменов в рамках выполнения ими движений как скоростного, так и скоростно-силового характера, и главной целью которых является развитие двигательной ловкости, в качестве примера данной категории упражнений можно привести бег на короткую дистанцию, ведение мяча с выпрыгиванием вверх, бросание мяча в кольцо;

  • Упражнения, не предназначенные непосредственно для развития и совершенствования координационных способностей, но созданные и применяемые для развития выносливости, в процессе выполнения которых от спортсменов требуется страховка своих координационных способностей, а также требуются повышенные навыки в дифференцированной, ритмической и ориентационной координации, что имеет особую важность на фоне приходящего в процессе выполнения упражнений утомления, в качестве примера упражнений, отнесённых к данной категории, можно отнести различные спортивные игры, помимо баскетбола это – теннис, волейбол, футбол, водное поло, зимой хоккей.

Необходимые при игре в баскетбол координационные способности являются сложными психофизиологическими явлениями в человеческом организме, поэтому невозможно сделать однозначные рекомендации по единообразному применению в процессе работы с подростками в возрасте 15-16 лет тех или иных методик и наработок. Тем не менее, можно выделить следующие методические приёмы, предназначенные для развития и совершенствования координационных способностей спортсменов-баскетболистов в возрасте 15-16 лет [9, с. 444]:

  • Варьирование способов исполнения движения, в том числе:

    • Выполнение движений в разных объёмах;

    • Выполнение движений с разным ритмом;

    • Выполнение движений в разных направлениях;

    • Выполнение силовых упражнений с варьированием рабочего веса при выполнении разных подходов;

    • Выполнение движений с различным темпом;

    • Выполнение движений, которые являются зеркальным отображением изначальных упражнений;

    • Выполнение движений с изменением исходного и конечного положения тела;

  • Варьирование условий выполнения движений при сохранении непосредственного способа их выполнения, в том числе:

    • Постоянно меняющиеся условия, в которых происходит выполнение координационных движений;

    • Постоянные силовые упражнения при выполнении движений на координацию;

    • Осуществление задания на предварительную нагрузку перед выполнением движений на координацию;

    • Проведение предварительного раздражения вестибулярного аппарата перед выполнением движений на координацию;

    • А также комбинирование нескольких движений на координацию между собой, сочетание движений на координацию с другими упражнениями и их комплексами.

Итак, важнейшим путём развития координационных способностей у спортсменов 15-16 лет является систематическое обучение новым сложным и многосоставным умениям и навыкам с последующим усложнением выполняемых задач в виде выполнения заданий на координацию в разных педагогических условиях и другими методами, включая сочетание различных движений и их комбинацию с упражнениями из других комплексов [4, с. 53].




2.2 Средства и приёмы развития координационных способностей


В качестве комплекса упражнений, предназначенных для развития координационных способностей спортсменов-баскетболистов в возрасте можно привести следующий комплекс упражнений на развитие координационных способностей [22, с. 25].

В качестве основных целей по развитию координации в данном комплексе можно привести следующие пункты:

  • Способности спортсменов к оценке и регулированию пространственно-временных параметров движений;

  • Способности спортсменов к сохранению устойчивого равновесия;

  • Способности спортсменов к ощущению и усвоению ритма;

  • Способности спортсменов к напряжению и расслаблению мышц;

  • Способности спортсменов к согласованию движений во время двигательной деятельности.

Упражнения без мяча

  1. Бег с поворотом через спину

Рис. 1. Упражнение «Бег с поворотом через спину»

Выполняется на носе той ноги, в сторону которой игрок собирается выполнить поворот.

  1. Бег с поворотом через спину прыжком

Рис. 2. Упражнение «Бег через спину с прыжком»

Перед поворотом игрок выполняет остановку прыжком и без паузы поворот прыжком. Следить за тем, чтобы приземление происходило на обе ноги.

  1. Бег с поворотом через спину и вращением вокруг себя

Рис. 3. Бег с поворотом через спину и вращением вокруг себя

Выполнение упражнения аналогично упражнению 1, но на прямых отрезках добавляется поворот на 360°.



  1. Прыжки «с кочки на кочку»

Рис. 4. Упражнение «Прыжки с кочки на кочку»

Прыжки с изменением направления движения (влево-вправо) с продвижением вперёд и остановкой на опорной ноге в течение 2-4 с. При выполнении упражнения не терять равновесия. Упражнение выполняется с продвижение прыжками вперёд.


Упражнения с мячом


  1. Передачи в парах


Стоя на одной ноге, игроки выполняют передачи мяча друг другу, прокатывая мяч по полу. В момент передачи игрок наклоняется вперёд, во время паузы – выпрямляется. Упражнение выполняется в течение 30-40 с на каждой ноге с повторением 2-3 раза.




  1. Передачи в тройках со средним игроком

Рис. 5. Упражнение «Передачи в тройках со средним игроком»


Два игрока выполняют передачи мяча друг другу, при этом один игрок выполняет прямую передачу двумя руками от груди, а второй – двумя руками от груди с отскоком от пола. Средний игрок или приседает, когда передачу выполняет первый игрок, или подпрыгивает, когда передачу выполняет второй игрок. После передачи средний игрок поворачивается лицом к игроку, у которого мяч. Игроки выполняют по 10-20 передач, а потом меняются местами.


  1. Передачи мяча в парах в движении (комплекс)

Данное упражнение предполагает возможность передачи игроками друг другу мячей несколькими разными способами:

    1. Двумя руками от груди;

    2. Одной рукой за спиной;

    3. Одной рукой под ногой на двойном шаге, в прыжке;

    4. Двумя руками от груди, после передачи игрок выполняет поворот на 360°;

    5. Двумя руками от груди после вращения мяча вокруг себя;

    6. Сочетание двух последних упражнений.

Рис. 6. Упражнение «Передачи мяча в парах в движении»

Каждое упражнение выполняется по 4-6 раз. Завершить прохождение площадки можно броском по кольцу с двойного шага.


  1. Бросок с двойного шага после поворота

Рис. 7. Упражнение «Бросок с двойного шага после поворота»

Начинать выполнение данного упражнения от центральной линии с правой стороны площадки. Спортсмен-баскетболист начинает ведение меча правой рукой, затем, подбегая к кольцу, делает двойной шаг. Во время выполнения первого шага баскетболист берёт мяч в руки и начинает выполнять поворот на носке правой ноги на 360°, который заканчивается на втором шаге, после чего баскетболист выполняет бросок по кольцу одной рукой. Выполнять упражнение по 10-15 раз обеих сторон баскетбольной площадки.


  1. Бросок в прыжке с места после поворота

Рис. 8. Упражнение «Бросок в прыжке с места после поворота»

Выполнение данного упражнения следует начинать от центрального круга тренировочной баскетбольной площадки. Задача баскетболиста в этом упражнении заключается в ведении мяча правой рукой. Затем, на расстоянии от корзины от 2 до 2,5 м спортсмен выполняет остановку прыжком на обе ноги, а затем без остановки делает прыжок на 360° и осуществляет бросок по кольцу.

Следует выполнять упражнение по 10-15 раз с прыжками и влево, и вправо.





Выводы по 2-й главе


Педагогический процесс формирования и развития у юных баскетболистов в возрасте 15-16 лет сложных координационных способностей предполагает следование пяти основным моментам подготовки юных спортсменов-баскетболистов:

  • В основе педагогического процесса формирования и развития координационных способностей лежат физические упражнения, многократное повторение которых и является залогом формирования, развития и закрепления координационных способностей всех видов;

  • Для эффективности используемых в педагогическом процессе физических упражнений их разучивание и последующее выполнение должно осуществляться предельно правильно и точно с технической точки зрения;

  • В педагогическом процессе должны применяться и дополнительные способы развития координационных способностей спортсменов;

  • Конкретный выбор используемых в развитии координационных способностей зависит от логики тренировочного процесса и особенностей развиваемых в данный момент координационных способностей.

  • В основе эффективности педагогического процесса формирования, развития и закрепления у юных спортсменов-баскетболистов в возрасте 15-16 лет лежит принцип последовательности в выборе тренировочной нагрузки и её сложности.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, современный баскетбол – это вид спортивной игры, являющаяся одним из олимпийских видов спорта. Благодаря высокой динамичности этой игры, а также достаточно простым правилам и доступности баскетбол стал одной из самых популярных в мире игр. Занятия баскетболом способствуют всестороннему развитию человеческого тела, высокие двигательные нагрузки укрепляют и развивают костно-мышечный аппарат, нервную систему и снижают у подростков психоэмоциональное напряжение.

В ходе настоящего исследования выбранной темы можно сделать следующие выводы:

    1. Современный баскетбол – высокотехничный и высококоординационный вид спорта. В соответствии с наиболее развитыми способностями у спортсменов и их физическими данными, определяется их специализация в баскетболе. В основе процессов оценки двигательных способностей спортсменов в баскетболе лежат четыре основные характеристики, составляющие в совокупности весь спектр двигательной активности: быстрота выполняемых движений, правильность совершаемых движений, находчивость спортсмена в процессе выполнения им движений и рациональность выполняемых движений с позиции оптимальности затрачиваемых мышечных усилий. При исследовании координационных способностей спортсменов выделяют три основных их вида: специальные координационные способности, специфические координационные способности и общие координационные способности.

    2. К 15-16 годам развитие организма у подростков вступает в завершающую стадию, практически завершается формирование костно-мышечного аппарата и большинства остальных основных систем человеческого организма, но ещё продолжается активное развитие нервной системы и психоэмоциональной сферы. В этот период развития организма необходимы высокие физические нагрузки, которые обеспечат сбалансированное завершение физического развития организма и снимет психоэмоциональное напряжение, обусловленное интенсивным гормональным развитием подросткового организма в этом возрасте. Баскетбол, являющийся динамичным, энергозатратным и высококоординационным видом спорта, отлично подходит на эту роль.

    3. В основе тренировочного процесса формирования, развития и закрепления у спортсменов-баскетболистов в возрасте 15-16 лет лежит многократное повторение широкого спектра физических упражнений, выполнение которых должно быть технически правильным, и, соответственно, их разучивание и последующее выполнение должно происходить под пристальным самоконтролем и контролем со стороны тренера. В качестве дополнения должны применяться дополнительные способы повышения координационных способностей, однако, в основе педагогического процесса всегда лежит принцип последовательности.

    4. В основе физических упражнений по формированию, развитию и закреплению у спортсменов-баскетболистов координационных способностей лежит два основных вида упражнений – с мячом и без мяча. Оба вида упражнений содержат в себе различные упражнения, повышающие координацию спортсменов и их ориентацию в пространстве.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Ахмедов, Б. С. Методические рекомендации обучения спортивным играм (из опыта работы) / Б. С. Ахмедов // Актуальные проблемы совершенствования системы непрерывного физкультурного образования: Материалы IV международной научно-практической конференции, Грозный, 24 сентября 2020 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 79-84.

  2. Бабушкин, Г. Д. Психология спорта высших достижений : Учебное пособие для магистрантов / Г. Д. Бабушкин. – Саратов : Вузовское образование, 2020. – 358 с.

  3. Бухарин, В. А. Применение баскетбола в системе дополнительного образования и допризывной подготовки старшеклассников общеобразовательной школы / В. А. Бухарин, С. С. Кислякова // Проблемы и перспективы патриотического воспитания, прикладной физической и допризывной подготовки : Материалы заседания междисциплинарной секции Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой памяти и 55-летию со Дня рождения Героя Российской Федерации, гвардии майора, начальника разведки 108-го гвардейского парашютно-десантного полка Евгения Николаевича Родионова, Челябинск, 09–10 ноября 2020 года. – Челябинск: Областной Совет ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов, 2020. – С. 43-53.

  4. Гречко, К. В. Методика совершенствования техники юных баскетболистов / К. В. Гречко, Ж. В. Тома // Современные аспекты физкультурной, спортивной и психолого-педагогической работы с учащейся молодежью : материалы заочной научно‐практической конференции с международным участием, Пенза, 17 ноября 2017 года. – Пенза: Пензенский государственный университет, 2017. – С. 49-55.

  5. Дзержинский, Г. А. Физическая культура: курс лекций : Учебное пособие / Г. А. Дзержинский, И. В. Прохорова. – Волгоград: Московский гуманитарно-экономический университет, 2012. – 144 с.

  6. Ефременко, В. Н. Скоростно-силовая подготовка баскетболисток, её способы и методы / В. Н. Ефременко // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2017. – № 10-2(30). – С. 16-19.

  7. Ефременко, В. Н. Средства и методы скоростно-силовой подготовки баскетболистов / В. Н. Ефременко // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2019. – № 5-3(49). – С. 101-105.

  8. Зелепухин, А. А. Баскетбол с первого класса / А. А. Зелепухин // Физическая культура в школе. – 2014. – № 7. – С. 30-31.

  9. Куликова, М. Л. Средства развития ловкости, скоростных и координационных способностей как составляющих специальной физической подготовки баскетболистов / М. Л. Куликова, Ю. Д. Врублевский // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : Сборник научных статей VIII Всероссийской очной научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 23–24 апреля 2019 года. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2019. – С. 444-447.

  10. Кулинич, Я. С. Средства развития координационных способностей детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры (баскетбол) / Я. С. Кулинич, В. И. Горбунова // Традиции и инновации в современной науке : Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции, Москва, 30 ноября 2016 года. – Москва: Научный центр "Олимп", 2016. – С. 489-491.

  11. Лешева Н.С. Фитнесаэробика как элемент общефизической и психоэмоциональной подготовки квалифицированных студенток-баскетболисток / Н. С. Лешева, В. И. Григорьев, О. В. Миронова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 10(188). – С. 215-219.

  12. Мазуленко, А. Н. Особенности скоростных и координационных способностей баскетболистов / А. Н. Мазуленко // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования : Сборник статей по материалам LXV студенческой международной научно-практической конференции, Новосибирск, 18 марта 2019 года. – Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников "Сибирская академическая книга", 2019. – С. 72-75.

  13. Матназаров, У. Л. Параметры формирования у 10-11-летних учащихся координационных способностей посредством баскетбольных занятий / У. Л. Матназаров, Ю. Махмудов, У. Р. Матназаров // Бюллетень науки и практики. – 2020. – Т. 6. – № 7. – С. 343-347.

  14. Москатова, А. К. Дети нового времени: перспективная стратегия начальной спортивной подготовки / А. К. Москатова, Т. М. Козлов // Paradigmata poznani. – 2016. – № 1. – С. 87-99.

  15. Мустафина, Ф. Р. Выявление наиболее значимой фазы передачи мяча в баскетболе / Ф. Р. Мустафина, К. В. Иксанова, И. Р. Федулина // Цифровое образование и наука : сборник научных статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 16 апреля 2019 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2019. – С. 186-188.

  16. Никитин, Ю. А. Развитие физического качества «координация движения» на уроках физической культуры / Ю. А. Никитин, Е. Д. Зайцев // Инновационные методы обучения и воспитания : сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 марта 2021 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 85-87.

  17. Орлан, И.В. Баскетбол: основы обучения [Текст] / И.В. Орлан. - М.: ФГОУВПО «ВГАФК», 2011. - 180 с.

  18. Павлов, И. И. Теоретические аспекты влияние ловкости на маневренность игрока в баскетбол / И. И. Павлов // Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи : Материалы V региональной научной конференции молодых ученых, Чурапча, 28 февраля 2019 года / Под редакцией А.Ф. Сыроватской. – Чурапча: ФГБОУ ВО "Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта", 2019. – С. 295-297.

  19. Прокопьев, Н. Я. Физическое развитие и здоровье студентов на занятиях по физкультуре с разной долей выраженности аэробной и анаэробной работоспособности / Н. Я. Прокопьев // Здравоохранение, образование и безопасность. – 2017. – № 3(11). – С. 34-41.

  20. Семенов, М. Ю. Эффективность специализированного оборудования при совершенствовании трехочковых бросков в баскетболе / М. Ю. Семенов // Шаг в науку: сборник статей по материалам III научно-практической конференции института естествознания и спортивных технологий, Москва, 20 декабря 2019 года. – М.: Московский городской педагогический университет, 2019. – С. 259-263.

  21. Сидоренко, А. С. Повышение координационных способностей студентов вуза на занятиях по спортивным играм / А. С. Сидоренко // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2018. – Т. 9. – № 3(35). – С. 190-195.

  22. Скрипец И.Б. Развитие координации у баскетболистов // Методические изюминки. – 2011. – С. 25-27.

  23. Смирнов, Г. В. Повышение эффективности бросков в прыжке с дальней дистанции у баскетболистов 13-14 лет / Г. В. Смирнов, Л. Н. Минина // Спортивные игры: настоящее и будущее : материалы 9-й научно-практической конференции кафедры теории и методики спортивных игр НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, 01 января – 31 2020 года / Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – Санкт-Петербург: Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2020. – С. 105-106.

  24. Солодовник, Е. М. Методика определения уровня развития координационных способностей у баскетболистов / Е. М. Солодовник // Вопросы педагогики. – 2020. – № 6-1. – С. 286-289.

  25. Солодовник, Е. М. Особенности тренировки основных двигательных качеств баскетболистов / Е. М. Солодовник // Вопросы педагогики. – 2020. – № 7-1. – С. 149-153.

  26. Суханова, Е. В. Особенности функционального состояния ЦНС баскетболисток во время игры / Е. В. Суханова, Н. И. Годунова // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни : Сборник научных статей VIII Всероссийской очной научно-практической конференции с международным участием, Воронеж, 23–24 апреля 2019 года. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2019. – С. 93-97.

  27. Тимошенко, А. В. Обучение баскетболу школьников и студентов в процессе физического воспитания с использованием специальных тренажеров / А. В. Тимошенко, Ж. Г. Демина, Е. О. Кузенков // Здоровье для всех. – 2020. – № 1. – С. 63-68.

  28. Тихонов, В. Ф. Определение качественных показателей физической нагрузки в баскетболе по характеру изменения частоты сердечных сокращений / В. Ф. Тихонов, О. Г. Дигуева, Л. А. Яковлева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 11-2. – С. 264-267.

  29. Черненко, С. А. Характеристика влияния специализаций на динамику развития функциональных и двигательных способностей студентов 3–5 курсов / С. А. Черненко // Физическое воспитание студентов. – 2014. – № 1. – С. 50-55.

  30. Якушинский, А. В. Повышения физической подготовленности школьников, занимающихся в секции баскетбола, посредством фитнес-технологий / А. В. Якушинский, И. А. Ивко // Роль физической культуры и спорта в развитии человеческого капитала и реализации национальных проектов : Материалы всероссийской научной конференции с международным участием = Proceedings of All-Russian scientific conference with international participation, Якутск, 06 декабря 2019 года / Составители С.С. Гуляева, А.Ф. Сыроватская. – Якутск: ООО "Компания "Дани-Алмас", 2019. – С. 791-799.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!